Воспользуемся возможностью восхититься и порадоваться, что деревья в городе еще остались и есть совершенно чудесные улицы. Эти кадры сделаны на ходу. Ради фото — минутная остановка. Хороша осень. Такой бы осень всю зиму! И ведь такая в Ташкенте бывает. А потом — весна.
Фоторепортаж Лилии Кузьминой из поездки на Сарезское озеро
Отпуск мой пролетел. Ездила на Памир с друзьями — любителями природы и путешествий. За 15 дней мы проехали от места старта нашего путешествия в Ташкенте и до его завершения 3003 км пути. Но поход на Сарез был основной и наиболее значимой целью нашего путешествия.
Расположено озеро Сарез в Мургабском районе Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана.
Не стану повторять здесь всю ту информацию, с которой можно ознакомится, обратившись ко всезнающему Гуглу, а просто вкратце расскажу, каким был наш путь и опишу впечатления от встречи с мечтой. Посещение озера Сарез можно смело назвать моей, так же, как и моих друзей, давней манящей мечтой.
По живописной горной дороге 10 августа мы приехали в кишлак Барчадив.
На ночлег остановились в гостевом доме, построенном в традиционном памирском стиле. Это необыкновенное произведение искусства жителей Памира заслуживает отдельного рассказа. Гостеприимный хозяин рассказал нам подробно о значении убранства и конструкции дома. А читателям я просто посоветую найти возможности и хоть раз в жизни поехать на Памир, посмотреть на ландшафты и быт жителей. О них постараюсь рассказать в другом сообщении.
Итак, наша команда — Кахрамон, Комола, Светлана, я (Лилия), и наш проводник — Раджу, житель кишлака Барчадив. Утром 11 августа, загрузив необходимые вещи на ослика, мы отправились по тропе, идущей вверх по ущелью реки Мургаб.
В самом начале тропы необходимо преодолеть достаточно резкий подъем вверх. Далее тропа не представляет каких-то особых трудностей для тех, кто имеет навыки походов в горы, до начала ее подъема на завал озера Сарез. Расстояние от кишлака до озера примерно 22 км. Вода в реке Мургаб кристально чистая и красивого голубого оттенка, так как выходит из-под завала отфильтрованной от всех твердых частиц.
С несколькими кратковременными остановками, чтобы попить воды, пройдя примерно 8 км пути, мы подошли к так называемой «чайхоне». За калиткой — малюсенькая хижина, построенная рядом с большим осколком скалы, защищающим ее от ветра.
При необходимости в хижине можно переночевать. А еще здесь обустроен очаг, есть чайник, ведро, казан и запас дров. Все в хорошем состоянии и находится тут постоянно. В «чайхоне» наш проводник вскипятил чай, мы пообедали принесенными с собой продуктами, пригляделись к маршруту.
Тропа до хижины и до самого озера хорошо просматривается и местами дополнительно отмечена турами, аккуратно выложенными из камней, указывающими направление. И все же проводник на маршруте необходим. Для того, кто идет по ней впервые и смотрит во все глаза на необыкновенные пейзажи, открывающиеся по сторонам, да еще пытается что-то фотографировать, велика вероятность сбиться с тропы и потерять время и силы в попытках вернуться обратно на тропу.
Пообедав и передохнув, мы пополнили запасы воды из родника и отправились к самой сложной части нашего маршрута — к каменному завалу озера. Завал состоит из шести ступеней-участков, по которым идет тропа, неуклонно поднимаясь вверх, с небольшими площадками, идя по которым можно выровнять дыхание и начать очередной подъем.
Перепад высот на этом этапе пути не менее 600 метров. Здесь мы останавливались только, чтобы глотнуть воды. Это был очень нелегкий путь, но излишнего драматизма своему повествованию придавать не стану. Сама я прошла этот подъем на одном дыхании. В самом начале было сложно, дышать тяжело. Но примерно на второй ступеньке завала дыхание выровнялось, и я чувствовала, что надо идти и идти вперед, не останавливаясь, временами медленно, временами быстрее, но надо идти.
Преодолев все шесть подъемов и дойдя до самого верха завала, мы увидели первый кусочек водной глади в закатных лучах солнца. Это было волшебно!!! Мы преодолели этот путь и мы на Сарезе! Мы так долго об этом мечтали!!!
