Воспользуемся возможностью восхититься и порадоваться, что деревья в городе еще остались и есть совершенно чудесные улицы. Эти кадры сделаны на ходу. Ради фото — минутная остановка. Хороша осень. Такой бы осень всю зиму! И ведь такая в Ташкенте бывает. А потом — весна.
Самые заметные стены Ташкента
Такой в Ташкенте иллюминации до сих пор не наблюдалось. Стены комплекса из восьми «московских» домов на площади им.Хамида Алимджана мигают, меняют цвета, узоры по специальной компьютерной программе. Впечатления у прогуливающихся и проезжающих, как после салюта. Это плюс, но есть в связи со световой феерией и вопросы.
Экскурс в историю высоток
Появление комплекса высоток связано с решением Москвы поддержать Узбекистан после Газлийского землетрясения 1976 года. Проект высотного сейсмостойкого дома в 19 этажей разрабатывался московскими архитекторами для Алма-Аты и практически был готов, когда в Газли случилась беда. В то время в памяти еще свежо ташкентское землетрясение 1966 года. Решение о подарке Узбекистану принято. Москва финансирует строительство через Министерство радиопромышленности СССР, возводящее в узбекской столице завод «Алгоритм».
В сейсмоустойчивой конструкции основой является лифтовый монолитный блок. От него отходят ригели и на них «посажены» квартиры. Оборудование комплектовалось в Москве. В Ташкент поставлялись панели московского домостроительного комбината, трубы, радиаторы, сантехнические кабины, паркет и даже финская фанера. Первые три этажа из кирпича возводились под офисы. Над ними еще пятнадцать жилых этажей и технический. Строительство каркасно-панельных высотных домов велось около пяти лет. Сданы в 1983-м. Об их происхождении и сейчас напоминает рельеф кремлевской стены на крыше.
У домов — глубокий фундамент. Под землей их связывает туннель. Там же, внизу, – тепловой узел. В ближайшем соседстве сооружена подземная насосная станция для подачи на этажи горячей и холодной воды. Она же спустя некоторое время стала обслуживать и вторую четверку домов. По решению руководства Узбекистана ее было решено построить для симметрии и создания архитектурного ансамбля. Проектировщик – институт «Ташгипрогор». Проект такого же типа, хотя дома на этаж ниже и по планировке другие. Они проектировались из материалов, которыми располагала республика. Панели и арматура – свои, и, конечно, никакой финской фанеры накануне распада большой страны.
Эти высотки на западной стороне площади им.Хамида Алимджана очень похожи на московские, с тем же рельефом на крыше. Симметрия сохранена. Последний из домов введен в 1990-м.
В «скобе» перед этой четверкой домов предполагалось разместить большой гастроном. Устроен въезд в подвальные помещения для складов. Гастроном так и не появился, начало девяностых – время дефицита, карточек и сум-купонов. Помещения разобрали небольшие фирмы.
На восточной стороне в жару создает микроклимат фонтан. С другой стороны площади фонтан тоже запроектирован и построен, но не работает. Насосная для него находится в подвальном помещении. Купола из черного стекла, которые хорошо видны и с трассы, это не украшение, а вход под землю. Сначала в подвальных помещениях находился ресторан, затем – телестудия. Она и сейчас здесь, соседствует с насосной. Ни арендатор, ни хокимият, ни организация, отвечающая за эксплуатацию фонтанов, не хотят платить за электроэнергию. Спор тянется десятилетия.
Светить всегда, светить везде?
Попытки осветить стены предпринимались не единожды. Сперва устроена просто подсветка.
Полтора года назад администрация столицы решила под Новый год украсить стены домов иллюминацией. Ее подключили к электрощитам домов. Она оказалась не временной, а постоянной. Размещались белые светильники по вертикали на одной из стен каждого дома и горели всю ночь. В тех ТЧСЖ, где народ пограмотнее, добились отдельных счетчиков. Ну а там, где нет, там жители платили все это время за чужое «удовольствие», испытывая определенные неудобства из-за света в ночные окна.
Новая иллюминация, которая в эти дни поочередно установлена на высотки, в отличие от прошлой, вертикальной, не затрагивающий все этажи, закреплена по горизонтали на двух стенах домов сверху донизу. Несколько дней монтажники долбили их этаж за этажом.
По этому поводу возникают вопросы. Начнем с того, насколько и в самом деле удовольствие? Цветные картинки с наступлением темноты на высотных домах меняются постоянно. Поначалу приковывают внимание так же, как и залпы салюта. Со стороны красиво, с этим не поспоришь.
Разноцветные мигание и мелькание впечатляют и завораживают. И даже вызывают эйфорию. Можно водить на это зрелище детей, оно ничем не уступает лазерному шоу.
Что надо помнить родителям и не особо здоровым людям? Частые переливы цветов могут провоцировать разные реакции, включая судорожные состояния у склонных к этой патологии. Известна реакция детей на трансляцию в Японии 38-ой серии популярного мультсериала про покемонов.
