В Бухару едем для изучения проблем питьевого водоснабжения. Из Ташкента мы прилетаем рано утром. Перед посадкой разглядываем теплицы, трубы теплоцентрали, дороги…
ВИЭ В УЗБЕКИСТАНЕ ПО ДАННЫМ ГОСКОМПРИРОДЫ
В Узбекистане есть хорошая перспектива использовать возобновляемые источники энергии в отдаленных и экологически неблагополучных регионах. Климатические и географические условия страны делают весьма перспективным будущее использования ВИЭ. Прежде всего, это касается солнечной энергии. Потенциал солнечной энергии Узбекистана оценивается в 50 973 млн. тонн нефтяного эквивалента.
В Узбекистане есть хорошая перспектива использовать возобновляемые источники энергии в отдаленных и экологически неблагополучных регионах. Климатические и географические условия страны делают весьма перспективным будущее использования ВИЭ. Прежде всего, это касается солнечной энергии. Потенциал солнечной энергии Узбекистана оценивается в 50 973 млн. тонн нефтяного эквивалента.
Сначала общая информация для кругозора
За последние 40 лет значительно повысился спрос на энергию. В этот период добыча органического топлива превысило объемы его добычи за всю историю человечества. В настоящее время использование природного топлива в мире в эквиваленте составляет 12 млрд.тонн нефти или примерно 2 тонны на человека.
Основными источниками энергии все еще являются газ, уголь, уран. Если их использование будет продолжаться в таких же темпах, запасов нефти хватит на 45-50 лет, природного газа на 70-75 лет, каменного угля на 165-170 лет, бурого угля на 450-500 лет.
Альтернативой использованию ограниченных углеводородных энергетических ресурсов становится возобновляемая энергетика. Широкое внедрение экологически чистых возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в энергетический баланс требуется и с точки зрения уменьшения техногенного воздействия на окружающую среду. Кроме того, ВИЭ являются важным фактором решения социальных проблем, в том числе, обеспечения занятости населения на местах.
Большинство стран мира поставили перед собой цели увеличения объемов использования и внедрения альтернативных возобновляемых источников энергии из энергопотока природной среды. К ним относятся солнечная, ветровая, гидро, геотермальная энергия, а также биогаз, получаемый из промышленных, сельскохозяйственных и бытовых отходов.
Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в знак признания важности энергетики для устойчивого развития постановила провозгласить 2012 год Международным годом устойчивой энергетики для всех. Этот год представляет собой ценную возможность для повышения уровня осведомленности о важности расширения устойчивого доступа к энергоресурсам, энергоэффективности и возобновляемым источникам энергии на местном, национальном, региональном и международном уровнях.
В итоговом документе Всемирного Саммита Рио+20, проходившего в Бразилии в июне этого года закреплена концепция \»зеленой экономики\» как инструмента устойчивого развития. Одним же из важных секторов “зеленой экономики”, имеющий высокий потенциал “озеленения”, является возобновляемая энергетика. Это связано с тем, что энергетические услуги оказывают воздействие на производительность труда, здравоохранение, образование, изменение климата, безопасность продовольствия и водных ресурсов, а также услуги связи.
Отсутствие доступа к экологически чистым, недорогим и надежным источникам энергии сдерживает развитие человеческого потенциала, социальное и экономическое развитие и является основным препятствием на пути достижения целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия.
Оценка возможностей ВИЭ в Узбекистане
Председатель Госкомитета Республики Узбекистан по охране природы Нариман Умаров, возглавивший делегацию Узбекистана на Конференции Рио+20, в своем докладе на 5-м Пленарном заседании конференции в Рио особое внимание уделил вопросам реализации в Узбекистане Программы модернизации отраслей экономики, направленной на снижение энергопотребления, использование возобновляемых источников энергии, проектам Механизма чистого развития.
Узбекистан находится в числе тех государств, которые достигли энергетической независимости. В стране источниками выработки электроэнергии являются природный газ и нефтепродукты. Возобновляемые источники энергии являются альтернативой углеводородным ресурсам, способствуют энергетической безопасности страны. Они важны в обеспечении электроэнергией, теплоснабжением и питьевой водой населения, проживающего в отдаленных от центрального энергоснабжения населенных пунктах, горных и степных районах, а также сезонных рабочих и членов экспедиций.
