Мой путь в журналистику начался в Узбекском обществе дружбы и культурной связи с зарубежными странами — УзОДКСе. Поразительно, но именно там. Занесло совершенно неожиданным образом.
Сегодня Язъяванский памятник природы охраняют. Что будет завтра?
Пресс-служба Госкомэкологии на ведомственном сайте сообщила, что с 15 мая 2020 года Госкомитетом установлена строгая охрана государственного памятника природы «Язъяван». Поблагодарила за внимание к теме журналистов и блогеров. Публикация «Кто в ответе за Язъяванские пески? Государственный памятник природы Узбекистана на грани уничтожения», действительно вызвала большой резонанс.
Кто в ответе за «вчера»?
Понятно, почему сообщение об очередном наступлении на язъяванские пески, вызвало бурную реакцию общества. Ажиотажный интерес к уникальному явлению – пустыне в центре зеленой Ферганской долины – возник на фоне мощного и повсеместного наступления бизнеса на среду обитания. Вырубка деревьев уже стала притчей во языцех.
Варварская, никем не контролируемая выемка песка и шагала из русел привела к изменению гидрологического режима рек. Чтобы понять, что это значит, достаточно посмотреть на Чирчик, огибающий Ташкент. Была река. А что с ней стало?
Наступление бизнеса на Государственный природный памятник природы «Язъяван» из того же ряда бездумного грабежа природных ресурсов. И началось оно не вчера.
Автору этих строк довелось прикоснуться к этой проблеме еще в 2013 году. Программа медиатура ташкентских журналистов в Ферганскую долину была очень насыщенной. Многое довелось увидеть, в том числе и язъяванские пески. Проезжая мимо дамбы строящегося Язъяванского водохранилища (до песков от него метров семьсот) мы видели карьеры, где ресурс добывали. Груженные самосвалы направлялись к строящемуся объекту. Для каких целей использовали кварцевый песок?
Мы подъехали к стройплощадке. В программе поездки этого объекта не было. Но если есть журналистский интерес… У ворот нас пустили охладиться в бытовку. И на этом все. Никакой информации. Припоминается, что даже выделили машину сопровождения и отправили в обратную сторону по окружной дороге.
Это давняя история. Дамба построена. Язъяванское водохранилище заполнено. Сколько песка вычерпали из геоморфологического и палеонтологического памятника природы в процессе строительства, при желании специалисты могут определить. Кто разрешал? Очевидно, Госкомитет, ссылаясь на статью 7 Закона РУз «Об охраняемых природных территориях».
Исключительный случай
В письме в Кабинет Министров (зарегистрировано 27 апреля 2020 года) первый заместитель председателя Госкомэкологии пишет:
«Для уточнения точного объема оставшегося в карьере песка необходим выезд на место специалистов Госкомгеологии, Госкомитета лесного хозяйства и ГУП «Ёзёвонмахсуссувкурилиш». В соответствии с пунктом 7 закона РУз «Об охраняемых природных территориях» земельные площади охраняемых природных территорий могут быть в исключительных случаях использованы для государственных или общественных нужд. Учитывая вышесказанное, а также государственную и общественную важность завершения строительства водохранилища до конца этого года, разрешается использование участка №5 песчаного карьера «Центральная Фергана» при условии ненанесения ущерба растительному и животному миру».
Читатели с полным текстом письма на узбекском и русском языках могут ознакомиться в конце публикации.
Обратим внимание, что это письмо направляется в Секретариат Кабинета Министров по вопросам развития аграрной и пищевой промышленности. Какое Секретариат имеет отношение к строительству водохранилища? Он курирует этот Госкомитет. Вряд ли его штат осведомлен о реальных нуждах ГУП «Ёзёвонмахсуссувкурилиш». Но есть заключение Госкомиссии по полезным ископаемым при Кабмине о промышленной разработке песка на участке №5 месторождения «Центральная Фергана» от 2012 года. «Ёзёвонмахсуссувкурилиш» просит песок для государственных нужд…
В этот же Секретариат Кабинета Министров отправляется еще одно письмо несколькими днями позже — 12 мая. В письме Госкомитет по экологии и охране природных ресурсов сообщает о результатах изучения рабочей группы 7 мая запасов карьера и растительном мире песков. Так говорится в информации на сайте Госкомэкологии. Но каковы выводы, не сказано. И нам они неведомы.
После выхода публикаций в ряде СМИ на тему уничтожения государственного памятника природы «Язъяван» Госкомитет, как пишет пресс-служба, создал специальную рабочую группу. С 15 мая 2020 года она ведет контроль по недопущению добычи песка на территории памятника природы.
Как будет завтра, в течение мая и последующих месяцев, какие объекты будут признаны стратегическими, из-за которых тот или другой секретариат Кабинета Министров предложит Госкомэкологии считать случай исключительным?
В этих случаях за вторжение на охраняемые природные территории и изъятие никто не отвечает. Ответственность растворяется в высоких кабинетах. Информация такого рода до журналистов не доходит. И то, что дошла на этот раз, поистине исключительный случай.
