Диалоги проводятся с целью собрать все заинтересованные стороны по каждому речному бассейну для обсуждения совместных действий по рекам. Вот и в этот раз встретились водники из Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Казахстана, Узбекистана.
Глобальная оценка экологического законодательства
В докладе ООН о Глобальной оценке экологического законодательства отмечается значительный рост числа законов, направленных на защиту окружающей среды. И в то же время — невыполнение их требований.

Проведена первая в мире глобальная оценка экологического законодательства. Она показала, что слабое правоприменение является глобальной тенденцией, которая усиливает экологические угрозы. Несмотря на значительный рост экологических законов и институтов во всем мире в течение последних четырех десятилетий, их цели не достигаются.
Доклад (https://wedocs.unep.org/…/27…/Environmental_rule_of_law.pdf…) организации ООН по окружающей среде обнаружил, что, в мире наблюдается 38-кратное увеличение числа законов об охране окружающей среды, принятых с 1972 года, при этом неспособность полностью их выполнить и обеспечить соблюдение этих законов является одной из самых серьезных проблем для смягчения последствий изменения климата, сокращения загрязнения и предотвращения деградации природы. Во многих законах все еще есть пробелы, однако существенный рост числа экологических законов был впечатляющим.
Дэвид Бойд, Специальный докладчик ООН по правам человека и окружающей среде, сказал: «Этот убедительный новый доклад раскрывает загадку того, почему такие проблемы, как загрязнение окружающей среды, сокращение биологического разнообразия и изменение климата, сохраняются, несмотря на распространение экологических законов в последние десятилетия. До той поры, пока экологическая законность не будет укреплена, даже строгие правила обречены на провал, и фундаментальное право человека на здоровую окружающую среду останется нереализованным».
В новом докладе ООН — Окружающая среда — говорится, что, хотя международная помощь помогла многим странам заключить с 1972 года более 1100 природоохранных соглашений и разработать многие природоохранные рамочные законы, ни помощь, ни внутреннее финансирование не привели к созданию сильных природоохранных агентств, способных обеспечить эффективное соблюдение законов и правил. Авторы указывают на многочисленные факторы, способствующие плохому соблюдению экологических правовых норм, в том числе плохую координацию между государственными органами, слабый институциональный потенциал, отсутствие доступа к информации, коррупцию и сдерживание гражданской активности.
В докладе подробно описываются многие положительные изменения в природоохранном законодательстве, начиная с 1972 года. Принятие конституционного права на здоровую окружающую среду наблюдалось в 88 странах, причем еще 65 стран закрепили охрану окружающей среды в своих конституциях. Кроме того, более 350 экологических судов и трибуналов были созданы в более чем 50 странах, и более 60 стран имеют, по крайней мере, некоторые правовые положения о праве граждан на получение экологической информации.
Карл Брух, директор международных программ Института права окружающей среды, сказал: «Международное сообщество может сделать больше. Слишком часто донорская поддержка фокусируется на очень специфических областях окружающей среды, что приводит к созданию устойчивых экологических программ в некоторых областях, а также к отсутствию финансирования или внимания к другим областям. Этот лоскутный подход может подорвать экологическую правовую базу, не обеспечивая согласованности в реализации и применении законодательных норм и посылая непонятные сообщения общественности. В результате многие из законов еще не укоренились в обществе, и в большинстве случаев культура соблюдения экологических норм является слабой или отсутствует».
В докладе уделяется значительное внимание одной особенно тревожной тенденции: растущему сопротивлению природоохранным законам, которое наиболее заметно в преследованиях, угрозах, произвольных арестах и убийствах защитников окружающей среды. В период с 2002 по 2013 год 908 человек, включая лесников, правительственных инспекторов и местных активистов, были убиты в 35 странах. Только в 2017 году было убито 197 защитников окружающей среды.