Опыт, накопленный в этой сфере, показывает что установка и использование ВИЭ, несмотря на большие затраты, экономически себя оправдывают. Это объясняется ростом цен на энергоносители (геологоразведка, добыча, транспортировка) и развитием технологии ВИЭ, что повышает конкурентоспособность этого вида энергии. Еще одно преимущество возобновляемых источников энергии — их внедрение позволяет уменьшать использование углеводородных ресурсов для выработки электроэнергии и сохранять их в качестве сырья для нефтяной и химической промышленности.
Пока ВИЭ не могут полностью обеспечить энергопотребление крупных населенных пунктов, промышленных предприятий и учреждений. Но в Узбекистане есть хорошая перспектива использовать их в отдаленных и экологически неблагополучных регионах. Климатические и географические условия страны делают весьма перспективным будущее использования возобновляемых источников энергии. Прежде всего, это касается солнечной энергии. Потенциал солнечной энергии Узбекистана оценивается в 50 973 млн. тонн нефтяного эквивалента.
В Узбекистане солнечное время в году достигает на севере 2000 часов, на юге – более 3000. В течение суток солнечное излучение колеблется в пределах 7-10 часов, на севере годовое солнечное излучение составляет 4800 МДж /м2, на юге — 6500 МДж /м2.
Одним из используемых в мире ВИЭ является энергия ветра. Потенциал энергии ветра в Узбекистане оценивается в 2,2 млн. тонн нефтяного эквивалента. В соответствии с географическим расположением Узбекистана потоки ветра имеют сезонный характер. На равнинах среднегодовая скорость ветра равна 2,0-5,0 м/сек.
Многолетние исследования позволили выявить на территории Узбекистана 8 бассейнов гидротермальных ресурсов. Валовой потенциал геотермальных ресурсов оценивается в 244,2 тыс. тонн условного топлива, а технический пока не определен. Самый большой потенциал геотермальных вод приходится на Ферганскую долину (в Наманганская области — 42,6 тыс.тонн условного топлива) и на Бухарскую область — 81,2 тыс.тонн условного топлива.
Специалистами Академии наук, НИИ, научных центров ведутся исследования и проводятся разработки по ВИЭ. Центром экономических исследований в 2011 году подготовлен аналитический доклад “Альтернативные источники энергии: возможности использования в Узбекистане”, в котором оценен перспективный энергетический баланс Республики Узбекистан на период до 2020 года, кратко обобщен богатый международный опыт внедрения альтернативных источников энергии для оценки возможностей его применения к условиям Узбекистана.
В докладе представлен общий, технический и освоенный потенциал использования альтернативной энергетики в Узбекистане и предложены меры, стимулирующие распространение альтернативных источников энергии. В свете данного доклада разработан проект закона о возобновляемых источниках энергии. Новый закон должен стимулировать развитие возобновляемой энергетики с вовлечением государственного и частного секторов, повысить потенциал национальных и иностранных инвестиций.
Вклад Госкомприроды в развитие ВИЭ
Госкомитет Республики Узбекистан по охране природы ведет конкретную деятельность в области практического использования ВИЭ. При Госкомприроде функционирует специализированный Научно-внедренческий центр «Экоэнергия» для пропаганды и внедрения возобновляемых источников энергии в различные отрасли хозяйства.
Центр «Экоэнергия» (по заказу предприятий и организаций) в Республике Каракалпакстан во всех областях устанавливает и внедряет в эксплуатацию фотоэлектростанции (в целях освещения, энергопотребления телевизора, радио, связи, забора воды из колодцев и др.), гелиоводонагреватели, а также устройства получения биогаза и биоорганических удобрений (биогумуса) из сельскохозяйственных, промышленных и бытовых отходов), микро-ГЭС.
В 2012 году в рамках программы Госкомприроды, посвященной Году семьи, для установки фотоэлектростанций на ряде социальных объектов в отдаленных районах республики для их бесперебойного обеспечения электроэнергией выделены 28 млн. сумов. В настоящее время завершаются работы по установке фотостанций в сельском врачебном пункте ширката Усмон Носир Сырдарьинской области, лечебном центре Пастдаргамского района Самаркандской области. Начаты работы по установке фотостанций на объектах Сурхандарьинской, Навоийской, Кашкадарьинской областей.