В этой серии покемоны — вымышленные существа — оказываются внутри компьютера. Им необходимо уничтожить опасный вирус. Главный персонаж устраивает взрыв с яркими и интенсивными вспышками красного и синего цвета. Они в течение нескольких секунд мерцали на экране с частотой примерно 12 Гц. После просмотра дети в разных точках страны начали жаловаться на частичную потерю зрения, головную боль, головокружение и тошноту. У некоторых случились судороги, конвульсии и потеря сознания. Эта серия с тех пор не демонстрировалась ни в одной стране. Инцидент получил название «шок от «покемонов».
Для нас световое загрязнение — абсолютно новая проблема. И термин нов. Но мы — в тренде. Как сообщает отчет в журнале Nature, искусственно освещенные территории растут в мире на 2,2% на протяжении с 2012 по 2016 годы, а уровень яркости света растет на 1,8% ежегодно. Ключевой фактор — мировой переход с обычных лампочек на диодные, энергетически эффективные, долгосрочные и яркие. От ночного света начинает страдать животный мир, включая насекомых. Певчие птицы прекращают спать по ночам, что значительно сокращает срок их жизни. Дело не только в количестве света, но и в свечении неба, отраженном от облаков и аэрозолей в атмосфере. Люди его не замечают, но, оно, возможно, влияет на 30% позвоночных и 60% беспозвоночных, которые ведут ночной образ жизни. Так утверждают американские ученые.
Ничего конкретного о минусах для здоровья горожан и биоразнообразия в Ташкенте нам пока сказать нечего. Феерия налицо.
Следующий вопрос — об авторском надзоре. Он был? Московские проектировщики далеко, и вряд ли к ним обращались. АО «Ташгипрогор» выдал заключение о безопасности для высоток ковыряния стен по горизонтали? Госкомитет по архитектуре и строительству проверил, на какую глубину врезались в стены сверла? Сколько просверлено дыр в каждом доме – полтысячи, тысяча или больше? Конструкции – навесные, на устойчивость каркаса сверление не повлияет. Ну, а микротрещины, эффект от вибрации кто проверял?
Конечно, будоражит вопрос о правах на стены. По Закону они являются собственностью жителей. На мой вопрос: «С какой стати стены колупаете?» молодой сотрудник компании «Аkfa ligfht» ответил, что они только изнутри – жителей. А снаружи…
На эту тему поспорим. Права на общее имущество, в том числе на несущие и ограждающие конструкции, у членов товарищества. Так — согласно Закону РУз «О товариществах частных собственников жилья». Компания «Аkfa ligfht», устраивая иллюминацию на стенах восьми высотных домов на площади им.Хамида Алимджана, разрешения жителей не спросила и нарушила их права. Это людям надо?
Представители компании пообещали, что для всех домов установят отдельные счетчики, что иллюминация на ночь будет отключаться, дабы не беспокоить проживающих. Про ущерб внешним конструкциям вопрос без ответа, хотя с внешней стороны – разница температур, солнце, дождь, снег.
Давненько Ташкент не трясло, как в 1966-м… Если дома будут раскачиваться с большой амплитудой, поврежденные панели выдержат?
Несмотря на негативное отношение автора этих строк к долблению стен, монтажники вызывали симпатию. Ничего не боятся.
Наталия ШУЛЕПИНА
Источник — Новости Узбекистана
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Фото
Канал Анхор в Ташкенте — одно из главных его украшений. Конечно, это не главная его функция. Он несет воды из реки Чирчик для поливов сельхозугодий. А еще дарит людям свежий воздух, снимает стресс, смягчает летнюю жару. Деревья вдоль канала создают природный микроклимат. Смотрим несколько осенних фото.
Прогулку в ботанический сад Ташкента предварим строками из стихотворения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга:
«Люблю я последние дни сентября. Скрипичным оркестром охваченный город. Люблю эту свежесть и ясность погоды. Природа спокойно уходит в себя».
Доклад выпущен КБО ООН и ФАО по случаю Международного дня сельских женщин, отмечаемого 15 октября, и озаглавлен «Решения, выдвигаемые женщинами для обеспечения устойчивости к засухе».
Воскресным утром мы отправились на учет из Ташкента к Туябугузскому водохранилищу (Ташморю). Точно также в этот день 6 октября отправились на учеты наблюдать за птицами и их считать бёдвочеры в разных регионах Узбекистана и в трех десятках стран Европы и Азии.
Наш четырехдневный маршрут включал и горы, и долы. В маршруте обозначены проектные сады. Они и есть цель. Посаженные два года назад саженцы прижились? Первый сад — в буферной зоне Кызылсуйского участка заповедника, в кишлаке Калтакул.