Авторы доклада отмечают, что эффективное вовлечение информированного гражданского общества приводит к лучшему принятию решений правительством, более ответственным экологическим действиям компаний и более эффективному природоохранному законодательству. Предоставление периодических отчетов о качестве окружающей среды в стране, в том числе о качестве воздуха и воды, помогает достичь этих целей. К сожалению, согласно Индексу экологической демократии, только 20 из 70 рассмотренных стран, или 28 процентов, оцениваются как «хорошие» или «очень хорошие» при составлении регулярных, всеобъемлющих и текущих докладов о состоянии окружающей среды. В Индии, Таиланде и Уганде данные о загрязнении от промышленных объектов могут быть получены только при личном контакте.

По иронии судьбы, поскольку нормы и возможности для вовлечения гражданского общества возросли, некоторые государства ввели новые ограничения на деятельность гражданского общества. Эти ограничения наносят ущерб способности общественности высказываться по поводу несправедливости в отношении окружающей среды. Усилия по ограничению гражданского общества наиболее очевидны в Китае, России, Турции, Вьетнаме и Камбодже.
Другими препятствиями для обеспечения соблюдения природоохранного законодательства являются слабые институты и плохая координация между институтами. Например, 14 организаций, расположенных в Замбии и Зимбабве, имеют юридический мандат на управление водными ресурсами озера Кариба, реки Замбези и ее притоков. А в Перу 18 национальных учреждений играли роль в отслеживании данных о цепочке поставок древесины до тех пор, пока не были предприняты усилия для определения и координации их ролей. Свинцовое загрязнение питьевой воды для Флинта (штат Мичиган) иллюстрирует тот факт, что даже если несколько учреждений обнаружат проблему, без координации и четкой подотчетности меры по ее решению не могут быть предприняты.
Обеспечение профессиональной подготовки и образования крайне важно для оснащения персонала и учреждений знаниями и навыками, необходимыми для принятия и расширения правопорядка в области охраны окружающей среды. Например, многие судьи в Уганде посещали юридическую школу или вступали в должность до принятия законов об охране окружающей среды. Когда начали возбуждаться экологические дела, некоторые судьи были незнакомы с новыми законами, и многие дела не были доведены до слушаний. Национальная программа обучения судей позволила судьям ознакомиться с этой новой областью права. Обмен коллегами с экспертами в данной области, а также предоставление судьям копий угандийских законов и решений от родственных судов помогли значительно увеличить число рассмотренных и рассмотренных дел по вопросам окружающей среды.
В докладе отмечается, что правительства наилучшим образом обеспечивают верховенство закона через сильные институты. Намибия после получения независимости учредила административный орган для управления рыбным хозяйством и политику долгосрочного управления. Деградация рыбных запасов сократилась на 15% за шесть лет. Так – потому, что законы, регулирующие незаконный промысел, подкреплены системой правоприменения бортовых инспекторов, которая охватывает 91,5 % морских судов в водах страны.
В докладе также подчеркиваются четыре возможности для укрепления верховенства права окружающей среды:
1 Обеспечить интеграцию с ЦУР. Очевидно, что многие из Целей устойчивого развития, даже те, в которых явно не упоминается окружающая среда, будут достигнуты только в том случае, если будет достигнут существенный прогресс в области верховенства права окружающей среды. Это означает, что по мере того, как страны и партнеры осуществляют Повестку дня устойчивого развития на период до 2030 года, им необходимо учитывать вопросы укрепления экологического законодательства в своих программах.
2. Привлекать участников из различных секторов общества. Опыт показывает, что политическая воля, возможно, является наиболее важным фактором, определяющим, будут ли законы об охране окружающей среды эффективно применяться на практике. При этом различные организации и отдельные лица должны понимать, что для достижения их конкретных целей необходимо эффективное правовое регулирование в области охраны окружающей среды.
3. Регулярно оценивать экологическую правовую базу. Такая оценка имеет решающее значение для понимания тенденций, выявления инноваций и обмена знаниями о том, какие подходы наиболее эффективны.
4. Пилотные тестовые подходы: государственные служащие часто проявляют осторожность в отношении того, чтобы первыми одобрить новый тип экологического разрешения, подписать соглашение о регистрации земель в сообществе или другие меры, которые могут быть предусмотрены законом. Часто легче убедить лиц, принимающих решения, и персонал, что конкретный подход может работать, если он уже опробован и проверен.
