Новая финансовая цель призвана помочь развивающимся странам защитить население и экономику от климатических катастроф и воспользоваться существенными преимуществами стремительного роста чистой энергии.
ТРИ ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ УРОКА ВОДНОГО СОГЛАШЕНИЯ 1992г.
Мы продолжаем знакомить читателей sreda.uz с материалами международной конференции «Водному сотрудничеству стран Центральной Азии – 20 лет: опыт прошлого и задачи будущего», прошедшей в Алматы 20-21 сентября 2012г. В тезисах доклада правоведа Ю.РЫСБЕКОВА оцениваются уроки 20-летнего сотрудничества с точки зрения права.
18 февраля 1992 г. пять государств Центральной Азии заключили Соглашение, которым были созданы Межгосударственная Координационная водохозяйственная комиссия (МКВК) Центральной Азии и ее исполнительные органы – бассейновые водохозяйственные объединения (БВО) «Сырдарья» и «Амударья», ответственные за управление трансграничными водными ресурсами в бассейнах одноименных рек. Соглашение 1992 г. позволило сохранить «статус-кво» в межреспубликанских водных отношениях, закрепить совместное управление трансграничными водными ресурсами в бассейне Аральского моря в организационном и международно-правовом контексте, заложило основы развития сотрудничества в водном секторе в условиях независимого развития стран региона.
Урок I: быть профессионалом и иметь волю договориться.
Предпосылкой к заключению Соглашения 1992г. является принятие Заявление руководителей водохозяйственных органов республик Средней Азии и Казахстана (Ташкент, 12 октября 1991 г.). Такие положения Заявления, как «взаимосвязь интересов всех республик», исключение односторонних и «объединение и совместная координация действий» и др., созвучны принципам современного международного водного права. \»Мы, … как профессионалы…\» — так начинается Заявление.
Профессионализм и дальновидность первых лиц водохозяйственных органов четырех республик Средней Азии и Казахстана позволили им проявить важнейшую для судеб региона политическую инициативу и реализовать ее в невероятно сжатые сроки. 130 дней разделяют эти два события — принятие Заявления (12.10.1991 г.) и подписание Соглашения «О сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников» в Алма-Ате (18.02.1992 г.).
В этом контексте, история развития международного водного права не знает аналогов – такого короткого срока от намерения сотрудничать до заключения международного договора. Так, для заключения договора по реке Инд (Индия-Пакистан, при посредничестве Международного Банка реконструкции и развития) потребовалось около 10 лет, договора по реке Ганг (Бангладеш-Индия) – 30 лет, договора по реке Иордан (Израиль-Иордания) – 40 лет.
Урок II: для развития важно помнить минусы
Не удалось реализовать в полной мере ряд норм Соглашения между Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Узбекистан, Республикой Таджикистан и Туркменистаном «О сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников» (Алма-Ата, 18 февраля 1992 г.).
Так, в статье 2 Соглашения сказано: Стороны «обязуются обеспечить строгое соблюдение согласованного порядка и установленных правил использования и охраны водных ресурсов», а в статье 3 говорится об обязательстве Сторон «не допускать на своей территории действий, затрагивающих интересы других сторон и способных нанести им ущерб…» . Между тем, согласованный МКВК порядок использования трансграничных водных ресурсов в бассейне Аральского моря не всегда соблюдается и, как известно, имеют место действия на территории одной Стороны, затрагивающие интересы других Сторон и наносящие ущерб.
Исполнительные органы МКВК (БВО «Амударья» и БВО «Сырдарья») за 20 лет не стали «межведомственными контрольными органами», хотя это прописано в 8 и 9 статьях Соглашения.
Статья 10 Соглашения указывает на обязанность МКВК и БВО обеспечивать «неукоснительное соблюдение режима попусков и лимита водопотребления», а статья 11 – на обязательность решений МКВК для Сторон по установленным лимитам межгосударственных водозаборов. Однако в ряде случаев, особенно, в маловодные годы, МКВК и его исполнительные органы не могут обеспечить согласованные режимы попусков и лимитов воды.
Соглашением (статья 9) было предусмотрено содержание БВО «за счет отчислений водохозяйственных органов республик на условиях паритета и долевого участия». Но фактически БВО «Амударья» содержится за счет госбюджета Узбекистана и Туркменистана, БВО «Сырдарья» — Узбекистана и Казахстана. Основное бремя по содержанию двух бассейновых водохозяйственных объединений несет Узбекистан.
Также Соглашением (статья 12) было предусмотрено в течение 1992 года «разработать механизм экономической и иной ответственности за нарушение установленного режима и лимитов использования вод» . Прошло 20 лет, но этот крайне важный международно-правовой механизм не разработан.
Урок III: определенность никогда не мешает
Становление любого института управления связано с его институционализацией. Так, Соглашением «О статусе Международного Фонда спасения Арала и его организаций» (Ашхабад, 9 апреля 1999 г ) определено, что организации МФСА «являются юридическими лицами, …и правомочны: заключать контракты…; быть истцами и ответчиками в суде…» (ст. 2). Но за 20 лет МКВК не стало лицом юридическим, не имеет руководителя и почтового адреса. Соглашением 1992 года предусмотрено лишь председательствование представителей государства на заседаниях МКВК. С этих и ряда других позиций деятельность Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии Центральной Азии требует дальнейшей институционализации, начало которой положено Соглашением 1992 г.
