Уровни годовых осадков могут меняться незначительно. Но длительные периоды между интенсивными ливнями позволяют почве высыхать и становиться более плотной, уменьшая количество влаги, которую она может поглотить во время дождя.
ЗАГРЯЗНЯЕШЬ – ПЛАТИ
Значительно увеличилось число абонентов, сбрасывающих производственные сточные воды в коммунальные канализационные сети ГУПТ “Сувсоз”. Его очистные сооружения изначально предназначались лишь для коммунальных сбросов. Позже его абоненты стали использовать канализацию и для промышленных стоков. В результате все три очистные станции треста перестали справляться со своими задачами. Постановление Кабинета Министров “О дополнительных мерах по улучшению природоохранной деятельности в системе коммунального хозяйства” от 3.2.2010 года N 11 ввело механизм \»Загрязнитель платит\».
\»Норма\», № 14, 6.4.2010 г. Значительно увеличилось число абонентов, сбрасывающих производственные сточные воды в коммунальные канализационные сети ГУПТ “Сувсоз”. Его очистные сооружения изначально предназначались лишь для коммунальных сбросов. Позже его абоненты стали использовать канализацию и для промышленных стоков. В результате все три очистные станции треста перестали справляться со своими задачами. Постановление Кабинета Министров “О дополнительных мерах по улучшению природоохранной деятельности в системе коммунального хозяйства” от 3.2.2010 года N 11 ввело механизм \»Загрязнитель платит\».
Разъясняем законодательство
Постановление Кабинета Министров “О дополнительных мерах по улучшению природоохранной деятельности в системе коммунального хозяйства” от 3.2.2010 года N 11 направлено на совершенствование деятельности предприятий коммунального хозяйства, механизма природопользования, оздоровление природной среды, улучшение работы и состояния водопроводно-канализационных сетей. Документ инициирован Госкомитетом по охране природы, Министерством экономики, Министерством финансов, Узбекским агентством “Узкоммунхизмат”. Им юридические и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, осуществляющие сброс производственных сточных вод в коммунальные канализационные сети, определены плательщиками компенсационных выплат за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан в части сверхнормативных сбросов загрязняющих веществ.
О том, чем вызвана необходимость принятия Постановления и особенностях его реализации, рассказывает руководитель группы нормирования Ташкентского городского комитета по охране природы (Горкомприроды) Галия АМИРОВА.
Рычаг для природопользования
– Прежде всего хочу отметить, что все хозяйствующие субъекты каким-то образом воздействуют на окружающую среду. В процессе своей деятельности одни образуют отходы, которые негативно влияют на почву, грунтовые воды, другие осуществляют выбросы в атмосферу, сбросы загрязняющих веществ в водные источники. Обязательные компенсационные платежи – это своеобразная плата природопользователей за негативное воздействие на окружающую среду. Значительная их часть направляется на решение серьезных экологических проблем.
В последние годы с развитием предпринимательства возросла нагрузка на коммунальные канализационные сети ГУПТ “Сувсоз”. Значительно увеличилось число абонентов, сбрасывающих в них производственные сточные воды с повышенной концентрацией загрязняющих веществ. Перед тем как из коммунально-канализационной сети стоки попадают в природные источники, они очищаются в сооружениях “Сувсоза”. Изначально они предназначались лишь для коммунальных сбросов. Позже его абоненты стали использовать канализацию и для промышленных стоков. В результате все три очистные станции треста в последние годы перестали справляться со своими задачами, поскольку не были рассчитаны на такой объем и состав загрязнения стоков. Прежде, например, в сбросах из коммунальных сетей не было тяжелых металлов, некоторых особо токсичных веществ. По нормативам очистные сооружения способны очищать коммунальные сбросы лишь на 75 процентов, реально же они сейчас делают это где-то на 35 процентов. Все остальное идет в природные источники, создавая угрозу природной среде, здоровью населения.
До недавних пор ответственность предпринимателей за сверхнормативное содержание загрязняющих веществ в сбросах в коммунально-канализационные сети вообще не предусматривалась ни одним документом. «Сувсозу» они оплачивали только за прием их сточных вод на основе договора. Природоохранному ведомству же было важно, кто сбрасывает эти стоки из канализационных сетей в открытые водоемы, а также объем и качество этих сбросов. И “Сувсоз”, таким образом став одним из крупных загрязнителей столицы, был определен объектом компенсационных платежей. Они регламентировались постановлением Кабинета Министров ”О совершенствовании системы платежей за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан” от 1 мая 2003 года N 199. Абоненты, осуществляющие производственные сбросы в сети канализации, не являлись плательщиками компенсационных выплат.
