Фоторепортаж Лилии Кузьминой из поездки на Сарезское озеро

Отпуск мой пролетел. Ездила на Памир с друзьями — любителями природы и путешествий. За 15 дней мы проехали от места старта нашего путешествия в Ташкенте и до его завершения 3003 км пути. Но поход на Сарез был основной и наиболее значимой целью нашего путешествия.

Расположено озеро Сарез в Мургабском районе Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана.

Не стану повторять здесь всю ту информацию, с которой можно ознакомится, обратившись ко всезнающему Гуглу, а просто вкратце расскажу, каким был наш путь и опишу впечатления от встречи с мечтой. Посещение озера Сарез можно смело назвать моей, так же, как и моих друзей, давней манящей мечтой.

По живописной горной дороге 10 августа мы приехали в кишлак Барчадив.

На ночлег остановились в гостевом доме, построенном в традиционном памирском стиле. Это необыкновенное произведение искусства жителей Памира заслуживает отдельного рассказа. Гостеприимный хозяин рассказал нам подробно о значении убранства и конструкции дома. А читателям я просто посоветую найти возможности и хоть раз в жизни поехать на Памир, посмотреть на ландшафты и быт жителей. О них постараюсь рассказать в другом сообщении.

Итак, наша команда — Кахрамон, Комола, Светлана, я (Лилия), и наш проводник — Раджу, житель кишлака Барчадив. Утром 11 августа, загрузив необходимые вещи на ослика, мы отправились по тропе, идущей вверх по ущелью реки Мургаб.

В самом начале тропы необходимо преодолеть достаточно резкий подъем вверх. Далее тропа не представляет каких-то особых трудностей для тех, кто имеет навыки походов в горы, до начала ее подъема на завал озера Сарез. Расстояние от кишлака до озера примерно 22 км. Вода в реке Мургаб кристально чистая и красивого голубого оттенка, так как выходит из-под завала отфильтрованной от всех твердых частиц.

С несколькими кратковременными остановками, чтобы попить воды, пройдя примерно 8 км пути, мы подошли к так называемой «чайхоне». За калиткой — малюсенькая хижина, построенная рядом с большим осколком скалы, защищающим ее от ветра.

При необходимости в хижине можно переночевать. А еще здесь обустроен очаг, есть чайник, ведро, казан и запас дров. Все в хорошем состоянии и находится тут постоянно. В «чайхоне» наш проводник вскипятил чай, мы пообедали принесенными с собой продуктами, пригляделись к маршруту.

Тропа до хижины и до самого озера хорошо просматривается и местами дополнительно отмечена турами, аккуратно выложенными из камней, указывающими направление. И все же проводник на маршруте необходим. Для того, кто идет по ней впервые и смотрит во все глаза на необыкновенные пейзажи, открывающиеся по сторонам, да еще пытается что-то фотографировать, велика вероятность сбиться с тропы и потерять время и силы в попытках вернуться обратно на тропу.

Пообедав и передохнув, мы пополнили запасы воды из родника и отправились к самой сложной части нашего маршрута — к каменному завалу озера. Завал состоит из шести ступеней-участков, по которым идет тропа, неуклонно поднимаясь вверх, с небольшими площадками, идя по которым можно выровнять дыхание и начать очередной подъем.

Перепад высот на этом этапе пути не менее 600 метров. Здесь мы останавливались только, чтобы глотнуть воды. Это был очень нелегкий путь, но излишнего драматизма своему повествованию придавать не стану. Сама я прошла этот подъем на одном дыхании. В самом начале было сложно, дышать тяжело. Но примерно на второй ступеньке завала дыхание выровнялось, и я чувствовала, что надо идти и идти вперед, не останавливаясь, временами медленно, временами быстрее, но надо идти.

Преодолев все шесть подъемов и дойдя до самого верха завала, мы увидели первый кусочек водной глади в закатных лучах солнца. Это было волшебно!!! Мы преодолели этот путь и мы на Сарезе! Мы так долго об этом мечтали!!!

Завал озера Сарез носит название Усойского завала и связано это название, как и название озера, с трагическими событиями. В 1911 году в результате землетрясения обрушившаяся часть горы засыпала кишлак Усой, а позднее вода затопила кишлаки Сарез и Ирхт. Так на высоте 3239 метров образовалось озеро.

С каждым шагом озеро приближалось. Мои ощущения? Я стояла на самой высокой точке тропы на завале, вокруг была тишина, нарушаемая только порывами ветра, огромные каменные глыбы и синяя гладь озера, освещаемая лучами уходящего солнца. Озеро величественно и печально хранило свою историю от редких в этих краях путников.

Спустившись по тропе, мы, наконец, подошли к станции КЧС — Комитета по чрезвычайным ситуациям.

Сотрудники станции нас ждали, приготовили ужин и чай. На ужин пожарили рыбу и испекли хлеб. Мы, путники, чувствовали себя очень уставшими, а за приготовленный ужин и сейчас благодарны, он был очень вкусным и своевременным.

На следующий день у нас была поездка на моторной лодке к одному из заливов озера, где расположена гидрометеорологическая станция Ирхт.

Там мы посмотрели на окрестности, перекусили супчиком и хлебом с чаем, которые приготовил сотрудник станции. Поблагодарив за гостеприимство, мы поплыли к той части Усойского завала, где когда-то находился маленький кишлак Усой.

Это пустынное, безжизненное место и по сей день не успокаивается. Видно, как на вершине склона, от которого откололась часть, непрестанно разносится облако пыли и мелких частиц горной породы.

Мы прошли по завалу около 4 км до того места, где вода просачивается через камни завала, образуя русло реки Мургаб, а затем вернулись обратно к берегу.

Сделали фото на память и, сев в лодку, приплыли обратно к станции КЧС.

Оба вечера мы смотрели на звездное небо, которое городским жителям удается увидеть, наверное, только несколько раз в жизни, если повезет, как нам. Небо было усыпано звездами. Мы видели, как летают различные спутники, как светятся Млечный путь и созвездия, как падают метеориты. Именно на время нашего похода — 11-13 августа — пришелся пик падения метеоритов, называемых Персеидами.

Утром, позавтракав и взяв с собой воды, мы попрощались с гостеприимными сотрудниками станции КЧС и отправились в обратный путь. К вечеру мы пришли в поселок Барчадив.