Старожилы стараются восстановить и сохранить в памяти, чем замечателен тот или иной уголок старого Ташкента. Дискуссия по этому поводу в социальных сетях подвигла меня всмотреться в пару-тройку семейных черно-белых фото.
«ЛИКИ» ОТ МАРГАРИТЫ
Родные мечтали, чтобы девочка стала балериной. Но хореографическое училище находилось далеко, зато кисточка и лист бумаги всегда были под рукой. И она начала заниматься в изокружке. В 1970-м окончила Республиканское художественное училище имени Бенькова. Акварель художница Маргарита Шувалова любит до сих пор, а зрителей «держат» ее портреты, выполненные кистью, углем, карандашом.
«Новый век», № 17. 29.4.2010 г.Родные мечтали, чтобы девочка стала балериной. Но хореографическое училище находилось далеко, зато кисточка и лист бумаги всегда были под рукой. И она начала заниматься в изокружке. В 1970-м окончила Республиканское художественное училище имени Бенькова. Акварель художница Маргарита Шувалова любит до сих пор, а зрителей «держат» ее портреты, выполненные кистью, углем, карандашом.
Персональная выставка Маргариты Шуваловой открылась в ташкентском представительстве Россотрудничества. Названа «Лики времени». Необычна экспозиция тем, что почти вся размещена на открытом воздухе, благо тепло и зеленеют лужайки внутреннего двора.
Вот портрет известного журналиста, а рядом — известного костоправа. Портретное сходство не обсуждается, это — закон. Постоим перед ними. «Эй, коллега, готов съязвить? Чем озадачен? А что думает о чужой боли успешный и удачливый доктор?» Они оба — в едином времени с русоволосыми бичами. Бичей, небритых и бесшабашных, художница увидела где-то в разливах Сырдарьи в рыболовецкой бригаде. Ничего на общественной лестнице не достигли, но приковывают взгляды и вызывают симпатию. Кажется, им не важен статус — они абсолютно свободны и гармоничны. Что было до этого — должности, посты? Скорее всего, ничего такого никогда не было, а их счастье — в независимости от «лестницы».
Маргарита так же, как и они, опасается привязи и считает, что в детстве ей крупно повезло, главное — танцевать не заставили, ведь у актрисы такая зависимость! Ей надо, чтобы никто не беспокоил. Любит трудиться в одиночестве, сидя на полу по-турецки перед мольбертом. Пишет маслом, но это — долгая работа, предпочитает пастель — быстрый материал, который передаетдвижения души, динамику. По гороскопу художница — рак. «А раки, — смеется, — если их напугают, хотят забиться в свою нору и не высовываться». Но даже в детстве это у Шуваловой не очень получалось. Рисовала во множестве портреты одноклассников. Получала нагоняи от учителей, и продолжала делать наброски.
Лет в десять состоялась ее первая встреча с большим художником. Мама привела в мастерскую Виктора Уфимцева. Мастер работал над холстом. Та картина потом в Музее искусств выставлялась. Называлась непривычно для современного уха: «Рождение большевика». Маргарита жалеет, что не удалось поучиться у Уфимцева. Несмотря на тему, его интересовала не политика, а коллизия, а для нее главное — внутренний мир человека. Поэтому на персональной выставке есть портреты современных политиков. И перед ними можно долго стоять, догадываясь, чем серьезные и важные лица «держат» зрителя.
Ей все же удалось пройти отличную выучку. В училище поступила на курс Владимира Бурмакина.
Педагогами были Петров, Мартаков. Была знакома с Рахимом Ахмедовым, ходила к нему в мастерскую посмотреть, как работает. И когда сама запечатлевала художников — это тоже было школой. Среди ее «лиц» — Рафаил Такташ, Рузы Чарыев, Янис Салпинкиди… Она вспоминает, как художники работали группами на Ташкентских международных кинофестивалях стран Азии и Африки. И гостей успевали рисовать, и друг друга. Так появился выполненный углем портрет Салпинкиди. Вспомнила и пожалела: «Надо было выставить».
Впрочем, про эту выставку говорит, что она — камерная, представила сюда всего полсотни работ. А на самую первую персональную выставку ее вдохновил Рузы Чарыев в 1980 году. Он тогда опекал молодежное объединение при Союзе художников. Выставка состоялась в театре «Ильхом» и послужила сильным импульсом в Маргаритином искусстве. Впрочем, импульсы, считает, вызывает каждая выставка. Когда в одном месте собирается много работ, видишь их сам, слышишь отклики, происходит переосмысление, хочется расти.
В 1980-м после выставки она поняла, что надо целиком уходить в собственное творчество, и уволилась из детской газеты, где проработала художником десять лет. Так начались для Шуваловой «вольные хлеба». Они были благоприятны для исканий, а для заработка Маргарита выходила на ташкентский Бродвей, делая там за вечер по три-четыре портрета. Говорит: «Уставала ужасно. Но улица давала большую практику».
Однажды я наблюдала, как она там работает. Напротив расслабился совсем обычный паренек, вокруг «болели» его приятели, комментируя чуть ли не каждую линию и штрих. Она всматривалась в своего визави и еще успевала
отшучиваться. Группа зевак с изумлением наблюдала, как появляется еще одно «лицо эпохи». На стуле сидел балагур. На белом листе при полном сходстве он чуть ли не светился. Так вот он какой!
