Туркменский опыт: сады и теплицы на неудобьях. Фисташка

В Туркменистане впервые я побывала в начале двухтысячных.  С экспедицией МФСА мы тогда проехали из Туркменабада до Дашогуза. Заезжали в хозяйства. Осматривали каналы. Знакомились с системой питьевого водоснабжения. О той поездке можно почитать в публикации «Приаральская заграница». И вот спустя двадцать лет удается снова приехать в Туркменистан. На этот раз по линии Глобального водного партнерства. В Ашхабаде поучаствовала в конференции «Развитие национального процесса планирования адаптации к изменению климата в Туркменистане» в рамках проекта ПРООН. По этой же тематике были поездки. Об одной из них — первый репортаж. 

=================================

Зима 2025 года, январь. Едем в фисташковый сад

Проехав по автобану от Ашхабада километров сто, мы свернули на проселочную дорогу, затем по мосту пересекли Каракумский канал. Отсюда до первого объекта, который рассмотрим, еще пару десятков километров. В Ахалском велояте на неудобьях вдали от канала  разве что скот выпасался. Теперь там растет фисташковый сад, который и климат смягчит, и доход принесет.

Глинистая вода в канале бежит из реки Амударьи и содержит ил в избытке. Это важный аспект при использовании капельного орошения. Именно «капелькой» организован полив в фисташковом саду. Сколько прослужит система капельного орошения, откуда и как доставляется вода, сколько людей занято на работах? Эти и другие вопросы зададим в хозяйственном обществе Джадылы Дженнел, что переводе означает Волшебный сад.

Знакомимся с агрономом  Сердаром Мелаевым Встречая приезжих, про себя говорит, что и раньше работал по этому профилю: изучал возможности выращивания местных видов орехоплодных культур в Центральных Каракумах.  У Сердара есть опыт по выращиванию фисташки. На засоленных такырах она адаптировалась и плодоносит.

Агроном не стал отказываться от предложения  фермера Бегли Сапарова, когда тот предложил  помочь вырастить промышленный фисташковый сад. Впрочем,  сотрудничество началось через пару лет после первых посадок семян в грунт. Как агроном, он, конечно, в курсе всех работ и готов о них рассказать. 

Первую партию семян привезли из Ирана. Сорт — иранская карликовая фисташка. В мае 2019 года в Джадылы Дженнел выполнены первые посадки на ста гектарах. Консультировали иранские специалисты: «Нужны междурядья в семь метров, чтобы могла по ним ходить техника, проводя обработки. Между деревьями достаточно расстояние в метр — они же высокими не вырастут». Планировалось завершить посадки семян на следующий год, но случилась пандемия.  Еще на ста гектарах посадки завершили в 2021 году. Сейчас на двухстах гектарах в саду растут деревья четырех сортов.  Приживаемость высокая. Полив при этом сыграл решающую роль. 

Первые два года воду для полива возили водовозками от скважины за семь километров. Тем временем  сооружались насосная станция и четыре резервуара из расчета один резервуар на полсотни гектаров.  Завершив эту работу, установили системы капельного орошения. Дорого. Помог облегченный банковский кредит под один процент. Такая практика введена согласно Постановлению Президента Туркменистана «О финансовой поддержке производителей сельскохозяйственной продукции в стране», принятому в октябре 2018 года. Цель — простимулировать производителей сельскохозяйственной продукции к использованию водосберегающих технологий полива. Получилось. 

Укладывали капельные трубы турецкого производства и местные. Что-то пришлось отбраковать, а в целом «капелькой» довольны. Системы лежат в земле четыре года и полив обеспечивают.  Вода из скважины, и она без ила. Полив проводится раз в месяц. Вода в резервуары набирается по очереди, чтобы досталось всем четырем секторам.

Электроэнергия для откачки воды из скважины и насосной имеется, благо неподалеку проходит линия электропередачи от Марыйской ГРЭС.

Прививки лучших форм к карликовым деревьям можно начинать через два года после посадки.  Вот тогда и приехал в сад Сердар. Почки лучших форм закупались в Иране. Агроном их прививал и учил помощников. Сейчас урожайные формы иранской фисташки привиты к деревьям на 42 гектарах. На стволах — по годам прививки — нанесены цветные полоски. Лучшие сорта отмечены белой краской. Им при поливе подается влаги раза в два больше, ведь на них особые надежды. Лучшие еще немного подрастут и станут маточником. Впрочем, создание на отдельном участке питомника тоже есть в планах хозяйства.  

Зимой деревья отдыхают. Зацветут в апреле — и появятся на ветках костянки. Такое уже случалось. Осенью 2024 года собрали  урожай с первых привитых по четыре-пять килограммов. Набралось около полутонны. Как принято, первый урожай раздали. Доходным сад станет лет через восемь, когда все деревья станут плодоносить с  отдачей в 15-20 кг. В течение десяти лет фермер рассчитается за кредит.

Что хозяйство рассчитывает продавать? Почки, костянки, обучение, консультации, сеянцы и саженцы.  Налогами государство не перегружает. Согласно  Налоговому кодексу Туркменистана ставка налога на доходы юридических лиц частной формы собственности установлена в размере двух процентов.

Зимой отдыхают не только деревья, но и рабочие. В сезон на постоянной основе занято до 20 человек. Дополнительно в фермерское хозяйство нанимаются женщины на прополку и на сбор урожая. «Интересуются ли фисташкой сельские жители? Хотят такие сады?» На этот вопрос агроном отвечает утвердительно. «Да, соседи приходят, смотрят и сажают на своих участках деревья». 

Хозяйство Джадылы Дженнел получило от государства двести гектаров в пользование на 99 лет. Бизнес-план заинтересовал. Он действительно многообещающий, с водосбережением. Банк предоставил льготный кредит. При  такой поддержке и делает первые шаги сельский бизнес, показывая пример.

Какие есть риски? Потрава скотом. Минимизируя эту напасть, сад отгородили канавой с насыпью.

Для борьбы с насекомыми и болезными иранские консультанты посоветовали апробированные химикаты. А плодородие бедных почв хозяйство повышает с помощью полива. Суспензия с удобрениями готовится в резервуарах и при поливе попадает по капельным трубам к корням. 

Изменение климата тоже вызывают тревогу у садоводов. По прогнозам, температура воздуха в Туркменистане будет стабильно увеличиваться, а количество осадков, сначала оставаясь стабильным, резко снизится после 2030–2040 годов.  Удастся саду пережить эти явления? В пользу фисташки то, что корни уходят в глубину на пятнадцать метров. Она засухоустойчивая. Адаптируется.   

Фисташковый сад  хозяйственного общества Джадылы Дженнел стоит рассматривать  не только как доходное предприятие. Прогнозисты обещают, что климат смягчится в округе. К тому же этот промышленный сад в Ахалском велаяте не единственный. На сотнях гектарах поднимаются сады в агрохолдинге Miwe. Рассказ о нем в следующей публикации.

Наталия ШУЛЕПИНА

Фото автора

 

 

 


Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

 

Еще статьи из Репортер.uz

Партнеры