Только что закончены репортажи из экспедиции от верховий до низовий Амударьи. Много фотографий не вошли в репортажи. Покажем вдогонку еще Амударью и пустыню Кызылкум.
Подать в суд на редакцию пригрозила Дирекция ГУП «Yunusоbod Business City»
Копируем сюда текст с сайта nuz.uz. Угроза судом высказана не только в адрес «Новости Узбекистана», но и в адрес автора — журналиста, ведущего блог, на который вы сейчас зашли.
=========================
В течение года редакция «Новости Узбекистана» (nuz.uz) несколько раз возвращалась к теме свалок в Ташкенте. Мы писали о юнусабадском полигоне, расположенном рядом с бывшим Абразивным заводом, и о хасанбайском, который находится также в Юнусабадском районе столицы. Согласно Закону РУз «Об отходах» свалки на территории городов запрещены. А они есть. Хокимияту Ташкента об этом известно. Решения хокимията? Застроить многогектарные полигоны отходов.
На этих фото — начало работ на юнусабадском полигоне в августе 2020 года. Крупным планом — котлован, пробы почвы в котором показали значительные токсичные загрязнения.
Следим за развитием ситуации с августа 2020 года
Мы обращали внимание читателей не только на нарушение Закона «Об отходах». Ссылались на действующие в Узбекистане Санитарные правила и нормы, имеющие силу Закона. В них говорится о том, что капитальное строительство запрещено даже на рекультивированных свалках. Расстояние от свалки до ближайшего жилья должно быть не менее пятисот метров. За нарушение природоохранного законодательства и законодательства о санитарном благополучии населения предусмотрены статьи Административного и Уголовного кодексов.
Коттеджный комплекс построен впритык к свалочной горе. Так в июне 2021 года. Крайний ряд домов стоит на мусоре. В предыдущих публикациях мы показали это крупным планом.
Укажем ссылки на публикации:
Экскурсия по свалке, где будет Юнус-Абад сити (24.08.2020)
Кому нужен Юнусабад сити на свалке промышленных и бытовых отходов? (11.2020)
Шаги по «варварской стройке» Yunusabad Business City (5.12.2020)
Хокимият раздает участки на свалке в Хасанбае, а санврачи и экологи не замечают беспредел (25.12.2020)
Экологи подтвердили: Yunusabad Business City заложен на свалочном полигоне (18.02.2021).
Жить на свалке? Не смешно. Между тем ташкентские свалки продолжают застраивать (07.04.2021)
Ответ поступил от пресс-службы хокимията: Yunusabad Business City — варварская стройка или инвестиции в будущее? (11.2020) Пресс-служба объяснила позицию городского хокимията по застройке свалки: «Делать эту территорию охраняемой — значит, просто иметь в городе пустырь, не приносящий никакой пользы и требующий для своей охраны дополнительных бюджетных средств. Первый вариант, с благоустройством, несёт массу плюсов и, наконец, сейчас реализуется. Он создан с целью сделать город комфортнее, удобнее, современнее и богаче и в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан № ПП-3895 «О мерах по созданию современных деловых центров «Business city» на территориях республики».
Вероятно, исходя из вышесказанного ни санврачи, ни экологи интереса к указанным свалкам не проявляли. Только по настоянию Общественного совета при Госкомэкологии 31 марта 2021 года была собрана Комплексная межведомственная рабочая группа по изучению и мониторингу полигонов отходов. Участвовал широкий круг представителей заинтересованных ведомств, в том числе, Дирекции «Yunusobod Business City», инвестора ИП ООО «TSC-NK-INVESTMENT», Узгидромета, районного хокимията, кадастровой службы…
После бурного трехчасового обсуждения проблемы застройки городских свалок состоялся выезд на хасанбайский и юнусабадский полигоны.
На фото 31 марта видно, что полигон впритык в древнему городищу Актепа юнусабадское (холмы на заднем плане).
