Мой путь в журналистику начался в Узбекском обществе дружбы и культурной связи с зарубежными странами — УзОДКСе. Поразительно, но именно там. Занесло совершенно неожиданным образом.
Вояж вокруг Чарвакского водохранилища
Чарвакское водохранилище находится в горах примерно в 90 км от Ташкента. Когда водохранилище заполнено, его объём составляет два кубокилометра, площадь водной поверхности — более 37 км².
Каждый ташкентец наверняка здесь бывал. Мне тоже не раз доводилось. Электричка из Ташкента довозит до Ходжикента. От этой станции подъем в горы. А сверху обзор хорош. Мне приходилось бывать и в кишлаках, что на берегу. Но так, чтобы за раз объехать по периметру, мне удалось лишь однажды, да и то в конце ноября. Очень хотелось повторить по теплой погоде.
Апрель 2023 года, в Ташкенте обещают необыкновенно высокую температуру для этого сезона: выше тридцати. У нашей небольшой компании — вояж!
Перед плотиной, а она каменно-насыпная высотой в 168 метров, мчим по мосту через реку Чирчик. Сейчас ее начало от Чарвакского водохранилища. Вода, накопленная в нем, не только крутит турбины ГЭС. Она питает долину и столицу Узбекистана. После очистки течет из водопроводных кранов. И, конечно, чирчикская вода по ирригационным каналам разбегается на поля.
Протяжённость береговой линии искусственного горного водоема — около ста километров. По автодороге вокруг Чарвака маршрут ровно 79 километров. Мы в начале пути.
На что обращаем внимание? На берега и осушенное дно — осушку.
К началу апреля, по данным водников, объём воды составлял в Чарвакском водохранилище 0,65 кубокилометра. Фактические попуски из Чарвака в марте были больше, чем предусмотрено графиком. Так, возможно, из-за ожидаемого бурного таяния снега в горах.
Русло реки Пскем тоже полупустое. С красными крутыми берегами сейчас оно похоже на каньон. Когда воды много, оно сочного зеленого цвета. Пскем — одна из трех рек, наполняющих Чарвакское водохранилище.
Дорога вдоль Пскема ведет к строящейся Пскемской ГЭС и к дальним верхним селениям. Жаль, наш маршрут не совпадает с этим направлением. Туда в следующий раз. Нам — к кишлаку Нанай.
Через Пскем «переброшен» мост. На той стороне и расположен кишлак Нанай. Назван, как и речка, впадающая в Пскем. Мост давно не ремонтирован, машины едут по нему почти ощупью, терпеливо дожидаются на берегу одна другую.
Неожиданное приключение. Поступило предложение проехать от Наная до водопада на реке Нанай на внедорожнике. Про водителя нам сказали, что он — Тайсон, а машина — зверь: любой подъем одолеет, бурный поток форсирует.
Поплыли.
До водопада можно пройти и по другому берегу, без переправ. И мы так планировали. Но кто ж откажется от экстрима! «УАЗ» 1989 года выпуска! Такой больше не сделают. И переправа, и крутой подъем, а потом спуск прибавили ощущений.
Сквозь листву угадывается водопад.
Если описывать нижний водопад, то только восклицательными знаками. Есть и верхний водопад, но он дальше, его отложим до следующего раза. Все же нынче цель — объезд Чарвака.
Повернет Пскем за Нанай, а тут уж и верхняя граница водохранилища. Во всяком случае, так было прошлым летом, когда мы приезжали в Нанай купаться.
К водохранилищу мы решили спуститься не в Нанае, а чуть дальше, километра за три в Богустане, там лучше спуск к воде. Вышли на берег.
Кто не был на Арале, но хочет представить, как там, добро пожаловать в Богустан, когда попуски из водохранилища больше притока.
Осушенное дно огромно, и долго-долго путникам идти до воды.
Посёлок Богустан (Богистон) является родиной двух выдающихся людей своего времени и местом упокоения трех. Имена — из XIII-XV веков. Паломники совершают сюда хадж.
