Экологическая катастрофа, вызванная высыханием Аральского моря, некогда четвертого по величине озера в мире, стала причиной различных вызовов для социально-экономического развития на значительной части территории Узбекистана. Нехватка воды, засухи, экстремальная жара, нестабильный режим осадков, пыльные бури и другие последствия изменения климата все чаще причиняют ущерб населению и экономике, усугубляя высокую цену деградации природных ресурсов.
Последствия изменения климата по-разному затронут благополучие населения Узбекистана. Ожидается, что к 2030 г. по меньшей мере 8 млн человек по всей стране, в городах и сельской местности, будут проживать в районах с очень высокими климатическими рисками. По расчетам, приведенным в Страновом докладе, если не принять меры по адаптации к изменению климата, к 2050 г. размер национальной экономики будет на 10% меньше, по сравнению с тем, какой она могла бы быть без воздействия изменения климата. Это приведет к значительному снижению занятости населения и доходов домохозяйств.
Декарбонизация экономики (снижение выбросов углекислого газа) к 2060 г. потребует особого внимания к энергетическому сектору, на долю которого приходится около 75% выбросов парниковых газов в Узбекистане. Уменьшение зависимости от истощающихся запасов природного газа путем повышения энергоэффективности и расширения использования возобновляемых источников энергии внесет вклад в укрепление энергетической безопасности страны. Зависимость от ископаемых видов топлива также способствует загрязнению воздуха, становясь одним из 10 основных факторов, способствующих преждевременной смертности и заболеваемости в стране.
«Не предпринимая необходимые меры в ответ на последствия изменения климата, Узбекистан не сможет достичь своих смелых целей развития и столкнется с серьезными неблагоприятными последствиями для экономики и благополучия людей», — отметила на презентации Доклада в Ташкенте региональный директор Всемирного банка по Центральной Азии Татьяна Проскурякова. «Страновой доклад о климате и развитии» предлагает ряд срочных мер по адаптации к изменению климата и декарбонизации. Их реализация ускорит переход Узбекистана к «зелёной» экономике и обеспечит экономический рост в долгосрочной перспективе».
Как отмечается в Докладе, эффективные меры по адаптации к изменению климата могут принести Узбекистану тройные дивиденды. Во-первых, они будут способствовать предотвращению негативных последствий, таких как деградации земель, вызванных изменением климата. Во-вторых, принятые меры приведут к экономическим выгодам, таким как повышение продовольственной безопасности и улучшение состояния природных ландшафтов. В-третьих, их реализация приведет к экологическим выгодам в виде сокращения выбросов парниковых газов.

Ключевые рекомендации доклада включают в себя:
- Реформы в масштабах всей экономики: Следует ускорить реализацию текущей программы реформ с целью создания благоприятной деловой и инвестиционной среды, а также условий для развития частного сектора, призванного сыграть ключевую роль в переходе к «зелёной» экономике. Рекомендуется создать механизмы мониторинга, отчетности и оценки воздействия, способствующие реализации климатических и «зелёных» проектов. Развитие системы финансового и инвестиционного регулирования станет ключевым фактором для привлечения инвестиций в экологически устойчивые проекты. Рекомендуется внедрить рыночные стимулы для сокращения выбросов, включая введение налога на выбросы углерода.
- Энергетический сектор: Переход к более экологичной модели роста и повышение энергетической безопасности в Узбекистане требует широкого внедрения энергоэффективных технологий, отмены субсидий на газ, электроэнергию и отопление, а также использование газа преимущественно для производства электроэнергии и в промышленном секторе. Важно продолжить развитие конкурентоспособного сектора возобновляемой энергетики и инвестировать в развитие энергетической инфраструктуры.
- Управление водными ресурсами и ирригационными системами: Для улучшения управления водными ресурсами в Узбекистане в условиях изменения необходимо широкое внедрение водосберегающих технологий; реализация сельскохозяйственной политики, стимулирующей меры осуществления по адаптации и смягчению последствий изменения климата, такие как эффективное использование водных ресурсов; передача управления ирригационными системами частному сектору; внедрение гибких механизмов распределения воды; дальнейшая модернизация ирригационной и дренажной инфраструктуры, а также систем учета водопользования.
