Река Чирчик, протекающая по крайнему югу Ташкента, сейчас мало похожа на когда-то мощную водную артерию. Между тем законодательно река защищена специальным Постановлением Кабинета Министров РУз № 471 от 29.10.2003 года.
ТРЕТЬЯ ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ В БАССЕЙНЕ АРАЛА
Подготовлен проект третьей Программы действий в бассейне Аральского моря — ПБАМ-3. В ее подготовке приняли участие министерства и ведомства пяти стран Центральной Азии – Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана.
Подготовлен проект третьей Программы действий в бассейне Аральского моря — ПБАМ-3. В ее подготовке приняли участие министерства и ведомства пяти стран Центральной Азии – Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана.
На сайте Международного фонда спасения Арала размещены документы, имеющие отношение в ПБАМ, в частности, совместное заявление глав государств-учредителей Международного Фонда спасения Арала. Оно было сделано в Алматы в апреле 2009 года по итогам встречи. В Заявлении Стороны выразили готовность к дальнейшему совершенствованию организационной структуры и договорно‐правовой базы МФСА с целью повышения эффективности его деятельности и более активного взаимодействия с финансовыми институтами и донорами по реализации проектов и программ, связанных с решением проблем бассейна Аральского моря.
Стороны поручили Исполнительному Комитету МФСА совместно с Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссией, Межгосударственной комиссией по устойчивому развитию (структуры МФСА) с привлечением национальных экспертов и доноров разработать Программу действий по оказанию помощи странам бассейна Аральского моря на период 2011‐ 2015 годы (ПБАМ‐3) для последующего рассмотрения и утверждения государствами‐ учредителями МФСА.
Также в документе приводится история Международного фонда спасения Арала, рассказывается о первых двух программах действий.
По информации Исполкома МФСА, общий вклад стран – членов МФСА в реализацию мероприятий в 2002 — 2010 годы составил более 2 млрд. долларов США. Поддержку оказали доноры, в том числе ПРООН, Всемирный банк, Азиатский банк реконструкции и развития, Агентство по развитию США, а также правительства Швейцарии, Японии, Финляндии, Норвегии и др.
Исполком МФСА подытожил уроки реализации ПБАМ. Отмечено, что в рамках первых двух Программ внимание было сконцентрировано на решении технических проблем. А вопросам социальной и институциональной сфер уделялось недостаточное внимание. Не установлено должное сотрудничество между министерствами стран Центральной Азии, вовлеченных в реализацию проектов, а также местной администрации и гражданского общества. Информированность общества была невелика. Тем не менее, разработанные и реализованные Программы внесли существенный вклад в укрепление связей между странами Центральной Азии и международным донорским сообществом.
В ходе разработки приоритетов и проектных предложений Программы действий на 2011-2015 годы страны согласились, что проекты ПБАМ‐3 должны соответствовать четырем направлениям: Комплексное использование водных ресурсов, Экологическое, Социально‐экономическое, Совершенствование институционально‐правовых механизмов.
Разработка Программы осуществлялась ИК МФСА совместно с участием Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (МКВК), Межгосударственной Комиссии по устойчивому развитию (МКУР), а также национальных экспертов от стран Центральной Азии и в тесном сотрудничестве с донорским сообществом.
Всего ИК МФСА получил 335 проектных предложений, включая 149 предложений для 1 направления; 100 предложений для направления 2; 71 предложение для
направления 3 и 15 предложений для направления 4. Все поступившие материалы были объединены в 47 проектов.
