Подписан Меморандум о взаимопонимании между Исполкомом МФСА и Международной комиссией по ирригации и дренажу.Представлена информация о подготовке первого Всемирного форума по водосбережению в Ташкенте.
ЭКОТУРИЗМ НА АМУДАРЬЕ, И НЕ ТОЛЬКО
Создание Нижне-Амударьинского государственного биосферного резервата в Узбекистане стало главным достижением последних лет в сохранении биоразнообразия.
Постановление правительства Узбекистана о его создании принято в августе 2011 года. Насколько устойчив? Какую роль может сыграть экотуризм в развитии этой и других охраняемых природных территорий Узбекистана?
Прочь сомнения
Сегодня у резервата немало проблем, начиная с отсутствия модели управления, ведь этот биосферный резерват в стране – первый. Лет десять назад предпринималась попытка создать Нуратау-Кызылкумский биосферный резерват, но успеха не имела, так как не удалось преодолеть административные амбиции соседних областей. Этот финал Нуратау-Кызылкумского проекта не остудил экологов в стремлении организовать охраняемую территорию по мировым стандартам в Каракалпакстане.
Семь лет длился проект ПРООН-ГЭФ-правительства Узбекистана «Сохранение тугайных лесов и укрепление системы охраняемых природных территорий в дельте Амударьи в Каракалпакстане». Решали разные задачи, но и к мечте двигались. Удалась мечта. Ядром резервата стал заповедник Бадай-Тугай, окружает его буферная зона, а следующее «кольцо» – переходная зона. Общая площадь биосферного резервата– 68717 тысяч гектаров.
Сберечь пойменные тугайные леса – такой была главная задача заповедника Бадай-Тугай, созданного в 1971-м. Когда-то в них водились хангулы – бухарские олени, но были истреблены. В 1976-м сюда привезли трех бухарских оленей, потом еще трех, а сейчас вольных оленей сотни. Им уже давно стало здесь тесновато. Они выходили за пределы заповедника, но с опаской. Теперь имеют на то законное право. Согласно статусу резервата, и буферная зона, и переходная – охраняемы.
Как по факту? Слабовата охрана. Чтобы решить основные проблемы, помочь резервату окрепнуть, и не только по закону, но и реально стать вровень с зарубежными аналогами, в 2012 году запущен еще один проект: «Повышение эффективности и устойчивости функционирования созданного Нижне-Амударьинского государственного биосферного резервата». Вкладывают средства ПРООН и правительство Узбекистана. Нужно и кадры подучить, и технически оснастить, сократить бессистемный выпас скота в тугаях и в пойме реки, что сущее бедствие для биоразнообразия, убедить местное население в выгодах бережного отношения к окружающей среде.
Про выгоды многие поняли еще в ходе международного проекта по сохранению тугайных лесов, когда делались первые шаги по созданию общинного лесоводства. В четырех районах лесхозы передали в аренду фермерам участки земли общей площадью около ста гектаров. Хоть и лесхозовская земля, но без деревьев. Что с ней делать? Лесхозы выделили 16 тысяч саженцев, а члены общинного лесоводства посадили. В междурядьях же выращивали овощные и кормовые культуры. Фермеры – хозяева, и они же – охрана. Очевидно, что деревья вырастят, а пасти скотину на своих «плантациях» они не станут.
«Если приедут экологические туристы, а тугаи вырублены, деревья обглоданы, и везде ходят коровы, им это не понравится. Туристическому продукту положено быть привлекательным», – объясняли специалисты местным жителям в ходе первого проекта и продолжают объяснять в ходе текущего. Один из шагов по раскрутке турпродукта – оборудование информационного визит-центра на территории биосферного резервата. Здесь проводятся тренинги для гидов, для хозяев гостевых домов, здесь сообщают об инвентаризации объектов культурного наследия на охраняемой территории, разработанных маршрутах и обещают, что в скором времени туризм начнет кормить.
Кто в засаде?
В засаде могут быть и приезжие, если от них поступят заявки на такую услугу. Как сообщил менеджер проекта по повышению эффективности и устойчивости резервата Хуршид Норов, закуплены два специально приспособленных металлических контейнера-кордона, четыре прибора ночного видения, столько же фото-ловушек, позволяющих делать качественные фотоснимки в любое время суток. А еще теперь здесь имеются телескоп, позволяющий следить за отдаленными участками резервата даже ночью, и подзорная труба для наблюдения за птицами.
Туризм на охраняемых природных территориях специалисты рассматривают не как цель, а как один их механизмов охраны природы. Еще утверждают, что он должен быть в разумных пределах (въезд регулировать ценой), с минимальной нагрузкой на природу, и приносить доход. Не основной доход, а дополнительный, и в то же время достаточный, чтобы создавались гостевые дома, учились языки для сопровождения иностранных гостей в качестве гидов, чтобы местные жители держали лошадей и ишаков для прогулок приезжих, чтобы закупали впрок бинокли и подзорные трубы. Потребуются и хорошая восточная кухня, и сувениры на память. Так образуется целая цепочка из мелкого бизнеса, связанная с экотуризмом.
