Данные бассейновых водохозяйственных объединений «Амударья» и «Сырдарья» проанализированы в НИЦ МКВК и обобщены. Для оперативного оповещения опубликованы в еженедельном бюллетене.
Как улучшить сферу экологии и охраны окружающей среды
Принят Указ Президента Узбекистана Ш.Мирзиёева «О совершенствовании системы государственного управления в сфере экологии и охраны окружающей среды» от 21.4.2017г. Размещаем здесь Указ и комментарий к нему.
* * *
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
21.04.2017
Указ Президента Республики Узбекистан
В целях кардинального совершенствования государственного управления в сфере обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды в республике, улучшения экологической обстановки, предотвращения вредного воздействия отходов на состояние здоровья граждан, создания благоприятных условий для повышения уровня и качества жизни населения, дальнейшего совершенствования системы сбора, хранения, транспортировки, утилизации, переработки и захоронения бытовых отходов:
1. Преобразовать Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы в Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды.
Установить, что Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды в своей деятельности подотчетен Кабинету Министров Республики Узбекистан.
2. Определить основными задачами и направлениями деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды:
государственное управление в сфере экологии, охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов;
обеспечение благоприятного экологического состояния окружающей среды, охраны экологических систем, природных комплексов и отдельных объектов, оздоровления экологической обстановки;
осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства в области обращения с отходами, организацию действенной системы сбора, транспортировки, утилизации, переработки и захоронения бытовых отходов при тесном взаимодействии с органами государственной власти на местах и самоуправления граждан;
государственный экологический контроль за соблюдением законодательства в области охраны и использования земель, недр, вод, лесов, охраняемых природных территорий, животного и растительного мира, охраны атмосферного воздуха;
координацию работ по экологии и охране окружающей среды, обеспечение межведомственного взаимодействия при разработке и реализации единой природоохранной и ресурсосберегающей политики;
ведение государственного кадастра в сфере экологии и охраны окружающей среды, а также государственного учета питомников по разведению и содержанию диких животных, дикорастущих растений, зоологических и ботанических коллекций;
организацию экологического воспитания, пропаганды и просвещения, а также переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере экологии и охраны окружающей среды.
3. Образовать в системе Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды Комитет Республики Каракалпакстан по экологии и охране окружающей среды, управления по экологии и охране окружающей среды областей и города Ташкента на базе, соответственно, Государственного комитета Республики Каракалпакстан по охране природы, комитетов по охране природы областей и города Ташкента.
4. Установить, что:
председатель и заместители председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Узбекистан по представлению Премьер-министра Республики Узбекистан;
Комитет Республики Каракалпакстан по экологии и охране окружающей среды, управления по экологии и охране окружающей среды областей и города Ташкента подотчетны Государственному комитету Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды и, соответственно, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента;
председатель Комитета Республики Каракалпакстан по экологии и охране окружающей среды назначается и освобождается от должности Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан по согласованию с Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды;
начальники управлений по экологии и охране окружающей среды областей и города Ташкента назначаются и освобождаются от должности председателем Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды по представлению хокимов областей и города Ташкента.
5. Определить, что:
Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды является правопреемником по договорам и обязательствам Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы;
решения Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, принятые в пределах его полномочий и имеющие нормативно-правовой характер, являются обязательными для исполнения органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти и управления на местах, хозяйствующими субъектами, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, и гражданами;
Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды имеет право привлекать в установленном порядке к административной ответственности виновных лиц за совершение правонарушений в сфере охраны окружающей среды, в том числе за нарушения законодательства в области обращения с отходами.
6. Создать:
в структуре центрального аппарата Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды Инспекцию по контролю за образованием, сбором, хранением, транспортировкой, утилизацией, переработкой, захоронением и реализацией отходов, а также ее региональные подразделения в аппаратах Комитета Республики Каракалпакстан по экологии и охране окружающей среды, управлений по экологии и охране окружающей среды областей и города Ташкента;
при Комитете Республики Каракалпакстан по экологии и охране окружающей среды, управлениях по экологии и охране окружающей среды областей – государственные унитарные предприятия «Тоза худуд» с филиалами в городах, а также в районах республики на базе участков по оказанию услуг по вывозу бытовых отходов управлений благоустройства при хокимиятах районов.
