«Загрязнение воздуха и воды, эрозия почвы, опустынивание, а также бесконтрольное использование ископаемого топлива ведут к увеличению природных катастроф и серьёзному ущербу окружающей среде и здоровью населения», — отметил Президент страны.
Центральный гербарий Узбекистана
Сегодня день открытий: удалось попасть в Институт ботаники Академии наук Узбекистана и увидеть уникальный гербарий растений Средней Азии.
Коллекция огромна, насчитывает 1,5 миллиона образцов. Это листы бумаги с прикрепленными к ним засушенными растениями и этикеткой, на которой записаны все данные. Стихийно собралось нас в группу «Прогулки в хорошей компании» неожиданно много, я не всё услышала и увидела. Мы ведь пришли не в музей, а в научное учреждение. Гербарные листы здесь хранятся, а не демонстрируются. Но общее представление мы получили. Научный сотрудник, с которой предварительно договорилась Ирина Безрукова, показала нам зал с большими деревянными шкафами, где в специальных папках лежат гербарные листы.
На этикетке самого старшего гербарного листа значится 1837 год! У меня дух захватило! Но наш экскурсовод сказала, что гербарии могут сохранятся и 200, и 300 лет. Как, где хранилось это растение? Каким образом оно попало в институт? Весь путь его неизвестен, но старая часть коллекции перешла из Среднеазиатского государственного университета (САГУ), то есть в 1918 – 20-е годы. А что раньше? Туркестанский музей? Частная коллекция? Или какое-нибудь общество любителей натуралистов? Может быть географическое?
По прошествии более 100 лет трудно узнать с кого начиналась коллекция, можно только догадываться. С отрядом того же Черняева шел магистр зоологии Северцов и горный инженер Фрейзе. Они описывали флору и фауну, собирали растения и камни. Были и отдельные исследовательские экспедиции. Замечательно, что сохранены растения, собранные первопроходцами. И не только ими, несколько последующих поколений, включая наших современников, сделали свой вклад в уникальную коллекцию.
Центральный гербарий Узбекистана занимает второе место в СНГ после Гербария Ботанического института РАН ( Санкт-Петербург) и второе место в Азии (после Пекина). На встрече ученых с президентом страны директор института профессор Комилжон Таджибаев сказал, что альтернативного гербария в мире нет и попросил помочь придать Центральному гербарию статус национального. Гербарий – гордость нашей страны и может стать туристическим объектом, считает директор института.
Сотрудники института постоянно пополняют гербарий, выезжая в экспедиции. Особенно впечатлил рассказ о сборе растений высоко в наших горах, куда добираться можно только на лошадях и где даже летом, когда город изнывает от 40-градусной жары, с неба опускается ледяная крупа и никогда не тают снежники и ледяные мосты через горные речки. Но увлеченные своим любимым делом сотрудники рады, когда удается попасть в состав экспедиции.
Слушала и росло беспокойство в связи с намерениями перевести все институты Академгородка за город. Сколько времени будет потеряно для важных работ! Сейчас идет оцифровка коллекции. Идет медленно из-за недостатка средств и специалистов, но 5 тысяч образцов уже обработаны. Пока они не доступны в электронном виде, пока только на дисках, но в будущем их можно будет увидеть всем. Как отразится переезд на сохранности гербария? Вопросы, вопросы, на которые пока нет ответов. Хочется думать, что всё образуется и сокровище Института ботаники наследуют потомки в целости и сохранности.
Татьяна ВАВИЛОВА
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Биоресурсы
На COP29 в Азербайджане участники обсуждают необходимость инвестиций и инновационных решений в области управления водными ресурсами, чтобы обеспечить справедливый доступ к воде и повысить устойчивость к изменению климата.
В сборнике — воспоминания коллег, учеников и соратников Виктора Абрамовича Духовного.
В Кашкадарьинской области, подъезжая к городу Яккабаг, мы увидели вдоль дороги сооружения на ножках. Проехав пару километров, решили рассмотреть. Для чего они?
Экскаваторы и бульдозеры пробили ее на горном склоне над рекой Мачитасгонсай длиной в четыре с половиной километра, и останавливаться не собираются. По факту — это очередная агрессия бизнеса на охраняемой природной территории.
