Чтобы фотографировать птиц, надо иметь острый глаз, терпение, получать радость от наблюдений за пернатыми и искренне ими интересоваться.
Едем в Бричмуллу в канун зимы
Местные школьники стали участниками международного фестиваля под названием «Кухня перемен: готовим решения в поддержку климата». Вот и пригласили на праздник гостей из Ташкента.

Этот кишлак находится сравнительно недалеко от столицы Узбекистана. Расположен на берегу Чарвакского водохранилища. Над ним высится Коксуйский хребет, с двух сторон сбегают реки: Кок-су и Чаткал.

Прославила кишлак песня про золотую Бричмуллу… Заметим, что название кишлака сейчас звучит несколько иначе: Бурчмулла (Бурч-мулло). Говорят, что переименовали кишлак в семидесятые годы прошлого века. Но в обиходе – так, как в песне. Подъезжая к горному поселению, мы, гости из Ташкента, не раз останавливали машину, зачарованные пейзажами.

Листва с деревьев почти вся опала, трава пожухла. Скоро все засыплет снегом. Но и в канун зимы окрестности восхищают.
.

Школа на весь кишлак одна. Учатся в ней на трех языках – узбекском, таджикском и русском – полтысячи девчонок и мальчишек. Бегут к школе кто с горки, а кто наоборот, вверх по проулкам почти от самого водохранилища.

Во всех семьях этого горного поселения, расположенного в Угам-Чаткальском национальном парке, дети знают, как растет еда. Есть сады и огороды, и то, что называют мелкомасштабным сельским хозяйством. Да и лесхоз на горных склонах старается, выращивая миндаль. В общем, не случайно бричмуллинцы стали участниками глобального общественного движения «Slow food» («Медленная еда»).

Когда это движение только зарождалось, а было это около тридцати лет назад, энтузиасты стремились сохранить местные традиции питания. Со временем пришло осознание, что пища тесно связана со многими аспектами жизни, включая культуру, сельское хозяйство и окружающую среду. Движение «Slow food» получило поддержку в 160 странах мира.

Подключились и узбекистанские школьники, став участниками международного фестиваля. Он проводится осенью и в начале зимы. Название фестиваля 2017 года – «Кухня перемен: готовим решения в поддержку климата» – подсказывает, на чем акцент.

Важно не только продемонстрировать все разнообразие еды из местных продуктов, но и убедить окружающих использовать в рационе именно их «в поддержку климата». К этому и готовились с огромным удовольствием ребята.

Мы, столичные гости, приехали не к самому началу праздника, чуть позже. Но накал праздника не снижался. Посетители приходили и из соседнего, что за мостом через Кок-су, поселка Яккатут.

«Как может повлиять еда из местных продуктов на изменение климата?»

Всем прибывшим ребята объясняли: «Одним из главных виновников выбросов углекислого газа в атмосферу, вызывающего тепловой эффект, является промышленная система производства продовольствия. За треть парниковых газов в ответе интенсивное животноводство, массовое использование химических удобрений, длинные пищевые цепочки по доставке продуктов. Наша пищевая цепочка – самая короткая!».

Сельскому хозяйству, особенно, мелкомасштабному, как в Бричмулле-Бурчмулле, это не выгодно. Изменение климата можно затормозить. Школьники этому точно посодействуют. Они про пищевые цепочки все знают.

Отлично можно обходиться без заморских продуктов. Тыква и миндаль, грецкий орех и картофель, яблоки и хурма… Деликатесы, которые во многих краях неведомы, приготовлены и размещены во вкусной экспозиции.

«Пробуйте и спрашивайте рецепты». Особо ребята рекомендуют блюдо «хашкак» – мед с орехами и «уро-ош» – йогурт со специями.

Реально на столах – праздник Урожая.

Директор школы Риски Юнусовна Рахимова напоминает, что еда из местных продуктов служит устойчивому сельскому хозяйству.

Главный рецепт: «Выбирайте еду из местных продуктов, сообща добьемся глобальных положительных изменений».