Завал озера Сарез носит название Усойского завала и связано это название, как и название озера, с трагическими событиями. В 1911 году в результате землетрясения обрушившаяся часть горы засыпала кишлак Усой, а позднее вода затопила кишлаки Сарез и Ирхт. Так на высоте 3239 метров образовалось озеро.
С каждым шагом озеро приближалось. Мои ощущения? Я стояла на самой высокой точке тропы на завале, вокруг была тишина, нарушаемая только порывами ветра, огромные каменные глыбы и синяя гладь озера, освещаемая лучами уходящего солнца. Озеро величественно и печально хранило свою историю от редких в этих краях путников.
Спустившись по тропе, мы, наконец, подошли к станции КЧС — Комитета по чрезвычайным ситуациям.
Сотрудники станции нас ждали, приготовили ужин и чай. На ужин пожарили рыбу и испекли хлеб. Мы, путники, чувствовали себя очень уставшими, а за приготовленный ужин и сейчас благодарны, он был очень вкусным и своевременным.
На следующий день у нас была поездка на моторной лодке к одному из заливов озера, где расположена гидрометеорологическая станция Ирхт.
Там мы посмотрели на окрестности, перекусили супчиком и хлебом с чаем, которые приготовил сотрудник станции. Поблагодарив за гостеприимство, мы поплыли к той части Усойского завала, где когда-то находился маленький кишлак Усой.
Это пустынное, безжизненное место и по сей день не успокаивается. Видно, как на вершине склона, от которого откололась часть, непрестанно разносится облако пыли и мелких частиц горной породы.
Мы прошли по завалу около 4 км до того места, где вода просачивается через камни завала, образуя русло реки Мургаб, а затем вернулись обратно к берегу.
Сделали фото на память и, сев в лодку, приплыли обратно к станции КЧС.
Оба вечера мы смотрели на звездное небо, которое городским жителям удается увидеть, наверное, только несколько раз в жизни, если повезет, как нам. Небо было усыпано звездами. Мы видели, как летают различные спутники, как светятся Млечный путь и созвездия, как падают метеориты. Именно на время нашего похода — 11-13 августа — пришелся пик падения метеоритов, называемых Персеидами.
Утром, позавтракав и взяв с собой воды, мы попрощались с гостеприимными сотрудниками станции КЧС и отправились в обратный путь. К вечеру мы пришли в поселок Барчадив.
Лилия КУЗЬМИНА
SREDA.UZ
далее см.:
Памир влечет любителей природы. Лилия Кузьмина — о флоре горного края
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Фото
Канал Анхор в Ташкенте — одно из главных его украшений. Конечно, это не главная его функция. Он несет воды из реки Чирчик для поливов сельхозугодий. А еще дарит людям свежий воздух, снимает стресс, смягчает летнюю жару. Деревья вдоль канала создают природный микроклимат. Смотрим несколько осенних фото.
Прогулку в ботанический сад Ташкента предварим строками из стихотворения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга:
«Люблю я последние дни сентября. Скрипичным оркестром охваченный город. Люблю эту свежесть и ясность погоды. Природа спокойно уходит в себя».
Доклад выпущен КБО ООН и ФАО по случаю Международного дня сельских женщин, отмечаемого 15 октября, и озаглавлен «Решения, выдвигаемые женщинами для обеспечения устойчивости к засухе».
Воскресным утром мы отправились на учет из Ташкента к Туябугузскому водохранилищу (Ташморю). Точно также в этот день 6 октября отправились на учеты наблюдать за птицами и их считать бёдвочеры в разных регионах Узбекистана и в трех десятках стран Европы и Азии.
Наш четырехдневный маршрут включал и горы, и долы. В маршруте обозначены проектные сады. Они и есть цель. Посаженные два года назад саженцы прижились? Первый сад — в буферной зоне Кызылсуйского участка заповедника, в кишлаке Калтакул.
Из Балыккуля мы планировали уехать на автобусе в Нанай. Но автобус отменен. И на такси нас туда тоже никто не довезет. Проезд закрыт. Вернемся в Чартак. Оттуда до Наная есть другой маршрут. Путешествие из Ташкента по Наманганской области продолжается.
Мы путешествуем не на личном авто и не автостопом. В путь отправляемся с куйлюкского «пятака». Куйлюк-базар находится на краю Ташкента, отъезжать удобно. Немного поторговались c частником из-за цены и в путь. Первый отрезок пути — до городка Чартак в Наманганской области.