В докладе приводятся различные примеры передовой практики, в том числе множество инноваций из развивающихся стран, которые часто сталкиваются с теми же проблемами, что и развитые страны, но имеют меньше ресурсов для решения этих проблем. Географический диапазон этих усилий и нововведений подкрепляет два взаимосвязанных ключевых момента этого доклада: развитие и продвижение принципа верховенства права в области окружающей среды является проблемой для всех стран. Для достижения целей сотен национальных законов и положений, регулирующих окружающую среду, включая общественное здравоохранение и социальное обеспечение, устойчивую экономику и мирное общество, приоритет должен быть сделан на укреплении экологических законов.
Текст доклада здесь: https://wedocs.unep.org/…/27…/Environmental_rule_of_law.pdf….
Источник: «Эко-Согласие» по материалам программы ООН-Окружающая среда.
________________
Новости «Эко-Согласия» по химической безопасности
IPEN/»Эко-Согласие» Координационный центр IPEN в ВЕКЦА
www.ecoaccord.org
|
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Экоправо
Процесс присоединения к Конвенции ЕЭК ООН о трансграничном воздействии промышленных аварий не прост. Приходится решать много самых разных задач, начиная от инвентаризации опасных объектов до предотвращения загрязнения вод.
Водный кодекс Республики Узбекистан утвержден 30 июля 2025 года. Вступил в силу — 31 октября 2025 года. На сайте Министерства юстиции размещены тексты Водного кодекса на узбекском, русском и английском языках.
Чиновники обосновали отказ тем, что подавать жалобы на проект могут только жители той страны, которая получает финансирование на проект от Всемирного банка. Использована формальная причина, чтобы избежать обсуждения экологических и социальных проблем региона.
Подписано Межправительственное соглашение о совместном управлении и рациональном использовании трансграничных водных объектов. Для реализации Соглашения будет создана Межправительственная казахстанско-узбекская комиссия.
На базе Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата образуется Национальный комитет по экологии и изменению климата.
На Конференции Сторон Протокола ЕЭК ООН по воде и здоровью в Будапеште подведены итоги за прошедший период и принят ряд важных решений по реализации в 2026-2028 годы. Репортаж из Будапешта — от SREDA.UZ.
Определяемый на национальном уровне вклад в реализацию Парижского соглашения — ОНУВ 3 — Узбекистан представит на климатической конференции в Бразилии (CОP 30).
Из представителей «оттуда» показал документ лишь инспектор по профилактике правонарушений. Все остальные рвались на крышу 18-этажного жилого дома, не представляясь. Ссылались на хокима города: «Он сказал».
Школьники из разных стран предлагают удивительные решения для общих проблем: от изменения климата до сохранения воды. Их проекты — это не теория, а готовые к внедрению идеи, которые уже меняют мир к лучшему.

Совет директоров Всемирного банка отказался от расследования по Рогунской ГЭС
admin
Что-то вы слишком критичны. Это же не роман. Все понятно. По процедуре Всемирного банка рассматриваются жалобы из стран, где проект. Кто ж из таджиков будет жаловаться? А то, что страны ниже по течению будут недополучать воду в течение по меньшей мере десятка лет, пока заполнится водохранилище, банк не волнует.
Совет директоров Всемирного банка отказался от расследования по Рогунской ГЭС
Евгений
Какой канцелярско-невнятный стиль изложения .
Четыре истины для «Саммита правды»
Ангелина Борисовна Однолько
Эта публикация достойна того, чтобы её перепечатки все официальные и неофициальные СМИ. Главный вывод: все беды это результат БЕЗУДЕРЖНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ . Если бы наши деды увидели, что мы выбрасываем, не избежать нам их проклятия. Мы слишком быстро привыкли идти на базар без сумок и полотняных мешочков для круп, слишком быстро привыкли к горячей воде из крана, возненавидели любую жизнь рядом с домом, уничтожили всех , кто посмел ползать, прыгать и летать. К сожалению, мы, люди, изменимся только тогда, когда снова, как и тысячу лет назад , нам нужно будет предолевать голод, холод, жажду.
