Воспользуемся возможностью восхититься и порадоваться, что деревья в городе еще остались и есть совершенно чудесные улицы. Эти кадры сделаны на ходу. Ради фото — минутная остановка. Хороша осень. Такой бы осень всю зиму! И ведь такая в Ташкенте бывает. А потом — весна.
Экоцентру «Джейран» исполнилось сорок лет
Сороколетие экоцентра «Джейран» прошло среди экологов и общественности страны незамеченным. К экоцентру так привыкли, что он кажется вечным. Между тем история его не столь длительна. Идея создания питомника в Узбекистане по разведению диких животных была реализована в 1977 году.
Изначальное название — «Бухарский специализированный питомник по выращиванию джейранов». Выделенные 5145 гектаров в Бухарской области были защищены 40-километровой оградой. Джейранов искали в пионерских лагерях, зонах отдыха, обкомовских дачах, где они содержались для «красоты».
Первых джейранов привезли и выпустили в питомник в мае 1977-го. Были сомнения, приживутся ли, из-за бедной кормовой базы. Территория, прежде относившаяся к совхозу «Караулбазар», была уничтожена перевыпасом, покрыта солью. Саксаул практически отсутствовал. Со временем поднялся саксаул, посаженный лесхозом, потом саксаульники дали семена. Так началось самовосстановление пустынной растительности. Теперь здесь растут могучие саксауловые деревья, произрастают фиолетовая и красная солянка, сиреневый тамарикс, другие растения Кызылкумов.
В связи с расширением деятельности и успехами в области разведения в 1998г. питомник переименовали в Экоцентр «Джейран». Входит в структуру Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды. Основное направление деятельности — разведение редких видов животных, изучение их биологии, создание генетического банка редких видов, реализация выращенных животных для нужд зоопарков и частных коллекций.
Экоцентр «Джерайн» уникален не только для стран СНГ. Это единственный в мире питомник по разведению джейранов. Наряду с джейранами здесь созданы жизнеспособные популяции лошадей Пржевальского, куланов. Несмотря на все достигнутые в прошлые годы успехи, в настоящее время переживает немало трудностей.
Одна из них – ежегодный учет диких животных – решается сотрудниками экоцентра с помощью волонтеров. Привлечение к учетам волонтеров — добрая традиция экоцентра. Участие волонтеров — это и степень открытости, и воспитательный момент, и настоящие человеческие ценности.
Около пятидесяти волонтеров приняли участие в учете диких животных, проведенном в экоцентре 30 сентября — 1 октября 2017 года на двух территориях экоцентра.
Уточним про вторую территорию. Она — не огражденная, находится через дорогу от первой, ее площадь по кадастровым документам — 11377 га. Выделялась по решению Кабинета Министров Узбекистана от 2008 года (Бухарскому областному хокимияту предписывалось выделить экоцентру дополнительно 24 тыс.га).
Общая площадь экоцентра «Джейран» — 16522 гектара.
На первой территории обитают 956 джейранов, 125 куланов, 16 лошадей Пржевальского.
На второй территории численность джейрана резко падает: в 1997г – 500, 2016г -48, 2017г — 26. Восемь куланов, выпущенные в 2012 году по проекту ПМГ ГЭФ в Узбекистане для восстановления биоценозов пустыни, пропали. Лошадей Пржевальского – семь, и их численность снижается. Причины — браконьерство, хозяйственная деятельность, да и прямой захват земли. Есть надежда, что в год сороколетия Экоцентра «Джейран» государством ему будет оказана реальная поддержка. Это — национальное достояние.
Смотрим фоторепортаж об осеннем учете-2017. Сперва он проводится на первой огражденной территории. С нее и начнем смотреть фото.
Накануне — осмотр ландшафтов.
Всматривание в пернатых.
Взаимное разглядывание с лошадьми Пржевальского. Эти крупные животные любопытны и не очень пугливы.
У озера.
Построение «загонщиков» на инструктаж. На асфальте — схема территории. Задача загонщиков погромче шуметь. Животные побегут туда, где тихо. Там, с биноклями и подзорными трубами, их будут ждать учетчики.
Загонщиков — два тракторные тележки. Это и сотрудники экоцентра «Джейран» и волонтеры, прибывшие из Ташкента и Самарканда.
На каждом маршруте по 2-3 человека. Наш — четвертый. Ждем сигнала для начала движения. Тогда разойдемся на 150-200 метров.
От производимого загонщиками шума куланы рванули направо, джейраны налево. Дикие, близко к себе не подпускают.
Соленые озера коварны. Под соленой коркой- болото. Пересечь не удалось. Только в обход.
Куланы вдали. Они очень осторожны. Приручению не поддаются.
Джейран промчался за спиной загонщика. «Э-ге-гей!»
А эта газель не спешит. Рассмотрим и посчитаем. Считаем всех встреченных по левую руку. Такой порядок.
Аня Тен — учетчик на пятом маршруте. День учетчиков начался в 5-30 утра. Ящик — рабочее место. С него и велся учет. Сюда подтягиваются все маршруты, обмениваясь, кто кого из животных видел, сколько насчитал.
А это идут с учета московские телевизионщики (канал «Живая планета»). Снимают фильм про экоцентр.
Такие «трофеи» собираются обычно по весне во время мартовских остеоучетов. Нужны для науки.
Впечатлений масса даже у бывалых.
По этой колее на тракторных тележках возвращаемся в цивилизацию.
Спешим порадовать «маму джейранов» — заместителя директора экоцентра по науке Наталью Васильевну Солдатову с результатами учета. Сорок лет здесь. Говорит, что у нее два ребенка: сын и экоцентр. Когда приехала сюда, было несколько джейранов. Сейчас свыше девятисот на первой территории. Сколько на второй — покажет завтрашний день.