Что увидели на этих полигонах экологи, депутаты, журналисты и члены Общественного совета, мы сообщили читателям в публикации 7 апреля. Свой материал с красноречивым названием «Семь кругов строительного бума» (12.4.2021) опубликовали и коллеги из uz24.uz.
Расскажем о том, как далее развивались события. В апреле Ташкентское городское управление по экологии и охране окружающей среды подало иск в Межрайонный административный суд Ташкента к заказчику строительства на юнусабадском полигоне – ГУП «Дирекция многофункционального комплекса «Yunusobod Business City». Иск предъявлен в связи с тем, что строительные и иные отходы, хранящиеся на территории многопрофильного комплекса «Yunusobod Business City», не были вывезены в специальные полигоны для отходов и не были выполнены обязательные к исполнению действия в соответствии с требованиями статьи 48 Закона Республики Узбекистан «Об охране природы». На судебном заседании представители заявителя Ф.Дехканов, К.Арифжанов и Р.Камалбеков полностью поддержали жалобу и просили ее удовлетворить.
После нескольких заседаний Административный суд заключает, что рассмотрение этого дела не в его компетенции. В своем решении судья С.Михлиев рекомендует экологам обратиться в Межрайонный экономический суд Ташкента.
СМИ виноваты?
Пока суд да дело застройщик — китайский инвестор ИП ООО «TSC-NK-INVESTMENT» — строит.
Дирекция по мере сил и возможностей способствует иностранному инвестору. Он пока один. И в этом Дирекция обвиняет, прежде всего, журналистов: «СМИ виноваты в препятствии иностранным инвестициям».
Письмо протеста с предложением опубликовать опровержение директор Дирекции У.Умаров направил в редакцию «Новости Узбекистана» 10 мая во время судебного процесса.
Цитата из письма: «Поскольку сведения, описанные в данных статьях («Экскурсия по свалке, где будет Юнусабад-сити», «Кому нужен Юнусабад-сити на свалке промышленных и бытовых отходов?», «Экологи подтвердили: Yunusobod Business City заложен на свалочном полигоне»), не соответствуют действительности, а также подрывают репутацию инвестиционного проекта ГУП Дирекция «Yunusobod Business City» просит Вас опубликовать опровержение к данным статьям.
Поскольку подрыв репутации проекта «Yunusobod Business City» влияет на дальнейшее привлечение инвесторов к данному проекту, в случает неопубликования Вами опровержения, мы будем вынуждены обратиться в судебные органы за моральным ущербом, а также защитой репутации проекта «Yunusobod Business City» согласно статье 202 Административного кодекса Республики Узбекистан «Распространение ложной информации. Распространение ложной информации в том числе в средствах массовой информации, сетях телекоммуникаций или всемирной информационной сети Интернет, приводящее к унижению достоинства личности и дискредитации личности».
Согласно законодательству, пока идет судебный процесс по иску экологов к Дирекции, никаких публикаций по теме. Обвинения редакции и журналиста в подрыве репутации Дирекции «Yunusobod Business City» заставляют поежиться. И все же полигон существует. Он не выдуман экологами, журналистами, общественниками. Более того, его наличие хокимият сам признает (см. ноябрьское письмо пресс-службы).
После того, как Межрайонный административный суд иск экологов отклонил, переадресовав их в Межрайонный экономический, сурово отдернула журналистов пресс-служба хокимията города. Прежде чем процитировать, заметим, что в письме пресс-службы приводится список публикаций тот же, что указан директором Дирекции У.Умаровым. Не упомянута в обоих случаях статья о совместном выезде на свалочные полигоны под названием «Жить на свалке? Не смешно. Между тем ташкентские свалки продолжают застраивать». Тогда по полигону мы ходили в сопровождении заместителя директора дирекции Сагди Нуриахметова. Значит, она сомнений не вызывает. Да и про застройку хасанбайской свалки ни слова.
Обсуждение проблемы на месте событий 31 марта.
«Черные копатели» используют современную технику в поисках чего-нибудь ценного на свалке, 31 марта 2021г.