Сводный перечень проектов
Направление 1 — Комплексное использование водных ресурсов
Тематика 1.1. Совершенствование информационной системы, включая модернизацию
гидрометеорологической службы, создание баз данных, разработку единых методов прогнозирования спроса на воду
Проект 1.1.1 Вода и экономическое развитие: управление спросом (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан)
Проект 1.1.2 Совершенствование баз данных и компьютерных моделей для управления водными ресурсами межгосударственных водных источников (Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан)
Проект 1.1.2* Совершенствование баз данных и компьютерных моделей для управления водными ресурсами (Таджикистан)
Проект 1.1.3 Создание потенциала для совершенствования управления водными ресурсами межгосударственных водных источников (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан)Проект 1.1.4 Совершенствование системы мониторинга на оросительной сети (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан)
Проект 1.1.5 Совершенствование системы гидрометеорологического мониторинга (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан)
Проект 1.1.6 Совершенствование системы мониторинга мелиоративного состояния орошаемых земель (Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан)
Проект 1.1.6* Совершенствование системы мониторинга уровней и напоров подземных вод (Кыргызстан)
Тематика 1.2. Внедрение интегрированного управления водными ресурсами, включая Разработку национальных и регионального видения использования водных ресурсов и бассейновых планов, целей поддержания и сохранения качества воды, руководств и стратегий по эффективному использованию водных ресурсов, улучшения управления водными ресурсами на всех уровнях
Проект 1.2.1 Разработка национальных и регионального видения использования водных ресурсов (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан)
Проект 1.2.2 Интегрированное управление водными ресурсами для обеспечения потребностей водопользователей (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан)
Проект 1.2.3 Укрепление потенциала ассоциаций водопользователей (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан)
Проект 1.2.4 Улучшение мелиоративного состояния орошаемых земель (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан)
Проект 1.2.5 Реабилитация водохозяйственных объектов (Казахстан, Узбекистан)
Проект 1.2.6* Разработка ТЭО строительства водохранилищ сезонного и многолетнего регулирования стока в бассейне Аральского моря (Таджикистан)
Тематика 1.3. Безопасность гидротехнических сооружений
Проект 1.3.1 Обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан)
Тематика 1.4 Управление рисками природных катастроф
Проект 1.4.1 Укрепление регионального потенциала по снижению рисков стихийных бедствий в Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан)
Направление 2 — Экологическое
Тематика 2.1. Охрана природы, включая оказание помощи в реализации Киотского протокола и мер по адаптации к изменениям климата
Проект 2.1.1 Лесовосстановление и лесоразведение в бассейне Аральского моря (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан)
Проект 2.1.2 Разработка и внедрение устойчивой системы управления водно‐болотными угодьями и создание особо охраняемых природных территорий для уменьшения опустынивания,
восстановления и улучшения биоразнообразия (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан)
Проект 2.1.3 Региональная программа охраны биологических ресурсов горных территорий Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан)
Проект 2.1.4 Интегрированное управление дельтами рек Сырдарьи и Амударьи для сохранения биологического разнообразия ((Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан)
Проект 2.1.5 Разработка региональных экологических индикаторов и создание
экологической информационной системы (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан)
Проект 2.1.6 Сокращение выбросов парниковых газов и увеличение поглощения двуокиси углерода в бассейне Аральского моря (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан)
Проект 2.1.7 Оценка изменения оледенения, распределения солнечной радиации и радиационного баланса в горных районах Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан)
Проект 2.1.8 Уменьшение риска стихийных бедствий в горных районах (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан)
Проект 2.1.9 Уменьшение риска от результатов хозяйственной деятельности в горной местности (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан)
Тематика 2.2. Управление биологическим разнообразием
Проект 2.2.1 Создание системы регионального мониторинга биологического разнообразия (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан)
Проект 2.2.2. Сохранение видов дикой флоры региона, находящихся под угрозой исчезновения, и издание Красной книги дикой флоры бассейна Аральского моря (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан)
Проект 2.2.3 Сохранение видов дикой фауны, находящихся под угрозой исчезновения, и издание Красной книги дикой фауны бассейна Аральского моря (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан)
Направление 3 — Социально‐экономическое
Тематика 3.1. Устойчивое социально‐экономическое развитие
Проект 3.1.1 Увеличение занятости населения в сельской местности (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан)
Проект 3.1.2 Улучшение состояния пастбищ бассейна Аральского моря (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан)
Проект 3.1.3 Использование возобновляемых источников энергии в сельских населенных пунктах (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан)