«Что я ищу в обычном человеке? Искру Божью, наверное. Хочу не просто форму лица показать, а через форму разглядеть, что внутри». Это говорит Маргарита, почти ответив на незаданный вопрос. И все же спрашиваю: «Не приукрашиваете ли?» — «Нет. Художник ищет состояние души. Я ищу лучшее. Умом не вглядываюсь. Все происходит на интуиции, не логически. Ловлю мгновение. Что служит источником вдохновения? Умение удивиться и возлюбить. До первого штриха надо влюбиться в модель. Настраиваюсь, смотрю свет, концентрируюсь. Кто заказывает портреты? Да разные люди, и в социальном плане разные. Если нет денег на холст и масло, то рисую на бумаге. Не хочу зацикливаться на материальном. Я и за три копейки выложусь. Всегда стараюсь выжать из себя все».
Спрашиваю про те работы, с которыми ей не хочется расставаться. Отвечает, что как-то ей заказали икону. Написала, а церковь брать отказалась. Заказчик отметил, что при полном сходстве с оригиналом лицо у святого слишком живое и одухотворенное. Сделала заказной портрет Христа. Подруга посмотрела и посоветовала не отдавать. Взялась за другой. Сделала четыре портрета, все они разные, хотя отталкивалась от одного лица. Так и не отдала. Эти лики — ее времени, и потому они — на выставке.
Говорит, что из новых работ ее саму «держат» портреты лесника из Бурчмуллы и сельского мечтателя. И в самом деле, около них трудно не остановиться. Лесник — глубокий человек, а мечтатель — забавный, с юмором. По словам Маргариты, он «не шаблонный». А у зрителей к автору еще вопрос: «Какие люди вам интересны?» — «Каждый должен свое нести, как «Лесник», как «Мечтатель».
Из художников она выделяет Вячеслава Ахунова: «Мощный энергетически человек. Не стандартный. Его не все любят. В Академию не ходит. У него разные идеи, которые не всем нравятся. Но он — такой, какой есть, неординарный и талантливый». Часто Маргарита общается с Шахноз Абдуллаевой: «Она мудрый, тонкий человек и художник». дружит с тезкой и поэтессой Маргаритой Тарсиной. Про друзей Шувалова говорит, что их мало, но имеет добрых знакомых. Многие такими стали через портреты.
На вернисаже добрых знакомых было и впрямь очень много. Среди них — художники, ученые, журналисты, поэты. Поэты читали свои стихи, в том числе, и о ней, Маргарите. Дочка Настя собирала охапки цветов. Маргариту Шувалову, обладательницу серебряной медали Академии художеств Узбекистана и автора ликов и лиц времени, посетители наперебой просили сфотографироваться. Другие лица и лики внимательно смотрели с портретов.
Наталия ШУЛЕПИНА
«Новый век», № 17. 29.4.2010 г.
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
0 комментариев на «“«ЛИКИ» ОТ МАРГАРИТЫ”»
Добавить комментарий
Еще статьи из Личности
Мой путь в журналистику начался в Узбекском обществе дружбы и культурной связи с зарубежными странами — УзОДКСе. Поразительно, но именно там. Занесло совершенно неожиданным образом.
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев выступил 12 ноября в Баку на пленарной сессии Саммита мировых лидеров в рамках 29-й сессии Конференции Сторон Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (СОР29).
Памятник поэту установлен в Ташкенте в парке имени Алишера Навои. Здесь и состоялись торжественные мероприятия, посвященные 85-летию со дня рождения Александра Файнберга.
В сборнике — воспоминания коллег, учеников и соратников Виктора Абрамовича Духовного.
Поздравления всем причастным. Мои персональные поздравления Вере Николаевне Корытиной. Ведь у нее 55 лет педагогического стажа! В начале двухтысячных я пришла в школу №43 Ташкента, где Вера Николаевна проработала большую часть своей жизни. Попросила директора назвать кандидатуру для газетного очерка.
Новый старый фильм, который разместила в Youtube о газете, назвала «Мои друзья из «Правды Востока». С редакцией я сперва сотрудничала, а потом и проработала в ней около полутора десятка лет.
SREDA.UZ благодарит всех авторов за освещение сложной экологической тематики, которая всегда в сплаве с экономикой и политикой. Ценим и поздравляем с профессиональным праздником!
Бахтиёр Аромов несколько лет работал директором Гиссарского заповедника, и еще многие годы до своей кончины — заместителем директора по науке. Кто знал Бахтиёра-ака, давайте помянем его добрым словом. Свою жизнь он посвятил охране и сохранению уникальной горной территории.
Эти письма я уже размещала на SREDA.UZ. Давно, в 2009 году. Приходят на сайт новые читатели. Эта повторная публикация для вас, а кто читал, можно и перечитать в День Победы 9 мая. С праздником!
наташа!ты умница! мы с акудиным очень рады,что у нас есть такой отзывчивый, веселый и талантливый друг!!
Совсем неожиданно увидела КАРТИНЫ. Необыкновенные, светлые, льющиеся прямо в душу, трогающие и волнующие…Браво Маргарита!