Экспедиции на ледники в горах Узбекистана

Сначала обратим внимание на «Пахтакор» — исследования этого ледника самые свежие по срокам. Экспедиция состоялась в августе 2024 года, а предыдущая за год до того. Затем просмотрим собранные и опубликованные материалы за пару десятилетий.

Экспедиции на ледник Пахтакор выполнены в рамках совместной инициативы Научно-исследовательского института гидрометеорологии Узгидромета и Германского центра исследования Земли (Потсдам). Этот ледник —  самый крупный ледник в Ташкентской области. Предварительно Стороны подписали  Меморандум о сотрудничестве с целью мониторинга снега и льда в горных регионах и моделирования гидрологических процессов. Экспедиции состоялись в рамках инициативы «Зеленая Центральная Азия» и  проекта «Оценка воздействия климата на водные ресурсы в Узбекистане, поддержка сельского хозяйства и гидроэнергетики».

Как сообщается на сайте НИГМИ Узгидромета, основной целью экспедиций было определение массы ледника Пахтакор и фиксация изменений, в частности, абляции.  Абляция — это уменьшение массы ледника из-за таяния, испарения, разрушения… Впрочем, изменения возможны и в сторону увеличения массы. Они «диктуются» климатом, а фиксируются с помощью абляционных реек.  В 2023 году исследователи пробурили во льду шурфы, установили абляционные рейки. Базовый набор данных собрали с помощью GPS. Эти данные нужны для мониторинга изменений в контурах ледника и географических особенностей.

Также на леднике Пахтакор была установлена ​​автоматическая метеостанция для постоянного мониторинга метеорологических условий, таких как температура, относительная влажность, атмосферное давление, осадки, скорость и направление ветра.

В августе 2024 года экспедиция в составе семи исследователей  из Узбекистана и Германии и трех местных жителей отправилась на ледник от метео- и лавинной станции Ойгаинг.

Пеший переход в 35 километров по горным тропам, через перевалы занял два дня.

В этот раз, как и в прошлый, бурились шурфы и устанавливались абляционные рейки. Так, год за годом, будут накапливаться данные для расчетов баланса массы ледника. Также выполнены GPS-измерения. Сравнив полученные данные с прошлогодними, исследователи сделали заключение, что поверхность подтаяла на три метра, а ледяной язык отступил на двадцать метров.

На электронные носители были скопированы климатические данные, наблюдавшиеся на метеостанции за год. Они будут тщательно анализироваться.

============================= 
 
Где, как ни в Узбекистане, изучать последствия отступания и исчезновения ледников! Есть данные наблюдений с середины прошлого века
 
Предлагаемая вниманию читателей публикация 2016 года:
 
Горы Узбекистана, где есть ледники, относятся к структуре систем Тянь-Шаня и Алая. По данным на 2010 год, в бассейнах рек Пскем, Шахимардан, Кашкадарья и Сурхандарья лежат 698 ледников общей площадью около 190 квадратных километров. Из них 411 ледников, площадью почти 100 квадратных километров, расположены на территории Узбекистана. 
 
Крупнейшие из них – Баркрак, Калесника и Пахтакор – находятся в Ташкентской области. Достаточно велики также ледники Северцова и Батырбай – в Кашкадарьинской области. Ледники Сурхандарьи менее внушительных размеров, относятся к южному склону Гиссарского хребта.
 
С 1957 по 2010 год площадь оледенения речных бассейнов сократилась на 24,2 % от первоначальной (1957). Ледники участвуют в формировании стока горных рек, являющихся основой всей жизни Центральной Азии.
 
 
Индикационные свойства, позволяющие использовать ледники для мониторинга климата и чистоты атмосферы, требуют дальнейшего исследования их режима, в первую очередь, баланса массы и динамики.
 
На основе рамочного соглашения о техническом и финансовом сотрудничестве и гуманитарной помощи между Федеральным Советом Швейцарии и правительством Республики Узбекистан, подписанного 20 сентября 2002 года, Швейцарское агентство по вопросам развития и сотрудничества, Институт геологии и геофизики АН РУз, Центр гидрометеорологической службы при Кабмине РУз (Узгидромет), Научно-исследовательский гидрометеорологический институт (НИГМИ) заключили соглашение в отношении проекта «CATCOS (создание и удвоение потенциала для систем наблюдения за климатом), этап 2». Срок действия соглашения – с 15 августа 2015 по 30 сентября 2016 года.
 
– Необходимость организации таких исследовательских работ, создания гляциологических стационаров (исследовательских баз в ледниковом районе, где проводится круглогодичный цикл метеорологических, гляциологических и гидрологических исследований), установки приборов назрела еще в 1999 году. Полевая база, которая располагалась на территории Кыргызстана в долине реки Коксу на леднике Абрамова, тогда была уничтожена ваххабитскими террористами. Ледник остался без гляциологической базы, начавшей работу в 1964 году и приносившей очень интересные научные результаты. 
Архивное фото, на леднике Абрамова.
 
Силами Центрально-Азиатского института прикладных исследований Земли (Кыргызстан), кыргызских и швейцарских гляциологов в 2011 году на леднике Абрамова при финансовой поддержке МИДа Германии была установлена автоматическая станция. Но она, конечно, не может заменить существовавший прежде исследовательский комплекс, проводивший множество экспериментальных работ. Станция нацелена лишь на измерение баланса массы – соотношение прихода (аккумуляции) и расхода (абляции) массы снега и льда в леднике за определенное время. Они определяются путем измерения колебаний снеговой линии (в нашем случае — автоматической круглогодичной видеокамерой), метеонаблюдений, а также абляционных и снегосъемочных работ, которые измеряют плотность и водность снега.
 