Служитель объясняет: «Вот закончится месяц Рамазан, и здесь станет очень многолюдно. Едут к святым местам паломники и из Ташкента, и издалека».
Дорога от Богустана до Яккатута и Бричмуллы ухабистая. Следует набраться терпения, чтобы перетерпеть все выбоины. Зато горные пейзажи над водоемом завораживают.
Два поселка — Яккатут и Бричмулла (Бурчмулла) — расположены по соседству. Между ними протекает река Коксу. Она их разделяет, а соединяет мост. Разглядываем Бричмуллу из Яккатута.
Развернувшись, видим местную достопримечательность Яккатута — гору с мышьяковистыми огарками. Это отвалы производства из сороковых годов прошлого века.
В сентябре прошлого года автор этих строк приезжала сюда с экологами и сотрудниками прокуратуры. Рассматривались вопросы обеспечения безопасности. Спустя осень, зиму и весну здесь ничего не изменилось. На горе с отвалами пасется скот. Размыв селями не исключен.
Под дорогой устроен водовыпуск для ливневых стоков и селевых потоков. Так он и раньше был такой же. И овраг к Чарвакскому водохранилищу ничуть не изменился.
Переезжаем через реку Коксу. Никуда не деться от сильных впечатлений из-за пустынного ландшафта. Допустим, сейчас так по плану. Но глобальное изменение климата коснется и горных систем. Ведь теплеет, ледников в округе нет, снегозапасы меньше… Как будут наполняться водохранилища? Строятся они и по Пскему, и по Чаткалу.
Чаткал до заполнения Чарвакского водохранилища являлся левым притоком реки Чирчик. Берега реки образуют террасы высотой 7-10 м. Впадает в водохранилище с другой стороны Бричмуллы. Эту реку мы проехали, заговорившись, и остались без свежего фото. Показываю из запасников.
Сейчас на реке Чаткал идет строительство плотины и гидростанции. Картина неизбежно изменится.
Финальный снимок Чарвакского водохранилища — с обзорной площадки. Вдали заметна плотина, а по левому берегу — курортные зоны. Курорты множатся. Уже сообщалось в СМИ о продаже новых лотов под застройку. При этом упоминались Нанай и Богустан. Каждая стройка — для водохранилища проблемы. Про проблемы поговорим отдельно.
Теперь про погоду. Погода в горах стояла комфортная. Рекордной для апреля городской жары в плюс 35 мы не почувствовали.
Наталия ШУЛЕПИНА
SREDA.UZ
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Репортер.uz
В Ташкенте состоялись консультации по проекту Рогунской ГЭС. Инициированы группой Всемирного банка по вопросам окружающей среды и социальной сферы. Цель — обсудить и оценить экологическое и социальное воздействие.
Канал Анхор в Ташкенте — одно из главных его украшений. Конечно, это не главная его функция. Он несет воды из реки Чирчик для поливов сельхозугодий. А еще дарит людям свежий воздух, снимает стресс, смягчает летнюю жару. Деревья вдоль канала создают природный микроклимат. Смотрим несколько осенних фото.
В Кашкадарьинской области, подъезжая к городу Яккабаг, мы увидели вдоль дороги сооружения на ножках. Проехав пару километров, решили рассмотреть. Для чего они?
Отъехав от Гиссаракского водохранилища, наблюдаем, как в природные ландшафты вгрызается техника. Минуем карьер и стройплощадку с трубами, кажущимися с дороги игрушечными. Дальше — больше.
Воскресным утром мы отправились на учет из Ташкента к Туябугузскому водохранилищу (Ташморю). Точно также в этот день 6 октября отправились на учеты наблюдать за птицами и их считать бёдвочеры в разных регионах Узбекистана и в трех десятках стран Европы и Азии.
Наш четырехдневный маршрут включал и горы, и долы. В маршруте обозначены проектные сады. Они и есть цель. Посаженные два года назад саженцы прижились? Первый сад — в буферной зоне Кызылсуйского участка заповедника, в кишлаке Калтакул.
