«Загрязнение воздуха и воды, эрозия почвы, опустынивание, а также бесконтрольное использование ископаемого топлива ведут к увеличению природных катастроф и серьёзному ущербу окружающей среде и здоровью населения», — отметил Президент страны.
Как улучшить экологию в Бишкеке? За 2 миллиона евро придумают консультанты
В предлагаемой читателям информации из Бишкека сделан акцент на ряд близких и узбекистанцам аспектов. Читаем публикацию сайта 24.kg
=============================
В Кыргызстане продолжают писать программы и обсуждать стратегии по улучшению экологической ситуации. Последний документ, представленный несколько дней назад, подготовлен при финансовой поддержке Европейского союза в рамках проекта ЮНИДО «Снижение воздействия токсичных веществ в странах с низким и средним уровнем дохода».
Согласно статистике, приведенной в публикации, ежегодно загрязнение атмосферного воздуха в республике вызывает более 2,5 тысячи преждевременных смертей и наносит связанный со здоровьем ущерб, равный почти $1,4 миллиарда. Причинами загрязнения воздуха в Бишкеке являются различные источники, в том числе транспорт, отопление и сжигание отходов на свалках.
Акцент в плане действий по вопросам здоровья и загрязнения окружающей среды сделан на транспортный сектор, поскольку на его долю приходится 60-87 процентов загрязнения атмосферного воздуха в столице. В стране зарегистрировано около 1,2 миллиона автомобилей. По данным на июнь 2018 года, в одном только Бишкеке было зарегистрировано 391,4 тысячи частных транспортных средств. Ежедневно в город приезжают около 90 тысяч пригородных авто. В итоге в черте Бишкека количество транспорта приближается к полумиллиону. Подавляющее большинство машин — старые, работают на некачественном топливе и не проходят никаких технических осмотров. Комплексных требований к проверке и сертификации автомобилей в настоящее время не существует.
В помощь госорганам
Для реализации четырехлетней программы предлагается создать межведомственную рабочую группу. По итогам ожидается достичь всего три результата: улучшить сеть мониторинга качества воздуха в городе, разработать долгосрочную транспортную стратегию, улучшить техосмотр и техобслуживание автомобилей в КР.
«Возмущает такая мера, как возврат техосмотра авто. На это заложены мероприятия, поездки, бюджет, а ведь работа по этому поводу ведется правительством уже около года. Это в любом случае будет возвращено и без проектов. Зачем закладывать для этого бюджет?» — удивляются в организации «МувГрин». Кстати, вернуть техосмотр предлагают и для реализации другого плана — по сокращению количества аварий на дорогах.
Экоактивисты уверены, что возврат техосмотра фактически не повлияет на улучшение ситуации. Тем более в 2012-м его отменили из-за коррупции. Но в рамках проекта планируется провести подробный анализ опыта Турции в борьбе с коррупцией в системе тестирования выхлопных газов транспортных средств.
«Техосмотр надо отдавать на аутсорсинг, им не должно заниматься МВД или Госэкотехинспекция. Более актуальной для нас являются проблема контрабанды топлива низкого качества и то, что парламент отклонил законопроект о переходе на топливо класса ЕВРО-4 и ЕВРО-5».
Что касается разработки транспортной стратегии, это и так работа столичного муниципалитета, у них это тоже было в планах. Однако почему до сих пор не разработан документ? Почему нужно было ждать миллионов для того, чтобы делать свою работу? И каким образом эта стратегия улучшит качество воздуха в Бишкеке, тоже не прописано. По словам урбанистов, надо не транспортную стратегию разрабатывать, а стратегию мобильности города, чтобы он был доступен для всех лиц (инвалидов, мам с колясками, велосипедистов), а не только для водителей. Все это не учитывается.
Высокая зарплата, скромное оборудование
Общая стоимость проекта — почти 7 миллионов евро. Пока неизвестно, будет это грант или кредит. Практически половина бюджета будет уходить на зарплату, в том числе и международных сотрудников. К примеру, зарплата ассистента руководителя проекта за год составит 42 тысячи евро. На консультантов проекта закладывают 1,8 миллиона евро, из них 1,53 миллиона — на международных.