В комплексе это дает баланс массы, который позволяет осуществлять гидрологические реконструкции, моделировать сток  среднеазиатских рек. Ледник Абрамова относится к бассейну реки Амударьи, а ледник Баркрак – к бассейну реки Сырдарьи, опосредованно через реки Пскем — Чирчик.
 
Идея изучения ледника Баркрак муссировалась еще в 60-е годы прошлого века, когда шли споры, где устанавливать стационар. Сторонники этой идеи: Леонид Канаев, Анатолий Щетинников и Владимир Коновалов – предлагали построить такую базу на леднике Баркрак, поскольку он более доступен. Однако в итоге точка зрения ведущих специалистов Гидромета СССР Юрия Израэля и Виталия Ноздрюхинаа перевесила: по их мнению, ледник Абрамова был более интересен, поскольку занимал узловую позицию во многих отношениях. 
 
В рамках проекта «CATCOS», при поддержке Швейцарского агентства по сотрудничеству, после долгих обсуждений, обоснований, рекогносцировок, как и предлагалось раньше Анатолием Щетинниковым, автоматический наблюдательный комплекс в августе 2016 года был установлен на леднике Баркрак. Получилась большая интересная экспедиция, в которой приняли участие сотрудники отдела гляциологии Института геологии и геофизики Академии наук Узбекистана, отдела гляциологии НИГМИ при Узгидромете и кафедры гляциологии Фрибургского университета Швейцарии.
  
Необходимая аппаратура была установлена с помощью узбекских альпинистов. Стационар начал работу в тестовом режиме: запущена видеокамера, отлажена метеостанция, забурены абляционные рейки. 
 
Мы надеемся, что в наблюдательной мировой сети по балансу массы появилась еще одна точка, и мировое научное сообщество будет поддерживать эту работу, которая даст полезные результаты. Во-первых, работа стационара необходима для прогнозирования экстремальных гляциальных явлений, таких как паводки, прорывы ледниковых озер. Во-вторых, в условиях малой водообеспеченности Центральной Азии, и, в частности Ташкентского оазиса, очень важно знать расход наших рек, в том числе Пскема и Чирчика. 
 
 
Мы планируем распространить эту наблюдательную сеть на таких ледниках реки Пскем, как Пахтакор и Калесника. На следующий год, при логистической возможности, будет проводиться рекогносцировка, возможно, установка абляционных реек на леднике Пахтакор. 
 
Следует сказать и о тех работах, которые ведет отдел гляциальной геологии НИГМИ. Ведутся наблюдения за гляциальными и завальными горными озерами, которые могут прорваться и послужить началом разрушительного селя. В 1998 году произошла  Шахимарданская катастрофа: с ледника Арчибаши сошел разрушительный сель, приведший к гибели 98 человек и нанесший колоссальный ущерб народному хозяйству трансграничной территории Кыргызстана и Узбекистана. 
 
Нельзя исключать возможность повтора подобных катастроф, имея озера смешанного завально-ледникового генезиса Ихнач, Шовуркуль в бассейне реки Пскем, завально-тектонического и ледникового – Арашан на Ангренском плато. Нужно исследовать также ледники на трансграничной территории Ферганской долины со стороны Кыргызстана, но это должно быть сделано совместными усилиями кыргызских и узбекских гляциологов. 
 
Надо помнить, что ледники, а также ледниковые озера – это единственный в настоящее время резерв чистой пресной воды. Там, где ледники отступают, увеличивается степень озерности. За этим явлением также следует наблюдать.
 
 Швейцарское агентство по сотрудничеству вместе с Министерством сельского и водного хозяйства Узбекистана установили в Ферганской долине систему раннего оповещения, задача которой – вовремя известить население долины о движении гляциального паводка, чтобы люди могли успеть уйти с пути его следования и не погибнуть, как это произошло много лет назад при Шахимарданской катастрофе.
 
 
 В Кашкадарье, в долине реки Аксу, на леднике Турт-Куйлюк тоже есть ледниковые озера. Нередко образуются сели дожде-снегового генезиса. Имеется угроза в месте компактного проживания населения – в поселке Гилан, название которого, собственно, означает «камни, катящиеся в грязи». Там сели происходят регулярно. В низовьях реки Аксу целый поселок лет сто назад был погребен мощным селем.
  
Вернемся  к теме работ на леднике Баркрак Средний. Они носят сезонный характер. Время измерения баланса массы – это август, когда ледники максимально обнажаются от снега, а в сентябре снег ложится заново. Всего в 10 километрах от установленного здесь стационара имеется высокогорная метеостанция Ойгаинг. Техническая необходимость: прежде, чем запускать ряды автоматических наблюдений на стационаре, год или два должны быть корреляции автоматических и натурных наблюдений, таких, какие ведутся на метеостанции Ойгаинг круглогодично.
 
Стационар на Баркраке – это, кроме того, прекрасный полигон для обучения молодых специалистов. Важно обучать, готовить гляциологов,  вывозить на «показательные ледники», обучать измерению баланса массы. Кадры должны обновляться для продолжения наблюдений за ледниками в Центральной Азии.
 
SREDA.UZ по материалам www.eecca-water.net
фото — Наталии Шулепиной

Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

 

Еще статьи из Климат

Партнеры