Предлагаем читателям SREDA.UZ подборку о современных технологиях. В ней — хорошие новости. Ознакомимся с инновациями.
О мерах по дальнейшему совершенствованию системы обеспечения сейсмической безопасности Республики Узбекистан
Сейсмической безопасности посвящен Указ Президента Республики Узбекистан от 30.05.2022 г., № УП-144.
Очень важный Указ. Ожидаемый. В последние годы сейсмологии и сейсмостойкости промышленных и гражданских объектов уделялось недостаточно внимания. Современное здание Института сейсмологии с лабораториями было передано другому ведомству. Снижался научный потенциал. Одно из решений Президента: «Одобрить предложение Академии наук о строительстве отдельных административного здания и лабораторного корпуса, а также капитальном ремонте и оснащении действующих зданий и сооружений, находящихся на земельной площади, выделенной Институту механики и сейсмостойкости сооружений». Будут и здание, и оснащенные лаборатории.
Указом утверждены Концепция совершенствования системы обеспечения сейсмической безопасности населения и территории Республики Узбекистан до 2025 года и «Дорожная карта» по реализации в 2022–2023 годах Концепции совершенствования системы обеспечения сейсмической безопасности населения и территории Республики Узбекистан до 2025 года.
В Указе уделено внимание подготовке сейсмологов в вузах. Предусмотрено расширить систему подготовки квалифицированных кадров в области проектирования, строительства и эксплуатации сейсмостойких зданий и сооружений в разрезе регионов. с 1 октября 2022 года будет внедряться практика инвентаризации сейсмостойкости многоквартирных жилых домов. С 1 апреля 2023 года для оценки сейсмического риска на плотинах водохранилищ станет внедряться практика разработки визуальных 3D-моделей территорий республики с риском затопления вследствие прорыва плотин в результате землетрясения посредством симуляционной программы в рамках космического мониторинг.
Министерству строительства в срок до 1 декабря 2022 года предписано представить информацию о ходе разработки градостроительных норм и правил «Проектирование многоэтажных зданий» на основе результатов научных исследований и опытных испытаний. Министерству транспорта до 1 декабря 2022 года провести инвентаризацию, обобщить результаты и создать единую цифровую базу данных по всем искусственным сооружениям республики (мостам, тоннелям, эстакадам, железнодорожным мостам и другим).
Есть и другие пункты в законодательном акте. Указ Президента страны «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы обеспечения сейсмической безопасности Республики Узбекистан» надо читать. В нем много конкретики, актуальной для узбекистанцев.
sreda.uz
============================================================
  
Указ Президента Республики Узбекистан
За последние годы в стране реализованы широкомасштабные комплексные меры по развитию сфер сейсмологии, обеспечения сейсмостойкости сооружений и сейсмической безопасности, а также коренному повышению эффективности деятельности профильных организаций. В настоящее время важное значение имеет последовательное продолжение реформ в данных сферах, внедрение новых методов обеспечения сейсмической безопасности населения.
В целях обеспечения адресности реформ в сферах сейсмологии, обеспечения сейсмостойкости сооружений и сейсмической безопасности, широкого внедрения в указанные сферы цифровых технологий, определения приоритетных направлений поднятия процесса подготовки высококвалифицированных кадров на качественно новый уровень:
1. Утвердить:
Концепцию совершенствования системы обеспечения сейсмической безопасности населения и территории Республики Узбекистан до 2025 года (далее – Концепция), а также ее целевые показатели и индикаторы согласно приложениям № № 1 и 1а;
«Дорожную карту» по реализации в 2022–2023 годах Концепции совершенствования системы обеспечения сейсмической безопасности населения и территории Республики Узбекистан до 2025 года (далее – «Дорожная карта») согласно приложению № 2.
Определить, что «Дорожная карта» по реализации Концепции в 2024–2025 годах утверждается Кабинетом Министров отдельно.
