Мой путь в журналистику начался в Узбекском обществе дружбы и культурной связи с зарубежными странами — УзОДКСе. Поразительно, но именно там. Занесло совершенно неожиданным образом.
Стеклянный футляр для жилого высотного дома в Ташкенте
На языке вертится: кто придумал? Автора! Вероятно, никто не признается. Эффект от идеи заточить высотки на площади Хамида Алимджана в футляры просто бомбический.
Накануне сюда подогнали несколько машин со стройматериалами. Выгрузили их у группы домов. Прибывшая на место событий внушительная команда чиновников объявила удивленным жителям, что есть план, и показали: вот красивая картинка с вашими домами. Будьте счастливы!
Домкомам дали поручение осчастливить всех жителей восьми высоток и еще трех девятиэтажных домов чуть поодаль. Здесь будет «Хамид Алимджан-сити». О как!
Что случилось в течение следующих нескольких часов, пока домкомы добросовестно били своим известием, словно обухом, по головам собственников жилья, можно только предположить. Из обрывков разговора начальства со строителями жители уловили: объем работ большой и к 10 ноября (ожидается приезд важных персон) завершить «реновацию» не успеют. Доложили наверх (это уже наши догадки). В ответ получили команду пока на площади работы свернуть. В планах еще 70 домов, есть где развернуться.
Часов в 11 ночи снова прибыл грузовой автотранспорт. То, что ранее из него выгрузили, снова загрузили, и, в основном, все вывезли к девятиэтажным домам, что по соседству. К приходу вашего корреспондента к высоткам стройматериалов осталось по мелочи.
В управляющей компании, обслуживающей высотки, ни одной фамилии «вчерашних» начальников назвать не смогли. Управляющий проект не видел. Обязательных согласований проекта с архитекторами, пожарными и иными, конечно, нет. Название компании подрядчика, получившей непонятно как солидный заказ, опять же мимо.
Наверное, в этой ситуации у простого человека из народа поджилки тряслись. Лично прибыл хоким Мирзо Улугбекского района, этого достаточно, чтобы взять под козырек. На мои расспросы про чиновников рангом выше управляющий разводил руками: «Так получилось. Не спросил. Сказали, что завтра откроют здесь штаб и вывесят для населения планшет с эскизом».
То, что собственники жилья являются собственниками коллективного имущества, включая крышу, подвал и стены, похоже невдомек не только нанятому управляющему, но и высоким чинам. А ведь так согласно законодательству страны.
Хокимият Ташкента на вопрос моих коллег, что за инициатива такая по экспериментам со стенами и изменению имиджа знаковых высоток, сообщил о программе реновации внешнего облика более 70 домов, в том числе обсуждаемых высоток. Цитата из gazeta.uz: «Показанные жителям предложения были разработаны подрядчиком, таких предложений от него минимум три, но хокимият их не согласовывал и не одобрял,- отметили в администрации города».
Если городской бюджет располагает финансами, так у горожан есть пожелание: восстановите, наконец, ирригационную сеть в столице! Чтобы в жару не сохли деревья, а в дожди не заливало метро, автомобильные тоннели, подземные переходы… Это на сегодня самый больной вопрос, который где только и кем только не обсуждается.
Весной 2023-го власти с радостью объявили, что на ирригационную сеть выделяют аж 700 млн. сумов! В сравнении с расходами на заточение десятка жилых домов в стеклянные футляры это сущие копейки. Но с ирригацией в администрации города не спешат. Может, есть интерес в усохшей древесине, что достанется причастным. Это предположения. Сейчас речь о другом.
Законодательно параллельное проектирование и строительство запрещены. Есть поговорка «Если нельзя, но очень хочется, то можно». В случаях, касающихся жилья, если нельзя, то нельзя.
На этом фото металлоконструкции (под покрывалом) и иные стройматериалы, перевезенные от высотки к девятиэтажке по улице Яхъё Гулямова.