Источник — http://www.icwc-aral.uz/20years/files/papers_ru.pdf
На sreda.uz использованы фото Наталии ШУЛЕПИНОЙ. На фото — в Приаралье.
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Вода
Уровни годовых осадков могут меняться незначительно. Но длительные периоды между интенсивными ливнями позволяют почве высыхать и становиться более плотной, уменьшая количество влаги, которую она может поглотить во время дождя.
«Загрязнение воздуха и воды, эрозия почвы, опустынивание, а также бесконтрольное использование ископаемого топлива ведут к увеличению природных катастроф и серьёзному ущербу окружающей среде и здоровью населения», — отметил Президент страны.
На COP29 в Азербайджане участники обсуждают необходимость инвестиций и инновационных решений в области управления водными ресурсами, чтобы обеспечить справедливый доступ к воде и повысить устойчивость к изменению климата.
По зуму участвовали в консультациях в Ташкенте представители ряда международных общественных организаций. По итогам они сформулировали свое понимание ситуации.
В Ташкенте состоялись консультации по проекту Рогунской ГЭС. Инициированы группой Всемирного банка по вопросам окружающей среды и социальной сферы. Цель — обсудить и оценить экологическое и социальное воздействие.
Канал Анхор в Ташкенте — одно из главных его украшений. Конечно, это не главная его функция. Он несет воды из реки Чирчик для поливов сельхозугодий. А еще дарит людям свежий воздух, снимает стресс, смягчает летнюю жару. Деревья вдоль канала создают природный микроклимат. Смотрим несколько осенних фото.
В сборнике — воспоминания коллег, учеников и соратников Виктора Абрамовича Духовного.
Экскаваторы и бульдозеры пробили ее на горном склоне над рекой Мачитасгонсай длиной в четыре с половиной километра, и останавливаться не собираются. По факту — это очередная агрессия бизнеса на охраняемой природной территории.
Отъехав от Гиссаракского водохранилища, наблюдаем, как в природные ландшафты вгрызается техника. Минуем карьер и стройплощадку с трубами, кажущимися с дороги игрушечными. Дальше — больше.
УЗБЕКСКАЯ СОЛОДКА
класс
Ноябрьские сюжеты в Ташкенте. Фото на ходу
Ангелина Борисовна Однолько
Наталья! Вы -прекрасный фотограф. Но давно убедилась, что фотография - не документ. Взять метр вправо -налево - и будет совершенно другой вид.
Ташкентцы хотят знать причины загрязнения воздуха и поименно загрязнителей
Бобоева Д
Хочется верить, что Фуркат Махмудходжаев-единственный человек в хокимияте, который хоть что-то но делает, выполнит это обещание. Верим, потому что надежда умирает последней, что будут не только следить, но и стараться улучшить качество воздуха в Ташкенте.
Растерзание природы близ Гиссарского заповедника
Однолько Ангелина
Какая грандиозная работа автора! Сколько дорог пройдено. Сколько документов изучено. Сколько проведено переговоров. Если трудно нам, привыкшим к чтению сложных текстов, осознать грандиозность строительства, масштаб денежных вложений, ущерб природно-охранной зоне, то каково местным жителям? Они не знают каким бумагам верить, как отстаивать свои интересы. На примере нового лыжного курорта Амирсай мы видим проблемы такого строительства: непродуманная канализация, отсутствие пешеходных прогулочных троп, отсутствие озеленения территории. Для лыжных трасс перерыты горы, и это совершенно не украшает летний пейзаж. А лето у нас все-таки большую часть года. Не повториться ли все это в Гиссаре?
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
admin
Ваш вопрос не по адресу.
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
Дима
Кто продаёт артемию ищу поставщика
Исполнилось 85 лет со дня рождения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга
Ангелина Борисовна Однолько
Спасибо за подборку. Поистине! Большое видится на расстоянии
Полив деревьев на яккабагской трассе и перспективы паспортизации деревьев в Узбекистане
Ангелина Борисовна Однолько
Недавно путешествовала из Ташкента через перевал в Ферганские долину. Таких сооружений для полива вдоль трассы много. Но и засохших посадок тоже не мало. Видно, что для отчета все сделано. Но ежедневного надзора нет. Остается только удивляться, сколько труда пропадает зря. Что касается мониторинга деревьев в Ташкенте, то не определено или по крайней мере не обнародовано участие махалинских комитетов в этом процессе. Странная ситуация: землю распределяет Хокимият, а махалинским комитетам остается разводить руками, обнаружив на месте деревьев новое сооружение, которое по документам числится туалетом, а на деле оказывается коммерческим объектом. С каждым годом асвальта возле наших домов становиться больше , газонов и деревьев меньше. Большинство чиновников живет в своих домах за городом и ситуацию не ощущают.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Анвар Ходжаниязов
Этот человек который стоит за этой дорогой имеет высоких покровителей. Без них никто на такое не отважется.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Ангелина Борисовна Однолько
Давно уже не выезжаю отдыхать на Чаткал. Везде стройки. Грохочит тяжелая техника. Пыль столбом. Давно не приходилось вдохнуть тот воздух, который хочется кушать. Сейчас даже на водопад туристов возят на газиках. Все впечатление стирается. В нашем народе нет никакого почтительного отношения к природе. Только потребление. А что делать жителям Бричмулы, Наная и др поселков. Или уехать или громить природу