2. Установить, что Концепция и ее целевые показатели предусматривают:
а) в рамках направления сейсмологии:
совершенствование механизма исследований механизма зарождения и природы землетрясений, проявления предвестников землетрясений в различных геодинамических условиях;
разработку онлайн-карт сейсмического микрорайонирования территорий в макросейсмических баллах и инженерных показателях;
разработку среднемасштабной карты тектонических разломов земли разного уровня и оценку их сейсмического потенциала;
б) в рамках направления обеспечения сейсмостойкости зданий и сооружений:
принятие мер, необходимых для обеспечения сейсмостойкости индивидуального жилья;
внедрение системы непрерывного космического мониторинга уровня сейсмостойкости зданий и сооружений, а также плотин водохранилищ;
в) в рамках направления совершенствования сети сейсмических наблюдений:
расширение возможности полного мониторинга территории республики за счет увеличения числа автоматизированных комплексно-прогностических станций;
обеспечение непрерывной связи национальной сети сейсмического мониторинга со станциями, входящими в глобальную систему международных сейсмических наблюдений;
г) в рамках направления координации деятельности органов государственного управления в сфере сейсмической безопасности:
развитие науки и образования в сфере сейсмологии и регулирование деятельности по подготовке населения и государственных органов к действиям при землетрясениях;
совершенствование системы контроля сейсмостойкости зданий и сооружений, водохранилищ и гидротехнических сооружений, строящихся на территории республики.
3. Возложить ответственность:
на первых руководителей государственных органов за обеспечение своевременной и эффективной реализации мер, определенных Концепцией и «Дорожной картой»;
на Межведомственный научно-технический совет по сейсмологии, сейсмостойкому строительству и сейсмической безопасности населения и территории Республики Узбекистан (далее – Совет) за осуществление контроля и координации качества и своевременности реализации мер, определенных Концепцией и «Дорожной картой».
4. Установить порядок, в соответствии с которым:
а) с 1 сентября 2022 года внедряется порядок выдачи заключений о сейсмостойкости объектов, по факторам опасности отнесенных к IV категории, строительство которых планируется в сейсмоактивных зонах республики.
При этом возложить на Министерство строительства ответственность за направление проектно-сметной документации прошедших экспертизу объектов IV категории на получение научных заключений, Академию наук – за выдачу научных заключений по сейсмостойкости объектов.
Академии наук совместно с Министерством строительства в двухмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров в установленном порядке проект нормативно-правового акта о внедрении порядка выдачи заключений о сейсмостойкости зданий и сооружений, по факторам опасности отнесенных к IV категории, строительство которых планируется в сейсмоактивных зонах Республики Узбекистан;
б) Академия наук внедряет практику организации работ по регулярному формированию перечня и инструментально-техническому обследованию до 1 апреля ежегодно сейсмически уязвимых объектов социальной сферы на основе данных Единой интегрированной платформы электронных технических паспортов зданий и сооружений, расположенных в сейсмоактивных зонах республики, по согласованию с Кабинетом Министров.
При этом определить, что средства на работы по инструментально-техническому обследованию покрываются за счет средств Фонда по поддержке сферы сейсмологии, обеспечения сейсмостойкости сооружений и сейсмической безопасности (далее – Фонд);
в) с 1 октября 2022 года внедряется практика инвентаризации сейсмостойкости многоквартирных жилых домов на территории республики по годам, предусматривающая регулярное внесение по результатам инвентаризации в органы государственной власти на местах предложений о поэтапном строительстве новых домов вместо многоквартирных жилых домов с истекшим сроком эксплуатации и выявленными признаками сейсмической уязвимости и аварийности.
При этом Министерство жилищно-коммунального обслуживания определить в качестве государственного органа управления, ответственного за инвентаризацию сейсмостойкости многоквартирных жилых домов по годам;
г) с 1 мая 2023 года внедряется система непрерывного космического мониторинга сейсмостойкости плотин водохранилищ, предусматривающая регулярное обеспечение ответственных за данное направление государственных органов космическими снимками и обработанными данными.
Определить Агентство космических исследований и технологий при Кабинете Министров ответственным государственным органом за внедрение указанной системы.