До сих пор экотуризм в Узбекистане был слабо развит. С прошлой осени поехали иностранные туристы в экоцентр «Джейран». Дорога отличная, от древней Бухары недалеко, а на огромных просторах экоцентра пасутся куланы, лошади Пржевальского, джейраны. Любители сельского туризма, пусть малыми группами, но едут в Джизакскую область в Фаришский район. Гостевые дома кишлака Ухум позволяют приобщиться к местному укладу жизни. Буквально рядом находятся огороженная территория, где в естественных условиях среди лугов и скал обитают краснокнижные бараны Северцова, и Нуратинский заповедник.
Нижне-Амударьинский биосферный резерват находится по дороге из Ургенча в Нукус. Интересен любителям сельского туризма, да и любителям старины. Здесь находятся знаменитое культовое сооружение Чылпык и архитектурный памятник – Гяур-кала. Есть идея у местных энтузиастов устроить юртовый лагерь для размещения гостей. С десяток маршрутов уже разработаны. Но на практике еще предстоит оценить, что в приоритете: цветение маков, бухарские олени, которых можно наблюдать в вольере и на воле, пойменные леса-тугаи, а может быть, ночная засада с биноклем, подзорной трубой и фотоаппаратом?
Проблема, которая вряд ли решаема международными проектами, – нестабильная подача электроэнергии. Хороши мы будем, если в разгар демонстрации фильма в визит-центре резервата отключится до вечера электроэнергия. Солнечных батарей нет, биотуалетов нет. Эти житейские мелочи не могут не влиять на продвижение маршрутов в низовьях Амударьи. Зарубежные туроператоры избегают проблемы и барьеры, впрочем, как и основная возрастная часть их клиентов. Им хочется побольше свежих впечатлений и поменьше беспокойств от неустроенного быта.
Сервис для своих и чужих
Когда говорят о туризме, прежде всего привычно рассматривается внешний поток. Между тем, экотуризм привлекает и узбекистанцев. Скажу о своих впечатлениях от посещения биосферного резервата. В конце 2011 года мы с коллегами поутру выехали из Нукуса. В визит-центре, где проходили
презентации биологов-участников поездки, электроэнергия была, а отопления не было. Да и автобус на обратном пути сломался. Пришлось какое-то время ремонтироваться и подмерзать на трассе.
Это то, что никак не может понравиться не только иностранному, но и отечественному туристу. Вернуться в Нижне-Амударьинский государственный биосферный резерват хочется из-за оленей. В вольере их можно наблюдать совсем близко, она — не зоопарк, а родное местообитание, на время ограниченное сеткой.
На территории, где никаких сеток, мы наблюдали хангулов то справа, то слева. Гордый олень с раскидистыми рогами невозмутимо следил, стоя посреди дороги, как движется наш автобус. Участники поездки фотографировали
всех подряд.
Это была увлекательная фотоохота. А на берегу амударьинской протоки мы рассматривали следы зайцев и шакалов.
Туранга тоже вызывала любопытство: как это дерево смогло приспособиться к летним амударьинским паводкам? Когда разливалась река в июле-августе, тогда и сбрасывала семена. Сейчас не бывает летних паводков, туранга сохнет, семена падают в сушь. Не взойдут — не вырастут. Надо что-то делать, спасать основной вид тугаев!
Что еще «горячо» помимо оленей и туранги? Восхождение на Чылпык. Обзор с него открывается потрясающий – с одной стороны Амударья, каналы, зеленые посевы, с другой – пустыня Кызылкум. Дельтапланеристы приезжают из Нукуса, чтобы стартовать с Чылпыка. Полеты на дельтапланах над резерватом заманят и своих, и зарубежных гостей. Переночевал – и снова в полет.
Тем временем на костре в котле привлекают гастрономические изыски. Не привлекает необходимость временной регистрации иностранных туристов даже при ночевке в юрте. Это называют «барьером». Меньше «барьеров» –
успешней развитие экотуризма в Нижне-Амударьинском государственном биосферном резервате, и не только тут.
Наталия ШУЛЕПИНА
газета «Новости Узбекистана», 26.4.2013г
На sreda.uz использованы фото автора. На снимках: Амударья, хангулы, туранга, семена туранги, коровы в тугаях, земля лесхоза, отданная в аренду, Чылпык
![]() Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Вода
Только что закончены репортажи из экспедиции от верховий до низовий Амударьи. Много фотографий не вошли в репортажи. Покажем вдогонку еще Амударью и пустыню Кызылкум.
Конечная точка маршрута — Междуреченское водохранилище. Сюда мы отправляемся из Нукуса.
Сокращение пищевых отходов и разумное использование океанов могут восстановить половину деградированных земель к 2050 году. Учёные предлагают комплекс мер, чтобы остановить разрушение почв и улучшить экологию планеты.