7. Преобразовать Республиканскую государственную инспекцию по охране и рациональному использованию животного и растительного мира Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы в Инспекцию по контролю за охраной и использованием биоразнообразия и охраняемых природных территорий при Государственном комитете Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды с созданием ее региональных инспекций.
8. Принять предложения Министерства финансов, Центрального банка, Министерства юстиции Республики Узбекистан об образовании в Государственном комитете Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды Фонда экологии, охраны окружающей среды и обращения с отходами на базе республиканского и территориальных фондов охраны природы, с целевым направлением его средств, в первую очередь, на финансирование мероприятий, связанных с охраной окружающей среды, в том числе в сфере обращения с отходами, сохранения и воспроизводства биоресурсов, проведения научно-исследовательской деятельности в сфере экологии, охраны и мониторинга окружающей среды, организации пропаганды и просвещения, подготовки и переподготовки специалистов в сфере экологии и охраны окружающей среды, а также другие цели, связанные с реализацией возложенных на Государственный комитет задач и функций.
9. Кабинету Министров Республики Узбекистан:
а) в недельный срок внести проекты постановлений Президента Республики Узбекистан «О мерах по обеспечению организации деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды» и «О мерах по кардинальному совершенствованию и развитию системы обращения с отходами на 2017-2021 годы», предусмотрев создание Республиканской комиссии по координации и совершенствованию системы обращения с отходами;
б) в двухнедельный срок внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проекты законов Республики Узбекистан:
«О внесении изменений в статьи 80 и 93 Конституции Республики Узбекистан» в части назначения на должность и освобождения от должности председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы;
«О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности», предусматривающий усиление ответственности граждан и должностных лиц, имея в виду повышение размеров штрафных санкций за нарушения законодательства в области обращения с отходами;
«О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об охране природы» и Закон Республики Узбекистан «О недрах» – в части усиления ответственности юридических и физических лиц за нарушения установленного порядка добычи общераспространенных полезных ископаемых ресурсов».
10. Государственному комитету Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан, заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
11. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент, 21 апреля 2017 года.
* * *
КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Узбекистан от 21
апреля 2017 года №УП-5024 «О совершенствовании
системы государственного управления в сфере
экологии и охраны окружающей среды»
За годы независимости в Республике Узбекистан разработаны и осуществлены важные законодательно-правовые, организационные и социально-экономические меры по обеспечению экологической безопасности. Приняты и действуют более 15 законов, непосредственно регулирующих отношения в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов, более 30 законодательных актов, в которых определены механизмы и условия пользования отдельными видами природных ресурсов, а также процедура осуществления государственной экологической экспертизы, образования различных категорий охраняемых природных территорий и установления в них особого режима пользования и другие вопросы.
Принятые акты позволили в определенной степени снизить уровень загрязнения окружающей среды, развить систему охраняемых природных территорий, привлечь международные организации к решению национальных экологических проблем.
Вместе с тем проведенный анализ действующей системы государственного управления и контроля в сфере охраны окружающей среды выявил ряд недостатков и проблемных вопросов, в частности:
отсутствие вертикали управления и единого государственного органа, контролирующего и координирующего деятельность физических и юридических лиц, специально уполномоченных государственных органов, организаций и предприятий в сфере обращения с отходами;
отсутствие правовых основ подчиненности Госкомприроды Кабинету Министров, что исключило возможность полноценного межведомственного взаимодействия и практического решения задач в области охраны окружающей среды;
недостаточность и низкую эффективность мер административного наказания, предусмотренных законодательством за нарушения экологических, санитарных норм и требований в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования;
полномочия Госкомприроды в области обращения с отходами ограничивались государственным контролем за обращением лишь производственных отходов, при том, что действующая организационная структура и штатная численность Госкомприроды не позволяют обеспечить исполнение возложенных задач и функций качественно и в полном объеме.
В связи с этим в целях обеспечения эффективной реализации государственной политики, совершенствования системы государственного управления и контроля в сфере экологии, охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов и обращения с отходами, а также для решения других задач, предусмотренных в Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в Год диалога с народом и интересов человека, принят Указ Президента Республики Узбекистан «О совершенствовании системы государственного управления в сфере экологии и охраны окружающей среды», предусматривающий преобразование Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы в Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды (далее – Госкомэкологии), подчиненный и подотчетный Кабинету Министров Республики Узбекистан.