В последние месяцы после трагических землетрясений в Турции и Афганистане заволновались и в Ташкенте. «А вдруг и у нас тряханет?!» Было же в 1966-м. Старшее поколение помнит. Тогда у многоэтажек имелись дворы. Во дворах и спасались, установив палатки. Сейчас состоялась распродажа множества дворов. Точечная застройка понатыкана вопреки градостроительным нормам, обязательным к исполнению.
Теперь вот и стеклянные футляры придуманы. Тряхнет посильнее – и полетят осколки во все концы. Мало кто думает про пожары. Как тушить, если вдруг? Кто смоет грязь на стеклянных фасадах с разводами и подтеками после первой же пыльной бури, дождя и снега? С погружением в тему много вопросов появляется.
Какие еще. Проекты восьми «московских домов» на площади Хамида Алимджана готовили москвичи. Где эти проекты сейчас? Дома – экспериментальные. Половину дома закрывают не несущие стены, а в металлокаркасе шифер с наполнителем. Это в шифер неведомый подрядчик с тремя эскизами собрался вколачивать металлоконструкции для остекленения и обшивки?
Экспериментальные дома на площади имени поэта, может, и минует чаша сия. Уж очень приметны. Сейчас сомнения про другие жилые дома из списка. Кондиционеры в квартирах будут демонтированы или все же их монтажники выведут за стекло? Никто стекло снаружи мыть не станет. На это ж снова потребуются бюджетные средства. Про доступ пожарных к пожарным лестницам забудьте.
Про проветриваемость тоже забудьте. Мне приходилось бывать в четырехэтажном доме на улице Нукусской. Он оказался пионером в «реновации», и по меньше мере лет десять, а то и пятнадцать, закупорен со стороны трассы. Форточек в фасаде по минимуму. Душно.
Знаете, кто должен приехать в Ташкент к вышеупомянутой дате в ноябре? Мы навели справки. Президент и сопровождающие лица из одной уважаемой европейской страны. Потому и случилась пертурбация с выбором объектов для изысканного имиджа. Здесь слишком большой объем работ, в срок не уложиться. А где-то там, не на главной магистрали Мустакиллик… Почему нет? И без правил.
Наталия ШУЛЕПИНА
SREDA.UZ
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Репортер.uz
В Ташкенте состоялись консультации по проекту Рогунской ГЭС. Инициированы группой Всемирного банка по вопросам окружающей среды и социальной сферы. Цель — обсудить и оценить экологическое и социальное воздействие.
Канал Анхор в Ташкенте — одно из главных его украшений. Конечно, это не главная его функция. Он несет воды из реки Чирчик для поливов сельхозугодий. А еще дарит людям свежий воздух, снимает стресс, смягчает летнюю жару. Деревья вдоль канала создают природный микроклимат. Смотрим несколько осенних фото.
В Кашкадарьинской области, подъезжая к городу Яккабаг, мы увидели вдоль дороги сооружения на ножках. Проехав пару километров, решили рассмотреть. Для чего они?
Отъехав от Гиссаракского водохранилища, наблюдаем, как в природные ландшафты вгрызается техника. Минуем карьер и стройплощадку с трубами, кажущимися с дороги игрушечными. Дальше — больше.
Воскресным утром мы отправились на учет из Ташкента к Туябугузскому водохранилищу (Ташморю). Точно также в этот день 6 октября отправились на учеты наблюдать за птицами и их считать бёдвочеры в разных регионах Узбекистана и в трех десятках стран Европы и Азии.
Наш четырехдневный маршрут включал и горы, и долы. В маршруте обозначены проектные сады. Они и есть цель. Посаженные два года назад саженцы прижились? Первый сад — в буферной зоне Кызылсуйского участка заповедника, в кишлаке Калтакул.
Из Балыккуля мы планировали уехать на автобусе в Нанай. Но автобус отменен. И на такси нас туда тоже никто не довезет. Проезд закрыт. Вернемся в Чартак. Оттуда до Наная есть другой маршрут. Путешествие из Ташкента по Наманганской области продолжается.