5. Академии наук:
в срок до 1 июля 2022 года разработать и внести в Кабинет Министров в установленном порядке Программу снижения сейсмического риска с широким привлечением специалистов и представителей научного сообщества в сфере сейсмологии, обеспечения сейсмостойкости сооружений и сейсмической безопасности;
в срок до 1 августа 2022 года сформировать и представить в Министерство инновационного развития предложения (тематику), направленные на научное решение проблем в сфере сейсмологии, обеспечения сейсмостойкости сооружений и сейсмической безопасности;
в срок до 1 февраля 2023 года совместно с учеными Туринского политехнического университета в городе Ташкенте изучить макросейсмические шкалы, применяемые в развитых государствах, и разработать национальную макросейсмическую шкалу «UMS-22»;
в 2022–2025 годах разработать цифровые карты сейсмического микрорайонирования городов Андижана, Ташкента, Гулистана, Нурафшана, Намангана, Ферганы, Самарканда, Джизака, Бухары, Навои, Карши, Термеза, Нукуса и Ургенча.
6. В целях внедрения практики раннего прогнозирования и оценки сейсмического риска на плотинах водохранилищ с 1 апреля 2023 года:
наладить практику разработки визуальных 3D-моделей территорий республики с риском затопления вследствие прорыва плотин в результате землетрясения посредством симуляционной программы в рамках космического мониторинга;
создать систему обеспечения соответствующих министерств и ведомств необходимыми космическими снимками и обработанными данными для организации спасательных работ вследствие прорыва плотин.
Агентству по космическим исследованиям и технологиям при Кабинете Министров совместно с Академией наук, Министерством по чрезвычайным ситуациям, Министерством водного хозяйства и Государственной инспекцией по контролю за безопасностью объектов водного хозяйства в срок до 1 февраля 2023 года обеспечить внедрение указанной практики и системы.
7. Установить, что начиная с 2023 года проводятся регулярные испытания и обследования с помощью вибродинамических устройств или современного цифровизированного инструментального оборудования в целях устранения недостатков, повышения сейсмостойкости и обеспечения качества запланированных к серийному строительству зданий и сооружений этажностью 9 и более этажей в сейсмически активных зонах республики.
При этом определить, что испытания и обследования проводятся организациями-заказчиками, ответственными за строительные работы.
8. Министерству строительства в срок до 1 декабря 2022 года изучить и проанализировать новейшие современные методы в условиях Узбекистана, представить Совету информацию о ходе разработки градостроительных норм и правил «Проектирование многоэтажных зданий» на основе результатов научных исследований и опытных испытаний.
9. Министерству транспорта:
а) в срок до 1 декабря 2022 года:
провести инвентаризацию, обобщить результаты и создать единую цифровую базу данных по всем искусственным сооружениям республики (мостам, тоннелям, эстакадам, железнодорожным мостам и другим);
внести в Кабинет Министров предложение о закреплении выявленных бесхозных искусственных сооружений по ведомственной принадлежности;
б) в срок до 1 марта 2023 года сформировать электронные технические паспорта сейсмостойкости всех действующих искусственных сооружений республики и обеспечить их внесение в Единую интегрированную платформу электронных технических паспортов зданий и сооружений, расположенных в сейсмоактивных зонах республики.
10. Министерству водного хозяйства и АО «Узбекгидроэнерго»:
в срок до 1 августа 2022 года внести в Кабинет Министров обоснованные предложения о закупке оборудования, необходимого для проведения сейсмических наблюдений:
на первом этапе (2022–2023 годы) – в 32 водохранилищах, отнесенных к I и II категориям;
на втором этапе (2024–2025 годы) – в 26 водохранилищах, отнесенных к III и IV категориям;
в срок до 1 июля 2023 года совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям и Академией наук обеспечить проведение экспертизы сейсмостойкости подведомственных категорированных водохранилищ и гидротехнических сооружений на основе экспресс-методики.
11. Ввести в срок до 1 августа 2022 года в центральном аппарате Министерства водного хозяйства в рамках действующих штатных единиц должность специалиста по организации непрерывного сейсмологического мониторинга;
Министерству водного хозяйства принять меры для назначения на данную штатную единицу специалиста, имеющего опыт работы в данной сфере.