Указом на Госкомэкологию возложены задачи по:
государственному управлению в сфере экологии, охраны окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов;
организации действенной системы сбора, транспортировки, переработки утилизации и захоронения бытовых отходов;
обеспечению благоприятного экологического состояния окружающей среды, охраны экологических систем, природных комплексов и отдельных объектов, оздоровления экологической обстановки;
государственному экологическому контролю за соблюдением законодательства в области охраны и использования земель, недр, вод, лесов, охраняемых природных территорий, животного и растительного мира, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами;
ведению государственного кадастра в сфере экологии и охраны окружающей среды, а также государственного учета питомников по разведению и содержанию диких животных, дикорастущих растений, зоологических и ботанических коллекций;
организации экологического воспитания, пропаганды и просвещения, а также переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере экологии и охраны окружающей среды.
В соответствии с указом создаются:
в центральных аппаратах Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, Комитета Республики Каракалпакстан по экологии и охране окружающей среды, управлений по экологии и охране окружающей среды областей и города Ташкента инспекции по контролю за образованием, сбором, хранением, транспортировкой, утилизацией, переработкой, захоронением и реализацией отходов;
при Комитете Республики Каракалпакстан по экологии и охране окружающей среды, управлениях по экологии и охране окружающей среды областей государственные унитарные предприятия «Тоза худуд» с филиалами в городах, а также в районах республики на базе участков по оказанию услуг по вывозу бытовых отходов управлений благоустройства при хокимиятах районов;
Фонд экологии, охраны окружающей среды и обращения с отходами на базе республиканского и территориальных фондов охраны природы, с целевым направлением его средств, в первую очередь, на финансирование мероприятий, связанных с охраной окружающей среды, в том числе в сфере обращения с отходами, сохранения и воспроизводства биоресурсов, проведения научно-исследовательской деятельности в сфере экологии, охраны и мониторинга окружающей среды, организации пропаганды и просвещения, подготовки и переподготовки специалистов в сфере экологии и охраны окружающей среды;
Республиканская государственная инспекция по охране и рациональному использованию животного и растительного мира Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы преобразуется в Инспекцию по контролю за охраной и использованием биоразнообразия и охраняемых природных территорий при Государственном комитете Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды с созданием ее региональных инспекций.
Исходя из опыта зарубежных стран по организации деятельности органов экологии и охраны окружающей среды, предусмотрено внесение изменений и дополнений в законодательство республики, предусматривающее подотчетность Госкомэкологии Кабинету Министров Республики Узбекистан. Также будут внесены изменения и дополнения в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, предусматривающие усиление ответственности физических и должностных лиц, имея в виду повышение размеров штрафных санкций за нарушения законодательства в области обращения с отходами, в законы Республики Узбекистан «Об охране природы», «О недрах» – в части усиления ответственности юридических и физических лиц за нарушения установленного порядка добычи общераспространенных полезных ископаемых ресурсов.
Принятие данного указа позволит:
во-первых, повысить уровень системности работы органов государственного управления и контроля в области охраны окружающей среды и рационального природопользования;
во-вторых, обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие в сфере экологии и охраны окружающей среды;
в-третьих, создать условия для благоприятного экологического состояния окружающей среды, охраны экологических систем, природных комплексов и отдельных объектов.
![]() Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Экоправо
Завершается подготовка международного договора по пластику. Но у проекта есть пробелы, внимание на которые обращает гражданское общество.
Это не Большой каньон в Колорадо, это — Узбекистан. Такие потрясающие пейзажи можно найти на Южном Устюрте.
Впервые с 2006 г. все основные источники энергии — как возобновляемые, так и ископаемые виды топлива — достигли рекордных уровней потребления.
Нужно увидеть в плато Устюрт памятник природы, а не просто огромный кусок своей территории, где много нефти и ветров.
Мнение экспертов ЮНЕСКО и МСОП: даже небольшие водохранилища создают застойные зоны с меняющейся температурой и низким уровнем кислорода, что губительно для речной фауны. Любые предложения по изменению границ наследия с целью «вывода» земель под строительство ГЭС недопустимы.
Проект анонсируется как имеющий большой потенциал для создания новых рабочих мест, стимулирования местного производства и активизации экономической деятельности в районах размещения малых ГЭС. ВБ выделит Узбекистану льготный кредит в 150 миллионов долларов.