Мы путешествуем не на личном авто и не автостопом. В путь отправляемся с куйлюкского «пятака». Куйлюк-базар находится на краю Ташкента, отъезжать удобно. Немного поторговались c частником из-за цены и в путь. Первый отрезок пути — до городка Чартак в Наманганской области.
Цену Угама или какой другой реки в Узбекистане никто не считал. Зоологи могут сказать, сколько стоит потеря одной особи краснокнижного вида. Но весь вид не имеет цены. Уничтожение видового разнообразия — явление немыслимое. Но это происходит при строительство малых ГЭС на Угаме. Каков баланс приобретений и потерь?
УЗБЕКСКАЯ СОЛОДКА
класс
Ноябрьские сюжеты в Ташкенте. Фото на ходу
Ангелина Борисовна Однолько
Наталья! Вы -прекрасный фотограф. Но давно убедилась, что фотография - не документ. Взять метр вправо -налево - и будет совершенно другой вид.
Ташкентцы хотят знать причины загрязнения воздуха и поименно загрязнителей
Бобоева Д
Хочется верить, что Фуркат Махмудходжаев-единственный человек в хокимияте, который хоть что-то но делает, выполнит это обещание. Верим, потому что надежда умирает последней, что будут не только следить, но и стараться улучшить качество воздуха в Ташкенте.
Растерзание природы близ Гиссарского заповедника
Однолько Ангелина
Какая грандиозная работа автора! Сколько дорог пройдено. Сколько документов изучено. Сколько проведено переговоров. Если трудно нам, привыкшим к чтению сложных текстов, осознать грандиозность строительства, масштаб денежных вложений, ущерб природно-охранной зоне, то каково местным жителям? Они не знают каким бумагам верить, как отстаивать свои интересы. На примере нового лыжного курорта Амирсай мы видим проблемы такого строительства: непродуманная канализация, отсутствие пешеходных прогулочных троп, отсутствие озеленения территории. Для лыжных трасс перерыты горы, и это совершенно не украшает летний пейзаж. А лето у нас все-таки большую часть года. Не повториться ли все это в Гиссаре?
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
admin
Ваш вопрос не по адресу.
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
Дима
Кто продаёт артемию ищу поставщика
Исполнилось 85 лет со дня рождения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга
Ангелина Борисовна Однолько
Спасибо за подборку. Поистине! Большое видится на расстоянии
Полив деревьев на яккабагской трассе и перспективы паспортизации деревьев в Узбекистане
Ангелина Борисовна Однолько
Недавно путешествовала из Ташкента через перевал в Ферганские долину. Таких сооружений для полива вдоль трассы много. Но и засохших посадок тоже не мало. Видно, что для отчета все сделано. Но ежедневного надзора нет. Остается только удивляться, сколько труда пропадает зря. Что касается мониторинга деревьев в Ташкенте, то не определено или по крайней мере не обнародовано участие махалинских комитетов в этом процессе. Странная ситуация: землю распределяет Хокимият, а махалинским комитетам остается разводить руками, обнаружив на месте деревьев новое сооружение, которое по документам числится туалетом, а на деле оказывается коммерческим объектом. С каждым годом асвальта возле наших домов становиться больше , газонов и деревьев меньше. Большинство чиновников живет в своих домах за городом и ситуацию не ощущают.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Анвар Ходжаниязов
Этот человек который стоит за этой дорогой имеет высоких покровителей. Без них никто на такое не отважется.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Ангелина Борисовна Однолько
Давно уже не выезжаю отдыхать на Чаткал. Везде стройки. Грохочит тяжелая техника. Пыль столбом. Давно не приходилось вдохнуть тот воздух, который хочется кушать. Сейчас даже на водопад туристов возят на газиках. Все впечатление стирается. В нашем народе нет никакого почтительного отношения к природе. Только потребление. А что делать жителям Бричмулы, Наная и др поселков. Или уехать или громить природу