12. Определить, что:
а) расходы на проведение сейсмических наблюдений в водохранилищах системы Министерства водного хозяйства покрываются за счет средств местных бюджетов на основе плана-графика, утвержденного Советом.
Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей обеспечивают своевременное выделение средств для проведения сейсмологических наблюдений на водохранилищах;
б) Академия наук и Министерство по чрезвычайным ситуациям по заказам Министерства водного хозяйства обеспечивают своевременное и качественное проведение сейсмических наблюдений.
13. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 января 2023 года:
а) для руководящих кадров и работников государственных органов, ответственных за обеспечение сейсмической безопасности, проводятся курсы повышения квалификации и переподготовки посредством Национальной электронной платформы, предназначенной для подготовки всех слоев населения к землетрясениям.
При этом курсы повышения квалификации и переподготовки ориентируются на повышение навыков руководящих кадров по разъяснению населению правил поведения во время землетрясений, основам выживания при землетрясениях, а также подготовке к сильным землетрясениям;
б) Министерство по чрезвычайным ситуациям и Академия наук:
регулярно каждые три года организовывают курсы повышения квалификации и переподготовки;
разрабатывают, размещают и регулярно обновляют современные программы повышения квалификации на Национальной электронной платформе.
Министерству по чрезвычайным ситуациям совместно с Академией наук в срок до 1 декабря 2022 года утвердить и внедрить порядок ведения Национальной электронной платформы, а также проведения курсов повышения квалификации и переподготовки.
14. Министерству по чрезвычайным ситуациям:
совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций в срок до 1 августа 2022 года разработать мобильное приложение, предназначенное для самостоятельного обучения всех слоев населения правильным действиям до землетрясения, во время и после землетрясения;
в срок до 1 июня 2023 года разработать и внести в Кабинет Министров в установленном порядке проект постановления Правительства, предусматривающий утверждение Положения о порядке подготовки к землетрясениям населения Республики Узбекистан.
15. В целях расширения системы подготовки квалифицированных кадров в области проектирования, строительства и эксплуатации сейсмостойких зданий и сооружений в разрезе регионов:
внедрить с 2022/2023 учебного года практику подготовки магистров по специальности «Сейсмостойкость зданий и сооружений» в Наманганском инженерно-строительном институте и Ферганском политехническом институте;
Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности принять меры по включению показателей приема по данной специальности в параметры государственного заказа на 2022/2023 учебный год в рамках действующих квот.
16. Одобрить предложения Министерства высшего и среднего специального образования и Туринского политехнического университета в городе Ташкенте, предусматривающие:
внедрение с 2022/2023 учебного года в Туринском политехническом университете в городе Ташкенте обучения по специальности «Сейсмическая стойкость памятников истории»;
разработку до 1 декабря 2022 года в Туринском политехническом университете в городе Ташкенте и включение в учебные программы современных компьютерных моделей сценариев и методов расчета ущерба от стихийных бедствий разного уровня для сейсмоопасных зон;
организацию с 1 сентября 2022 года в Туринском политехническом университете в городе Ташкенте интенсивных курсов для профессоров-преподавателей и студентов высших образовательных учреждений по предмету «Моделирование зданий и сооружений с помощью современных компьютерных программ».
17. Создать учебно-научные лаборатории:
«Оценка сейсмостойкости водохранилищ и гидротехнических сооружений» в Национальном исследовательском университете «Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства» по оценке сейсмостойкости грунтовых сооружений, плотин, оснований и фундаментов водохранилищ с помощью современных цифровых методов и программ (Plaxis, Ansys, Abaqus и других);
«Сейсмическая защита зданий и сооружений» в Наманганском инженерно-строительном институте по оценке технического состояния сооружений с точки зрения сейсмостойкости, а также осуществлению научных исследований о методах активной сейсмической защиты.
Определить, что штатные единицы учебно-научных лабораторий Национального исследовательского университета «Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства» и Наманганского инженерно-строительного института формируются за счет оптимизации их профессоров-преподавателей.