Источник данных – БВО «Амударья», аналитическая обработка — НИЦ МКВК. Как сообщается в бюллетене МКВК, данные представлены с целью оперативного оповещения и могут быть впоследствии уточнены.
О них рассказывает и их показывает на замечательных фото ученый-зоолог Наталья Мармазинская.
Специалисты оперативно проводят мониторинг и зачищают территории. Химическая обработка проведена на площади 507 181 га.
Яллама — озеро в песчаном карьере
admin
Несколько групп в фэйсбуке организуют выезды на Ялламу.
Яллама — озеро в песчаном карьере
Анна
Как попасть на это прекрасное озеро? Спасибо
Закройте окна мутным утром
Комментарии из Фэйсбука
Vlad Zamanov: Воздух в столице ниже плинтуса, следующая на очереди питьевая вода. Роза ветров, продуваемость, понижение температуры зелеными насаждениями- теперь это архаизмы из прошлого, стоит лишь только ностальгировать. * * * Тамара Санаева: Этот запах гари в районе ТТЗ держался до 22 часов, потом слегка повеяло свежим воздухом. Вот вам и "гуляйте на свежем воздухе". Чем мы дышим? Какие последствия вызывает этот "свежий воздух" для здоровья горожан? Наверное, многие ощутили это на себе: частые ОРВИ, бронхиты, сердечно-сосудистые проблемы и т.д. * * * Николай Хан: Мухи исчезли... Это что-ж такое в воздухе? * * * Оксана Мельник: Я думала, что я одна заметила, что мух нет. У нас дом старого образца, толстые стены и каждое лето большие мухи прятались от жары в подъезде. В этом году нет ни одной. И возле мусорки нет.
ЮНЕСКО: будущее Западного Тянь-Шаня под угрозой из-за проектов ГЭС
Комментарии из Телеграмм-канала sreda.uz:
Тимур, Проект: А экологические последствия считал кто-нибудь? * * * Наталия: Так в том-то и дело, что цену рек никто не считал. Как аукнется? * * * Валентина: Уже писали в СМИ, что и экономически, и экологически невыгодно строительство малых ГЭС. Кредиты, без сомнения, освоят... Кто будет отдавать??? * * * Ded Pihto: Малые ГЭС работают корректно на перепадах от трех метров и выше. Для выработки энергии более 300кВт перепад нужен уже 6-8 метров. Часть каналов у нас зимой перекрыто - и выработка не ведется. Срок окупаемости увеличивается. Туда же ещё и проблема, что в часть каналов вода подаётся электронасосами. И если поставить на эти каналы ГЭС, то скорость течения будет снижаться и соответственно будет расти расход энергии. Предыдущая попытка выделить 150 площадок закончилась штучным вводом в эксплуатацию. * * * Наталия: Спасибо за комментарии. Проблема понятнее. * * * Ded Pihto Всегда рад помочь.
Что может гореть в пустыне?
Комментарии из Телеграмм-канала sreda.uz:
- Z A: Это газовое месторождение по среди пустыни. Я почти рядом проезжал от этого факела. - Anna Тен: Мы такое видели около Талимаржана лет шесть назад. Нам сказали, что в газовых трубах, которые идут с места добычи, оседает мазут и что так очищают трубы газовые от него. Не знаю, это правда или нет. - Наталия Шулепина: Спасибо, теперь понятнее. Факел не виден. Вот около экоцентра Джейран, там факелы видно. Здесь просто дым. - Хасанов: Газовые трубы очищают, а мазут - в окружающую среду?! Дешево и сердито?!
Рассеивание водного стока от памирских высот до амударьинских тугаев
Спасибо, Наташа! Как всегда, отличный познавательный репортаж с фотографиями. с уважением, Муазама Бурханова
Туркменский опыт: сады и теплицы на неудобьях. Фисташка
Евгений
Хотелось бы увидеть обзорный репортаж о берегах Аму-Дарьи , фото , рассказ о поселения людей, их хоз.деятельности
Как приумножить леса в Узбекистане?
Матильда
Возле ЦУМа в парке растут колонновидные дубы и конские каштаны. Насколько они могут прижиться на склонах холмов и адыров?
Туркменский опыт: томаты и сертификаты
Ангелина
Очень познавательно! Как бы сделать такой же репортаж с такими же подробностями про теплицы в Узбекистане.
На улице Ульяновской в Ташкенте
Очень тёплые фотографии.