В Ташкенте состоялись консультации по проекту Рогунской ГЭС. Инициированы группой Всемирного банка по вопросам окружающей среды и социальной сферы. Цель — обсудить и оценить экологическое и социальное воздействие.
Экологи подтвердили: Yunusabad Business City заложен на свалочном полигоне
В свалочном полигоне чего только нет. И строительные отходы, и твердые бытовые, и промышленные. В почвах выявлены значительные превышения по ряду компонентов по сравнению с фоновыми значениями. Что намечено возвести? Жилые комплексы класса «А», детский сад, международную школу, крупные торговые центры, гостиницу, многофункциональные высотные здания, бизнес-центры.
Напомним читателям, эту тему мы поднимали дважды. В августе первая экскурсия по свалке («Экскурсия по свалке, где будет Юнусабад сити» , 24.8.2020г.), в ноябре вторая. После второй публикации «Кому нужен Юнусабад сити на свалке промышленных и бытовых отходов?» (24.11.2020) с перечнем законодательных актов по отходам и санитарному благополучию населения редакция направила письма в Госкомитет РУз по экологии и охране окружающей среды и в Республиканскую службу санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья Минздрава РУз.
Ответ из хокимита
Сразу отреагировал на публикацию хокимият Ташкента. Территория площадью 45 га отведена под застройку решением хокима № 983 от 12.7.2019 года. В своем ответе в редакцию пресс-служба, сообщившая о выезде на место с заместителем директора дирекции Yunusabad Business City, наличие свалки подтвердила: «На данной территории, являющейся ничейной, ещё с 30-х годов XX века была стихийная, несанкционированная свалка». Еще цитата: «Бесспорно, что там находилось большое количество строительного мусора, а также мусора, оставшегося от кирпичного и абразивного заводов, которые в разное время находились вблизи этой зоны, и с этим надо что-то делать». Приведены аргументы хокимията в пользу застройки. Ответ опубликован «Yunusabad Business City — варварская стройка или инвестиции в будущее?» «Yunusabad Business City — варварская стройка или инвестиции в будущее?»
Хокимият подтвердил, что, зная о свалке, выделил ее под застройку. Согласно законодательству строить на свалке нельзя. Пятьсот метров – санитарная зона до ближайшего жилья. За нарушение законодательства предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность.
Ответ санврачей
Больше месяца мы ожидали ответов из профильных ведомств. Из Республиканской службы санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья ответ так и не поступил. После напоминаний в начале января 2021 года нам переслали письмо начальника Ташкентского центра санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья, адресованное начальнику вышестоящего управления. В нем сказано о выданном положительном заключении на строительство и отсутствии полигона. Цитата: «На земельном участке по ул. Янгишахар Юнусабадского района полигона для складирования бытовых отходов зарегистрированным хокимиятом Ташкента не был».
К письму приложен договор генподряда от 15.8.2019 года. Читаем. Заказчик — Дирекция «Yunusabad Business City», генподрядчик – OOO «Techno logistic construction». Общая сумма договора — 8 млрд. 500 млн.сум. Генподрядчик обязуется «подготовить территорию для строительства (т.е. очистить площадку и вывести строительный мусор и излишний грунт из территории объекта), а также засыпать находящийся на территории арык Хасан». Точная дата окончания работ не указана, указан год — 2019. Напомним, что тревогу мы забили в августе 2020 года.
Вот с какими вопросами и сомнениями редакция обращалась к санитарным врачам республиканского ведомства в начале декабря 2020 года: «Не может не удивлять, что на территории Юнусабадского района столицы в течение многих десятилетий находится свалка (пополняется и поныне) вопреки ст.22 Закона Республики Узбекистан «Об отходах», запрещающей хранение отходов на землях населенных пунктов. Не может не удивлять, что на этой территории не проводился государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением установленных санитарных норм и правил при обращении с отходами, предписанный законодательством. Как серьезную ошибку мы рассматриваем выдачу положительного заключения государственной санитарно-гигиенической экспертизы по объектам обращения с отходами на строительство на свалке-полигоне многофункционального комплекса «Yunusobod Business City». Строительство высотных домов, а их намечено построить на отведенном участке свыше двадцати, недопустимо до полного изучения отведенной территории и вывоза отходов за пределы Ташкента. В настоящее время застройщик – китайская компания CSCEC — копает котлованы под High town, а грязный грунт из котлованов вываливает по окраинам полигона».
