Лутфулла Кабиров: «Закорябало» и стал журналистом
Лутфулла Кабиров — мэтр журналистики Узбекистана. О начале своего пути написал в фэйсбуке в связи с памятной многим датой. 19 мая — День пионерии. Публикуем здесь короткие воспоминания Кабирова, а заодно и комментарии коллег.
В детстве я хотел стать летчиком. Серьезно хотел и даже планы строил, стал кандидатом в мастера по авиамодельному спорту в классе пилотажных машин.
Но что-то внутри закорябало, и в седьмом классе я написал смешной случай из пионерской жизни. Отправил в «Пионер Востока». Потом были сотни публикаций в очень солидных изданиях, но эту пожелтевшую заметку я храню до сих пор… Именно она «сломала» мне жизнь и повернула ее в другую сторону.
В «отместку» я потом стал редактором этой газеты, и я уверен, что мои сотрудники тоже сбили с толку сотни мальчишек и девчонок, хотевших стать пожарными, врачами, инженерами. Сейчас они тоже слоняются по всему миру «с лейкой и блокнотом», и уверен – тоже изредка, но трепетно достают из конверта истрепанную газетную вырезку.
Кстати, тираж «Пионерской правды» зашкаливал в семидесятые-восьмидесятые годы за десять миллионов. Наши узбекистанские пионерские газеты со своим двух миллионным тиражом занимали третье месте в СССР. Письма приносили мешками, детские каракули были полны солнечной радостью, искренним требованием немедленно освободить Анджелу Дэвис, перестать мучить негров и готовностью умереть за Кубу…
Как пример – воспоминания о счастливом пионерском детстве главного редактора cайта Uzmetronom.com Сергея Александровича Ежкова: «В пятом или шестом классе, под воздействием всеобщего возмущения советских людей войной во Вьетнаме, я написал стишок и направил его в «Пионерскую правду», которую мы выписывали. В стишке было про кровожадных американцев и несчастных вьетнамцев, которых «янки» нещадно убивают. Рефрен помню и сегодня: «Говорит Москва, Лондон, Каир — мир Вьетнаму, Вьетнаму мир». Вскоре в сером конверте с логотипом «Пионерская правда» пришел ответ из редакции с советом работать над словом. Над словом работаю до сих пор!»
==============================
Наталия Шулепина И я читала «Пионерскую правду», слушала «Пионерскую зорьку». Но мозги перенаправила на журналистику «Комсомольская правда». Какая была газета! Лучшая.
Lutfulla Kabirov: Поэтому и стали серьезным и задиристым журналистом!
Эльмира Тухватуллина: И я во втором классе отправила свою первую заметку в «Пионер Востока». А когда её опубликовали — радость была такая, будто в космос полетела. Когда получила конверт с логотипом газеты и письмо от редактора Якуба Ходжаева, что надо продолжать писать, рассказывать о своей школе, интересных случаях, то я поняла, что самое интересное в этой жизни — рассказывать о том, что тебя окружает. И я старательно писала — и в «Пионер Востока», и в «Пионерскую правду». Так начался мой путь в будущую профессию. А потом меня направили в «Артек», в юнкоровскую смену, где я и познакомилась с Лутфуллой Кабировым. Тогда ещё не знала, что мы станем коллегами и друзьями. Самое интересное, что я уже тогда сделала выбор. Ни о какой другой профессии не мечтала, хотела быть только журналистом. В «Комсомольской правде» моими наставниками были легендарные Юрий Щекочихин, Леонид Загальский и Ольга Салынская. И «Комсомолка» тогда была лучшей газетой, тут не поспоришь.
Раим Фархади: «Комсомольская правда» в 1961 году напечатала подборку из пяти моих стихотворений! Редакция прислала грамоту с пожеланием успехов в поэтическом творчестве. Печатала рецензии на первые книги, анонсы изданий в московских журналах. А «Пионерская правда» всегда считала своим автором, бандеролями пересылая отклики юных читателей, приходившие из всех братских республик. Во многом благодаря этому объездил страну от Бреста до Салехарда. Все началось с публикации цикла «К ЗВЁЗДАМ!» Сегодня цитата из него — в учебнике для узбекских школ, который выдержал 12 изданий, тиражом 6 миллионов экземпляров.
