Следует отметить, что гидрометеорологической службы, как таковой, в Средней Азии не было, поэтому исследования в Таджикистане начались, когда был создан Туркестанский метеорологический институт (Туркмет), а в Сталинабаде организовано метеорологическое Бюро.
Самостоятельной гидрометеорологическая служба в Таджикистане стала лишь в 1933 году. В то же году была построена высокогорная обсерватория на леднике Федченко.
Строительство
Предполагалось, что метеорологическая станция будет небольшой. О капитальном строительстве никто вначале и не думал. Тащить на ледник кирпичи, цемент, кровельное железо и доски казалось безумием. В период, когда Таджикская комплексная экспедиция организовывалась в Москве и Ленинграде, большинство специалистов сходилось на том, что следует поставить на леднике киргизскую юрту, втащив ее сюда по частям.
Но руководство экспедиции, несколько наиболее смелых специалистов из Бюро высокогорных исследований (имевших опыт постройки Тянь-Шаньской высокогорной станции, незадолго перед тем оконченной), утверждало, что нельзя ограничиваться полумерами, если уж надо оставлять на такой высоте зимовщиков, то необходимо создать наилучшие условия для их жизни.
Было решено строить станцию капитально, с отдельными комнатами-каютами, с настоящей лабораторией, с хорошей радиостанцией, со всем необходимым для полноценной работы и быта.
…Обсерватория строилась в Ташкенте, с тем, чтобы в разобранном виде перевезти ее по железной дороге в Ош, а оттуда вьюками и на руках доставить за 490 километров на ледник. Поэтому каждая деталь обсерватории должна была весить не более 32-40 килограммов. Сама станция весила четыре тонны, а приборы, запасы топлива и продовольствия на год еще 96 тонн.
Начало строительства Памирской станции на леднике Федченко. Весна 1932 года.
фото с сайта silkadv.com
Все попытки переправиться через реку Муксу до этого были неудачны и едва не кончились гибелью людей. Часть грузов была доставлена по Алайской долине на бричках, для этого вдоль Алая впервые была проложена колесная дорога. В Алтын-Мазар грузы перебрасывались 188 верблюдами и 60 лошадьми.
Когда караван достиг ледника, оказалось, что верблюды двигаться дальше по льду не могут. Они скользили и падали, калечили себе ноги на острых камнях, на морене. От верблюдов пришлось отказаться…
Открытие станции
Когда, наконец, через шесть месяцев строительство станции было закончено, над ледником, на скале, возникло приземистое здание, сплошь покрытое оцинкованным железом. Полукруглого сечения крыша, рассчитанная на сопротивление ужасным господствующим здесь зимою ветрам, делала его похожим на здание ангара.
Из больших застекленных в восемь слоев окон, часть которых приходится над самым краем скалы, открывался вид на все стороны.
Все кабины имели выход в центральное помещение — кают-компанию с полукруглыми креслами и круглым столом, с библиотечкой, патефоном, гимнастическими приборами, шахматами и шашками. Из кают-компании был проход в метеорологический кабинет, радиокабинет, фотолабораторию; а с другой стороны — выход в сени и переднюю, и сквозь них — в машинное отделение, электростанцию, кладовую керосина, теплую уборную.
К жилым кабинам примыкала ванная, а снаружи эти кабины были обведены кладовыми и коридором. Общая полезная площадь всех 26 внутренних помещений этой удивительной обсерватории равнялась 136 квадратным метрам.
Картина Памирской станции на леднике Федченко. Автор неизвестен.
фото с сайта silkadv.com
Первая зимовка
Условия, в которых находились зимовщики, были (даже если забыть о разреженности воздуха!) более суровыми, чем на арктических станциях: средняя годовая температура в районе обсерватории равна 7 градусам мороза.
Но первая зимовка была особенно трудной: радиостанцию в том году не удалось наладить, поэтому до весны зимовщики были полностью изолированы от внешнего мира. Топлива ушло гораздо больше, чем можно было рассчитывать, им пользовались только для приготовления пищи. Несмотря ни на что, срочные наблюдения производились регулярно, семь раз в сутки. Больше половины наблюдений — в ночное время.
Лучше всего характеризует жизнь зимовщиков дневник начальника обсерватории В. М. Бодрицкого.
Вот несколько отрывков из этого дневника:
27 декабря 1933 г. Громадные сугробы завалили здание совершенно. Всю ночь откапываем верхний люк – единственный выход наружу. С 6 часов утра начался жестокий шторм. Снежинки мчатся со скоростью 35 метров в секунду. Штормовой трос, при помощи которого мы ориентировались, идя к приборам, занесен. Но наблюдения ведутся, ведь «нет таких крепостей…».
15 июня 1934 г. Продукты иссякают. Остались мука, рис, соль, сахар. Кислоты кончены, овощей и жиров нет. Бладыко, Шарова, а затем и я заболели цингой. Ощущение такое, что будто бы каждый зуб можно вытащить без труда. Десны распухли. Кровотечение. Опухоль ног и ломота в суставах – признаки скорбута.