Кабинету Министров принять меры по поэтапному оснащению учебно-научных лабораторий необходимым оборудованием в соответствии с обоснованными предложениями Национального исследовательского университета «Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства» и Наманганского инженерно-строительного института за счет средств Фонда.
18. Кабинету Министров в двухмесячный срок сформировать делегацию, состоящую из специалистов сферы и членов Совета, и принять меры по организации краткосрочных курсов ознакомления и стажировки в целях изучения передового зарубежного опыта обеспечения сейсмической безопасности в зарубежных странах.
Установить, что расходы, связанные с организацией курсов ознакомления и стажировки, покрываются за счет средств Фонда.
19. Агентству космических исследований и технологий при Кабинете Министров:
в срок до 1 декабря 2022 года совместно с Академией наук и Министерством по чрезвычайным ситуациям разработать интерактивную онлайн-карту, отображающую сейсмоактивные, среднеактивные, неактивные территории и площади республики;
в срок до 1 августа 2023 года создать радиолокационную систему космического мониторинга, предназначенную для выявления таких последствий землетрясений, как деформация, смещение, оседание зданий и сооружений, расположенных в сейсмоактивных зонах.
20. Одобрить предложение Академии наук о строительстве отдельных административного здания и лабораторного корпуса, а также капитальном ремонте и оснащении действующих зданий и сооружений, находящихся на земельной площади, выделенной Институту механики и сейсмостойкости сооружений.
Академии наук представить в Министерство экономического развития и сокращения бедности предложения о включении работ по строительству, ремонту и оборудованию, предусмотренных данным пунктом, в Программу развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан на 2023 год.
21. Освободить сроком на 3 года от таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) организации, принимающие произведенные в зарубежных государствах лабораторное оборудование, вычислительную технику и комплектующие материалы, финансируемые за счет Фонда.
22. Внести дополнения и изменения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 3.
23. Академии наук совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям, Министерством строительства и иными заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.
24. Возложить на министра по чрезвычайным ситуациям Кулдошева А.Х., министра строительства Закирова Б.И., министра водного хозяйства Хамраева Ш.Р. и президента Академии наук Юлдашева Б.С. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.
Осуществление контроля и координации деятельности ведомств, ответственных за исполнение настоящего Указа, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
О результативности осуществляемых мер информировать Президента Республики Узбекистан по итогам каждого полугодия.
=========================================
|   Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram | 
Еще статьи из Инновации
С точки зрения применения искусственного интеллекта в Центральной Азии, основными направлениями могут стать мониторинг объемов и качества воды, оптимизация ее распределения, а также создание систем раннего оповещения о чрезвычайных ситуациях.
В Узэкспоцентре разместились сотни компаний. Как и на предыдущих двух выставках, цель продавцов и покупателей технологий и продукции — установить контакты, начать сотрудничать.
Также утверждены: Концепция перехода на «зеленую» экономику и обеспечения энергосбережения в отраслях промышленности; План действий; Целевые параметры экономии топливно-энергетических ресурсов.
Открытие подтверждено генетическим анализом.
Только кажется, что насекомые не достойны внимания в высоких сферах, а борьба с насекомыми-вредителями не нуждается в достойном финансировании. Насекомые-вредители — беда для исторических памятников, частного жилья и производственных объектов.
Принят Закон о Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2022 год. Бюджет Государственного комитета экологии и охраны окружающей среды – 38,4 млрд сумов (45,7 млрд сумов в прошлом году). Хватит ли средств на охрану окружающей среды при последовательном сокращения финансирования?
Одна из главных проблем в любой стране — потеря воды. То есть, чтобы потребитель получил тонну, в трубопровод необходимо подать две — половина вытечет дорогой. Но не в Израиле. Здесь потери не более чем три процента.
Программа помогает городам-членам адаптировать уникальные решения для продвижения к низкоуглеродному будущему и будет способствовать достижению Узбекистаном углеродной нейтральности к 2050 году.
