Мой путь в журналистику начался в Узбекском обществе дружбы и культурной связи с зарубежными странами — УзОДКСе. Поразительно, но именно там. Занесло совершенно неожиданным образом.
«ОТРАЖЕНИЯ» СЕВАСТЬЯНОВОЙ
Когда закрылся занавес ГАБТА имени Навои и отгремели аплодисменты, Вероника, сидя в кресле-каталке, сказала, что у нее не все получилось. \»Ничего, — успокоила ее режиссер спектакля Лилия Севастьянова, — и у самых профессиональных артистов не всегда все получается\». Веронику украшал пушистой венок, а сама она еле удерживала огромные букеты цветов. Зрители не заметили огрехов. Ее молчание у края сцены в венке и весенних одеждах было выразительным, как и весь спектакль, названный \»Отражения\».
«Новый век», 27.5.2010г.Когда закрылся занавес ГАБТА имени Навои и отгремели аплодисменты, Вероника, сидя в кресле-каталке, сказала, что у нее не все получилось. \»Ничего, — успокоила ее режиссер спектакля Лилия Севастьянова, — и у самых профессиональных артистов не всегда все получается\». Веронику украшал пушистой венок, а сама она еле удерживала огромные букеты цветов. Зрители не заметили огрехов. Ее молчание у края сцены в венке и весенних одеждах было выразительным, как и весь спектакль, названный \»Отражения\».
Стоя за занавесом рядом с Вероникой, я давала ей советы. Она только что призналась, что хочет cтать журналисткой, и даже опубликовала первую статью. \»Пиши, что тебе ближе\». Наверное, совет был неудачным. Но как во время спектакля, так и после него, не чувствовалось, что большинство артистов — дети и молодые люди с ограниченными возможностями, колясочники, люди с физической и умственной инвалидностью.
Конечно, зрители, идя на спектакль, об этом знали. Но забыли. Зрелище захватило. Звучала итальянская музыка. Были свободные одежды, рисующий свет, движение от печали к радости. Мы в Италии? Сколько ж юмора в сцене с читающими газеты джентльменами, в их руках газеты порхали как птицы. А сколько восхищения проявили они к юной леди, едущей на нарисованном автомобиле. Ей — цветы и поклоны, протянутые от сердца руки и по ходу движения авто — чистка колес. Кто-то из обожателей протирал их платочком. Весело. Зрители забыли, что при виде людей с ограниченными возможностями следует горевать.
Севастьянова, освободившись после спектакля, проводив Веронику, Риту, Юлдуз и других своих артистов, сказала о недавно полученном ею письме. Это к слову о восприятии зрителями спектаклей \»Лика\». Написала прикованная к постели пятидесятилетняя женщина: \»Пусть придут к вам три моих здоровых племянника, чтобы меньше хныкали\». Зрители в зале перед спектаклем, как те три здоровых племянника, обсуждали житейские проблемы, о чем-то сожалели, на кого-то обижались, требовали сочувствия. Нас было много в театре — аншлаг, полны и партер с амфитеатром, и балкон. Но наступила тишина, зазвучала музыка, маленькая девочка листала страницы огромной книги, и зал ловил каждое движение ее и партнеров на сцене… Как бывает под действием высокого искусства, все сиюминутное отодвинулось, ушло.
Как рождался спектакль? На этот вопрос Лилия Севастьянова ответила: \»Как обычно, в импровизациях. Хотелось показать красоту. Посольство Италии выразило готовность помочь с костюмами, а еще предоставило музыку на дисках и видео. Мы прослушали океан музыки. Каждый раз, когда ставим новый спектакль, ребята изучают новый пласт культуры. И в этот раз импровизировали. Как-то принесла газеты: \»Давайте попробуем\». А потом музыку выбрали. Но бывает и наоборот — от музыки, скульптуры, живописи рождается движение\».
Однажды принесла репродукции картин Джорджоне, и среди них — его \»Венера\». Одна из участниц постановки захотела сделать этюд по этой картине. Это натолкнуло режиссера на мысль, что для нее нужно сделать очень красивый номер. Девушке 25 лет, а выглядит как худенький мальчик, и родители до сих пор ее как мальчика одевают. Но хочется-то иного. Так сыграли превращение в королеву. Вытянуты руки, надеты маски. Будущая королева стоит отстраненная, пока совершается ритуал. И вот уже она — самая нарядная, самая божественная. Хныкать? Ни за что!
