Конференция Сторон по изменению климата (COP-27) начала свою работу в Шарм-эль-Шейхе
27-я Конференция ООН по изменению климата (COP-27, 2022г) 6 ноября начала свою работу Шарм-эль-Шейхе (Египет), продлится по 18 ноября. Ожидается участие более 90 глав государств и представителей 190 стран.

Конференция ООН проводится ежегодно с момента подписания первого соглашения ООН по климату в 1992 году. Используется правительствами для согласования политики по ограничению глобального повышения температуры и адаптации к последствиям, связанным с изменением климата.
В преддверии 27 встречи Сторон Рамочной Конвенции ООН по изменению климата общественность стран Центральной Азии подготовила обращение к участникам Конференции.
===============================================
Обращение НПО стран Центральной Азии по вопросам изменения климата
Страны Центральной Азии относятся к группе стран наиболее уязвимых от изменения климата. Катастрофа Аральского моря стала наглядным примером неустойчивого развития нашего региона. При этом климатические изменения все заметнее влияют на жизнь десятков миллионов людей, особенно в сельской местности. Дальнейшая деградация экосистем, растущий дефицит водных ресурсов, участившиеся засухи и другие природные опасные явления требуют принятия самых срочных мер.
Однако правительства по-прежнему руководствуются краткосрочными интересами, или влиянием интересов частных корпораций, не учитывают требования общественности и продолжают имитировать усилия по предотвращению климатического кризиса, а выделяемые средства используются не эффективно.
НПО стран Центральной Азии обращаются к правительствам Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, ООН, ЕС, международному и бизнес-сообществам с настоятельным призывом пересмотреть и существенно усилить национальные и региональные климатические обязательства!
Чтобы предотвратить климатический кризис и негативные последствия в Центральной Азии, выбросы должны быть сокращены не менее, чем на 30% к 2030 г. и достичь нулевого баланса к 2050 г. Однако, предлагаемые странами ЦА обязательства не достаточны. Аргументы о трудностях достижения углеродной нейтральности при их детальном рассмотрении оказываются не столь значимыми, но при этом социальные и экономические выгоды от сокращения выбросов и адаптации для здоровья людей, для занятости и национальных экономик очевидны!
Мы призываем правительства стран Центральной Азии:
· пересмотреть и принять более амбициозные цели по сокращению выбросов парниковых газов и более активную позицию в продвижении роли региона в международных климатических обязательствах и процессах;
· ввести климатические критерии в системы государственного планирования, бюджетирования и закупок;
· обеспечить участие НПО и открытость процессов разработки и реализации климатических политик с вовлечением всех заинтересованных групп, особенно женщин и молодежи;
· обеспечить прозрачность и подотчетность общественности финансовых средств, направляемых на климатические цели;
· существенно усилить меры по адаптации к изменению климата, в первую очередь в водном и продовольственном секторах, требующих совместных трансграничных программ и регионального сотрудничества;
· создать систему центров по адаптации на региональном, национальном и местном уровнях, в том числе на базе местных НПО. Уже сегодня нужно оказывать прямую поддержку наиболее уязвимому мелкому фермерству, женскому и молодежному предпринимательству и населению, проживающему в селах и отдаленных поселениях, а также в зонах климатических рисков;
· усилить в странах работу по климатическому образованию, ввести в школах и вузах отдельные дисциплины по вопросам окружающей среды и климата, предусмотреть создание «зеленых школ» с зеленой инфраструктурой: зданиями, энерго- и водообеспечением,и др. направлениями практического использования, демонстрации и распространения климатически устойчивых технологий;
· создать благоприятные, не декларативные, законодательные условия для массового развития ВИЭ и энергосбережения — не для крупного бизнеса и международных финансовых институтов, как это происходит сегодня, но для населения, фермерских и домашних хозяйств, в том числе для решения проблем топливной бедности;
· правительствам Узбекистана и Казахстана пересмотреть планы строительства АЭС! Атомная энергетика не является климатическим решением, но значительно усилит риски для климатической и водной безопасности в регионе;
· прекратить субсидирование ископаемого топлива и отказаться от планов дальнейшего использования угольных ТЭЦ и развития неустойчивых добывающих отраслей, которые ставят краткосрочные выгоды бизнеса выше благосостояния людей и природы;
· отказаться от попыток замены мер по сокращению выбросов на виртуальные расчеты по их поглощению лесами, а также не подменять задачи по поддержке естественного восстановления лесов кампанейщинами с массовыми посадками миллионов деревьев;
· кардинально усилить меры по водосбережению, восстановлению и сохранению плодородия почв, горных, лесных, степных и водных экосистем. Природные экосистемы являются основой для будущего развития стран Центральной Азии и для адаптации к изменению климата.