Наталия ШУЛЕПИНА
============================================
В Секретариат Кабинета Министров Республики Узбекистан
по вопросам развития аграрной и пищевой промышленности
Основываясь на поручении Кабмина за номером 03/1-2086 от 15 апреля 2020, Госкомэкологии, рассмотрев письмо (01/18-1050) Госкомлеса от 10 апреля 2020 об использовании песчаного карьера №5, расположенного в Язьяванском районе, для завершения строительства в этом году водохранилища в Ферганской области, сообщает следующее.
В 2019 году в связи с запросом предприятия ГУП «Ёзёвонмахсуссувкурилиш» о промышленной разработке песка категории Сi, оставшегося на участке № 5 месторождения «Центральная Фергана» в объеме 30,88 тысяч куб. метров, был разработан проект «Заявление о воздействии на окружающую среду», по которому Госэкспертиза Госкомэкологии от 24 июля 2019 года пришла к положительному выводу за №01-01/10-08-1574.
Рекомендованный для рассмотрения Госкомэкспертизой проект «Заявление о воздействии на окружающую среду» о промышленной разработке песка на участке №5 месторождения «Центральная Фергана» разработан в русле положения заседания Госкомиссии по полезным ископаемым при Кабмине №18 от 4 июля 2012 года и письма Ферганского областного хокимията 01-25/2109 от 16 мая 2019 года.
Госэкспертиза заключила, что, учитывая факт расположения песчаного карьера на территории лесного хозяйства, промышленная разработка песчаного карьера должна осуществляться по согласованию с Ферганским управлением лесного хозяйства.
Для уточнения точного объем оставшегося в карьере песка необходим выезд на место специалистов Госкомгеологии, Госкомитета лесного хозяйства и ГУП «Ёзёвонмахсуссувкурилиш».
В соответствии с пунктом 7 закона РУз «Об охраняемых природных территориях» земельные площади охраняемых природных территорий могут быть в исключительных случаях использованы для государственных или общественных нужд.
Учитывая вышесказанное, а также государственную и общественную важность завершения строительства водохранилища до конца этого года, разрешается использование участка №5 песчаного карьера «Центральная Фергана» при условии ненанесения ущерба растительному и животному миру.
Первый заместитель председателя Госкомэкологии Н.ОБЛОМУРОДОВ
Источник — nuz.uz
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Один комментарий на «“Сегодня Язъяванский памятник природы охраняют. Что будет завтра?”»
Добавить комментарий
Еще статьи из Репортер.uz
В Ташкенте состоялись консультации по проекту Рогунской ГЭС. Инициированы группой Всемирного банка по вопросам окружающей среды и социальной сферы. Цель — обсудить и оценить экологическое и социальное воздействие.
Канал Анхор в Ташкенте — одно из главных его украшений. Конечно, это не главная его функция. Он несет воды из реки Чирчик для поливов сельхозугодий. А еще дарит людям свежий воздух, снимает стресс, смягчает летнюю жару. Деревья вдоль канала создают природный микроклимат. Смотрим несколько осенних фото.
В Кашкадарьинской области, подъезжая к городу Яккабаг, мы увидели вдоль дороги сооружения на ножках. Проехав пару километров, решили рассмотреть. Для чего они?
Отъехав от Гиссаракского водохранилища, наблюдаем, как в природные ландшафты вгрызается техника. Минуем карьер и стройплощадку с трубами, кажущимися с дороги игрушечными. Дальше — больше.
Воскресным утром мы отправились на учет из Ташкента к Туябугузскому водохранилищу (Ташморю). Точно также в этот день 6 октября отправились на учеты наблюдать за птицами и их считать бёдвочеры в разных регионах Узбекистана и в трех десятках стран Европы и Азии.
Наш четырехдневный маршрут включал и горы, и долы. В маршруте обозначены проектные сады. Они и есть цель. Посаженные два года назад саженцы прижились? Первый сад — в буферной зоне Кызылсуйского участка заповедника, в кишлаке Калтакул.
Из Балыккуля мы планировали уехать на автобусе в Нанай. Но автобус отменен. И на такси нас туда тоже никто не довезет. Проезд закрыт. Вернемся в Чартак. Оттуда до Наная есть другой маршрут. Путешествие из Ташкента по Наманганской области продолжается.
Мы путешествуем не на личном авто и не автостопом. В путь отправляемся с куйлюкского «пятака». Куйлюк-базар находится на краю Ташкента, отъезжать удобно. Немного поторговались c частником из-за цены и в путь. Первый отрезок пути — до городка Чартак в Наманганской области.
Цену Угама или какой другой реки в Узбекистане никто не считал. Зоологи могут сказать, сколько стоит потеря одной особи краснокнижного вида. Но весь вид не имеет цены. Уничтожение видового разнообразия — явление немыслимое. Но это происходит при строительство малых ГЭС на Угаме. Каков баланс приобретений и потерь?
Прошу вас направить в портал «Менинг фикрим»предложение о создании создании во всех областях Узбекистана животных приютов.Надеюсь если мы соберем достаточное количество голосов то мы сможем добиться рассмотрения этого вопроса в парламенте.Заранее спасибо