Анвар Ильясов: 40 лет пролетело с первой моей с Сашей Левитаном публикации! Тогда мне исполнилось 15 лет, и я твердо решил стать журналистом, фотокорреспондентом. Нам с Сашей сказали сделать материалы с фестиваля кукольников, и мы сразу замахнулись на интервью с Сергеем Образцовым. Наш максимализм и красноречие Саши подействовали. Образцов уделил нам полчаса, потом — правка и редактирование в редакции газеты «Пионер Востока». Материал напечатали!!! Редактором был тогда Лутфулла Кабиров.
Наталия Шулепина: Я до сих пор храню журналистское удостоверение «Пионера Востока». В штате не работала, но сотрудничала, как внештатник. И это удостоверение журналиста от детской газеты, подписанное редактором Лутфуллой Кабировым, — самое первое в моей жизни. «Закорябало».
Еще пара комментариев вдогонку — от педагога и студента:
- Александра Николаевна Давшан: Воспоминания как шаг к новому. Мне кажется так.
-
Лутфулла Кабиров: Самое сильное воспоминание связано с Вами, Александра Николаевна! Вы были той решающей кнопкой на поворотном этапе, не побоюсь этого слова, моего будущего. Вы уже забыли тот экзамен… Я завалил два первых вопроса на вступительном на журфак по литературе и понял, что мне терять нечего. «Ставьте двойку», — нахально и даже немного грубо сказал я. Вы помолчали и неожиданно предложили: «Назови редколлегию журнала «Юность». Весь состав!».
Мы все тогда бредили этим журналом… Но редколлегия… А я почему-то знал, не помню, почему. Я перечислил… Потом Вы еще что то спросили, но не по программе… Вы поставили оценку, и уже в коридоре, развернув экзаменационный лист, я увидел «отл».
Вас не могли попросить тогда за меня. Некому просить: мама домохозяйка, папа — врач. Да и весь наш курс, когда мы познакомились, оказался такой — разболтанный, разношерстный, разнохарактерный… И если был, кто помог поступить на журфак, когда на место 30 человек, это были Вы, Александра Николаевна! А вообще-то я летчиком хотел стать.
SREDA.UZ
20.5.2019г.
Еще статьи из Репортер.uz
Мой путь в журналистику начался в Узбекском обществе дружбы и культурной связи с зарубежными странами — УзОДКСе. Поразительно, но именно там. Занесло совершенно неожиданным образом.
В Ташкенте состоялись консультации по проекту Рогунской ГЭС. Инициированы группой Всемирного банка по вопросам окружающей среды и социальной сферы. Цель — обсудить и оценить экологическое и социальное воздействие.
Канал Анхор в Ташкенте — одно из главных его украшений. Конечно, это не главная его функция. Он несет воды из реки Чирчик для поливов сельхозугодий. А еще дарит людям свежий воздух, снимает стресс, смягчает летнюю жару. Деревья вдоль канала создают природный микроклимат. Смотрим несколько осенних фото.
В Кашкадарьинской области, подъезжая к городу Яккабаг, мы увидели вдоль дороги сооружения на ножках. Проехав пару километров, решили рассмотреть. Для чего они?
Отъехав от Гиссаракского водохранилища, наблюдаем, как в природные ландшафты вгрызается техника. Минуем карьер и стройплощадку с трубами, кажущимися с дороги игрушечными. Дальше — больше.
Воскресным утром мы отправились на учет из Ташкента к Туябугузскому водохранилищу (Ташморю). Точно также в этот день 6 октября отправились на учеты наблюдать за птицами и их считать бёдвочеры в разных регионах Узбекистана и в трех десятках стран Европы и Азии.
Наш четырехдневный маршрут включал и горы, и долы. В маршруте обозначены проектные сады. Они и есть цель. Посаженные два года назад саженцы прижились? Первый сад — в буферной зоне Кызылсуйского участка заповедника, в кишлаке Калтакул.