Линия защиты по стене и крыше от тех, кто «оттуда»
Ангелина
Странно, что мы еще можем три часа отстаивать законы государства. Странно, что мы еще пишем такие статьи. Странно, что мы можем в открытую снимать должностное лицо, совершающее преступление - кувалдой сбивающее чужой замок. В детском саду в этом случае говорили: а если я к тебе приду и стану замок на дверях сбивать? Странно, что в это же самое время проходят в нашей же стране международные встречи, конференции, до мировой общественности старательно доносится мысль: Узбекистан - правовое государство.
Заточить в темницы жителей ташкентских высоток — это лихо
Ангелина
У меня дома хранится очень интересный документ: штраф за сооружение крыльца, то есть входа, в частный дом, расположенный в районе одноэтажных домов возле базара Тезиковка на бывшей улице Чапаева, в котором жила моя бабушка. Сколько живу, так и не могу догадаться, каким образом некий надзорный орган в 40-ые годы смог обнаружить это крыльцо частного дома, расположенного внутри двора за забором более 2-х метром. Ситуация изменилась на 180 градусов. Теперь мы не можем найти этот надзорный орган, чтобы его сотрудники выглянули из окна и посмотрели на высотки, видные почти из любой точки Ташкента. Живу на 4-м этаже четырехэтажного дома. Год назад мой сосед воздвиг пятый этаж. Единственно, чего я добилась, чтобы на крышу поднялся руководитель Управляющей компании. Но он по его собственному признанию не является специалистом в строительстве. Так и живу со страхом - когда моя крыша не выдержит.
ДЫМИТ АНГРЕНСКАЯ СВАЛКА
Эколог
Наталия ШУЛЕПИНА sreda.uz, 28.6.2013г Пишу - 07.11.2025 год ....то что Вы писали все также или хуже.
Слабо помыть московские высотки в Ташкенте?
Ангелина Борисовна Однолько
Специально подходила и трогала руками в жаркий летний лень стены новостроек, покрытые прозрачным пластиком, похожим издалека на стекло. Руку держать даже секунду тяжело - очень горячо. А потом мы говорим, что стало жарко. Жарко не потому, что климат меняется , а потому что безграмотные строительные решения подогревают воздух, как в печке. Все больше стекла и бетона, который греется неимоверно. Все больше требуется энергии на охлаждение и отопление воздуха внутри. А люди, принимающие решения живут в загородных домах с садом и огородом и поливом в любое время суток.
На леднике Федченко (Ванчях) международная экспедиция установила летом 2025 года три автоматические станции
Ангелина
Какая красивая и глубокая метафора: ледник - это книга, которую надо успеть прочитать!!! Такая информация не просто радует, она заставляет вновь обрести веру в человечность, в неукротимую жажду познания. Не разрушение, а созидание - вот наш девиз. Наш - людей на планете Земля!!!
Амударья для биоразнообразия. Экспедиция по Узбекистану: от Бухары до низовий (часть 3)
Ангелина
Очень емкая экспедиция, требующая широкого кругозора в освещаемой теме. Слова восхищения автору - Наталье Шулепиной. Даже в праздники Вы не позволяете себе отдыхать! Меня же, как читателя, поразило насколько сложно устроена система водопользования. И второй тезис: никакие теории не помогают, никакие технологии не спасут, если воды просто НЕТ. Известно, что есть островные государства на Земле, которые всерьез задумываются о покупке земли на материке для своих граждан в связи с угрозой затопления. Не возникнет ли такая необходимость и в Узбекистане, если проживание в бывших низовьях Амударьи и Сырдарьи станет просто невозможным.
Ежи не будут ползать по жд-расписанию в Зарафшанском национальном природном парке
вован1
для прохода животных - под насыпью должны быть проложены широкие трубы. Как делается во всех цивилизованных странах