Проект 3.1.4 Использование возобновляемых источников энергии в зоне формирования стока (Таджикистан)Тематика 3.2. Питьевое водоснабжение, санитария и здоровье
Проект 3.2.1 Улучшение доступа к питьевой воде населения проживающего в сельской местности (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан)
Проект 3.2.2 Повышение качества предоставляемой медицинской помощи населению, проживающему в сельской местности (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан)
Тематика 3.3. Оказание помощи в улучшении системы образования
Проект 3.3.1 Повышение уровня образования в сельских населенных пунктах (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан)
Направление 4 — Совершенствование институционально‐правовых механизмов
Тематика 4.1.Институциональное развитие и правовая поддержка регионального сотрудничества
Проект 4.1.1 Совершенствование существующей организационной структуры и нормативно‐правовой базы МФСА (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан)
Проект 4.1.1* Укрепление потенциала региональных органов МФСА в целях повышения эффективности управления водными ресурсами региона (Узбекистан)
Проект 4.1.2 Национальные и региональный диалоги по Водным конвенциям (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан)
Проект 4.1.3 Поддержка сотрудничества стран Центральной Азии в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений. Подготовка Соглашения по безопасности гидротехнических сооружений (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан)
Проект 4.1.4 Поддержка проектов по созданию Бассейновых советов Амударья и Сырдарья (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан)
Тематика 4.2. Выработка взаимоприемлемого механизма по комплексному использованию
водных ресурсов и охране окружающей среды с учетом интересов всех государств региона
Проект 4.2.1 Экономическая оценка комплексного использования водных ресурсов Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан)
Проект 4.2.2 Адаптация инфраструктуры использования водных ресурсов Центральной Азии к изменению климата (Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан)
Тематика 4.3. Укрепление потенциала сотрудничества и информирование общественности
Проект 4.3.1 Правовая и институциональная поддержка по созданию единой информационной системы (сети) и базы данных бассейна Аральского моря и мониторинга ПБАМ‐3 (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан)
Проект 4.3.2 Улучшение региональной системы обучения, подготовки и повышения квалификации специалистов водного сектора (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан)
Проект 4.3.3 Улучшение региональной системы обучения, подготовки и повышения квалификации специалистов гидрометслужб стран Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан)
Проект 4.3.4 Поддержка обучения специалистов стран ЦА по безопасности гидротехнических сооружений (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан)
Проект 4.3.5 Укрепление потенциала исполнительных органов Международного Фонда спасения Арала (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан)Проект 4.3.6 Институциональная поддержка периодических изданий органов МФСА (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан)
Проект 4.3.7 Создание учебно‐методического комплекса по привитию бережного отношения к воде (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан)
Проект 4.3.8 Информирование общественности (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан).
Материал для sreda.uz подготовила Наталия ШУЛЕПИНА.
6.2.2012г.
Для иллюстрации использованы космоснимок Арала и фото автора, на фото — Арал и Приаралье.
Источник — http://rus.ec-ifas.org/main/192-dokument-pbam-3-s-predlozheniyami-i-zamechaniyami-stran-ca.html
![]() Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Вода
Водный кодекс РУз регулирует отношения в области рационального использования и охраны вод, водных объектов, водохозяйственных объектов и земель водного фонда. Дата вступления Водного кодекса в силу — 31.10.2025г.
Полвека назад — 1 августа 1975 года — вдоль правого берега реки Зарафшан близ Самарканда был основан Зарафшанский заповедник протяженностью 47 километров.
Эта наградой Международная комиссия по ирригации и дренажу отмечает ирригационные сооружения возрастом более ста лет, которые еще находятся в эксплуатации и представляют собой исключительный пример устойчивой эксплуатации и управления.
В Бухару едем для изучения проблем питьевого водоснабжения. Из Ташкента мы прилетаем рано утром. Перед посадкой разглядываем теплицы, трубы теплоцентрали, дороги…
Сделка по продаже береговых участков Чарвакского водохранилища поставила «на уши», пожалуй, весь Ташкент. Официально — не продажа, а развитие международного туризма. На словах: никакого строительства до заключения экологической экспертизы. По факту: иное.
Благодаря усилиям экологов удалось, как минимум, отсрочить разрушение уникального объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Западный Тянь-Шань». В ходе напряженного обсуждения на 47-й сессии Комитета Всемирного наследия в Париже было принято компромиссное решение, дающее надежду… Оно и про Узбекистан.
Предлагаемая читателям информация из международных источников не имеет прямого отношения к Узбекистану и региону Центральной Азии. Но заставляет задуматься, не слишком ли беспечно чиновники распоряжаются источниками питьевого водоснабжения. Как аукнется?
Данные бассейновых водохозяйственных объединений «Амударья» и «Сырдарья» проанализированы в НИЦ МКВК и обобщены. Для оперативного оповещения опубликованы в еженедельном бюллетене.