«Получается, что проект рассчитан на обеспечение работой иностранных граждан. Нам не нужны такие дорогие консультанты! — считает глава ОФ «Наше право» Калича Умуралиева. — Давайте привлекать местных экспертов. И вообще, разве кто-то сегодня не знает, что нужно сделать для улучшения экологии? Все знают! А на эти 2 миллиона евро мы могли бы закупить троллейбусы».
Редко какой проект обходится без поездок. На них планируется потратить 67,5 тысячи евро. Среди рассматриваемых для поездок городов — Вена, Москва, Анкара, один из городов Латвии. Еще 69 тысяч евро — на некие встречи, где и с кем, не уточняется. В целом, конечно, хорошо, если такие учебные поездки эффективные. К сожалению, чаще такие визиты заканчиваются туристическим ознакомлением с той или иной страной.
На приобретение самих станций по мониторингу за качеством воздуха заложена сумма, практически равная затратам на консультантов, — 2 миллиона евро. На них планируют купить всего восемь станций. Причем основная сумма предусмотрена лишь на третий год реализации проекта.
По данным «МувГрин», можно найти станции хорошего качества намного дешевле. Такая, как в Кыргызско-Российском Славянском университете, к примеру, стоит $25-30 тысяч. Для того чтобы охватить наш город, восемь станций мало. Если есть деньги и они выделяются, лучше расширить охват.Написать не значит сделать
Кстати, в июне прошлого года принят четырехлетний план по улучшению экологической ситуации в Бишкеке, состоящий из 33 пунктов. За это время реализована лишь одна мера — снижение импортных пошлин на электромобили. Можно еще засчитать усилия Госагентства охраны окружающей среды по объявлению тендера на установку двух автоматических станций мониторинга качества воздуха. Не густо.
Впрочем, предложений по улучшению экологии в столице Кыргызстана сегодня хватает. В 2018-м в Бишкек на волонтерских началах приезжал венгерский специалист, который 30 лет занимается мониторингом воздуха. Он ознакомился с состоянием общественного транспорта, прочитал открытую лекцию, где дал свои решения городских проблем. И что вы думаете? Ни один из приглашенных чиновников не пришел. Это к вопросу об эффективности затрат на иностранных экспертов.
А тем временем активисты из «МувГрин» подготовили список краткосрочных мер для минимизации рисков, связанных с загрязнением окружающей среды, советнику премьера:
— Информирование граждан о фактическом загрязнении (например, через сайты Кыргызгидромета или МЧС), его минимизации и способах защиты. Зная, что воздух чистый, жители спокойно смогут проветривать квартиры. Если же показатели загрязнения высокие, то лучше надеть специальную маску при прогулке и так далее.
— Выделение отдельных полос общественному транспорту и стимулирование граждан пользоваться им. Возможно, предусмотреть систему скидок. Увеличение количества общественного транспорта в часы пик в дни смога.
— Создание экологического патруля и проведение рейдов по частному сектору, баням, домохозяйствам, которые отапливаются синтетическим материалом. Прекращение деятельности нарушителей в дни смога.
— Ограничение въезда частного транспорта, функционирующего на дизеле, в центральную часть города в дни высокого загрязнения.
— Обязательная чистка и мойка улиц от пыли и грязи.
Это минимум, что могут сделать уже сегодня для улучшения экологии в Бишкеке.
Мария КОЛЕСНИКОВА
На SREDA.UZ фото из Интернета. На фото — смог в Бишкеке.
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Воздух
Воздушные ветроэнергетические системы производят энергию, которую можно использовать напрямую, хранить в батареях или отправлять в сеть.
На этом снимке утро в выходной. В будние дни воздух загрязнен еще сильнее, чем в выходные. Ташкент входит в десятку и даже в тройку анти-лидеров загрязнения на планете. И это не повод для гордости.
Канал Анхор в Ташкенте — одно из главных его украшений. Конечно, это не главная его функция. Он несет воды из реки Чирчик для поливов сельхозугодий. А еще дарит людям свежий воздух, снимает стресс, смягчает летнюю жару. Деревья вдоль канала создают природный микроклимат. Смотрим несколько осенних фото.
Бетон отвечает за большой процент выбросов углерода. Альтернативы появляются, но бюрократия стоит на пути. Об этом сообщает Bloomberg.