Научно-внедренческий центр «Экоэнергия» активно участвует в международных проектах по использованию и развитию ВИЭ. Так, сотрудники Центра непосредственно участвовали в первой и второй фазе проекта ПРООН «Чистая энергия для отдаленных сельских общин Каракалпакстана», Страновой программе «Экология и энергия», проектах «Содействие развитию биогазовых технологий в Узбекистане», «Мониторинг биогазовой установки в фермерском хозяйстве «Милк-Агро» и других.
Центр «Эко-энергия» успешно участвовал в Международном смотре «Самая лучшая практика», организованном по Европе и странам СНГ при содействии Регионального центра ПРООН. В частности, Центр занял первое место за результаты проекта «Освоение экологически чистых технологий и организация миницехов для производства строительных материалов для сельских общин на основе сельскохозяйственных и бытовых отходов». Второе место Центр занял с проектом «Чистая вода для населения Каракалпакстана» и стал победителем в номинации «Возобновляемая энергия» с проектом «Использование фотоэлектростанций и солнечных водонагревателей в Экоцентре «Джейран» в Бухарской области Республики Узбекистан». В 2012 году НВЦ ««Эко-энергия» Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) отобран субрегиональным фокал-поинтом сети экспертов.
В Узбекистане успешно реализуется ряд проектов ПРООН, ПМГ ГЭФ с местными партнерами, направленных на расширение масштабов применения ВИЭ, на развитие национального рынка и технологий в этом направлении.
ПРЕСС-СЛУЖБА ГОСКОМПРИРОДЫ
К сведению читателей: текст был подготовлен в связи с проведением пресс-конференции (10.8.2012г), посвященной Международному году устойчивой энергетики для всех.
На sreda.uz текст иллюстрируют рисунки участников конкурсов детского рисунка Ташкентского комитета по охране природы
![]() Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Климат
Сделка по продаже береговых участков Чарвакского водохранилища поставила «на уши», пожалуй, весь Ташкент. Официально — не продажа, а развитие международного туризма. На словах: никакого строительства до заключения экологической экспертизы. По факту: иное.
Предлагаемая читателям информация из международных источников не имеет прямого отношения к Узбекистану и региону Центральной Азии. Но заставляет задуматься, не слишком ли беспечно чиновники распоряжаются источниками питьевого водоснабжения. Как аукнется?
Данные бассейновых водохозяйственных объединений «Амударья» и «Сырдарья» проанализированы в НИЦ МКВК и обобщены. Для оперативного оповещения опубликованы в еженедельном бюллетене.
Мы пройдем вдоль небольшого участка Аму-Бухарского канала: от моста на трассе между Бухарой и Караулбазаром вверх по течению параллельно ограждению питомника «Джейран».
Впервые с 2006 г. все основные источники энергии — как возобновляемые, так и ископаемые виды топлива — достигли рекордных уровней потребления.
Проект анонсируется как имеющий большой потенциал для создания новых рабочих мест, стимулирования местного производства и активизации экономической деятельности в районах размещения малых ГЭС. ВБ выделит Узбекистану льготный кредит в 150 миллионов долларов.
Источник данных – БВО «Амударья», аналитическая обработка — НИЦ МКВК. Как сообщается в бюллетене МКВК, данные представлены с целью оперативного оповещения и могут быть впоследствии уточнены.
Углеродный след разных запросов к искусственному интеллекту может отличаться в 50 раз. Объем выбросов зависит от модели, темы запроса и пользователя. Новое исследование сравнило экологический вред 14 нейросетей в разных режимах работы.
Как чувствуют себя памирские ледники и амударьинские тугаи в эпоху активного вмешательства человека в природу? На эти вопросы предстоит ответить исследователям из стран, откуда сток, и стран, где он «рассеивается». Здесь: про Памир и «Тигровую балку».