- Сельское хозяйство и управление земельными ресурсами: Для привлечения инвестиций в климатически оптимизированное сельское хозяйство важно укрепить механизмы, гарантирующие соблюдение прав арендаторов земли, включая местных фермеров; улучшить практику сохранения почв; расширить масштабы климатически оптимизированного сельского хозяйства; а также разработать четкую «дорожную карту», подкрепленную инвестиционным планом для реализации вышеназванных мер.
- Улучшение качества воздуха, городское развитие и общественный транспорт: Узбекистан извлечет значительную выгоду от разработки комплексной программы по улучшению качества воздуха, создания «зелёных» мастер-планов для городов и разработки планов городской мобильности, а также повышения эффективности оказания услуг общественного транспорта. Эти меры не только помогут уменьшить выбросы парниковых газов, но и внесут вклад в адаптацию городов к изменению климата.
- Развитие человеческого капитала: Узбекистану необходимо продолжить развитие национальной системы социальной защиты с целью обеспечения интересов наиболее уязвимых групп в условиях рисков, связанных с изменением климата. Улучшение базовых и технических навыков граждан в рамках систем образования и переподготовки позволит подготовить их к работе в новых направлениях для трудоустройства, создаваемых в рамках «зелёной» экономики.

Для реализации мер по декарбонизации экономики и адаптации к изменению климата необходимы значительные инвестиции. По оценкам СДКР, Узбекистану потребуется около 60 млрд долл. для смягчения воздействия изменения климата на производительность труда, последствий для дорог и мостов, животноводства и ирригационного сектора. Кроме того, к 2060 г. потребуется инвестировать около 340 млрд долл. в замену устаревшей энергетической инфраструктуры и реализацию мер по декарбонизации энергетического сектора. Большая часть этих инвестиций может быть осуществлена частным сектором.
«Достижение целей и обязательств Узбекистана в области изменения климата и декарбонизации потребуют крупных частных инвестиций в более экологичные технологии. Это позволит уменьшить выбросы углекислого газа и повысить устойчивость экономики к последствиям изменения климата», — сказала региональный директор Международной финансовой корпорации (IFC) по Турции и Центральной Азии Вибке Шлёмер. «Для этого необходимо реализовать программу экономических реформ, которая позволит местным и иностранным фирмам и компаниям воспользоваться возможностями, открывающимся в результате переход к «зелёной» экономике».
Ожидается, что государственные и частные инвестиции в адаптацию к изменению климата и декарбонизацию принесут стране многочисленные выгоды и высокую отдачу. Например, комплексный подход к управлению ландшафтами и внедрение климатически оптимизированных технологий в сельском хозяйстве в течение 10 лет может увеличить производство сельскохозяйственных культур на 4,6 млрд долл., а также позволят экономить более 1,8 млрд м3 воды ежегодно.
Декарбонизация экономики также принесет существенные выгоды. По оценкам Странового доклада, только в инфраструктурных отраслях такие выгоды составят более 178 млрд долл. в период с 2023 по 2060 г., включая 112 млрд долл. в виде избежания затрат на устранение последствий загрязнения окружающей среды, аварий и ущерба в жилищном секторе, электроэнергетике, промышленности и на транспорте. Также предполагается экономия в размере 66 млрд долл. за счет сокращения импорта ископаемого топлива.
Кроме того, меры по декарбонизации могут снизить смертность вследствие болезней, вызываемых загрязнением воздуха, почти на 90%. Также они могут создать значительное количество рабочих мест в энергетическом и других секторах экономики.
Скачать «Страновой доклад о климате и развитии», посвященный Узбекистану, можно здесь.
* * *
К сведению читателей: Страновые доклады о климате и развитии – это новые базовые диагностические доклады Группы Всемирного банка, объединяющие вопросы изменения климата и развития. С их помощью страны смогут определять приоритетные и наиболее эффективные меры, способные обеспечить сокращение выбросов парниковых газов и ускорить адаптацию к изменению климата, а также достигнуть общих целей в области развития.