Какой фестиваль без показа и иных талантов? «Сейчас будет концерт», — сообщают за кулисами.

Таланты демонстрируются к удовольствию детей и взрослых.

Потом, как положено, речь держат старшие и награждают победителей – знатоков самых лучших рецептов, приготовивших самую вкусную еду из местных продуктов.

Фото победителей на память. Советы гостям после фотографирования: «Медленная еда из местных продуктов лучше всего и для климата, и для здоровья».

Праздник окончен.

Пора по домам.

В Бричмулле затопили очаги. Вероятно, на многих очагах хозяйки готовят ту еду, что выбрали их дети.

«Сладостpастная отpава, золотая Бpичмулла, где чинаpа пpитулилась под скалою. Пpо тебя жужжит над ухом вечная пчела, Бpичмулла»…

Уезжая, мы мечтаем проехать вокруг чаши Чарвакского водохранилища летом. Куда? Конечно, в Бричмуллу-Бурчмуллу.
НАТАЛИЯ ШУЛЕПИНА
Источник — Новости Узбекистана
|
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Фото
Только что закончены репортажи из экспедиции от верховий до низовий Амударьи. Много фотографий не вошли в репортажи. Покажем вдогонку еще Амударью и пустыню Кызылкум.
Конечная точка маршрута — Междуреченское водохранилище. Сюда мы отправляемся из Нукуса.
По Узбекистану экспедиция начата на Аму-Бухарском канале. На втором ее этапе мы пересечем Кызылкумы, заедем в Нижне-Амударьинский государственный биосферный резерват, взойдем на Чылпык.
Первый маршрут исследователей — Таджикистан, поездка в заповедник «Тигровая балка». Вторая экспедиция — по Узбекистану: от Бухары до низовий. В этом репортаже проедем от питомника «Джейран» вдоль Аму-Бухарского канала.
8 августа — Международный день альпинизма. Читаем воспоминания мастера спорта по альпинизму Георгия Калинина о маршруте на Памире, который вряд ли будет повторен кем-либо.
Труба кирпичного завода — заметный ориентир. Проезжая по Бухарскому району, минуем его, а там уж и до узла распределения воды «Зарафшон» рукой подать. Чем примечателен объект? Ему без малого сто лет, веден в эксплуатацию в 1927 году. Будет реконструирован и модернизирован.
В Бухару едем для изучения проблем питьевого водоснабжения. Из Ташкента мы прилетаем рано утром. Перед посадкой разглядываем теплицы, трубы теплоцентрали, дороги…
Сделка по продаже береговых участков Чарвакского водохранилища поставила «на уши», пожалуй, весь Ташкент. Официально — не продажа, а развитие международного туризма. На словах: никакого строительства до заключения экологической экспертизы. По факту: иное.
Мы пройдем вдоль небольшого участка Аму-Бухарского канала: от моста на трассе между Бухарой и Караулбазаром вверх по течению параллельно ограждению питомника «Джейран».