Итак, цитата из письма в редакцию пресс-службы хокимията: «Поскольку сведения, приведенные в статьях, которые мы упомянули выше, не соответствуют действительности и подрывают репутацию инвестиционного проекта, считаем целесообразным удалить эти статьи с информационного ресурса, чтобы избежать дальнейшего распространения неверной информации».
Что известно про свалки в июне
Где правда, а где кривда, можно судить по фото с места событий и документам, их немало накопилось в редакционном портфеле. Но на грозные заявления и требования из дирекции и хокимията надо реагировать. Выезд журналиста на полигон, отведенный для строительства многофункционального комплекса «Yunusobod Business City», состоялся 17.6.2021 г. в сопровождении члена Общественного совета при Госкомэкологии Игоря Логачева.
Начало осмотра — со свалочной горы. Вот что фиксирует фотообъектив. С высоты три лота китайского инвестора, как на ладони. Про первый участок сказать нечего. Там экологи пробы почвы не брали. Там — краны, и он застраивается. Второй участок засыпается грунтом. С краю — котлован, в котором экологи зимой выявили значительные техногенные загрязнения, и он по-прежнему открыт. Видимо, до сих пор тянется тяжба из-за цены вывезенного грунта между китайским инвестором и первым хозяином, копавшим котлован еще в 2018 году.
Борта котлована целехоньки, из чего следует, что на остальной территории лота глубоко не копали. Наблюдается засыпка грунтом. Третий лот китайского инвестора – территория бывшего Абразивного завода, сейчас частного предприятия, не тронут. И там, по-видимому, спор: предприятие функционирует.
Территория бывшего Абразивного завода там, где деревья и трубы.
На явно чужой земле, за забором, огораживающем купленные лоты, китайский инвестор достраивает рабочий городок. Сюда пробил дорогу по свалочной горе, у самой горы срезал верхушку, выровнял. Про разрешение государственной экологической экспертизы даже спрашивать неловко. Как только на этот лот найдется инвестор, возникнут трения.
Сама свалочная гора за год претерпела изменения. В августе была разрезана дорогой, по которой вывозились грязные грунты впритык к древнему городищу. В марте дорога была практически засыпана из-за раскопок черных копателей. В июне поиск ценных отходов, в частности, алюминия, продолжается.
По правому борту видно, какова свалка в разрезе. А борт свалки, прилегающей к заводу, заметно убыл в росте.
Местные жители сообщили, что экскаватор работает ночью. Куда вывозят отходы большегрузные машины, они не знают. Про глубину захоронения отходов припомнили. Копать надо от дороги вниз еще метров пятнадцать, чтобы дойти до основания. Котлован был очень глубоким. Они в поселке Абразивного завода живут всю жизнь. На их глазах котлован заполнялся. Теперь житья нет из-за ночных авралов. Людей обещали из барачного поселка переселить в квартиры. Но большая часть жителей по-прежнему мается у свалки. Она к поселку впритык.
Старый поселок у старой свалки. Здесь живут десятки семей.
На вопросы нужны ответы
Куда вывозились и вывозятся отходы? Процесс должен находиться под контролем экологов и санврачей. Размещать промотходы и твердые бытовые надо в разных хранилищах. К полигону для промышленных отходов особые требования по изоляции. Такой, единственный на Узбекистан, находится в Джизакской области. Далеко и дорого. Если все без разбору везти на свалку поближе, в район Чирчика, жди опасного загрязнения почвы и грунтовых вод.
Но свалка как не обозначалась в земельном кадастре, так и год спустя не обозначена. Как обходили ее стороной санврачи и экологи, так и обходят. Как не проводились исследования на территории, так и… Два рекогносцировочных выезда по замеру проб минувшей зимой экологами сделаны по настоянию Общественного совета. Рабочая группа, которая согласно предписанию в хокимият зампредседателя Госкомэкологии от 31.12.202о года, должна была еще в феврале оценить работы заказчика – Дирекции многофункционального комплекса «Yunusobod Business City» — по очистке территории свалки, создана не была и ничего не оценивала.