Некоторые абоненты “Сувсоза” имеют свои локальные системы очистки. После них качество сбросов в коммунальную канализацию должно соответствовать установленным нормативам, но где-то они работают лучше, где-то хуже. В результате в коммунальные канализационные сети, а также на очистные станции поступает недостаточно очищенная вода, из-за чего они быстро выходят из строя, не изымают загрязняющие вещества из стоков.
Все это выдвинуло на повестку дня вопрос о коренной реконструкции и модернизации очистных сооружений, канализационных сетей. Но у “Сувсоза” из-за огромных начислений компенсационных платежей росли долги. Трест был не в состоянии реализовать проекты по техническому обновлению своей инфраструктуры. В результате “Сувсоз” вышел с предложением в правительство, чтобы его абоненты стали самостоятельными экоплательщиками за превышение загрязнения и оплачивали разницу между нормой и тем, что идет сверх нее. Его поддержали другие ведомства, поскольку введение нового механизма было продиктовано эколого-экономической необходимостью. Подход к решению проблемы вполне соответствует мировой практике: загрязнитель платит. То есть все абоненты “Сувсоза” должны компенсировать за сверхнормативное содержание загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых ими в канализацию.
Этот механизм должен стимулировать предприятия наладить работу локальных систем очистки, чтобы производственные стоки в канализационные сети соответствовали установленным коммунально-экологическим нормативам. Пришло время, когда субъекты предпринимательства начинают сами платить за то, что они недоочистили. Новому регламенту суждено стать рычагом, который заставит руководителей, учредителей хозяйствующих субъектов, использующих канализационные сети, задуматься о своей ответственности. Проводя более активную экологическую политику, они могут существенно снизить размер компенсационных выплат. А “Сувсозу” это позволит высвободить средства для проведения природоохранных мер.
Как будет работать новый механизм?
В соответствии с Постановлением “Сувсоз” определил перечень занимающихся предпринимательством юридических и физических лиц, осуществляющих сброс производственных сточных вод в коммунальные канализационные сети. В него включены более 1 000 абонентов. Но не у всех их может быть превышение загрязняющих веществ в производственных стоках, а значит, не все они являются плательщиками компенсации за загрязнение окружающей природной среды.
Постановлением утверждены Правила приема производственных сточных вод2, которые направлены на охрану поверхностных вод от загрязнения производственными и бытовыми сточными водами, а также на повышение эффективности работы очистных сооружений. Согласно им, специализированные лаборатории “Сувсоза”, анализируя качество производственных стоков, призваны выявлять плательщиков компенсационных выплат.
К этой огромной работе в порядке координации и оказания методической помощи водопроводно-канализационным предприятиям вправе подключаться и специализированная инспекция аналитического контроля Горкомприроды. Она будет осуществлять ежемесячно мониторинг качества очистки производственных сточных вод абонентов перед их сбросом в коммунальные канализационные сети. Он проводится без согласования с территориальными комиссиями Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов. Эта инспекция будет также арбитром в случае возникновения разногласий между “Сувсозом” и его абонентами относительно достоверности лабораторных анализов, определяющих качественный состав производственных сточных вод.
Выявив наличие сверхнормативных загрязняющих веществ в производственных сбросах в коммунальные канализационные сети, “Сувсоз” уведомляет абонентов и Горкомприроду о качественном составе и объеме сбросов. На основании этой информации предприниматели должны сами рассчитать размер компенсационных платежей в соответствии с Положением о порядке применения компенсационных выплат за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан3. Специалисты природоохранного ведомства проверяют их расчеты и начисляют компенсационные платежи. Согласно Постановлению, если производственные стоки в канализационные сети содержат загрязняющие вещества сверх допустимой концентрации, предусмотренной в Нормативах предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сбросах производственных сточных вод в коммунальные канализационные сети4, то применяется коэффициент 2, а перечисленных в Перечне особо токсичных загрязняющих веществ5 – с коэффициентом 5.
Мы должны наладить обратную связь с предприятиями, чтобы ежеквартально они производили платежи, как это предусмотрено Постановлением. Поскольку это новый механизм как для Горкомприроды, так и для “Сувсоза” и его абонентов, возникают вопросы, связанные с его реализацией. Предпринимателей интересует, с какого момента они должны производить компенсационные платежи. Например, нас спрашивают: “Представители “Сувсоза” приехали к нам 15 февраля, с какого числа мы должны оплачивать компенсационные платежи?” Согласно Закону «О Кабинете Министров Республики Узбекистан» (в редакции Закона от 29 августа 2003 года N 524-II), постановления правительства вступают в силу со дня их подписания. Соответственно, платежи должны рассчитываться с 3 февраля 2010 года. Значит, в первом квартале их следует производить за неполные два месяца, а в дальнейшем – за полный квартал на основании замеров объема сбросов, произведенного за это время.