Четыре истины для «Саммита правды»
Ангелина Борисовна Однолько
Эта публикация достойна того, чтобы её перепечатки все официальные и неофициальные СМИ. Главный вывод: все беды это результат БЕЗУДЕРЖНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ . Если бы наши деды увидели, что мы выбрасываем, не избежать нам их проклятия. Мы слишком быстро привыкли идти на базар без сумок и полотняных мешочков для круп, слишком быстро привыкли к горячей воде из крана, возненавидели любую жизнь рядом с домом, уничтожили всех , кто посмел ползать, прыгать и летать. К сожалению, мы, люди, изменимся только тогда, когда снова, как и тысячу лет назад , нам нужно будет предолевать голод, холод, жажду.
Линия защиты по стене и крыше от тех, кто «оттуда»
Ангелина
Странно, что мы еще можем три часа отстаивать законы государства. Странно, что мы еще пишем такие статьи. Странно, что мы можем в открытую снимать должностное лицо, совершающее преступление - кувалдой сбивающее чужой замок. В детском саду в этом случае говорили: а если я к тебе приду и стану замок на дверях сбивать? Странно, что в это же самое время проходят в нашей же стране международные встречи, конференции, до мировой общественности старательно доносится мысль: Узбекистан - правовое государство.
Заточить в темницы жителей ташкентских высоток — это лихо
Ангелина
У меня дома хранится очень интересный документ: штраф за сооружение крыльца, то есть входа, в частный дом, расположенный в районе одноэтажных домов возле базара Тезиковка на бывшей улице Чапаева, в котором жила моя бабушка. Сколько живу, так и не могу догадаться, каким образом некий надзорный орган в 40-ые годы смог обнаружить это крыльцо частного дома, расположенного внутри двора за забором более 2-х метром. Ситуация изменилась на 180 градусов. Теперь мы не можем найти этот надзорный орган, чтобы его сотрудники выглянули из окна и посмотрели на высотки, видные почти из любой точки Ташкента. Живу на 4-м этаже четырехэтажного дома. Год назад мой сосед воздвиг пятый этаж. Единственно, чего я добилась, чтобы на крышу поднялся руководитель Управляющей компании. Но он по его собственному признанию не является специалистом в строительстве. Так и живу со страхом - когда моя крыша не выдержит.
ДЫМИТ АНГРЕНСКАЯ СВАЛКА
Эколог
Наталия ШУЛЕПИНА sreda.uz, 28.6.2013г Пишу - 07.11.2025 год ....то что Вы писали все также или хуже.
Слабо помыть московские высотки в Ташкенте?
Ангелина Борисовна Однолько
Специально подходила и трогала руками в жаркий летний лень стены новостроек, покрытые прозрачным пластиком, похожим издалека на стекло. Руку держать даже секунду тяжело - очень горячо. А потом мы говорим, что стало жарко. Жарко не потому, что климат меняется , а потому что безграмотные строительные решения подогревают воздух, как в печке. Все больше стекла и бетона, который греется неимоверно. Все больше требуется энергии на охлаждение и отопление воздуха внутри. А люди, принимающие решения живут в загородных домах с садом и огородом и поливом в любое время суток.
На леднике Федченко (Ванчях) международная экспедиция установила летом 2025 года три автоматические станции
Ангелина
Какая красивая и глубокая метафора: ледник - это книга, которую надо успеть прочитать!!! Такая информация не просто радует, она заставляет вновь обрести веру в человечность, в неукротимую жажду познания. Не разрушение, а созидание - вот наш девиз. Наш - людей на планете Земля!!!
Амударья для биоразнообразия. Экспедиция по Узбекистану: от Бухары до низовий (часть 3)
Ангелина
Очень емкая экспедиция, требующая широкого кругозора в освещаемой теме. Слова восхищения автору - Наталье Шулепиной. Даже в праздники Вы не позволяете себе отдыхать! Меня же, как читателя, поразило насколько сложно устроена система водопользования. И второй тезис: никакие теории не помогают, никакие технологии не спасут, если воды просто НЕТ. Известно, что есть островные государства на Земле, которые всерьез задумываются о покупке земли на материке для своих граждан в связи с угрозой затопления. Не возникнет ли такая необходимость и в Узбекистане, если проживание в бывших низовьях Амударьи и Сырдарьи станет просто невозможным.
Ежи не будут ползать по жд-расписанию в Зарафшанском национальном природном парке
вован1
для прохода животных - под насыпью должны быть проложены широкие трубы. Как делается во всех цивилизованных странах
Роща болотных кипарисов в Ташкенте
вован1
фоток с озера Сукко (Анапа) здесь в статье кстати нет.
Ежи не будут ползать по жд-расписанию в Зарафшанском национальном природном парке
Зайнутдинова Неля
Не знаю, как ещё надо писать, к кому обращаться, чтоб дошло до руководителей всех уровней! А что для этой новой ж/д других возможностей прокладки нет или не рассматривались? Или сначала строим, потом соображаем? Перечислены все законы и постановления, которые нарушаются. Они что о них не знают или как всегда выгода на первом месте? Природа такаая хрупкая. Её уничтожить ради экономии средств на нынешнем этапе ничего не стоит.