Наталия ШУЛЕПИНА
фото автора.
Осенний учет в экоцентре «Джейран», или Три дня в Кызылкумах
Взрывы у трассы Бухара-Караулбазар
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Фото
Канал Анхор в Ташкенте — одно из главных его украшений. Конечно, это не главная его функция. Он несет воды из реки Чирчик для поливов сельхозугодий. А еще дарит людям свежий воздух, снимает стресс, смягчает летнюю жару. Деревья вдоль канала создают природный микроклимат. Смотрим несколько осенних фото.
Прогулку в ботанический сад Ташкента предварим строками из стихотворения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга:
«Люблю я последние дни сентября. Скрипичным оркестром охваченный город. Люблю эту свежесть и ясность погоды. Природа спокойно уходит в себя».
Доклад выпущен КБО ООН и ФАО по случаю Международного дня сельских женщин, отмечаемого 15 октября, и озаглавлен «Решения, выдвигаемые женщинами для обеспечения устойчивости к засухе».
Воскресным утром мы отправились на учет из Ташкента к Туябугузскому водохранилищу (Ташморю). Точно также в этот день 6 октября отправились на учеты наблюдать за птицами и их считать бёдвочеры в разных регионах Узбекистана и в трех десятках стран Европы и Азии.
Наш четырехдневный маршрут включал и горы, и долы. В маршруте обозначены проектные сады. Они и есть цель. Посаженные два года назад саженцы прижились? Первый сад — в буферной зоне Кызылсуйского участка заповедника, в кишлаке Калтакул.
Из Балыккуля мы планировали уехать на автобусе в Нанай. Но автобус отменен. И на такси нас туда тоже никто не довезет. Проезд закрыт. Вернемся в Чартак. Оттуда до Наная есть другой маршрут. Путешествие из Ташкента по Наманганской области продолжается.
Мы путешествуем не на личном авто и не автостопом. В путь отправляемся с куйлюкского «пятака». Куйлюк-базар находится на краю Ташкента, отъезжать удобно. Немного поторговались c частником из-за цены и в путь. Первый отрезок пути — до городка Чартак в Наманганской области.
В Алматы состоялась конференция по экологическому образованию. Сейчас о маршруте в горы — прекрасном дополнении к конференции по экологической тематике.
Городок Янгибазар находится километрах в тридцати от Бухары. Янгибазар — центр Пешкунского района, и он с водопроводом. А вот многие кишлаки района без него. Потому и включены в проект.
УЗБЕКСКАЯ СОЛОДКА
класс
Ноябрьские сюжеты в Ташкенте. Фото на ходу
Ангелина Борисовна Однолько
Наталья! Вы -прекрасный фотограф. Но давно убедилась, что фотография - не документ. Взять метр вправо -налево - и будет совершенно другой вид.
Ташкентцы хотят знать причины загрязнения воздуха и поименно загрязнителей
Бобоева Д
Хочется верить, что Фуркат Махмудходжаев-единственный человек в хокимияте, который хоть что-то но делает, выполнит это обещание. Верим, потому что надежда умирает последней, что будут не только следить, но и стараться улучшить качество воздуха в Ташкенте.
Растерзание природы близ Гиссарского заповедника
Однолько Ангелина
Какая грандиозная работа автора! Сколько дорог пройдено. Сколько документов изучено. Сколько проведено переговоров. Если трудно нам, привыкшим к чтению сложных текстов, осознать грандиозность строительства, масштаб денежных вложений, ущерб природно-охранной зоне, то каково местным жителям? Они не знают каким бумагам верить, как отстаивать свои интересы. На примере нового лыжного курорта Амирсай мы видим проблемы такого строительства: непродуманная канализация, отсутствие пешеходных прогулочных троп, отсутствие озеленения территории. Для лыжных трасс перерыты горы, и это совершенно не украшает летний пейзаж. А лето у нас все-таки большую часть года. Не повториться ли все это в Гиссаре?
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
admin
Ваш вопрос не по адресу.
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
Дима
Кто продаёт артемию ищу поставщика
Исполнилось 85 лет со дня рождения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга
Ангелина Борисовна Однолько
Спасибо за подборку. Поистине! Большое видится на расстоянии
Полив деревьев на яккабагской трассе и перспективы паспортизации деревьев в Узбекистане
Ангелина Борисовна Однолько
Недавно путешествовала из Ташкента через перевал в Ферганские долину. Таких сооружений для полива вдоль трассы много. Но и засохших посадок тоже не мало. Видно, что для отчета все сделано. Но ежедневного надзора нет. Остается только удивляться, сколько труда пропадает зря. Что касается мониторинга деревьев в Ташкенте, то не определено или по крайней мере не обнародовано участие махалинских комитетов в этом процессе. Странная ситуация: землю распределяет Хокимият, а махалинским комитетам остается разводить руками, обнаружив на месте деревьев новое сооружение, которое по документам числится туалетом, а на деле оказывается коммерческим объектом. С каждым годом асвальта возле наших домов становиться больше , газонов и деревьев меньше. Большинство чиновников живет в своих домах за городом и ситуацию не ощущают.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Анвар Ходжаниязов
Этот человек который стоит за этой дорогой имеет высоких покровителей. Без них никто на такое не отважется.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Ангелина Борисовна Однолько
Давно уже не выезжаю отдыхать на Чаткал. Везде стройки. Грохочит тяжелая техника. Пыль столбом. Давно не приходилось вдохнуть тот воздух, который хочется кушать. Сейчас даже на водопад туристов возят на газиках. Все впечатление стирается. В нашем народе нет никакого почтительного отношения к природе. Только потребление. А что делать жителям Бричмулы, Наная и др поселков. Или уехать или громить природу