Туркменский опыт: миндальные сады и банановые теплицы в соседстве с Каракумами

В Ашхабаде по линии Глобального водного партнерства я поучаствовала в конференции «Развитие национального процесса планирования адаптации к изменению климата в Туркменистане» в рамках проекта ПРООН. По этой же тематике были поездки. Об одной из них рассказала в репортаже «Туркменский опыт: сады и теплицы на неудобьях. Фисташка». Миндальные сады и банановые плантации акционерного общества открытого типа «Miwe» — тема следующего репортажа.

История холдинга такова. Четыре хозяйственных общества — «Хемсая», «Гек Булут», «Мивели Атыз» и «Датли Миве» — в 2019 году решили начать общий бизнес. Профили их близки, как и количество земли. Каждый акционер  получил у государства в долгосрочное пользование на 99 лет земельный участок в 300 гектаров в Каахкинском этрапе Ахалского велаята.

От Ашхабада путь неблизкий — около полутораста километров. Это самая настоящая глубинка. Земли ее не орошались, разве что рядом с Каракумским каналом что-то росло. А до него три десятка километров.  В одиночку прокладывать дорогу, тянуть электролинию, решать вопросы с поливом и строительством сложно. Акционеры решили объединить усилия, создав холдинг.  При этом у каждого сохраняется свой участок и профиль.  

Miwe — в переводе означает фрукт. Плодовые  культуры и стали стержневыми. Первые посадки сделаны в 2019 году. Год за годом сады расширялись.  В добавок к яблоням, сливам, грушам, персикам растут косточковые миндаль и фисташка, плюс овощи. Сады и поля прилегают едва ли не впритык к пустыне Каракумы.

Все посадки требуют полива. Сперва акционеры рассмотрели вариант со скважинами. А сошлись на том, чтобы протянуть водовод от Каракумского канала. Взяли банковский кредит — на такие цели он льготный в один процент годовых. Вложились в  гидротехнические сооружения. Насосные станции поднимают воду на 180 метров выше уровня Каракумского канала. На пути  к садам и теплицам она забирается на горку и попадает в два резервуара объемом в 100 тысяч и 70 тысяч кубометров. В резервуарах глинистая амударьинская вода отстаивается, осветляется и самотеком подается в сады и теплицы.

Зимой в резервуарах воды немного. Накопят ее к весенним поливам. 

Вся система от и до находится под контролем автоматики. Как это происходит в теплицах, мы еще увидим.  Что касается капельного орошения, то его масштабов не заметить невозможно.

На трехстах гектарах растут фруктовые, на шестистах гектарах — миндаль. Еще на сотне гектаров высажены фисташки. Скороспелые яблони, груши, персики уже плодоносят. Минувшей осенью собран и первый урожай миндаля. Саженцы для миндальных садов завезли из Турции в 2020 году. И позже подсаживали. Их одиннадцать сортов.  На плановые показатели по ряду культур акционеры холдинга рассчитывают выйти в 2025 году. А чуть позже, после прививок лучшими формами, «догонит» урожаями и фисташковый промышленный сад. 

Спускаемся из садов к теплицам. Они занимают колоссальные площади и очень впечатлили  нас с коллегами при обзоре с высшей точки. Под теплицы отведено по 80 гектаров в каждом из четырех участков. Еще не все готовы, строительство продолжается. А в тех, где процесс пошел, самая неожиданная возделываемая культура — субтропические бананы. Идем удивляться. Они в теплицах растут и плодоносят.

Плодоносят, потому что бананам созданы абсолютно оранжерейные условия. Здесь влажно и тепло. И в росте они не ограничены: крыша на высоте более девяти метров. Как ни странно, но банан — это ягода. Растет эта ягода гроздьями на траве, которая вымахивает, как деревья. В пятигектарной теплице заморскую траву посадили в 2023-м. В благоприятных условиях банан созревает за девять месяцев. Благодаря новым побегам и новым на них гроздьям сборщики заняты круглый год.

Как обеспечивается микроклимат? Каждые десять гектаров теплиц обогревает одна котельная. В «банановые» вода по трубам подается с температурой в 60 градусов.  Дождеванием «командует» автоматика, обеспечивая 75-процентную влажность. Она же контролирует подпочвенную воду. Субтропическая погода запрограммирована. Все стандартно, и даже полив. Он, как и в садах, капельный.

Под крышей теплицы установлены шесть резервуаров по 250 кубов.  Для очистки воды используется обратный осмос. По этой технологии из воды удаляется до 90-98 процентов неорганических соединений. Пьют банановые деревья точно по графику. За этим следит не только автоматика, но и специалист за компьютером, к которому стекается вся информация про климат, воду, тару… Впрочем, тара у всех на виду: ящики в сервисной зоне до самой крыши.

Всего на работах в теплице занято 40 человек. В 2025-м будет завершено строительство теплиц на 110 гектарах. Они тоже предназначены для выращивания бананов. В планах учредителей холдинга — закрыть потребность Туркменистана в этом продукте за три года. Еще один важный плюс: прибавится рабочих мест для мужчин и для женщин.

Как объяснил менеджер, в холдинге ежедневно заняты 1300 человек, а будет — 8500.  Четыреста человек живут в кампусах. С учетом перспектив появятся новые кампусы. Объемы производства растут, потребность в рабочих и специалистах тоже. В планах сажать морковь, лук, может, появятся и другие овощи. Специалисты советуют пробовать разные культуры. А еще переработку осваивать, увеличивать мощности складов-холодильников. Так что стройка продлится не один год. 

Как обстоит дело с погашением кредита? Налоговый кодекс Туркменистана к предпринимателям относится щадяще. Сельскохозяйственные производители освобождены от всех налогов на прибыль от реализации своей продукции. Такая политика поддерживает рост агропромышленного комплекса.

На стенде в кабинете менеджера «Miwe» Джанмурада Гуванджова — он отвечает за производство —  расписаны все характеристики участков и микроучастков.   Гуванджов объясняет, что по фруктовым садам холдинг уже в плюсе, они окупились. До конца кредитного срока холдинг рассчитается за капитальные вложения в строительство, ирригационную систему, холодильники, склады, теплицы, технику. Что касается техники, то ее  закуплено немало — только тракторов полсотни. В планах на 2025 год — закупить два комбайна для сбора миндаля. Какая в них необходимость? Первые 53 тонны собрали руками. В нынешний так не получится: на сотнях гектаров миндальные сады начнут плодоносить.

Кому продавать? Рынок огромный, включая европейский. Холдинг еще в 2023 году получил международный сертификат GLOBAL GAP для производителей сельскохозяйственной продукции. Следовало обеспечить соблюдение ряда стандартов, включая здоровье и безопасность работников на производстве, охрану окружающей среды и даже удаленность от автотрасс. Сертификат делает доступными все рынки. Миндаль в Европу уже продавали.

На выезде из района сравниваем то, что видели, с тем, что видим.  Там эффект от вложенного труда и финансов для людей, природы, климата. А тут наглядное соседство с пустыней Каракумы. Пример  «Miwe» убедительный,  можно и здесь сады растить. Условие — вода, чтобы была и не иссякала в Амударье и Каракумском канале.

Далее мы попали в «помидорное царство» — крупный тепличный комплекс по выращиванию томатов. О нем в следующем репортаже. 

Наталия ШУЛЕПИНА, фото автора


Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

 

Еще статьи из Репортер.uz

Партнеры