Из Балыккуля мы планировали уехать на автобусе в Нанай. Но автобус отменен. И на такси нас туда тоже никто не довезет. Проезд закрыт. Вернемся в Чартак. Оттуда до Наная есть другой маршрут. Путешествие из Ташкента по Наманганской области продолжается.
Мы путешествуем не на личном авто и не автостопом. В путь отправляемся с куйлюкского «пятака». Куйлюк-базар находится на краю Ташкента, отъезжать удобно. Немного поторговались c частником из-за цены и в путь. Первый отрезок пути — до городка Чартак в Наманганской области.
В Алматы состоялась конференция по экологическому образованию. Сейчас о маршруте в горы — прекрасном дополнении к конференции по экологической тематике.
Городок Янгибазар находится километрах в тридцати от Бухары. Янгибазар — центр Пешкунского района, и он с водопроводом. А вот многие кишлаки района без него. Потому и включены в проект.
Ноябрьские сюжеты в Ташкенте. Фото на ходу
Ангелина Борисовна Однолько
Наталья! Вы -прекрасный фотограф. Но давно убедилась, что фотография - не документ. Взять метр вправо -налево - и будет совершенно другой вид.
Ташкентцы хотят знать причины загрязнения воздуха и поименно загрязнителей
Бобоева Д
Хочется верить, что Фуркат Махмудходжаев-единственный человек в хокимияте, который хоть что-то но делает, выполнит это обещание. Верим, потому что надежда умирает последней, что будут не только следить, но и стараться улучшить качество воздуха в Ташкенте.
Растерзание природы близ Гиссарского заповедника
Однолько Ангелина
Какая грандиозная работа автора! Сколько дорог пройдено. Сколько документов изучено. Сколько проведено переговоров. Если трудно нам, привыкшим к чтению сложных текстов, осознать грандиозность строительства, масштаб денежных вложений, ущерб природно-охранной зоне, то каково местным жителям? Они не знают каким бумагам верить, как отстаивать свои интересы. На примере нового лыжного курорта Амирсай мы видим проблемы такого строительства: непродуманная канализация, отсутствие пешеходных прогулочных троп, отсутствие озеленения территории. Для лыжных трасс перерыты горы, и это совершенно не украшает летний пейзаж. А лето у нас все-таки большую часть года. Не повториться ли все это в Гиссаре?
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
admin
Ваш вопрос не по адресу.
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
Дима
Кто продаёт артемию ищу поставщика
Исполнилось 85 лет со дня рождения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга
Ангелина Борисовна Однолько
Спасибо за подборку. Поистине! Большое видится на расстоянии
Полив деревьев на яккабагской трассе и перспективы паспортизации деревьев в Узбекистане
Ангелина Борисовна Однолько
Недавно путешествовала из Ташкента через перевал в Ферганские долину. Таких сооружений для полива вдоль трассы много. Но и засохших посадок тоже не мало. Видно, что для отчета все сделано. Но ежедневного надзора нет. Остается только удивляться, сколько труда пропадает зря. Что касается мониторинга деревьев в Ташкенте, то не определено или по крайней мере не обнародовано участие махалинских комитетов в этом процессе. Странная ситуация: землю распределяет Хокимият, а махалинским комитетам остается разводить руками, обнаружив на месте деревьев новое сооружение, которое по документам числится туалетом, а на деле оказывается коммерческим объектом. С каждым годом асвальта возле наших домов становиться больше , газонов и деревьев меньше. Большинство чиновников живет в своих домах за городом и ситуацию не ощущают.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Анвар Ходжаниязов
Этот человек который стоит за этой дорогой имеет высоких покровителей. Без них никто на такое не отважется.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Ангелина Борисовна Однолько
Давно уже не выезжаю отдыхать на Чаткал. Везде стройки. Грохочит тяжелая техника. Пыль столбом. Давно не приходилось вдохнуть тот воздух, который хочется кушать. Сейчас даже на водопад туристов возят на газиках. Все впечатление стирается. В нашем народе нет никакого почтительного отношения к природе. Только потребление. А что делать жителям Бричмулы, Наная и др поселков. Или уехать или громить природу
Какова цена реки Угам?
admin
Комментарии из соцсетей: ***** Это просто кошмар, от которого хочется спрятаться. Что мы можем сделать? Написать коллективное письмо? Поехать на эту стройку? Я могу только беспрерывно рассказывать об этом моим ученикам. Хорошо бы дать уроки экологии в школах Хумсана. Люди ничего не знают о том, что творится у них под ноcом. =========== Иcпаганят красивейшие места. И саму реку убьют, а ведь оттуда идет питьевая вода для Ташкента. =========== Реку Угам жалко. И на казахской территории, и на узбекской. Такие чудные места. Мы были просто в шоке, когда увидели, как раздербанили русло. И, конечно, речь идет о цене вопроса. При минимальных для энергосистемы выработках электроэнергии происходит уничтожение природы. 20 млн долл «закопают» для этого.