Из Балыккуля мы планировали уехать на автобусе в Нанай. Но автобус отменен. И на такси нас туда тоже никто не довезет. Проезд закрыт. Вернемся в Чартак. Оттуда до Наная есть другой маршрут. Путешествие из Ташкента по Наманганской области продолжается.
Мы путешествуем не на личном авто и не автостопом. В путь отправляемся с куйлюкского «пятака». Куйлюк-базар находится на краю Ташкента, отъезжать удобно. Немного поторговались c частником из-за цены и в путь. Первый отрезок пути — до городка Чартак в Наманганской области.
Цену Угама или какой другой реки в Узбекистане никто не считал. Зоологи могут сказать, сколько стоит потеря одной особи краснокнижного вида. Но весь вид не имеет цены. Уничтожение видового разнообразия — явление немыслимое. Но это происходит при строительство малых ГЭС на Угаме. Каков баланс приобретений и потерь?
УЗБЕКСКАЯ СОЛОДКА
класс
Ноябрьские сюжеты в Ташкенте. Фото на ходу
Ангелина Борисовна Однолько
Наталья! Вы -прекрасный фотограф. Но давно убедилась, что фотография - не документ. Взять метр вправо -налево - и будет совершенно другой вид.
Ташкентцы хотят знать причины загрязнения воздуха и поименно загрязнителей
Бобоева Д
Хочется верить, что Фуркат Махмудходжаев-единственный человек в хокимияте, который хоть что-то но делает, выполнит это обещание. Верим, потому что надежда умирает последней, что будут не только следить, но и стараться улучшить качество воздуха в Ташкенте.
Растерзание природы близ Гиссарского заповедника
Однолько Ангелина
Какая грандиозная работа автора! Сколько дорог пройдено. Сколько документов изучено. Сколько проведено переговоров. Если трудно нам, привыкшим к чтению сложных текстов, осознать грандиозность строительства, масштаб денежных вложений, ущерб природно-охранной зоне, то каково местным жителям? Они не знают каким бумагам верить, как отстаивать свои интересы. На примере нового лыжного курорта Амирсай мы видим проблемы такого строительства: непродуманная канализация, отсутствие пешеходных прогулочных троп, отсутствие озеленения территории. Для лыжных трасс перерыты горы, и это совершенно не украшает летний пейзаж. А лето у нас все-таки большую часть года. Не повториться ли все это в Гиссаре?
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
admin
Ваш вопрос не по адресу.
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
Дима
Кто продаёт артемию ищу поставщика
Исполнилось 85 лет со дня рождения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга
Ангелина Борисовна Однолько
Спасибо за подборку. Поистине! Большое видится на расстоянии
Полив деревьев на яккабагской трассе и перспективы паспортизации деревьев в Узбекистане
Ангелина Борисовна Однолько
Недавно путешествовала из Ташкента через перевал в Ферганские долину. Таких сооружений для полива вдоль трассы много. Но и засохших посадок тоже не мало. Видно, что для отчета все сделано. Но ежедневного надзора нет. Остается только удивляться, сколько труда пропадает зря. Что касается мониторинга деревьев в Ташкенте, то не определено или по крайней мере не обнародовано участие махалинских комитетов в этом процессе. Странная ситуация: землю распределяет Хокимият, а махалинским комитетам остается разводить руками, обнаружив на месте деревьев новое сооружение, которое по документам числится туалетом, а на деле оказывается коммерческим объектом. С каждым годом асвальта возле наших домов становиться больше , газонов и деревьев меньше. Большинство чиновников живет в своих домах за городом и ситуацию не ощущают.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Анвар Ходжаниязов
Этот человек который стоит за этой дорогой имеет высоких покровителей. Без них никто на такое не отважется.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Ангелина Борисовна Однолько
Давно уже не выезжаю отдыхать на Чаткал. Везде стройки. Грохочит тяжелая техника. Пыль столбом. Давно не приходилось вдохнуть тот воздух, который хочется кушать. Сейчас даже на водопад туристов возят на газиках. Все впечатление стирается. В нашем народе нет никакого почтительного отношения к природе. Только потребление. А что делать жителям Бричмулы, Наная и др поселков. Или уехать или громить природу