2 июля 1934 г.
Мы везем в Ташкент полный материал наблюдений, который даст возможность осветить климатический режим района оледенения, разрешить вопросы существования оледенения и зависимости его от метеорологических факторов. Мы везем материал, при помощи которого есть возможность дать прогноз водоносности рек, питающих Амударью. А она дает жизнь миллиардам коробочкам хлопка… «
Опыт первой зимовки помог исправить прежние недостатки. Следующие смены зимовщиков располагали бесперебойно работающей радиостанцией. Установленная на ригеле ветросиловая станция избавила зимовщиков от забот о топливе, от экономии электроэнергии. Специальные продукты забрасывались уже в таком количестве, что случаев заболевания цингой больше не было.
Страна льда
10 лет назад нам довелось познакомиться с одним из метеорологов — Рашидом Давлятовым, который в советское время провел на станции целых три года.
В далеком 1983 году, как только после службы в армии Рашид устроился на работу специалистом по связи, его в срочном порядке отправили на ледник.
Кстати, о Давлятове в те годы не раз писали центральные газеты.
— Я отвечал на метеостанции за всю техническую связь, — рассказывал Рашид Давлятов, — это ответственная работа. Конечно, сложно работать в высокогорье, но если тебе нравится твоя работа, все преграды – нипочем.
По его словам, особенно был трудным первый месяц, когда шла адаптация.
На той высоте, где находится станция, барометрическое давление снижается до четырехсот миллиметров, почти вдвое ниже обычного. Поэтому пульс человека здесь равен 120-130 ударам в минуту. В разреженном воздухе трудно ходить и дышать, а ураганные ветры давят на каждый квадратный метр с силой до трехсот шестидесяти килограммов, нетерпимой для человека!
К тому же, трудней всего было родителям Рашида, которые два года ждали его из армии, а теперь — с памирской зимовки – это 11 месяцев работы в горах, а двенадцатый месяц – как правило, отпуск, возвращение на Большую землю.
В советское время для зимовщиков-метеорологов, которые выходили в отпуск, предоставляли на выбор путевку в любом элитном санатории СССР.
Кстати, как рассказывает Давлятов, работа на высокогорной метеостанции – это не романтика. Важно иметь отменное здоровье, уметь приспосабливаться к трудным и суровым условиям.
— А вы знаете, что первый снег на леднике выпадает в сентябре, а последний – после 20 июля? Теперь подумайте сами, по сколько дней там, на высокогорье — весна, лето и осень? Вы знаете, что в год там бывает всего 120 «хороших» дней, а остальные 245 – выпадают осадки? Там в августе 10 дней — весна, 10 – арктическое лето, а после 20 августа появляются мощные воздушные потоки, желтеет трава и начинается осень. На Федченко ведь свой микроклимат, он сам себе погоду делает, — говорил он.
Насчет быта на зимовке. Обычно на метеостанции работали шесть человек. Один день надо было дежурить на кухне, еще один вместе с коллегой печь хлеб и один раз за 10 дней – топить баню. Кстати, о материальной стороне.
За одну зимовку, то есть год работы, можно было купить хорошую машину или дом, поэтому со всего Союза люди приезжали сюда работать.
… Если раньше в Таджикистане насчитывалось 59 метеостанций, в настоящее время их количество достигает 52. Развалился СССР, республики получили независимость, началась гражданская война в Таджикистане, но станция бесперебойно работала до 1995 года, пока еще было финансирование.
Затем она была заброшена и только в 2004 году, в рамках международного проекта, здесь установили одну из 9 автоматических станций.
Тогда в составе Третьей Памирской экспедиции, под руководством профессора из университета Айдахо (США) Владимира Борисовича Айзена, участвовал и наш герой. Задачей экспедиции стало изучение состояния ледников Памира.
На вопрос, в чем уникальность этой обсерватории-метеостанции на леднике Федченко, Давлятов отметил:
— Конечно, есть высокогорные метеостанции на Тибете, но на леднике Федченко наблюдаются погодные условия за короткий промежуток времени. Раньше здесь проводился весь спектр наблюдений: кроме гляциологии (изучение состояния ледников), мы наблюдали состояние снега, солнца и воды. Это были исследования, которые были важными не только для советской науки, но и для мировой.
Он отметил, что метеостанция на леднике Федченко – это уникальная лаборатория, которая дает возможность вести наблюдения на высокогорье и в итоге – способствует развитию экономики страны. Важно сохранить ее для будущих поколений.
Источник — asiaplustj.info
==========================
P.S. К сведению читателей, в публикации на sreda.uz «Рассеивание водного стока от памирских высот до амударьинских тугаев» есть дополнительная информация о метеостанции на леднике Федченко от научного сотрудника таджикского Агентства по гидрометеорологии Рашида Давлятова. С ученым мы встретились в Душанбе в конце мая 2025 года в рамках одного из проектов «Зеленой инициативы». И даже вместе съездили заповедник Тигровая балка. см.фото.