Источник — vsemirnyjbank.org/ru/
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Рихард Эшенбах
Река превратилась в клоаку, куда сливают отходы. Рядом живу с этим местом. Как стемнеет, поднимается вонь от сливаемых в реку нечистот. Немного дальше по течению стоит завод стройматериалов, от которого стоит грохот и пыль на всю округу, а гравий к нему добывают там же в пойме реки. Там же на берегу мусорный полигон. Это только то, что мне видно с противоположной стороны реки
Бухара и Бухарский район: что нового в водоснабжении?
Наталья Вишневская
Наталия, спасибо Вам за интересный, познавательный материал. Читала с интересом, мне это знакомо. Совсем недавно мы были в Бухаре в рамках проекта Всемирного банка по реконструкции теплоснабжения и повышения энергоэффективности многоквартирных домов, проводили пресс- конференцию. Надеюсь и верю, что проект по улучшению водоснабжения достигнет положительных результатов, бухарцы этого достойны. Каждый проект, который приходит в страну, ставит перед собой глобальные задачи и широкомасштабное информирование граждан просто необходимо. Люди должны понимать, какие преобразования их коснутся, и работать в едином тандеме со всеми участниками проекта, как с исполнителями, так и с благополучателями.
Двойные стандарты, неприемлемые для Чарвакского водохранилища и окрестностей
Guljakhon Amanova
Краткий правовой анализ ключевых моментов Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан №490 от 2 августа 2025 года по проекту Sea Breeze Uzbekistan (https://lex.uz/ru/pdfs/7661949#): Проект #SeaBreezeUzbekistan 1. Отсутствие экологических гарантий Ключевая проблема: Постановление №490 утверждает реализацию крупного инвестиционного проекта — туристско-рекреационного комплекса стоимостью $1,5 млрд на территории более 2 000 гектаров (пункты 1 и 4) — без упоминания оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), природоохранных обязательств или ссылки на экологические законы. Само принятие такого подзаконного акта противоречит основному закону - Конституции РУз, ст. 49, устанавливающей, что: «Государство создает условия для осуществления общественного контроля в области градостроительной деятельности в целях обеспечения экологических прав граждан и недопущения вредного воздействия на окружающую среду.» Игнорирование национальных и международных стандартов: Не взят во внимание Закон Республики Узбекистан «Об экологической экспертизе», который хотя и вступит в силу 25.08.2025 г, но был принят уже в феврале этого года; Не указано обязательство по проведению ОВОС, несмотря на потенциальное значительное влияние на природу и климат, и продолжающиеся требования активистов провести такую полномасштабную экспертизу. Несоответствие #международным правовым обязательствам #Узбекистана: ✅ Принцип 17 #Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (1992 г.), который стал частью обычного международного права (customary international law): Обязывает проводить оценку воздействия на окружающую среду для проектов с потенциальным серьёзным экологическим воздействием. ✅ Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (#Орхусская конвенция,1998 г.) (ратифицирована Узбекистаном в марте 2025 г, вступила в силу - в июне 2025 https://lex.uz/ru/docs/7424711): Гарантирует право граждан на доступ к экологической информации и участие в принятии решений, затрагивающих окружающую среду (https://unece.org/DAM/env/pp/documents/cep43r.pdf). ✅ Замечание общего порядка №36 (2019 г.) Комитета ООН по правам человека к статье 6 Международного пакта о гражданских и политических правах: Признаёт обязанность государств защищать #право на #жизнь от экологической деградации (пункты 26 и 62). А ведь в соответствии со ст. 15 Конституции: Международные договоры Республики Узбекистан наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы Республики Узбекистан. Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора Республики Узбекистан. 2. Риски принудительных выселений и отсутствие гарантий жилищных прав Проблемные положения Постановления №490: ⚠️ П. 6(а): требует прекращения прав землепользования и регистрации участков как «свободных» для передачи инвестору; ⚠️ Последнее предложение п. 6: обязывает инвестора перечислить $5 млн в бюджет Ташкентской области для компенсации, но без гарантии, что пострадавшие получат её напрямую и в полном объёме, и что компенсация будет адекватной; ⚠️ П. 8(а): классифицирует проект как «социально значимый», создавая основания для возможного принудительного изъятия земли под видом общественного интереса. Несоответствие международным стандартам жилищных прав: ✅ Статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП): Закрепляет право каждого на достаточный уровень жизни, включая право на жильё. ✅ Замечание общего порядка №7 (1997 г.) Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам к статье 11 МПЭСКП: п. 13 — выселения недопустимы без адекватного уведомления, консультаций и правовых гарантий; п. 15 — выселения не должны приводить к бездомности или уязвимости. ✅ Основные принципы и руководящие положения по выселениям, связанным с развитием (Приложение к Докладу Специального докладчика ООН по вопросу о праве на жилище, документ A/HRC/4/18, 2007 г.): Требуют проведения #предварительных оценок последствий, раскрытия информации, индивидуальных компенсаций и правовых механизмов защиты. 3. Выводы и рекомендации ‼️ Постановление №490 позволяет реализовать крупный инвестиционный проект в обход базовых норм по защите прав человека и окружающей среды: Не требует экологической экспертизы и оценки воздействия; Не гарантирует справедливую, прямую компенсацию пострадавшим; Не предусматривает механизмов обжалования и правовой защиты; Использует термин «социально значимый» для оправдания коммерческого проекта. ⚠️ Это может привести к нарушениям международных обязательств Узбекистана в рамках МПЭСКП, МПГПП, Орхусской конвенции и Принципа 17 Декларации Рио, который стал частью обычного международного права (customary international law). Рекомендуемые неотложные меры: ⛔ Приостановить реализацию Постановления №490 до: Проведения независимой экологической экспертизы и оценки воздействия на жилищные права. Внести поправки в Постановление: Включить обязательность соблюдения Закона об экологической экспертизе (2025); Гарантировать индивидуальные компенсации и правовую помощь пострадавшим; Обеспечить прозрачные общественные консультации до отчуждения земель. ⚖️ Обеспечить судебный контроль за процедурами выселения и компенсации: Гарантировать пострадавшим доступ к эффективным средствам правовой защиты. ✊ Уважение к #ПравамЧеловека и #защите #окружающей среды должно стать основой любого инвестиционного проекта — даже самого амбициозного. unece.org
Двойные стандарты, неприемлемые для Чарвакского водохранилища и окрестностей
Galina Fimasobak
Чарвак - это не про собственность, не про деньги, Чарвак - это про единственный источник питьевой воды. Хотя не все так думают. Бизнесмены считают что все имеет свою цену, и все можно купить. Например, можно купить чью-то почку или сердце. В данном случае- это наши почки и наше сердце. Потому что речь о том, что мы будем пить, с какими примесями. А деньги получит кто-то другой. Не стоит уповать на очистные сооружения. На Байкале много лет работал целлюлозный комбинат, но его закрыли в 2013 году. Потому что он загадил озеро. Хотя там были очистные сооружения. Заметьте, сколько в том регионе источников пресной воды. И все равно вынуждены были закрыть комбинат! А у нас единственная речушка Чирчик и единственное водохранилище, которое ставится сейчас под угрозу!
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Gulsara Shermatova
Опять есть ТРЕБОВАНИЯ, а выполнения не будет по Чарваку тоже. Минэкологии нужно разогнать, зарплату за годы невыполнения обязательств заставить вернуть в бюджет. Это Министерство не охраняет даже стратегически важные объекты! Надо же оправдывать строительство пляжей на водохранилище- единственном источнике питьевой воды!
Полувековой юбилей Зарафшанского национального природного парка с непростой историей
Однолько Ангелина
Будем надеяться, что на охраняемой территории не будет допущено строительство никаких гостевых домиков и гостиниц. И огромная благодарность сотрудникам заповедной зоны и общественности Самарканда за труд и бдительность.
В Узбекистане — чилля. Установилась жара плюс 40-42 градуса. В пустынных регионах градусы выше
вован1
Побольше бы таких качественных репортажей
ГИССАРСКАЯ БАЛЛАДА
Каримов Р
И ещё самое главное. Среди красот этих гор в отдаленных кишлаках живут люди, не испорченные благами цивилизации. Очень простые и гостеприимные люди
Яллама — озеро в песчаном карьере
admin
Несколько групп в фэйсбуке организуют выезды на Ялламу.
Яллама — озеро в песчаном карьере
Анна
Как попасть на это прекрасное озеро? Спасибо