Для усиления роли и возможностей общественности мы призываем:
· упростить процедуры доступа организаций гражданского общества к международным и иным механизмам финансирования, без бюрократических процедур, контроля и посредничества государственных органов, обеспечить поддержку аккредитации организаций гражданского общества в Зеленом климатическом и других фондах;
· создать национальные климатические фонды, в том числе за счет введения климатических налогов и налогов на сверхприбыли частных компаний, работающих в регионе ЦА, прямо причастных к климатическому кризису, но остающихся в стороне от международных усилий;
Мы призываем правительства стран Центральной Азии и всех международных партнеров критически и совместно с НПО и всеми заинтересованными сторонами пересмотреть существующие политики и сформировать новую модель развития региона в условиях изменения климата и других глобальных вызовов.
Принято на региональной встрече НПО Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана 10 октября 2022 г.
Еще статьи из Климат
Более 90 лет на скальных выступах левого борта ледника Федченко на высоте 4169 метров стоит гидрометеорологическая станция имени академика Горбунова, открытая 7 августа 1933 года. Об истории создания самой высокогорной станции СССР рассказывают журналисты Asia-Plus.
В Бухару едем для изучения проблем питьевого водоснабжения. Из Ташкента мы прилетаем рано утром. Перед посадкой разглядываем теплицы, трубы теплоцентрали, дороги…
Сделка по продаже береговых участков Чарвакского водохранилища поставила «на уши», пожалуй, весь Ташкент. Официально — не продажа, а развитие международного туризма. На словах: никакого строительства до заключения экологической экспертизы. По факту: иное.
Предлагаемая читателям информация из международных источников не имеет прямого отношения к Узбекистану и региону Центральной Азии. Но заставляет задуматься, не слишком ли беспечно чиновники распоряжаются источниками питьевого водоснабжения. Как аукнется?
Данные бассейновых водохозяйственных объединений «Амударья» и «Сырдарья» проанализированы в НИЦ МКВК и обобщены. Для оперативного оповещения опубликованы в еженедельном бюллетене.
Мы пройдем вдоль небольшого участка Аму-Бухарского канала: от моста на трассе между Бухарой и Караулбазаром вверх по течению параллельно ограждению питомника «Джейран».
Впервые с 2006 г. все основные источники энергии — как возобновляемые, так и ископаемые виды топлива — достигли рекордных уровней потребления.
Проект анонсируется как имеющий большой потенциал для создания новых рабочих мест, стимулирования местного производства и активизации экономической деятельности в районах размещения малых ГЭС. ВБ выделит Узбекистану льготный кредит в 150 миллионов долларов.
Источник данных – БВО «Амударья», аналитическая обработка — НИЦ МКВК. Как сообщается в бюллетене МКВК, данные представлены с целью оперативного оповещения и могут быть впоследствии уточнены.
Углеродный след разных запросов к искусственному интеллекту может отличаться в 50 раз. Объем выбросов зависит от модели, темы запроса и пользователя. Новое исследование сравнило экологический вред 14 нейросетей в разных режимах работы.
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Рихард Эшенбах
Река превратилась в клоаку, куда сливают отходы. Рядом живу с этим местом. Как стемнеет, поднимается вонь от сливаемых в реку нечистот. Немного дальше по течению стоит завод стройматериалов, от которого стоит грохот и пыль на всю округу, а гравий к нему добывают там же в пойме реки. Там же на берегу мусорный полигон. Это только то, что мне видно с противоположной стороны реки
Бухара и Бухарский район: что нового в водоснабжении?
