Министерства и ведомства, имеющие отношение к загрязнению окружающей среды и сохранению биоразнообразия, должны развивать сотрудничество с гражданским обществом. Не отмахиваясь от проблем, а принимая к сведению и совместно их решая.
Что значит для алматинца Талгарский перевал?
Талгарский перевал виден практически из всех точек Алматы. По нему местные определяют погоду: «Ух ты, уже лето, а снег все еще лежит на Талгарском перевале». Или иначе, но в том же ключе: «Ух ты, еще лето, а уже снег выпал на перевале». В мой приезд в Алмату в августе говорили именно так, объясняя, почему резко похолодало. Город плавно переходит в предгорья. Они – в зеленых садах, но выше…Талгарский перевал виден практически из всех точек Алматы. По нему местные определяют погоду: «Ух ты, уже лето, а снег все еще лежит на Талгарском перевале». Или иначе, но в том же ключе: «Ух ты, еще лето, а уже снег выпал на перевале». В мой приезд в Алмату в августе говорили именно так, объясняя, почему резко похолодало. Город плавно переходит в предгорья. Они – в зеленых садах, но выше…
Предгорьями и ташкентцев не удивишь. В ясную погоду они хорошо заметны. Сел на электричку до Ходжикента и через полтора часа по любой тропке отправляешься на восхождение. Над Алматы совсем другие горы и высоты, и до них рукой подать. Во всяком случае, так кажется благодаря фотоаппарату с зумом. Талгарский в снегу снимаю из центра города. До урочища Медео на автобусе «за пять копеек» ехать полчаса.
Мы отправляемся на Талгарский, когда снег стаял. Высота его – 3163 метра на уровнем моря. В свое время нам с друзьями приходилось подниматься на него «ножками». Случалось такое и зимой, и летом с нудной «пилежкой». Иногда удавалось преодолеть часть пути с Чимбулака на кресельной канатке. И тогда радовались: «Вот повезло!»
На Чимбулаке с середины прошлого века существует горнолыжная спортивная база. А осваивать это урочище на высоте в 2200 метров лыжники начали в конце сороковых годов. Здесь идеальный для спуска длинный естественный склон с разнообразным рельефом. Сначала лыжники с лыжами тоже «пилили» по снегу вверх к перевалу. Три часа вверх и пятнадцать минут вниз. Ну, а потом появилась кресельная канатная дорога.
В 2011 году Алматы стал столицей Азиады. К этому событию от Медео до Чимбулака и далее до Талгарского перевала протянули гондольную линию. Алматинцы называют ее «канаткой», а гондолы – кабинками или вагончиками. Путешествие наверх занимает минут сорок, если не задерживаться в пунктах пересадки.
Что видно в начале пути: знаменитый высокогорный каток Медео. Затем можно рассмотреть плотину, защищающую город от селей. Горная речка в Малоалматинском ущелье, над которым плывет гондола, и есть грозная Малая Алматинка. Воды в ней немного, но сель, сошедший по реке в семидесятые годы, наломав дров, намешав камней, прорыл широкий каньон. Тогда были и человеческие жертвы, и реальная угроза городу. Плотина устояла. Сейчас на ней и за ней подрастают деревья. Зато на горе Мохнатке и соседних склонах несколько лет назад ураганом высоченные тяньшанские ели переломало, как спички. Склоны оголились. Стволы еще продолжают вывозить, а добровольцы участвуют в акциях по посадке саженцев.
Чимбулак совершенно преобразился. Вместо базы горнолыжников с десятком коттеджей тут теперь супер-курорт.
«Общая стоимость реконструкции комплекса «Медео — Чимбулак» составила почти 1,2 млрд долларов США», – так сообщалось в прессе. Конечно, делались колоссальные вложения не ради любителей восхождений, а ради любителей горных лыж. Перепад высот на лыжных трассах — более девятисот метров. В сезон снег лежит толщиной в полтора метра. И зимой, и летом много солнца. Даже летом очень убедительно выглядят трассы скоростного спуска и слалома-гиганта, не случайно они включены в десятку сложнейших трасс мира.
После первого августовского снега альпийская зелень пожухла, альпийские цветы подвяли. На Талгарском перевале, когда в Алматы двадцать восемь тепла, термометр фиксирует плюс двенадцать. Холодновато. К тому же ветер гонит через перевал облака. Ощущения при этом непередаваемые. Из рутины и обыденности забросило почти на небеса. Воздух чистейший. Ощущается огромный прилив энергии. Тропа ведет на морену. Вершины и справа, и слева. Вспоминаются названия «Школьник», «Физкультурник», «Пик Чкалова»… Нависают ледники, стекают ручьи. Благодать.
Наталия ШУЛЕПИНА
sreda.uz,
Источник — NUZ.UZ
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Экотуризм
Вот что пишут организаторы конкурса: «Хотите внести свой вклад в решение климатических проблем и стать частью международного проекта? Присоединяйтесь к созданию уникальной колоды климатических карточек «Turn It Around» и выразите своё видение через искусство и текст!»