Просьба была разобраться и следовать законодательству. Разбираться, судя по всему поручили тем, кто выдал положительное заключение на застройку свалочного полигона. Они и отстояли честь мундира перед вышестоящим руководством. Редакция официального ответа на свой запрос не получила. До сих пор в ожидании.
Ответ из Госкомэкологии
Наша ноябрьская «экскурсия» на юнусабадский свалочный полигон состоялась с участием представителей экологической экспертизы. Они были обескуражены увиденным.
Об этом было сказано и в статье, и в официальном письме редакции 1 декабря в Госкомитет РУз по экологии и охране окружающей среды. «В наличии обширного полигона эксперты Центра экологической экспертизы Ташкента убедились при выезде на место с журналистами и обходе территории».
Госкомитет мы просили ответить на ряд вопросов в рамках его полномочий. И в их числе: когда планируется изучение территории свалки-полигона, определение границ, количественных и качественных характеристик?
Специалисты Госкомитета выехали на место 16 декабря 2020 года. О каком-то обширном исследовании речь не идет. Пробы почвы взяты в произвольных шести точках. Напомним, общая площадь — 45 га, из них 8 га предоставлены иностранному инвестору. Также была взята проба почвы в так называемой фоновой точке за пределами огороженной территории.
Превышения содержания тяжелых металлов по сравнению с фоном отмечены по свинцу — в 1,73 раза, по кадмию – в 3,13 раза, по меди – в 3,64 раза, по цинку – в 2,34 раза. Максимум по превышению сульфатов в пробах по сравнению с фоновой точкой – в 12,22 раза, по нитратам — в 17,28 раза. Как это стыкуется с обязательствами заказчика — Дирекции «Yunusabad Business City» и генподрядчика — OOO «Techno logistic construction» подготовить территорию для инвестора? Инвестор из Китая выкопал котлованы, а в некоторых даже начал строительные работы.
Госкомитет не ответил на все поставленные редакцией вопросы, включая вопрос об аннулировании положительного заключения экологической экспертизы. Но из ответа ясно, что экспертиза была обманута. Цитата из ответа: «Заказчик несет ответственность за достоверность и правдивость представленных на государственную экологическую экспертизу документов и сведений. Согласно материалам ОВОС (Оценка воздействия на окружающую среду – Ред), представленных заказчиком, территория строительства вышеуказанного комплекса «с давних времен являлась отвалом мощностью от 1,5 метра до 19 метров, представленная строительным и бытовым мусором, насыпными грунтами, а также техногенно-перемещенными грунтами. В момент разработки проекта ЗВОЗ (Заявление о воздействии на окружающую среду – Ред.) отвалы насыпных грунтов были расчищены и вывезены».
Значит, свалки больше нет и инвестор может строить. Но по факту свалка есть.
Госкомитет РУз по экологии и охране окружающей среды строительство не остановил. Госкомитет направил в хокимият Ташкента предписание вывезти в месячный срок отвалы загрязненной почвы и фрагменты отходов от бывшей несанкционированной свалки на специальный полигон Тузель в Кибрайский район Ташкентской области. После чего Рабочая комиссия с выездом на территорию Юнусабад сити оценит подготовку к строительству.
Прошел месяц. Рабочая комиссия не создана. В Госкомэкологии состоялось заседание Общественного совета с участием нового председателя. Были подняты несколько острых тем, в том числе и возведение Юнусабад сити на свалочном полигоне. Председатель дал указание назавтра выехать и оценить обстановку. Это еще не Рабочая комиссия, в группе экологи и члены Общественного совета.