\»Артистов много!\» — говорю Севастьяновой. Она соглашается. Всех, кто есть, она вставляет в спектакль. Считает, хоть на минуту, но пусть выйдут на сцену. Девочка совсем недавно пришла — в спектакле она танцевала. Мужчина тоже недавно пришел. Нашел электронный адрес режиссера и написал, что хочет заниматься. Ему 35 лет, у него семья. На этом выступлении состоялся его дебют. \»Здоровых рук не хватает. Больных 22 человека, а здоровых — восемь. Здоровые — Ольга Останина, Виктория Гордиенко, они со мной с самого начала уже 28 лет. Выросли их дети, и они тоже с нами. А еще две Камилы, Андрей…\»
Впервые на репетиции Севастьяновой я оказалась лет двадцать назад. Тогда она вела занятия во Дворце авиастроителей. И Ольга, и Виктория выглядели совсем юными, да и Лилия Павловна была очень молода. В ее тогдашних спектаклях участвовали талантливые, жизнерадостные, здоровые. И спектакли ставила замечательные, с которыми выступали не только в Ташкенте, но и за рубежом. В 2000-м она начала заниматься с инвалидами. В 2003-м впервые ввела их в спектакли. Многим, да и мне тогда, казалось, что спектакли Севастьяновой потеряют свою прелесть, когда в ее Театре движения появились люди с ограниченными возможностями.
Аншлаги в ТЮЗе, где коллектив репетирует и выступает, Русском драматическом театре, а теперь и в Государственном Академическом большом театре имени Навои, свидетельствуют об ином. Число почитателей таланта режиссера и ее артистов прирастает.
Есть ли проблемы? Очевидно, их больше, чем у любого другого коллектива. Театр движения \»Лик\» считается малым предприятием, а зарабатывать денег тут не умеют. Надо вносить плату за аренду репетиционного зала ТЮЗа, но часто не из чего платить, ведь спектакли в большинстве своем благотворительные. В этом году ННО \»Умид Ворлик\» выиграло грант Всемирного банка, который поддержит коллектив. Будут оплачены аренда, показ спектакля и \»половик\» — толстый линолеум, который и теплый, и ноги не сжигает. А пока репетиции идут на цементном полу.
Говорю Севастьяновой о нарядах в \»Отражении\», что потрясающи. \»Поддержка посольства была. Но когда его сотрудники увидели наряды, они удивились: как это вы умудрились сшить столько! С нами работает Наталья Глубокина — художник с богатой фантазией. Она придумывает\».
Много добра вокруг, и потому получаются такие вот \»Отражения\» — добрые и радостные праздники для людей с разными возможностями. Лишь одна сцена заставляет встряхнуться и утереть слезу. Валера-колясочник, который никогда не ходил и сделал первые свои шаги на одной из репетиций, при поддержке \»здоровых рук\» идет навстречу залу. Зал взрывается аплодисментами. Сколько силы!
Наталия ШУЛЕПИНА
«Новый век», 27.5.2010г.
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Личности
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев выступил 12 ноября в Баку на пленарной сессии Саммита мировых лидеров в рамках 29-й сессии Конференции Сторон Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (СОР29).
Памятник поэту установлен в Ташкенте в парке имени Алишера Навои. Здесь и состоялись торжественные мероприятия, посвященные 85-летию со дня рождения Александра Файнберга.
В сборнике — воспоминания коллег, учеников и соратников Виктора Абрамовича Духовного.
Поздравления всем причастным. Мои персональные поздравления Вере Николаевне Корытиной. Ведь у нее 55 лет педагогического стажа! В начале двухтысячных я пришла в школу №43 Ташкента, где Вера Николаевна проработала большую часть своей жизни. Попросила директора назвать кандидатуру для газетного очерка.
Новый старый фильм, который разместила в Youtube о газете, назвала «Мои друзья из «Правды Востока». С редакцией я сперва сотрудничала, а потом и проработала в ней около полутора десятка лет.