Общественный совет подготовил Протокол заседания от 31.3.2021 года и выезда на свалки с анализом ситуации. Он приложен к письму руководителя Общественного совета Юсуфжана Шадиметова на имя председателя Госкомэкологии Алишера Максудова. Ожидаемая реакция – истребование документов проекта на республиканскую экспертизу в Госкомитет, детальное изучение проектной территории, включение ее в качестве захоронения отходов в госкадастр до той поры, пока земля не будет вычищена.
Вид с Актепа на территорию бывшей свалки, отведенной под строительство. На переднем плане видны свежие отвалы. Справа — элитный коттеджный поселок. На макушке горы — рабочий городок китайского инвестора. Слева, среди деревьев, бывший Абразивный завод. Общая площадь 10 лотов — 45 га.
Узбекистанцы с глубоким уважением относятся к иностранным инвестициям. Но при этом надо исполнять требования природоохранного и санитарного законодательства Республики Узбекистан. Забота о здоровье людей — в приоритете. Город должен очистить территорию по факту и лишь потом предлагать ее под капитальное строительство отечественным либо иностранным инвесторам. Так согласно законодательству.
На сегодня помимо хасанбайской и юнусабадской свалок (полигонов отходов) выявлена 10-гектарная яшнабадская свалка (https://uznews.uz/ru/article/31919/). Население встревожено. И ее под застройку?
Наталия ШУЛЕПИНА
———————————
От редакции nuz.uz. Мы считаем обязательным опубликовать официальное письмо директора У. Умарова Дирекции ГУП Yunusobod Business City. В то же время мы полагаем, что выявленные нарушения, освещенные в СМИ, могут и должны стать предметом рассмотрения Прокуратуры, надзирающей за исполнением законодательства в стране.
Источник — Новости Узбекистана
![]() Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Репортер.uz
Конечная точка маршрута — Междуреченское водохранилище. Сюда мы отправляемся из Нукуса.
По Узбекистану экспедиция начата на Аму-Бухарском канале. На втором ее этапе мы пересечем Кызылкумы, заедем в Нижне-Амударьинский государственный биосферный резерват, взойдем на Чылпык.
Железная дорога, которая прокладывается по Зарафшанскому национальному природному парку, покончит с беспечностью диких животных. Окажутся под колесами поездов и ежи, и крупные животные.
Первый маршрут исследователей — Таджикистан, поездка в заповедник «Тигровая балка». Вторая экспедиция — по Узбекистану: от Бухары до низовий. В этом репортаже проедем от питомника «Джейран» вдоль Аму-Бухарского канала.
Постановление Кабинета Министров РУз «О мерах по реализации крупного инвестиционного проекта по строительству всесезонного курортного комплекса «Sea Breeze Uzbekistan» повергло в шок миллионы.
Статью, опубликованную в газете «Правда Востока» 15.3.1994 г., я закончила пожеланием: геоэкологические исследования надо продолжать и расширять. «Это задача не только одной экспедиции. Она — государственная. Чтоб не росли на нашей земле желто-бурые пятна». Актуально.
Труба кирпичного завода — заметный ориентир. Проезжая по Бухарскому району, минуем его, а там уж и до узла распределения воды «Зарафшон» рукой подать. Чем примечателен объект? Ему без малого сто лет, веден в эксплуатацию в 1927 году. Будет реконструирован и модернизирован.
В Бухару едем для изучения проблем питьевого водоснабжения. Из Ташкента мы прилетаем рано утром. Перед посадкой разглядываем теплицы, трубы теплоцентрали, дороги…
Сделка по продаже береговых участков Чарвакского водохранилища поставила «на уши», пожалуй, весь Ташкент. Официально — не продажа, а развитие международного туризма. На словах: никакого строительства до заключения экологической экспертизы. По факту: иное.