Наталья Вишневская
Наталия, спасибо Вам за интересный, познавательный материал. Читала с интересом, мне это знакомо. Совсем недавно мы были в Бухаре в рамках проекта Всемирного банка по реконструкции теплоснабжения и повышения энергоэффективности многоквартирных домов, проводили пресс- конференцию. Надеюсь и верю, что проект по улучшению водоснабжения достигнет положительных результатов, бухарцы этого достойны. Каждый проект, который приходит в страну, ставит перед собой глобальные задачи и широкомасштабное информирование граждан просто необходимо. Люди должны понимать, какие преобразования их коснутся, и работать в едином тандеме со всеми участниками проекта, как с исполнителями, так и с благополучателями.
Двойные стандарты, неприемлемые для Чарвакского водохранилища и окрестностей
Guljakhon Amanova
Краткий правовой анализ ключевых моментов Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан №490 от 2 августа 2025 года по проекту Sea Breeze Uzbekistan (https://lex.uz/ru/pdfs/7661949#): Проект #SeaBreezeUzbekistan 1. Отсутствие экологических гарантий Ключевая проблема: Постановление №490 утверждает реализацию крупного инвестиционного проекта — туристско-рекреационного комплекса стоимостью $1,5 млрд на территории более 2 000 гектаров (пункты 1 и 4) — без упоминания оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), природоохранных обязательств или ссылки на экологические законы. Само принятие такого подзаконного акта противоречит основному закону - Конституции РУз, ст. 49, устанавливающей, что: «Государство создает условия для осуществления общественного контроля в области градостроительной деятельности в целях обеспечения экологических прав граждан и недопущения вредного воздействия на окружающую среду.» Игнорирование национальных и международных стандартов: Не взят во внимание Закон Республики Узбекистан «Об экологической экспертизе», который хотя и вступит в силу 25.08.2025 г, но был принят уже в феврале этого года; Не указано обязательство по проведению ОВОС, несмотря на потенциальное значительное влияние на природу и климат, и продолжающиеся требования активистов провести такую полномасштабную экспертизу. Несоответствие #международным правовым обязательствам #Узбекистана: ✅ Принцип 17 #Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (1992 г.), который стал частью обычного международного права (customary international law): Обязывает проводить оценку воздействия на окружающую среду для проектов с потенциальным серьёзным экологическим воздействием. ✅ Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (#Орхусская конвенция,1998 г.) (ратифицирована Узбекистаном в марте 2025 г, вступила в силу - в июне 2025 https://lex.uz/ru/docs/7424711): Гарантирует право граждан на доступ к экологической информации и участие в принятии решений, затрагивающих окружающую среду (https://unece.org/DAM/env/pp/documents/cep43r.pdf). ✅ Замечание общего порядка №36 (2019 г.) Комитета ООН по правам человека к статье 6 Международного пакта о гражданских и политических правах: Признаёт обязанность государств защищать #право на #жизнь от экологической деградации (пункты 26 и 62). А ведь в соответствии со ст. 15 Конституции: Международные договоры Республики Узбекистан наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы Республики Узбекистан. Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора Республики Узбекистан. 2. Риски принудительных выселений и отсутствие гарантий жилищных прав Проблемные положения Постановления №490: ⚠️ П. 6(а): требует прекращения прав землепользования и регистрации участков как «свободных» для передачи инвестору; ⚠️ Последнее предложение п. 6: обязывает инвестора перечислить $5 млн в бюджет Ташкентской области для компенсации, но без гарантии, что пострадавшие получат её напрямую и в полном объёме, и что компенсация будет адекватной; ⚠️ П. 8(а): классифицирует проект как «социально значимый», создавая основания для возможного принудительного изъятия земли под видом общественного интереса. Несоответствие международным стандартам жилищных прав: ✅ Статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП): Закрепляет право каждого на достаточный уровень жизни, включая право на жильё. ✅ Замечание общего порядка №7 (1997 г.) Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам к статье 11 МПЭСКП: п. 13 — выселения недопустимы без адекватного уведомления, консультаций и правовых гарантий; п. 15 — выселения не должны приводить к бездомности или уязвимости. ✅ Основные принципы и руководящие положения по выселениям, связанным с развитием (Приложение к Докладу Специального докладчика ООН по вопросу о праве на жилище, документ A/HRC/4/18, 2007 г.): Требуют проведения #предварительных оценок последствий, раскрытия информации, индивидуальных компенсаций и правовых механизмов защиты. 3. Выводы и рекомендации ‼️ Постановление №490 позволяет реализовать крупный инвестиционный проект в обход базовых норм по защите прав человека и окружающей среды: Не требует экологической экспертизы и оценки воздействия; Не гарантирует справедливую, прямую компенсацию пострадавшим; Не предусматривает механизмов обжалования и правовой защиты; Использует термин «социально значимый» для оправдания коммерческого проекта. ⚠️ Это может привести к нарушениям международных обязательств Узбекистана в рамках МПЭСКП, МПГПП, Орхусской конвенции и Принципа 17 Декларации Рио, который стал частью обычного международного права (customary international law). Рекомендуемые неотложные меры: ⛔ Приостановить реализацию Постановления №490 до: Проведения независимой экологической экспертизы и оценки воздействия на жилищные права. Внести поправки в Постановление: Включить обязательность соблюдения Закона об экологической экспертизе (2025); Гарантировать индивидуальные компенсации и правовую помощь пострадавшим; Обеспечить прозрачные общественные консультации до отчуждения земель. ⚖️ Обеспечить судебный контроль за процедурами выселения и компенсации: Гарантировать пострадавшим доступ к эффективным средствам правовой защиты. ✊ Уважение к #ПравамЧеловека и #защите #окружающей среды должно стать основой любого инвестиционного проекта — даже самого амбициозного. unece.org
Двойные стандарты, неприемлемые для Чарвакского водохранилища и окрестностей
Galina Fimasobak
Чарвак - это не про собственность, не про деньги, Чарвак - это про единственный источник питьевой воды. Хотя не все так думают. Бизнесмены считают что все имеет свою цену, и все можно купить. Например, можно купить чью-то почку или сердце. В данном случае- это наши почки и наше сердце. Потому что речь о том, что мы будем пить, с какими примесями. А деньги получит кто-то другой. Не стоит уповать на очистные сооружения. На Байкале много лет работал целлюлозный комбинат, но его закрыли в 2013 году. Потому что он загадил озеро. Хотя там были очистные сооружения. Заметьте, сколько в том регионе источников пресной воды. И все равно вынуждены были закрыть комбинат! А у нас единственная речушка Чирчик и единственное водохранилище, которое ставится сейчас под угрозу!
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Gulsara Shermatova
Опять есть ТРЕБОВАНИЯ, а выполнения не будет по Чарваку тоже. Минэкологии нужно разогнать, зарплату за годы невыполнения обязательств заставить вернуть в бюджет. Это Министерство не охраняет даже стратегически важные объекты! Надо же оправдывать строительство пляжей на водохранилище- единственном источнике питьевой воды!
Полувековой юбилей Зарафшанского национального природного парка с непростой историей
Однолько Ангелина
Будем надеяться, что на охраняемой территории не будет допущено строительство никаких гостевых домиков и гостиниц. И огромная благодарность сотрудникам заповедной зоны и общественности Самарканда за труд и бдительность.
В Узбекистане — чилля. Установилась жара плюс 40-42 градуса. В пустынных регионах градусы выше
вован1
Побольше бы таких качественных репортажей
ГИССАРСКАЯ БАЛЛАДА
Каримов Р
И ещё самое главное. Среди красот этих гор в отдаленных кишлаках живут люди, не испорченные благами цивилизации. Очень простые и гостеприимные люди
Яллама — озеро в песчаном карьере
admin
Несколько групп в фэйсбуке организуют выезды на Ялламу.
Яллама — озеро в песчаном карьере
Анна
Как попасть на это прекрасное озеро? Спасибо