SREDA.UZ благодарит всех авторов за освещение сложной экологической тематики, которая всегда в сплаве с экономикой и политикой. Ценим и поздравляем с профессиональным праздником!
Бахтиёр Аромов несколько лет работал директором Гиссарского заповедника, и еще многие годы до своей кончины — заместителем директора по науке. Кто знал Бахтиёра-ака, давайте помянем его добрым словом. Свою жизнь он посвятил охране и сохранению уникальной горной территории.
Эти письма я уже размещала на SREDA.UZ. Давно, в 2009 году. Приходят на сайт новые читатели. Эта повторная публикация для вас, а кто читал, можно и перечитать в День Победы 9 мая. С праздником!
Единственный в Узбекистане представитель уникальной профессии – лавинщик – Альберт Попов считает, что люди должны бережнее относиться к природе.
УЗБЕКСКАЯ СОЛОДКА
класс
Ноябрьские сюжеты в Ташкенте. Фото на ходу
Ангелина Борисовна Однолько
Наталья! Вы -прекрасный фотограф. Но давно убедилась, что фотография - не документ. Взять метр вправо -налево - и будет совершенно другой вид.
Ташкентцы хотят знать причины загрязнения воздуха и поименно загрязнителей
Бобоева Д
Хочется верить, что Фуркат Махмудходжаев-единственный человек в хокимияте, который хоть что-то но делает, выполнит это обещание. Верим, потому что надежда умирает последней, что будут не только следить, но и стараться улучшить качество воздуха в Ташкенте.
Растерзание природы близ Гиссарского заповедника
Однолько Ангелина
Какая грандиозная работа автора! Сколько дорог пройдено. Сколько документов изучено. Сколько проведено переговоров. Если трудно нам, привыкшим к чтению сложных текстов, осознать грандиозность строительства, масштаб денежных вложений, ущерб природно-охранной зоне, то каково местным жителям? Они не знают каким бумагам верить, как отстаивать свои интересы. На примере нового лыжного курорта Амирсай мы видим проблемы такого строительства: непродуманная канализация, отсутствие пешеходных прогулочных троп, отсутствие озеленения территории. Для лыжных трасс перерыты горы, и это совершенно не украшает летний пейзаж. А лето у нас все-таки большую часть года. Не повториться ли все это в Гиссаре?
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
admin
Ваш вопрос не по адресу.
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
Дима
Кто продаёт артемию ищу поставщика
Исполнилось 85 лет со дня рождения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга
Ангелина Борисовна Однолько
Спасибо за подборку. Поистине! Большое видится на расстоянии
Полив деревьев на яккабагской трассе и перспективы паспортизации деревьев в Узбекистане
Ангелина Борисовна Однолько
Недавно путешествовала из Ташкента через перевал в Ферганские долину. Таких сооружений для полива вдоль трассы много. Но и засохших посадок тоже не мало. Видно, что для отчета все сделано. Но ежедневного надзора нет. Остается только удивляться, сколько труда пропадает зря. Что касается мониторинга деревьев в Ташкенте, то не определено или по крайней мере не обнародовано участие махалинских комитетов в этом процессе. Странная ситуация: землю распределяет Хокимият, а махалинским комитетам остается разводить руками, обнаружив на месте деревьев новое сооружение, которое по документам числится туалетом, а на деле оказывается коммерческим объектом. С каждым годом асвальта возле наших домов становиться больше , газонов и деревьев меньше. Большинство чиновников живет в своих домах за городом и ситуацию не ощущают.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Анвар Ходжаниязов
Этот человек который стоит за этой дорогой имеет высоких покровителей. Без них никто на такое не отважется.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Ангелина Борисовна Однолько
Давно уже не выезжаю отдыхать на Чаткал. Везде стройки. Грохочит тяжелая техника. Пыль столбом. Давно не приходилось вдохнуть тот воздух, который хочется кушать. Сейчас даже на водопад туристов возят на газиках. Все впечатление стирается. В нашем народе нет никакого почтительного отношения к природе. Только потребление. А что делать жителям Бричмулы, Наная и др поселков. Или уехать или громить природу