На леднике Федченко (Ванчях) международная экспедиция установила летом 2025 года три автоматические станции
Ангелина
Какая красивая и глубокая метафора: ледник - это книга, которую надо успеть прочитать!!! Такая информация не просто радует, она заставляет вновь обрести веру в человечность, в неукротимую жажду познания. Не разрушение, а созидание - вот наш девиз. Наш - людей на планете Земля!!!
Амударья для биоразнообразия. Экспедиция по Узбекистану: от Бухары до низовий (часть 3)
Ангелина
Очень емкая экспедиция, требующая широкого кругозора в освещаемой теме. Слова восхищения автору - Наталье Шулепиной. Даже в праздники Вы не позволяете себе отдыхать! Меня же, как читателя, поразило насколько сложно устроена система водопользования. И второй тезис: никакие теории не помогают, никакие технологии не спасут, если воды просто НЕТ. Известно, что есть островные государства на Земле, которые всерьез задумываются о покупке земли на материке для своих граждан в связи с угрозой затопления. Не возникнет ли такая необходимость и в Узбекистане, если проживание в бывших низовьях Амударьи и Сырдарьи станет просто невозможным.
Ежи не будут ползать по жд-расписанию в Зарафшанском национальном природном парке
вован1
для прохода животных - под насыпью должны быть проложены широкие трубы. Как делается во всех цивилизованных странах
Роща болотных кипарисов в Ташкенте
вован1
фоток с озера Сукко (Анапа) здесь в статье кстати нет.
Ежи не будут ползать по жд-расписанию в Зарафшанском национальном природном парке
Зайнутдинова Неля
Не знаю, как ещё надо писать, к кому обращаться, чтоб дошло до руководителей всех уровней! А что для этой новой ж/д других возможностей прокладки нет или не рассматривались? Или сначала строим, потом соображаем? Перечислены все законы и постановления, которые нарушаются. Они что о них не знают или как всегда выгода на первом месте? Природа такаая хрупкая. Её уничтожить ради экономии средств на нынешнем этапе ничего не стоит.
Двойные стандарты для Чарвака и окрестностей в пику действующим законам
Aliya Vildanova
Власть, которая должна быть гарантом законности, сама вопиюще нарушает и не соблюдает законы страны, со всеми вытекающими: коррупция, воровство, обман и т.д.
Двойные стандарты для Чарвака и окрестностей в пику действующим законам
Абдукодир Джалилов
На фото видно, что канализационная труба рядом чистой водой - это есть очень грубое нарушение технологии укладки труб. Нет никакой гарантии, что не смешивались разные структуры воды. Значит, народ правильно против стройке N490.
Роща болотных кипарисов в Ташкенте
вован1
А мы там недавно сняли красивое чтение стиха "Осень на дороге" от Даниэллы Фуэго
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Рихард Эшенбах
Река превратилась в клоаку, куда сливают отходы. Рядом живу с этим местом. Как стемнеет, поднимается вонь от сливаемых в реку нечистот. Немного дальше по течению стоит завод стройматериалов, от которого стоит грохот и пыль на всю округу, а гравий к нему добывают там же в пойме реки. Там же на берегу мусорный полигон. Это только то, что мне видно с противоположной стороны реки
Бухара и Бухарский район: что нового в водоснабжении?
Наталья Вишневская
Наталия, спасибо Вам за интересный, познавательный материал. Читала с интересом, мне это знакомо. Совсем недавно мы были в Бухаре в рамках проекта Всемирного банка по реконструкции теплоснабжения и повышения энергоэффективности многоквартирных домов, проводили пресс- конференцию. Надеюсь и верю, что проект по улучшению водоснабжения достигнет положительных результатов, бухарцы этого достойны. Каждый проект, который приходит в страну, ставит перед собой глобальные задачи и широкомасштабное информирование граждан просто необходимо. Люди должны понимать, какие преобразования их коснутся, и работать в едином тандеме со всеми участниками проекта, как с исполнителями, так и с благополучателями.