Региональный экологический центр Центральной Азии пообещал после окончания проекта взять климатическую информационную платформу под свой патронаж. На нее — большие надежды.
 
                         
                                     
     
         
				 
				 
				 
				 
				 
				 
				
Слабо помыть московские высотки в Ташкенте?
Ангелина Борисовна Однолько
Специально подходила и трогала руками в жаркий летний лень стены новостроек, покрытые прозрачным пластиком, похожим издалека на стекло. Руку держать даже секунду тяжело - очень горячо. А потом мы говорим, что стало жарко. Жарко не потому, что климат меняется , а потому что безграмотные строительные решения подогревают воздух, как в печке. Все больше стекла и бетона, который греется неимоверно. Все больше требуется энергии на охлаждение и отопление воздуха внутри. А люди, принимающие решения живут в загородных домах с садом и огородом и поливом в любое время суток.
На леднике Федченко (Ванчях) международная экспедиция установила летом 2025 года три автоматические станции
Ангелина
Какая красивая и глубокая метафора: ледник - это книга, которую надо успеть прочитать!!! Такая информация не просто радует, она заставляет вновь обрести веру в человечность, в неукротимую жажду познания. Не разрушение, а созидание - вот наш девиз. Наш - людей на планете Земля!!!
Амударья для биоразнообразия. Экспедиция по Узбекистану: от Бухары до низовий (часть 3)
Ангелина
Очень емкая экспедиция, требующая широкого кругозора в освещаемой теме. Слова восхищения автору - Наталье Шулепиной. Даже в праздники Вы не позволяете себе отдыхать! Меня же, как читателя, поразило насколько сложно устроена система водопользования. И второй тезис: никакие теории не помогают, никакие технологии не спасут, если воды просто НЕТ. Известно, что есть островные государства на Земле, которые всерьез задумываются о покупке земли на материке для своих граждан в связи с угрозой затопления. Не возникнет ли такая необходимость и в Узбекистане, если проживание в бывших низовьях Амударьи и Сырдарьи станет просто невозможным.
Ежи не будут ползать по жд-расписанию в Зарафшанском национальном природном парке
вован1
для прохода животных - под насыпью должны быть проложены широкие трубы. Как делается во всех цивилизованных странах
Роща болотных кипарисов в Ташкенте
вован1
фоток с озера Сукко (Анапа) здесь в статье кстати нет.
Ежи не будут ползать по жд-расписанию в Зарафшанском национальном природном парке
Зайнутдинова Неля
Не знаю, как ещё надо писать, к кому обращаться, чтоб дошло до руководителей всех уровней! А что для этой новой ж/д других возможностей прокладки нет или не рассматривались? Или сначала строим, потом соображаем? Перечислены все законы и постановления, которые нарушаются. Они что о них не знают или как всегда выгода на первом месте? Природа такаая хрупкая. Её уничтожить ради экономии средств на нынешнем этапе ничего не стоит.
Двойные стандарты для Чарвака и окрестностей в пику действующим законам
Aliya Vildanova
Власть, которая должна быть гарантом законности, сама вопиюще нарушает и не соблюдает законы страны, со всеми вытекающими: коррупция, воровство, обман и т.д.
Двойные стандарты для Чарвака и окрестностей в пику действующим законам
Абдукодир Джалилов
На фото видно, что канализационная труба рядом чистой водой - это есть очень грубое нарушение технологии укладки труб. Нет никакой гарантии, что не смешивались разные структуры воды. Значит, народ правильно против стройке N490.
Роща болотных кипарисов в Ташкенте
вован1
А мы там недавно сняли красивое чтение стиха "Осень на дороге" от Даниэллы Фуэго
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Рихард Эшенбах
Река превратилась в клоаку, куда сливают отходы. Рядом живу с этим местом. Как стемнеет, поднимается вонь от сливаемых в реку нечистот. Немного дальше по течению стоит завод стройматериалов, от которого стоит грохот и пыль на всю округу, а гравий к нему добывают там же в пойме реки. Там же на берегу мусорный полигон. Это только то, что мне видно с противоположной стороны реки