Экскаваторы и бульдозеры пробили ее на горном склоне над рекой Мачитасгонсай длиной в четыре с половиной километра, и останавливаться не собираются. По факту — это очередная агрессия бизнеса на охраняемой природной территории.
Отъехав от Гиссаракского водохранилища, наблюдаем, как в природные ландшафты вгрызается техника. Минуем карьер и стройплощадку с трубами, кажущимися с дороги игрушечными. Дальше — больше.
Прогулку в ботанический сад Ташкента предварим строками из стихотворения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга:
«Люблю я последние дни сентября. Скрипичным оркестром охваченный город. Люблю эту свежесть и ясность погоды. Природа спокойно уходит в себя».
Ташкентский зоопарк был открыт 24 октября 1924 года. Накануне его столетия в Ташкентском доме фотографии представлена выставка «История в объективе».
Воскресным утром мы отправились на учет из Ташкента к Туябугузскому водохранилищу (Ташморю). Точно также в этот день 6 октября отправились на учеты наблюдать за птицами и их считать бёдвочеры в разных регионах Узбекистана и в трех десятках стран Европы и Азии.
Из Балыккуля мы планировали уехать на автобусе в Нанай. Но автобус отменен. И на такси нас туда тоже никто не довезет. Проезд закрыт. Вернемся в Чартак. Оттуда до Наная есть другой маршрут. Путешествие из Ташкента по Наманганской области продолжается.
Мы путешествуем не на личном авто и не автостопом. В путь отправляемся с куйлюкского «пятака». Куйлюк-базар находится на краю Ташкента, отъезжать удобно. Немного поторговались c частником из-за цены и в путь. Первый отрезок пути — до городка Чартак в Наманганской области.
Парламентарии Казахстана ратифицировали Соглашение между правительствами Казахстана и Узбекистана о сотрудничестве в области экологии и охраны окружающей среды.
УЗБЕКСКАЯ СОЛОДКА
класс
Ноябрьские сюжеты в Ташкенте. Фото на ходу
Ангелина Борисовна Однолько
Наталья! Вы -прекрасный фотограф. Но давно убедилась, что фотография - не документ. Взять метр вправо -налево - и будет совершенно другой вид.
Ташкентцы хотят знать причины загрязнения воздуха и поименно загрязнителей
Бобоева Д
Хочется верить, что Фуркат Махмудходжаев-единственный человек в хокимияте, который хоть что-то но делает, выполнит это обещание. Верим, потому что надежда умирает последней, что будут не только следить, но и стараться улучшить качество воздуха в Ташкенте.
Растерзание природы близ Гиссарского заповедника
Однолько Ангелина
Какая грандиозная работа автора! Сколько дорог пройдено. Сколько документов изучено. Сколько проведено переговоров. Если трудно нам, привыкшим к чтению сложных текстов, осознать грандиозность строительства, масштаб денежных вложений, ущерб природно-охранной зоне, то каково местным жителям? Они не знают каким бумагам верить, как отстаивать свои интересы. На примере нового лыжного курорта Амирсай мы видим проблемы такого строительства: непродуманная канализация, отсутствие пешеходных прогулочных троп, отсутствие озеленения территории. Для лыжных трасс перерыты горы, и это совершенно не украшает летний пейзаж. А лето у нас все-таки большую часть года. Не повториться ли все это в Гиссаре?
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
admin
Ваш вопрос не по адресу.
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
Дима
Кто продаёт артемию ищу поставщика
Исполнилось 85 лет со дня рождения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга
Ангелина Борисовна Однолько
Спасибо за подборку. Поистине! Большое видится на расстоянии
Полив деревьев на яккабагской трассе и перспективы паспортизации деревьев в Узбекистане
Ангелина Борисовна Однолько
Недавно путешествовала из Ташкента через перевал в Ферганские долину. Таких сооружений для полива вдоль трассы много. Но и засохших посадок тоже не мало. Видно, что для отчета все сделано. Но ежедневного надзора нет. Остается только удивляться, сколько труда пропадает зря. Что касается мониторинга деревьев в Ташкенте, то не определено или по крайней мере не обнародовано участие махалинских комитетов в этом процессе. Странная ситуация: землю распределяет Хокимият, а махалинским комитетам остается разводить руками, обнаружив на месте деревьев новое сооружение, которое по документам числится туалетом, а на деле оказывается коммерческим объектом. С каждым годом асвальта возле наших домов становиться больше , газонов и деревьев меньше. Большинство чиновников живет в своих домах за городом и ситуацию не ощущают.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Анвар Ходжаниязов
Этот человек который стоит за этой дорогой имеет высоких покровителей. Без них никто на такое не отважется.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Ангелина Борисовна Однолько
Давно уже не выезжаю отдыхать на Чаткал. Везде стройки. Грохочит тяжелая техника. Пыль столбом. Давно не приходилось вдохнуть тот воздух, который хочется кушать. Сейчас даже на водопад туристов возят на газиках. Все впечатление стирается. В нашем народе нет никакого почтительного отношения к природе. Только потребление. А что делать жителям Бричмулы, Наная и др поселков. Или уехать или громить природу