Институт макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ) Республики Узбекистан исследовал связь должного хранения овощей и фруктов и сокращения потерь плодоовощной продукции.
Отъехав от Гиссаракского водохранилища, наблюдаем, как в природные ландшафты вгрызается техника. Минуем карьер и стройплощадку с трубами, кажущимися с дороги игрушечными. Дальше — больше.
Прогулку в ботанический сад Ташкента предварим строками из стихотворения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга:
«Люблю я последние дни сентября. Скрипичным оркестром охваченный город. Люблю эту свежесть и ясность погоды. Природа спокойно уходит в себя».
Ташкентский зоопарк был открыт 24 октября 1924 года. Накануне его столетия в Ташкентском доме фотографии представлена выставка «История в объективе».
Экопартия предлагает законодательно закрепить механизмы проведения общественных обсуждений строительства зданий и многоквартирных домов в городах в обязательном порядке.
УЗБЕКСКАЯ СОЛОДКА
класс
Ноябрьские сюжеты в Ташкенте. Фото на ходу
Ангелина Борисовна Однолько
Наталья! Вы -прекрасный фотограф. Но давно убедилась, что фотография - не документ. Взять метр вправо -налево - и будет совершенно другой вид.
Ташкентцы хотят знать причины загрязнения воздуха и поименно загрязнителей
Бобоева Д
Хочется верить, что Фуркат Махмудходжаев-единственный человек в хокимияте, который хоть что-то но делает, выполнит это обещание. Верим, потому что надежда умирает последней, что будут не только следить, но и стараться улучшить качество воздуха в Ташкенте.
Растерзание природы близ Гиссарского заповедника
Однолько Ангелина
Какая грандиозная работа автора! Сколько дорог пройдено. Сколько документов изучено. Сколько проведено переговоров. Если трудно нам, привыкшим к чтению сложных текстов, осознать грандиозность строительства, масштаб денежных вложений, ущерб природно-охранной зоне, то каково местным жителям? Они не знают каким бумагам верить, как отстаивать свои интересы. На примере нового лыжного курорта Амирсай мы видим проблемы такого строительства: непродуманная канализация, отсутствие пешеходных прогулочных троп, отсутствие озеленения территории. Для лыжных трасс перерыты горы, и это совершенно не украшает летний пейзаж. А лето у нас все-таки большую часть года. Не повториться ли все это в Гиссаре?
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
admin
Ваш вопрос не по адресу.
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
Дима
Кто продаёт артемию ищу поставщика
Исполнилось 85 лет со дня рождения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга
Ангелина Борисовна Однолько
Спасибо за подборку. Поистине! Большое видится на расстоянии
Полив деревьев на яккабагской трассе и перспективы паспортизации деревьев в Узбекистане
Ангелина Борисовна Однолько
Недавно путешествовала из Ташкента через перевал в Ферганские долину. Таких сооружений для полива вдоль трассы много. Но и засохших посадок тоже не мало. Видно, что для отчета все сделано. Но ежедневного надзора нет. Остается только удивляться, сколько труда пропадает зря. Что касается мониторинга деревьев в Ташкенте, то не определено или по крайней мере не обнародовано участие махалинских комитетов в этом процессе. Странная ситуация: землю распределяет Хокимият, а махалинским комитетам остается разводить руками, обнаружив на месте деревьев новое сооружение, которое по документам числится туалетом, а на деле оказывается коммерческим объектом. С каждым годом асвальта возле наших домов становиться больше , газонов и деревьев меньше. Большинство чиновников живет в своих домах за городом и ситуацию не ощущают.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Анвар Ходжаниязов
Этот человек который стоит за этой дорогой имеет высоких покровителей. Без них никто на такое не отважется.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Ангелина Борисовна Однолько
Давно уже не выезжаю отдыхать на Чаткал. Везде стройки. Грохочит тяжелая техника. Пыль столбом. Давно не приходилось вдохнуть тот воздух, который хочется кушать. Сейчас даже на водопад туристов возят на газиках. Все впечатление стирается. В нашем народе нет никакого почтительного отношения к природе. Только потребление. А что делать жителям Бричмулы, Наная и др поселков. Или уехать или громить природу