Мы пройдем вдоль небольшого участка Аму-Бухарского канала: от моста на трассе между Бухарой и Караулбазаром вверх по течению параллельно ограждению питомника «Джейран».
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Рихард Эшенбах
Река превратилась в клоаку, куда сливают отходы. Рядом живу с этим местом. Как стемнеет, поднимается вонь от сливаемых в реку нечистот. Немного дальше по течению стоит завод стройматериалов, от которого стоит грохот и пыль на всю округу, а гравий к нему добывают там же в пойме реки. Там же на берегу мусорный полигон. Это только то, что мне видно с противоположной стороны реки
Бухара и Бухарский район: что нового в водоснабжении?
Наталья Вишневская
Наталия, спасибо Вам за интересный, познавательный материал. Читала с интересом, мне это знакомо. Совсем недавно мы были в Бухаре в рамках проекта Всемирного банка по реконструкции теплоснабжения и повышения энергоэффективности многоквартирных домов, проводили пресс- конференцию. Надеюсь и верю, что проект по улучшению водоснабжения достигнет положительных результатов, бухарцы этого достойны. Каждый проект, который приходит в страну, ставит перед собой глобальные задачи и широкомасштабное информирование граждан просто необходимо. Люди должны понимать, какие преобразования их коснутся, и работать в едином тандеме со всеми участниками проекта, как с исполнителями, так и с благополучателями.
Двойные стандарты, неприемлемые для Чарвакского водохранилища и окрестностей
Guljakhon Amanova
Краткий правовой анализ ключевых моментов Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан №490 от 2 августа 2025 года по проекту Sea Breeze Uzbekistan (https://lex.uz/ru/pdfs/7661949#): Проект #SeaBreezeUzbekistan 1. Отсутствие экологических гарантий Ключевая проблема: Постановление №490 утверждает реализацию крупного инвестиционного проекта — туристско-рекреационного комплекса стоимостью $1,5 млрд на территории более 2 000 гектаров (пункты 1 и 4) — без упоминания оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), природоохранных обязательств или ссылки на экологические законы. Само принятие такого подзаконного акта противоречит основному закону - Конституции РУз, ст. 49, устанавливающей, что: «Государство создает условия для осуществления общественного контроля в области градостроительной деятельности в целях обеспечения экологических прав граждан и недопущения вредного воздействия на окружающую среду.» Игнорирование национальных и международных стандартов: Не взят во внимание Закон Республики Узбекистан «Об экологической экспертизе», который хотя и вступит в силу 25.08.2025 г, но был принят уже в феврале этого года; Не указано обязательство по проведению ОВОС, несмотря на потенциальное значительное влияние на природу и климат, и продолжающиеся требования активистов провести такую полномасштабную экспертизу. Несоответствие #международным правовым обязательствам #Узбекистана: ✅ Принцип 17 #Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (1992 г.), который стал частью обычного международного права (customary international law): Обязывает проводить оценку воздействия на окружающую среду для проектов с потенциальным серьёзным экологическим воздействием. ✅ Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (#Орхусская конвенция,1998 г.) (ратифицирована Узбекистаном в марте 2025 г, вступила в силу - в июне 2025 https://lex.uz/ru/docs/7424711): Гарантирует право граждан на доступ к экологической информации и участие в принятии решений, затрагивающих окружающую среду (https://unece.org/DAM/env/pp/documents/cep43r.pdf). ✅ Замечание общего порядка №36 (2019 г.) Комитета ООН по правам человека к статье 6 Международного пакта о гражданских и политических правах: Признаёт обязанность государств защищать #право на #жизнь от экологической деградации (пункты 26 и 62). А ведь в соответствии со ст. 15 Конституции: Международные договоры Республики Узбекистан наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы Республики Узбекистан. Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора Республики Узбекистан. 