Возникают вопросы и при расчете размера платежа. Например, для предприятий пищевой промышленности существует такой показатель, как химическое потребление кислорода (ХПК). Цена на этот вид загрязнения постановлением Кабинета Министров от 1 мая 2003 года N 199 не определена, поэтому он из расчета выпадает. По ходу внедрения и отработки механизма будут возникать и другие вопросы.
Средства, взимаемые за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в коммунальные канализационные сети, распределяются следующим образом: 50 процентов направляются в Фонд охраны природы, 50 процентов – в республиканский бюджет.
Расчет компенсационных выплат
за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ
в коммунальную канализационную сеть Ташкента
Расчет производится абонентами коммунальной канализационной сети Ташкента, перечень которых предоставляется ГУПТ «Сувсоз» и согласовывается с Ташгоркомприродой (далее – перечень). По данным специализированной химической водопроводно-канализационной лаборатории ГУПТ «Сувсоз», в перечне приводятся сведения о загрязняющих веществах, превышающих нормативы предельно допустимой концентрации их в сбросах производственных сточных вод в коммунальные канализационные сети, предусмотренные приложениями NN 1 и 2 к Правилам приема производственных сточных вод и порядку исчисления компенсационных выплат за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации городов и других населенных пунктов Республики Узбекистан.
Расчет сверхнормативной массы сброса определяется за весь квартал, исходя из объема воды, сброшенной в течение его в сеть канализации, независимо от даты проведения анализа ее качества.
ПРИМЕР. Определение массы сброса загрязняющих веществ производится как произведение концентрации на объем сброса.
Фактическая концентрация хлоридов составляет 516,15 г/куб.м, объем сброса – 49 617 куб.м, масса фактического сброса хлоридов равна: (516,15 х 49 617) /1 000 000 = 25,6 т/год.
Нормативная концентрация хлоридов составляет 350,0 г/куб.м (приложение N 1), объем сброса – 49 617 куб.м. Масса нормативного сброса равна: (350 х 49 617) /1 000 000 = 17,4 т/год.
Сверхнормативная масса сбросов хлоридов равна: 25,6 – 17,4 = 8,2 т/год.
Определение суммы компенсационных выплат производится как произведение сверхнормативной массы (в тоннах) на размер выплаты за одну тонну (в сумах) и на повышающий коэффициент, предусмотренный в приложении N 1, а для веществ особо токсичных – в приложении N 2.
Для хлоридов повышающий коэффициент равен 2 (приложение N 1). Размер выплаты за одну тонну хлоридов равен 124,8 сума (приложение N 3 к постановлению Кабинета Министров «O совершенствовании системы платежей за специальное природопользование» от 6 февраля 2006 года N 15). Сумма компенсационной выплаты за сверхнормативный сброс определяется так:
8,2 х 124,8 х 2 = 2 171,52 сума.
Сноски
1Постановление опубликовано в пакете документов «Нормы» N 7 (240) от 15 февраля 2010 года.
2Правила приема производственных сточных вод и порядок начисления компенсационных выплат за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в коммунальные канализационные сети городов и других населенных пунктов Республики Узбекистан (приложение N 1 к Постановлению, далее – Правила).
3Приложение N 5 к постановлению Кабинета Министров от 1 мая 2003 года N 199.
4Приложение N 1 к Правилам.
5Приложение N 2 к Правилам.
Ирина ГРЕБЕНЮК
\»Норма\», № 14, 6.4.2010 г.
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Вода
«Загрязнение воздуха и воды, эрозия почвы, опустынивание, а также бесконтрольное использование ископаемого топлива ведут к увеличению природных катастроф и серьёзному ущербу окружающей среде и здоровью населения», — отметил Президент страны.
На COP29 в Азербайджане участники обсуждают необходимость инвестиций и инновационных решений в области управления водными ресурсами, чтобы обеспечить справедливый доступ к воде и повысить устойчивость к изменению климата.
По зуму участвовали в консультациях в Ташкенте представители ряда международных общественных организаций. По итогам они сформулировали свое понимание ситуации.