В Алматы состоялась конференция по экологическому образованию. Сейчас о маршруте в горы — прекрасном дополнении к конференции по экологической тематике.
Городок Янгибазар находится километрах в тридцати от Бухары. Янгибазар — центр Пешкунского района, и он с водопроводом. А вот многие кишлаки района без него. Потому и включены в проект.
Ноябрьские сюжеты в Ташкенте. Фото на ходу
Ангелина Борисовна Однолько
Наталья! Вы -прекрасный фотограф. Но давно убедилась, что фотография - не документ. Взять метр вправо -налево - и будет совершенно другой вид.
Ташкентцы хотят знать причины загрязнения воздуха и поименно загрязнителей
Бобоева Д
Хочется верить, что Фуркат Махмудходжаев-единственный человек в хокимияте, который хоть что-то но делает, выполнит это обещание. Верим, потому что надежда умирает последней, что будут не только следить, но и стараться улучшить качество воздуха в Ташкенте.
Растерзание природы близ Гиссарского заповедника
Однолько Ангелина
Какая грандиозная работа автора! Сколько дорог пройдено. Сколько документов изучено. Сколько проведено переговоров. Если трудно нам, привыкшим к чтению сложных текстов, осознать грандиозность строительства, масштаб денежных вложений, ущерб природно-охранной зоне, то каково местным жителям? Они не знают каким бумагам верить, как отстаивать свои интересы. На примере нового лыжного курорта Амирсай мы видим проблемы такого строительства: непродуманная канализация, отсутствие пешеходных прогулочных троп, отсутствие озеленения территории. Для лыжных трасс перерыты горы, и это совершенно не украшает летний пейзаж. А лето у нас все-таки большую часть года. Не повториться ли все это в Гиссаре?
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
admin
Ваш вопрос не по адресу.
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
Дима
Кто продаёт артемию ищу поставщика
Исполнилось 85 лет со дня рождения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга
Ангелина Борисовна Однолько
Спасибо за подборку. Поистине! Большое видится на расстоянии
Полив деревьев на яккабагской трассе и перспективы паспортизации деревьев в Узбекистане
Ангелина Борисовна Однолько
Недавно путешествовала из Ташкента через перевал в Ферганские долину. Таких сооружений для полива вдоль трассы много. Но и засохших посадок тоже не мало. Видно, что для отчета все сделано. Но ежедневного надзора нет. Остается только удивляться, сколько труда пропадает зря. Что касается мониторинга деревьев в Ташкенте, то не определено или по крайней мере не обнародовано участие махалинских комитетов в этом процессе. Странная ситуация: землю распределяет Хокимият, а махалинским комитетам остается разводить руками, обнаружив на месте деревьев новое сооружение, которое по документам числится туалетом, а на деле оказывается коммерческим объектом. С каждым годом асвальта возле наших домов становиться больше , газонов и деревьев меньше. Большинство чиновников живет в своих домах за городом и ситуацию не ощущают.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Анвар Ходжаниязов
Этот человек который стоит за этой дорогой имеет высоких покровителей. Без них никто на такое не отважется.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Ангелина Борисовна Однолько
Давно уже не выезжаю отдыхать на Чаткал. Везде стройки. Грохочит тяжелая техника. Пыль столбом. Давно не приходилось вдохнуть тот воздух, который хочется кушать. Сейчас даже на водопад туристов возят на газиках. Все впечатление стирается. В нашем народе нет никакого почтительного отношения к природе. Только потребление. А что делать жителям Бричмулы, Наная и др поселков. Или уехать или громить природу
Какова цена реки Угам?
admin
Комментарии из соцсетей: ***** Это просто кошмар, от которого хочется спрятаться. Что мы можем сделать? Написать коллективное письмо? Поехать на эту стройку? Я могу только беспрерывно рассказывать об этом моим ученикам. Хорошо бы дать уроки экологии в школах Хумсана. Люди ничего не знают о том, что творится у них под ноcом. =========== Иcпаганят красивейшие места. И саму реку убьют, а ведь оттуда идет питьевая вода для Ташкента. =========== Реку Угам жалко. И на казахской территории, и на узбекской. Такие чудные места. Мы были просто в шоке, когда увидели, как раздербанили русло. И, конечно, речь идет о цене вопроса. При минимальных для энергосистемы выработках электроэнергии происходит уничтожение природы. 20 млн долл «закопают» для этого.