По Узбекистану экспедиция начата на Аму-Бухарском канале. На втором ее этапе мы пересечем Кызылкумы, заедем в Нижне-Амударьинский государственный биосферный резерват, взойдем на Чылпык.
Cоздаваемая система мониторинга засухи станет важным региональным инструментом для предупреждения экологических потерь, повышения продовольственной безопасности и устойчивого использования природных ресурсов.
Железная дорога, которая прокладывается по Зарафшанскому национальному природному парку, покончит с беспечностью диких животных. Окажутся под колесами поездов и ежи, и крупные животные.
Принято решение о создании Регионального центра ООН по целям в области устойчивого развития для Центральной Азии и Афганистана.
Первый маршрут исследователей — Таджикистан, поездка в заповедник «Тигровая балка». Вторая экспедиция — по Узбекистану: от Бухары до низовий. В этом репортаже проедем от питомника «Джейран» вдоль Аму-Бухарского канала.
Использование очищенных сточных вод в сельском хозяйстве может привести к непреднамеренному попаданию микропластика в почву, создавая невидимую, но растущую проблему загрязнения.
На леднике Федченко (Ванчях) международная экспедиция установила летом 2025 года три автоматические станции
Ангелина
Какая красивая и глубокая метафора: ледник - это книга, которую надо успеть прочитать!!! Такая информация не просто радует, она заставляет вновь обрести веру в человечность, в неукротимую жажду познания. Не разрушение, а созидание - вот наш девиз. Наш - людей на планете Земля!!!
Амударья для биоразнообразия. Экспедиция по Узбекистану: от Бухары до низовий (часть 3)
Ангелина
Очень емкая экспедиция, требующая широкого кругозора в освещаемой теме. Слова восхищения автору - Наталье Шулепиной. Даже в праздники Вы не позволяете себе отдыхать! Меня же, как читателя, поразило насколько сложно устроена система водопользования. И второй тезис: никакие теории не помогают, никакие технологии не спасут, если воды просто НЕТ. Известно, что есть островные государства на Земле, которые всерьез задумываются о покупке земли на материке для своих граждан в связи с угрозой затопления. Не возникнет ли такая необходимость и в Узбекистане, если проживание в бывших низовьях Амударьи и Сырдарьи станет просто невозможным.
Ежи не будут ползать по жд-расписанию в Зарафшанском национальном природном парке
вован1
для прохода животных - под насыпью должны быть проложены широкие трубы. Как делается во всех цивилизованных странах
Роща болотных кипарисов в Ташкенте
вован1
фоток с озера Сукко (Анапа) здесь в статье кстати нет.
Ежи не будут ползать по жд-расписанию в Зарафшанском национальном природном парке
Зайнутдинова Неля
Не знаю, как ещё надо писать, к кому обращаться, чтоб дошло до руководителей всех уровней! А что для этой новой ж/д других возможностей прокладки нет или не рассматривались? Или сначала строим, потом соображаем? Перечислены все законы и постановления, которые нарушаются. Они что о них не знают или как всегда выгода на первом месте? Природа такаая хрупкая. Её уничтожить ради экономии средств на нынешнем этапе ничего не стоит.
Двойные стандарты для Чарвака и окрестностей в пику действующим законам
Aliya Vildanova
Власть, которая должна быть гарантом законности, сама вопиюще нарушает и не соблюдает законы страны, со всеми вытекающими: коррупция, воровство, обман и т.д.
Двойные стандарты для Чарвака и окрестностей в пику действующим законам
Абдукодир Джалилов
На фото видно, что канализационная труба рядом чистой водой - это есть очень грубое нарушение технологии укладки труб. Нет никакой гарантии, что не смешивались разные структуры воды. Значит, народ правильно против стройке N490.
Роща болотных кипарисов в Ташкенте
вован1
А мы там недавно сняли красивое чтение стиха "Осень на дороге" от Даниэллы Фуэго
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Рихард Эшенбах
Река превратилась в клоаку, куда сливают отходы. Рядом живу с этим местом. Как стемнеет, поднимается вонь от сливаемых в реку нечистот. Немного дальше по течению стоит завод стройматериалов, от которого стоит грохот и пыль на всю округу, а гравий к нему добывают там же в пойме реки. Там же на берегу мусорный полигон. Это только то, что мне видно с противоположной стороны реки
Бухара и Бухарский район: что нового в водоснабжении?
Наталья Вишневская
Наталия, спасибо Вам за интересный, познавательный материал. Читала с интересом, мне это знакомо. Совсем недавно мы были в Бухаре в рамках проекта Всемирного банка по реконструкции теплоснабжения и повышения энергоэффективности многоквартирных домов, проводили пресс- конференцию. Надеюсь и верю, что проект по улучшению водоснабжения достигнет положительных результатов, бухарцы этого достойны. Каждый проект, который приходит в страну, ставит перед собой глобальные задачи и широкомасштабное информирование граждан просто необходимо. Люди должны понимать, какие преобразования их коснутся, и работать в едином тандеме со всеми участниками проекта, как с исполнителями, так и с благополучателями.