Из Балыккуля мы планировали уехать на автобусе в Нанай. Но автобус отменен. И на такси нас туда тоже никто не довезет. Проезд закрыт. Вернемся в Чартак. Оттуда до Наная есть другой маршрут. Путешествие из Ташкента по Наманганской области продолжается.
Парламентарии Казахстана ратифицировали Соглашение между правительствами Казахстана и Узбекистана о сотрудничестве в области экологии и охраны окружающей среды.
В мире попасть на верхние позиции в рейтинге «зеленых городов» — большая честь и достижение. Попытка определить в Узбекистане самые экологически устойчивые столкнулась с рядом трудностей, включая сбор данных.
Кто-нибудь фиксирует загрязнения атмосферного воздуха, меры к предприятиям-загрязнителям принимает? Предприятия озабочены сокращением выбросов? В Конституции Узбекистана говорится о праве на благоприятную окружающую среду.
Много сомнений по сжиганию медицинских отходов на территории государственных клиник за счет иностранных инвестиций. Риски велики. Решается ли при этом проблема утилизации медицинских отходов?
УЗБЕКСКАЯ СОЛОДКА
класс
Ноябрьские сюжеты в Ташкенте. Фото на ходу
Ангелина Борисовна Однолько
Наталья! Вы -прекрасный фотограф. Но давно убедилась, что фотография - не документ. Взять метр вправо -налево - и будет совершенно другой вид.
Ташкентцы хотят знать причины загрязнения воздуха и поименно загрязнителей
Бобоева Д
Хочется верить, что Фуркат Махмудходжаев-единственный человек в хокимияте, который хоть что-то но делает, выполнит это обещание. Верим, потому что надежда умирает последней, что будут не только следить, но и стараться улучшить качество воздуха в Ташкенте.
Растерзание природы близ Гиссарского заповедника
Однолько Ангелина
Какая грандиозная работа автора! Сколько дорог пройдено. Сколько документов изучено. Сколько проведено переговоров. Если трудно нам, привыкшим к чтению сложных текстов, осознать грандиозность строительства, масштаб денежных вложений, ущерб природно-охранной зоне, то каково местным жителям? Они не знают каким бумагам верить, как отстаивать свои интересы. На примере нового лыжного курорта Амирсай мы видим проблемы такого строительства: непродуманная канализация, отсутствие пешеходных прогулочных троп, отсутствие озеленения территории. Для лыжных трасс перерыты горы, и это совершенно не украшает летний пейзаж. А лето у нас все-таки большую часть года. Не повториться ли все это в Гиссаре?
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
admin
Ваш вопрос не по адресу.
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
Дима
Кто продаёт артемию ищу поставщика
Исполнилось 85 лет со дня рождения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга
Ангелина Борисовна Однолько
Спасибо за подборку. Поистине! Большое видится на расстоянии
Полив деревьев на яккабагской трассе и перспективы паспортизации деревьев в Узбекистане
Ангелина Борисовна Однолько
Недавно путешествовала из Ташкента через перевал в Ферганские долину. Таких сооружений для полива вдоль трассы много. Но и засохших посадок тоже не мало. Видно, что для отчета все сделано. Но ежедневного надзора нет. Остается только удивляться, сколько труда пропадает зря. Что касается мониторинга деревьев в Ташкенте, то не определено или по крайней мере не обнародовано участие махалинских комитетов в этом процессе. Странная ситуация: землю распределяет Хокимият, а махалинским комитетам остается разводить руками, обнаружив на месте деревьев новое сооружение, которое по документам числится туалетом, а на деле оказывается коммерческим объектом. С каждым годом асвальта возле наших домов становиться больше , газонов и деревьев меньше. Большинство чиновников живет в своих домах за городом и ситуацию не ощущают.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Анвар Ходжаниязов
Этот человек который стоит за этой дорогой имеет высоких покровителей. Без них никто на такое не отважется.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Ангелина Борисовна Однолько
Давно уже не выезжаю отдыхать на Чаткал. Везде стройки. Грохочит тяжелая техника. Пыль столбом. Давно не приходилось вдохнуть тот воздух, который хочется кушать. Сейчас даже на водопад туристов возят на газиках. Все впечатление стирается. В нашем народе нет никакого почтительного отношения к природе. Только потребление. А что делать жителям Бричмулы, Наная и др поселков. Или уехать или громить природу