2. Риски принудительных выселений и отсутствие гарантий жилищных прав Проблемные положения Постановления №490: ⚠️ П. 6(а): требует прекращения прав землепользования и регистрации участков как «свободных» для передачи инвестору; ⚠️ Последнее предложение п. 6: обязывает инвестора перечислить $5 млн в бюджет Ташкентской области для компенсации, но без гарантии, что пострадавшие получат её напрямую и в полном объёме, и что компенсация будет адекватной; ⚠️ П. 8(а): классифицирует проект как «социально значимый», создавая основания для возможного принудительного изъятия земли под видом общественного интереса. Несоответствие международным стандартам жилищных прав: ✅ Статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП): Закрепляет право каждого на достаточный уровень жизни, включая право на жильё. ✅ Замечание общего порядка №7 (1997 г.) Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам к статье 11 МПЭСКП: п. 13 — выселения недопустимы без адекватного уведомления, консультаций и правовых гарантий; п. 15 — выселения не должны приводить к бездомности или уязвимости. ✅ Основные принципы и руководящие положения по выселениям, связанным с развитием (Приложение к Докладу Специального докладчика ООН по вопросу о праве на жилище, документ A/HRC/4/18, 2007 г.): Требуют проведения #предварительных оценок последствий, раскрытия информации, индивидуальных компенсаций и правовых механизмов защиты. 3. Выводы и рекомендации ‼️ Постановление №490 позволяет реализовать крупный инвестиционный проект в обход базовых норм по защите прав человека и окружающей среды: Не требует экологической экспертизы и оценки воздействия; Не гарантирует справедливую, прямую компенсацию пострадавшим; Не предусматривает механизмов обжалования и правовой защиты; Использует термин «социально значимый» для оправдания коммерческого проекта. ⚠️ Это может привести к нарушениям международных обязательств Узбекистана в рамках МПЭСКП, МПГПП, Орхусской конвенции и Принципа 17 Декларации Рио, который стал частью обычного международного права (customary international law). Рекомендуемые неотложные меры: ⛔ Приостановить реализацию Постановления №490 до: Проведения независимой экологической экспертизы и оценки воздействия на жилищные права. Внести поправки в Постановление: Включить обязательность соблюдения Закона об экологической экспертизе (2025); Гарантировать индивидуальные компенсации и правовую помощь пострадавшим; Обеспечить прозрачные общественные консультации до отчуждения земель. ⚖️ Обеспечить судебный контроль за процедурами выселения и компенсации: Гарантировать пострадавшим доступ к эффективным средствам правовой защиты. ✊ Уважение к #ПравамЧеловека и #защите #окружающей среды должно стать основой любого инвестиционного проекта — даже самого амбициозного. unece.org
Двойные стандарты, неприемлемые для Чарвакского водохранилища и окрестностей
Galina Fimasobak
Чарвак - это не про собственность, не про деньги, Чарвак - это про единственный источник питьевой воды. Хотя не все так думают. Бизнесмены считают что все имеет свою цену, и все можно купить. Например, можно купить чью-то почку или сердце. В данном случае- это наши почки и наше сердце. Потому что речь о том, что мы будем пить, с какими примесями. А деньги получит кто-то другой. Не стоит уповать на очистные сооружения. На Байкале много лет работал целлюлозный комбинат, но его закрыли в 2013 году. Потому что он загадил озеро. Хотя там были очистные сооружения. Заметьте, сколько в том регионе источников пресной воды. И все равно вынуждены были закрыть комбинат! А у нас единственная речушка Чирчик и единственное водохранилище, которое ставится сейчас под угрозу!
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Gulsara Shermatova
Опять есть ТРЕБОВАНИЯ, а выполнения не будет по Чарваку тоже. Минэкологии нужно разогнать, зарплату за годы невыполнения обязательств заставить вернуть в бюджет. Это Министерство не охраняет даже стратегически важные объекты! Надо же оправдывать строительство пляжей на водохранилище- единственном источнике питьевой воды!
Полувековой юбилей Зарафшанского национального природного парка с непростой историей
Однолько Ангелина
Будем надеяться, что на охраняемой территории не будет допущено строительство никаких гостевых домиков и гостиниц. И огромная благодарность сотрудникам заповедной зоны и общественности Самарканда за труд и бдительность.
В Узбекистане — чилля. Установилась жара плюс 40-42 градуса. В пустынных регионах градусы выше
вован1
Побольше бы таких качественных репортажей
ГИССАРСКАЯ БАЛЛАДА
Каримов Р
И ещё самое главное. Среди красот этих гор в отдаленных кишлаках живут люди, не испорченные благами цивилизации. Очень простые и гостеприимные люди
Яллама — озеро в песчаном карьере
admin
Несколько групп в фэйсбуке организуют выезды на Ялламу.
Яллама — озеро в песчаном карьере
Анна
Как попасть на это прекрасное озеро? Спасибо