Выехали. 28 января. Представители китайской компании CSCEC передвижную лабораторию для забора проб атмосферного воздуха в ворота не пускают, утверждая, что земля куплена и никакие экологи не имеют права сюда заезжать. Пытались убедить, что не для контроля деятельности, а ради взятия проб.
В итоге пошли знакомым маршрутом. Сперва мимо двухэтажного коттеджного поселка, над крайними домами которого нависает свалочная гора. Она как была, так и есть. На самой свалке заметили перемены. На южную часть горы проложена дорога. Центральную дорогу, пробитую через гору, по которой вывозили грязные грунты на другой край свалки, похоже, засыпают. А потом, наверное, еще и утрамбуют.
Экологи взяли пробы, и только в одном котловане. Итак, что в нем имеется 28 января 2021 года? Анализы выполнены в Центре специализированного контроля Госкомэкологии в отделе мониторинга и хроматографических исследований. По свинцу превышения фона в 2,95 раза, по кадмию – в 7,65 раза, по меди — 19,22 раза, по хрому – в 1,45 раза, по цинку максимальные превышения – в 9,12 раза, по сульфатам – в 33,33 раза.
То, что загрязненные грунты, так и не вывезены, плохо. Но очевидно, что в Тузель их везти нельзя. Полигон близ реки не предназначен для отходов с токсичными металлами. Полигон для промышленных отходов есть в Джизакской области. 8,5 млрд сумов хватит на вывоз?
Есть вопросы к заказчику и подрядчику. Есть вопросы и к инвестору. На баннере вывесил свои обязательства построить экологически чистый жилой комплекс. То, что котлованы грязные, стройка на свалке, изначально было видно и сейчас заметно. Да и запахи ощутимы.
Рабочая группа, согласно предписанию в хокимият от 31.12.2020 года, должна оценить очистку стройплощадки. Кто войдет в ее состав?
Не будем гадать, хотя без санврачей не обойтись. Согласно действующим СанПиНам (санитарные правила и нормы) строить на свалках нельзя. Не обойтись без сотрудников государственного кадастра, не «заметивших» 45 гектаров свалочного полигона. Все свалки, а юнусабадский полигон не единственный в городе, должны быть внесены в земельный кадастр. Это же должны сделать и экологи. Будут ли приглашены в Рабочую группу сотрудники прокуратуры? Прокуратура надзирает за исполнением законодательства. А в этой истории нарушений тьма.
Наталия ШУЛЕПИНА
Источник — nuz.uz
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
3 комментария на «“Экологи подтвердили: Yunusabad Business City заложен на свалочном полигоне”»
Добавить комментарий
Еще статьи из Репортер.uz
Канал Анхор в Ташкенте — одно из главных его украшений. Конечно, это не главная его функция. Он несет воды из реки Чирчик для поливов сельхозугодий. А еще дарит людям свежий воздух, снимает стресс, смягчает летнюю жару. Деревья вдоль канала создают природный микроклимат. Смотрим несколько осенних фото.
В Кашкадарьинской области, подъезжая к городу Яккабаг, мы увидели вдоль дороги сооружения на ножках. Проехав пару километров, решили рассмотреть. Для чего они?
Отъехав от Гиссаракского водохранилища, наблюдаем, как в природные ландшафты вгрызается техника. Минуем карьер и стройплощадку с трубами, кажущимися с дороги игрушечными. Дальше — больше.
Воскресным утром мы отправились на учет из Ташкента к Туябугузскому водохранилищу (Ташморю). Точно также в этот день 6 октября отправились на учеты наблюдать за птицами и их считать бёдвочеры в разных регионах Узбекистана и в трех десятках стран Европы и Азии.
Наш четырехдневный маршрут включал и горы, и долы. В маршруте обозначены проектные сады. Они и есть цель. Посаженные два года назад саженцы прижились? Первый сад — в буферной зоне Кызылсуйского участка заповедника, в кишлаке Калтакул.
Из Балыккуля мы планировали уехать на автобусе в Нанай. Но автобус отменен. И на такси нас туда тоже никто не довезет. Проезд закрыт. Вернемся в Чартак. Оттуда до Наная есть другой маршрут. Путешествие из Ташкента по Наманганской области продолжается.