В Ташкенте состоялись консультации по проекту Рогунской ГЭС. Инициированы группой Всемирного банка по вопросам окружающей среды и социальной сферы. Цель — обсудить и оценить экологическое и социальное воздействие.
Канал Анхор в Ташкенте — одно из главных его украшений. Конечно, это не главная его функция. Он несет воды из реки Чирчик для поливов сельхозугодий. А еще дарит людям свежий воздух, снимает стресс, смягчает летнюю жару. Деревья вдоль канала создают природный микроклимат. Смотрим несколько осенних фото.
В сборнике — воспоминания коллег, учеников и соратников Виктора Абрамовича Духовного.
Экскаваторы и бульдозеры пробили ее на горном склоне над рекой Мачитасгонсай длиной в четыре с половиной километра, и останавливаться не собираются. По факту — это очередная агрессия бизнеса на охраняемой природной территории.
Отъехав от Гиссаракского водохранилища, наблюдаем, как в природные ландшафты вгрызается техника. Минуем карьер и стройплощадку с трубами, кажущимися с дороги игрушечными. Дальше — больше.
Отчет по результатам миссии ЮНЕСКО и МСОП на объект Всемирного природного наследия «Западный Тянь-Шань» будет рассматриваться в следующем году, на очередной сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, которая состоится в Софии (Болгария).
УЗБЕКСКАЯ СОЛОДКА
класс
Ноябрьские сюжеты в Ташкенте. Фото на ходу
Ангелина Борисовна Однолько
Наталья! Вы -прекрасный фотограф. Но давно убедилась, что фотография - не документ. Взять метр вправо -налево - и будет совершенно другой вид.
Ташкентцы хотят знать причины загрязнения воздуха и поименно загрязнителей
Бобоева Д
Хочется верить, что Фуркат Махмудходжаев-единственный человек в хокимияте, который хоть что-то но делает, выполнит это обещание. Верим, потому что надежда умирает последней, что будут не только следить, но и стараться улучшить качество воздуха в Ташкенте.
Растерзание природы близ Гиссарского заповедника
Однолько Ангелина
Какая грандиозная работа автора! Сколько дорог пройдено. Сколько документов изучено. Сколько проведено переговоров. Если трудно нам, привыкшим к чтению сложных текстов, осознать грандиозность строительства, масштаб денежных вложений, ущерб природно-охранной зоне, то каково местным жителям? Они не знают каким бумагам верить, как отстаивать свои интересы. На примере нового лыжного курорта Амирсай мы видим проблемы такого строительства: непродуманная канализация, отсутствие пешеходных прогулочных троп, отсутствие озеленения территории. Для лыжных трасс перерыты горы, и это совершенно не украшает летний пейзаж. А лето у нас все-таки большую часть года. Не повториться ли все это в Гиссаре?
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
admin
Ваш вопрос не по адресу.
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
Дима
Кто продаёт артемию ищу поставщика
Исполнилось 85 лет со дня рождения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга
Ангелина Борисовна Однолько
Спасибо за подборку. Поистине! Большое видится на расстоянии
Полив деревьев на яккабагской трассе и перспективы паспортизации деревьев в Узбекистане
Ангелина Борисовна Однолько
Недавно путешествовала из Ташкента через перевал в Ферганские долину. Таких сооружений для полива вдоль трассы много. Но и засохших посадок тоже не мало. Видно, что для отчета все сделано. Но ежедневного надзора нет. Остается только удивляться, сколько труда пропадает зря. Что касается мониторинга деревьев в Ташкенте, то не определено или по крайней мере не обнародовано участие махалинских комитетов в этом процессе. Странная ситуация: землю распределяет Хокимият, а махалинским комитетам остается разводить руками, обнаружив на месте деревьев новое сооружение, которое по документам числится туалетом, а на деле оказывается коммерческим объектом. С каждым годом асвальта возле наших домов становиться больше , газонов и деревьев меньше. Большинство чиновников живет в своих домах за городом и ситуацию не ощущают.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Анвар Ходжаниязов
Этот человек который стоит за этой дорогой имеет высоких покровителей. Без них никто на такое не отважется.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Ангелина Борисовна Однолько
Давно уже не выезжаю отдыхать на Чаткал. Везде стройки. Грохочит тяжелая техника. Пыль столбом. Давно не приходилось вдохнуть тот воздух, который хочется кушать. Сейчас даже на водопад туристов возят на газиках. Все впечатление стирается. В нашем народе нет никакого почтительного отношения к природе. Только потребление. А что делать жителям Бричмулы, Наная и др поселков. Или уехать или громить природу