Из Балыккуля мы планировали уехать на автобусе в Нанай. Но автобус отменен. И на такси нас туда тоже никто не довезет. Проезд закрыт. Вернемся в Чартак. Оттуда до Наная есть другой маршрут. Путешествие из Ташкента по Наманганской области продолжается.
Мы путешествуем не на личном авто и не автостопом. В путь отправляемся с куйлюкского «пятака». Куйлюк-базар находится на краю Ташкента, отъезжать удобно. Немного поторговались c частником из-за цены и в путь. Первый отрезок пути — до городка Чартак в Наманганской области.
Цену Угама или какой другой реки в Узбекистане никто не считал. Зоологи могут сказать, сколько стоит потеря одной особи краснокнижного вида. Но весь вид не имеет цены. Уничтожение видового разнообразия — явление немыслимое. Но это происходит при строительство малых ГЭС на Угаме. Каков баланс приобретений и потерь?
УЗБЕКСКАЯ СОЛОДКА
класс
Ноябрьские сюжеты в Ташкенте. Фото на ходу
Ангелина Борисовна Однолько
Наталья! Вы -прекрасный фотограф. Но давно убедилась, что фотография - не документ. Взять метр вправо -налево - и будет совершенно другой вид.
Ташкентцы хотят знать причины загрязнения воздуха и поименно загрязнителей
Бобоева Д
Хочется верить, что Фуркат Махмудходжаев-единственный человек в хокимияте, который хоть что-то но делает, выполнит это обещание. Верим, потому что надежда умирает последней, что будут не только следить, но и стараться улучшить качество воздуха в Ташкенте.
Растерзание природы близ Гиссарского заповедника
Однолько Ангелина
Какая грандиозная работа автора! Сколько дорог пройдено. Сколько документов изучено. Сколько проведено переговоров. Если трудно нам, привыкшим к чтению сложных текстов, осознать грандиозность строительства, масштаб денежных вложений, ущерб природно-охранной зоне, то каково местным жителям? Они не знают каким бумагам верить, как отстаивать свои интересы. На примере нового лыжного курорта Амирсай мы видим проблемы такого строительства: непродуманная канализация, отсутствие пешеходных прогулочных троп, отсутствие озеленения территории. Для лыжных трасс перерыты горы, и это совершенно не украшает летний пейзаж. А лето у нас все-таки большую часть года. Не повториться ли все это в Гиссаре?
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
admin
Ваш вопрос не по адресу.
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
Дима
Кто продаёт артемию ищу поставщика
Исполнилось 85 лет со дня рождения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга
Ангелина Борисовна Однолько
Спасибо за подборку. Поистине! Большое видится на расстоянии
Полив деревьев на яккабагской трассе и перспективы паспортизации деревьев в Узбекистане
Ангелина Борисовна Однолько
Недавно путешествовала из Ташкента через перевал в Ферганские долину. Таких сооружений для полива вдоль трассы много. Но и засохших посадок тоже не мало. Видно, что для отчета все сделано. Но ежедневного надзора нет. Остается только удивляться, сколько труда пропадает зря. Что касается мониторинга деревьев в Ташкенте, то не определено или по крайней мере не обнародовано участие махалинских комитетов в этом процессе. Странная ситуация: землю распределяет Хокимият, а махалинским комитетам остается разводить руками, обнаружив на месте деревьев новое сооружение, которое по документам числится туалетом, а на деле оказывается коммерческим объектом. С каждым годом асвальта возле наших домов становиться больше , газонов и деревьев меньше. Большинство чиновников живет в своих домах за городом и ситуацию не ощущают.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Анвар Ходжаниязов
Этот человек который стоит за этой дорогой имеет высоких покровителей. Без них никто на такое не отважется.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Ангелина Борисовна Однолько
Давно уже не выезжаю отдыхать на Чаткал. Везде стройки. Грохочит тяжелая техника. Пыль столбом. Давно не приходилось вдохнуть тот воздух, который хочется кушать. Сейчас даже на водопад туристов возят на газиках. Все впечатление стирается. В нашем народе нет никакого почтительного отношения к природе. Только потребление. А что делать жителям Бричмулы, Наная и др поселков. Или уехать или громить природу