Линия защиты по стене и крыше от тех, кто «оттуда»
Ангелина
Странно, что мы еще можем три часа отстаивать законы государства. Странно, что мы еще пишем такие статьи. Странно, что мы можем в открытую снимать должностное лицо, совершающее преступление - кувалдой сбивающее чужой замок. В детском саду в этом случае говорили: а если я к тебе приду и стану замок на дверях сбивать? Странно, что в это же самое время проходят в нашей же стране международные встречи, конференции, до мировой общественности старательно доносится мысль: Узбекистан - правовое государство.
Заточить в темницы жителей ташкентских высоток — это лихо
Ангелина
У меня дома хранится очень интересный документ: штраф за сооружение крыльца, то есть входа, в частный дом, расположенный в районе одноэтажных домов возле базара Тезиковка на бывшей улице Чапаева, в котором жила моя бабушка. Сколько живу, так и не могу догадаться, каким образом некий надзорный орган в 40-ые годы смог обнаружить это крыльцо частного дома, расположенного внутри двора за забором более 2-х метром. Ситуация изменилась на 180 градусов. Теперь мы не можем найти этот надзорный орган, чтобы его сотрудники выглянули из окна и посмотрели на высотки, видные почти из любой точки Ташкента. Живу на 4-м этаже четырехэтажного дома. Год назад мой сосед воздвиг пятый этаж. Единственно, чего я добилась, чтобы на крышу поднялся руководитель Управляющей компании. Но он по его собственному признанию не является специалистом в строительстве. Так и живу со страхом - когда моя крыша не выдержит.
ДЫМИТ АНГРЕНСКАЯ СВАЛКА
Эколог
Наталия ШУЛЕПИНА sreda.uz, 28.6.2013г Пишу - 07.11.2025 год ....то что Вы писали все также или хуже.
Слабо помыть московские высотки в Ташкенте?
Ангелина Борисовна Однолько
Специально подходила и трогала руками в жаркий летний лень стены новостроек, покрытые прозрачным пластиком, похожим издалека на стекло. Руку держать даже секунду тяжело - очень горячо. А потом мы говорим, что стало жарко. Жарко не потому, что климат меняется , а потому что безграмотные строительные решения подогревают воздух, как в печке. Все больше стекла и бетона, который греется неимоверно. Все больше требуется энергии на охлаждение и отопление воздуха внутри. А люди, принимающие решения живут в загородных домах с садом и огородом и поливом в любое время суток.
На леднике Федченко (Ванчях) международная экспедиция установила летом 2025 года три автоматические станции
Ангелина
Какая красивая и глубокая метафора: ледник - это книга, которую надо успеть прочитать!!! Такая информация не просто радует, она заставляет вновь обрести веру в человечность, в неукротимую жажду познания. Не разрушение, а созидание - вот наш девиз. Наш - людей на планете Земля!!!
Амударья для биоразнообразия. Экспедиция по Узбекистану: от Бухары до низовий (часть 3)
Ангелина
Очень емкая экспедиция, требующая широкого кругозора в освещаемой теме. Слова восхищения автору - Наталье Шулепиной. Даже в праздники Вы не позволяете себе отдыхать! Меня же, как читателя, поразило насколько сложно устроена система водопользования. И второй тезис: никакие теории не помогают, никакие технологии не спасут, если воды просто НЕТ. Известно, что есть островные государства на Земле, которые всерьез задумываются о покупке земли на материке для своих граждан в связи с угрозой затопления. Не возникнет ли такая необходимость и в Узбекистане, если проживание в бывших низовьях Амударьи и Сырдарьи станет просто невозможным.
Ежи не будут ползать по жд-расписанию в Зарафшанском национальном природном парке
вован1
для прохода животных - под насыпью должны быть проложены широкие трубы. Как делается во всех цивилизованных странах
Роща болотных кипарисов в Ташкенте
вован1
фоток с озера Сукко (Анапа) здесь в статье кстати нет.
Ежи не будут ползать по жд-расписанию в Зарафшанском национальном природном парке
Зайнутдинова Неля
Не знаю, как ещё надо писать, к кому обращаться, чтоб дошло до руководителей всех уровней! А что для этой новой ж/д других возможностей прокладки нет или не рассматривались? Или сначала строим, потом соображаем? Перечислены все законы и постановления, которые нарушаются. Они что о них не знают или как всегда выгода на первом месте? Природа такаая хрупкая. Её уничтожить ради экономии средств на нынешнем этапе ничего не стоит.
Двойные стандарты для Чарвака и окрестностей в пику действующим законам
Aliya Vildanova
Власть, которая должна быть гарантом законности, сама вопиюще нарушает и не соблюдает законы страны, со всеми вытекающими: коррупция, воровство, обман и т.д.