Мы путешествуем не на личном авто и не автостопом. В путь отправляемся с куйлюкского «пятака». Куйлюк-базар находится на краю Ташкента, отъезжать удобно. Немного поторговались c частником из-за цены и в путь. Первый отрезок пути — до городка Чартак в Наманганской области.
Цену Угама или какой другой реки в Узбекистане никто не считал. Зоологи могут сказать, сколько стоит потеря одной особи краснокнижного вида. Но весь вид не имеет цены. Уничтожение видового разнообразия — явление немыслимое. Но это происходит при строительство малых ГЭС на Угаме. Каков баланс приобретений и потерь?
В Алматы состоялась конференция по экологическому образованию. Сейчас о маршруте в горы — прекрасном дополнении к конференции по экологической тематике.
Фактические превышения по тяжелым металлам в грунте значительно больше чем указаны в статье.
Дело в том, что фоновая точка была выбрана неверно, всего в 600 метрах от центра строительной площадки на тропинке ведущей к горке Актепа-Юнусабадское и сама эта точка оказалась более чем «грязной».
Истинные фоновые значения по тяжелым металлам для грунтов Средней Азии давно известны и приведены в таблице на стр. 528 в книге Беспамятнова Г.П., и Кротова Ю.А. — «Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде» Л; Химия, 1985г.
Полученные лабораторные данные надо было сравнивать не с «грязной» фоновой точкой, а с указанной таблицей, тогда истинное превышение, например по меди будет больше природного фона примерно в 26 раз, по свинцу с учетом его подвижной формы — примерно в 20 раз, по цинку в 4 раза, а по кадмию вообще катастрофическое, поскольку в нашей почве его вообще не должно быть, а оказалось 10.288 мкг/кг.
Если говорить о превышении обнаруженных в образцах тяжелых металлов над ПДК (предельно допустимые концентрации) то по свинцу превышение составило — 2,47, по кадмию — 20,58, по меди — 162 (!), по цинку — 12,32, по хрому — 4,6.
И это при том, что по ряду самых опасных элементов — мышьяк, ртуть, никель, фтор, селен, бенз(а)пирен и т.д. лаборатория вообще не предоставила никаких данных., т.е. фактическая ситуация с содержанием в грунте тяжелых металлов является более чем катастрофической.
Поскольку Юнусабадская свалка изначально не была оборудована дренажной системой, то соли всех указанных тяжелых металлов беспрепятственно попадают в грунтовые воды, про анализы которых пока никому ничего не известно, также как и про радиоактивность рассыпанного повсюду ядовитого грунта.
Этими грунтовыми водами добытыми через скважины (одна уже есть) очевидно будут поливать зеленые лужайки, дорожки и дворы на территории будущего Сити и тяжелые металлы благополучно попадут в растения, в поверхностный слой почвы, в воздух в виде пыли, и в итоге в легкие и почки всего окрестного населения.
Потом, при скачкообразном росте разнообразных заболеваний СЭС как всегда будет делать удивленные глаза и все сваливать на приказы вышестоящего начальства и на своих предшественников, которые в свое время вместе с экологами дали положительное заключение на строительство на данной территории.
Комментарий Николая — отличное дополнение к статье. Значит, есть исследование по Ташкенту, определившее фоновые величины по тяжелым металлам и иным загрязнителям окружающей среды. По сравнению с ними, а не с «фоновой точкой» на свалке, загрязнение под Юнусабад сити просто запредельное. Впрочем, высокое и по сравнению с «фоновой точкой» на свалке. Хотелось бы услышать комментарий по поводу 8,5 млрд.сум за якобы вывезенные отходы и грязные грунты.
Меня интересует вопрос о 8,5 млрд сум за вывоз отходов и загрязненных грунтов с территории, отведенной под строительство. Вывоз подрядчик обязался завершить в 2019 году. По отчету вывез. По факту нет. «Где деньги, Зин?»