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Рихард Эшенбах
Река превратилась в клоаку, куда сливают отходы. Рядом живу с этим местом. Как стемнеет, поднимается вонь от сливаемых в реку нечистот. Немного дальше по течению стоит завод стройматериалов, от которого стоит грохот и пыль на всю округу, а гравий к нему добывают там же в пойме реки. Там же на берегу мусорный полигон. Это только то, что мне видно с противоположной стороны реки
Бухара и Бухарский район: что нового в водоснабжении?
Наталья Вишневская
Наталия, спасибо Вам за интересный, познавательный материал. Читала с интересом, мне это знакомо. Совсем недавно мы были в Бухаре в рамках проекта Всемирного банка по реконструкции теплоснабжения и повышения энергоэффективности многоквартирных домов, проводили пресс- конференцию. Надеюсь и верю, что проект по улучшению водоснабжения достигнет положительных результатов, бухарцы этого достойны. Каждый проект, который приходит в страну, ставит перед собой глобальные задачи и широкомасштабное информирование граждан просто необходимо. Люди должны понимать, какие преобразования их коснутся, и работать в едином тандеме со всеми участниками проекта, как с исполнителями, так и с благополучателями.
Двойные стандарты, неприемлемые для Чарвакского водохранилища и окрестностей
Guljakhon Amanova
Краткий правовой анализ ключевых моментов Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан №490 от 2 августа 2025 года по проекту Sea Breeze Uzbekistan (https://lex.uz/ru/pdfs/7661949#): Проект #SeaBreezeUzbekistan 1. Отсутствие экологических гарантий Ключевая проблема: Постановление №490 утверждает реализацию крупного инвестиционного проекта — туристско-рекреационного комплекса стоимостью $1,5 млрд на территории более 2 000 гектаров (пункты 1 и 4) — без упоминания оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), природоохранных обязательств или ссылки на экологические законы. Само принятие такого подзаконного акта противоречит основному закону - Конституции РУз, ст. 49, устанавливающей, что: «Государство создает условия для осуществления общественного контроля в области градостроительной деятельности в целях обеспечения экологических прав граждан и недопущения вредного воздействия на окружающую среду.» Игнорирование национальных и международных стандартов: Не взят во внимание Закон Республики Узбекистан «Об экологической экспертизе», который хотя и вступит в силу 25.08.2025 г, но был принят уже в феврале этого года; Не указано обязательство по проведению ОВОС, несмотря на потенциальное значительное влияние на природу и климат, и продолжающиеся требования активистов провести такую полномасштабную экспертизу. Несоответствие #международным правовым обязательствам #Узбекистана: ✅ Принцип 17 #Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (1992 г.), который стал частью обычного международного права (customary international law): Обязывает проводить оценку воздействия на окружающую среду для проектов с потенциальным серьёзным экологическим воздействием. ✅ Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (#Орхусская конвенция,1998 г.) (ратифицирована Узбекистаном в марте 2025 г, вступила в силу - в июне 2025 https://lex.uz/ru/docs/7424711): Гарантирует право граждан на доступ к экологической информации и участие в принятии решений, затрагивающих окружающую среду (https://unece.org/DAM/env/pp/documents/cep43r.pdf). ✅ Замечание общего порядка №36 (2019 г.) Комитета ООН по правам человека к статье 6 Международного пакта о гражданских и политических правах: Признаёт обязанность государств защищать #право на #жизнь от экологической деградации (пункты 26 и 62). А ведь в соответствии со ст. 15 Конституции: Международные договоры Республики Узбекистан наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы Республики Узбекистан. Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора Республики Узбекистан. 2. Риски принудительных выселений и отсутствие гарантий жилищных прав Проблемные положения Постановления №490: ⚠️ П. 6(а): требует прекращения прав землепользования и регистрации участков как «свободных» для передачи инвестору; ⚠️ Последнее предложение п. 6: обязывает инвестора перечислить $5 млн в бюджет Ташкентской области для компенсации, но без гарантии, что пострадавшие получат её напрямую и в полном объёме, и что компенсация будет адекватной; ⚠️ П. 8(а): классифицирует проект как «социально значимый», создавая основания для возможного принудительного изъятия земли под видом общественного интереса. Несоответствие международным стандартам жилищных прав: ✅ Статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП): Закрепляет право каждого на достаточный уровень жизни, включая право на жильё. ✅ Замечание общего порядка №7 (1997 г.) Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам к статье 11 МПЭСКП: п. 13 — выселения недопустимы без адекватного уведомления, консультаций и правовых гарантий; п. 15 — выселения не должны приводить к бездомности или уязвимости. ✅ Основные принципы и руководящие положения по выселениям, связанным с развитием (Приложение к Докладу Специального докладчика ООН по вопросу о праве на жилище, документ A/HRC/4/18, 2007 г.): Требуют проведения #предварительных оценок последствий, раскрытия информации, индивидуальных компенсаций и правовых механизмов защиты. 3. Выводы и рекомендации ‼️ Постановление №490 позволяет реализовать крупный инвестиционный проект в обход базовых норм по защите прав человека и окружающей среды: Не требует экологической экспертизы и оценки воздействия; Не гарантирует справедливую, прямую компенсацию пострадавшим; Не предусматривает механизмов обжалования и правовой защиты; Использует термин «социально значимый» для оправдания коммерческого проекта. ⚠️ Это может привести к нарушениям международных обязательств Узбекистана в рамках МПЭСКП, МПГПП, Орхусской конвенции и Принципа 17 Декларации Рио, который стал частью обычного международного права (customary international law). Рекомендуемые неотложные меры: ⛔ Приостановить реализацию Постановления №490 до: Проведения независимой экологической экспертизы и оценки воздействия на жилищные права. Внести поправки в Постановление: Включить обязательность соблюдения Закона об экологической экспертизе (2025); Гарантировать индивидуальные компенсации и правовую помощь пострадавшим; Обеспечить прозрачные общественные консультации до отчуждения земель. ⚖️ Обеспечить судебный контроль за процедурами выселения и компенсации: Гарантировать пострадавшим доступ к эффективным средствам правовой защиты. ✊ Уважение к #ПравамЧеловека и #защите #окружающей среды должно стать основой любого инвестиционного проекта — даже самого амбициозного. unece.org
Двойные стандарты, неприемлемые для Чарвакского водохранилища и окрестностей
Galina Fimasobak
Чарвак - это не про собственность, не про деньги, Чарвак - это про единственный источник питьевой воды. Хотя не все так думают. Бизнесмены считают что все имеет свою цену, и все можно купить. Например, можно купить чью-то почку или сердце. В данном случае- это наши почки и наше сердце. Потому что речь о том, что мы будем пить, с какими примесями. А деньги получит кто-то другой. Не стоит уповать на очистные сооружения. На Байкале много лет работал целлюлозный комбинат, но его закрыли в 2013 году. Потому что он загадил озеро. Хотя там были очистные сооружения. Заметьте, сколько в том регионе источников пресной воды. И все равно вынуждены были закрыть комбинат! А у нас единственная речушка Чирчик и единственное водохранилище, которое ставится сейчас под угрозу!
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Gulsara Shermatova
Опять есть ТРЕБОВАНИЯ, а выполнения не будет по Чарваку тоже. Минэкологии нужно разогнать, зарплату за годы невыполнения обязательств заставить вернуть в бюджет. Это Министерство не охраняет даже стратегически важные объекты! Надо же оправдывать строительство пляжей на водохранилище- единственном источнике питьевой воды!
Полувековой юбилей Зарафшанского национального природного парка с непростой историей
Однолько Ангелина
Будем надеяться, что на охраняемой территории не будет допущено строительство никаких гостевых домиков и гостиниц. И огромная благодарность сотрудникам заповедной зоны и общественности Самарканда за труд и бдительность.
В Узбекистане — чилля. Установилась жара плюс 40-42 градуса. В пустынных регионах градусы выше
вован1
Побольше бы таких качественных репортажей
ГИССАРСКАЯ БАЛЛАДА
Каримов Р
И ещё самое главное. Среди красот этих гор в отдаленных кишлаках живут люди, не испорченные благами цивилизации. Очень простые и гостеприимные люди
Яллама — озеро в песчаном карьере
admin
Несколько групп в фэйсбуке организуют выезды на Ялламу.
Яллама — озеро в песчаном карьере
Анна
Как попасть на это прекрасное озеро? Спасибо