«Загрязнение воздуха и воды, эрозия почвы, опустынивание, а также бесконтрольное использование ископаемого топлива ведут к увеличению природных катастроф и серьёзному ущербу окружающей среде и здоровью населения», — отметил Президент страны.
ЧЁРНЫЙ ГРИФ НАД МЕГАПОЛИСОМ
В выходной поутру накануне Международного дня птиц в Ташкентском ботаническом саду собрались бедвочеры. Приглашение для всех желающих было опубликовано на фэйсбуке. Инициативу проявила группа Wildlife of Uzbekistan, а поддержало Общество охраны птиц Узбекистана. Нас собралось человек тридцать. Кто-то знал друг друга, кто-то знакомился в процессе.В выходной поутру накануне Международного дня птиц (1 апреля) в Ташкентском ботаническом саду собрались бедвочеры. Приглашение для всех желающих было опубликовано на фэйсбуке. Инициативу проявила группа Wildlife of Uzbekistan, а поддержало Общество охраны птиц Узбекистана. Нас собралось человек тридцать. Кто-то знал друг друга, кто-то знакомился в процессе.
Опытные бедвочеры – наблюдатели за птицами — у входа в Сад показывали новичкам книги с описаниями птиц, плакаты и даже раздали каждому распечатки с цветными фотографиями пернатых, которые нам могут встретиться.
Узбекистан находится на пересечении пролетных путей из Западной Сибири и Казахстана на ирано-каспийские и индо-пакистанские зимовки. Благодаря этому в аншей стране встречается более 460 видов птиц, из них свыше 265 видов гнездятся. Какие можно встретить по весне в Ташкентском ботаническом саду? \»Наряду с городскими здесь можно наблюдать малую поганку, малого баклана, камышницу, вяхиря, сплюшку, зимородка, бухарскую синицу, белокрылого дятла, свиристеля, крапивника, чернозобого дрозда, обыкновенного дубоноса. Всего более 30 видов\», — так объяснили знатоки.
Кого повезет увидеть нам? Четырьмя группами мы отправились по разным маршрутам. Территория сада – 66 гектаров. День солнечный, птицы летают и поют. Первой, в этом ничего удивительного, мы заметили майну. Как же без нее? Ну, а дальше, переходя из одной коллекции древесной растительности в другую, мы прислушивались и присматривались к тем самым, из списка.
Чаще всех видели вяхирей — лесных голубей. То они сидели где-нибудь на верхотуре на ветках, то перелетали с дерева на дерево, а то целой стаей дружно рванули по синему небу. За ними гнался ястреб-перепелятник. Про него пошутили: «Небольшая птица, сама, как голубь, а вяхирей гоняет и жрет», — и записали в тетрадку. Оперение у него светлое с черными каемками, у вяхирей же заметно на шее белое пятно, вытянутое назад. А на зашейке есть тёмное пространство из зеленоватых перьев. Весит эта птица до полукилограмма, размах крыльев превышает 70 см.
Черный дрозд, как и положено, черный. И звонкоголосый, из-за чего его часто с соловьем путают. Живет он в саду круглый год. Заметили мы и чернозобого дрозда – серенькую птичку с черной грудкой. Это – сибирский вид, у нас зимует до апреля, и вот-вот улетит в свою Сибирь.
Вот-вот улетят на север в места гнездовий и вьюрковые. Желтовато-зелёные чижи, оранжево-чёрно-белые юрки, зяблики с розовой грудью, сизой «шапочкой» на голове, пёстрыми крыльями и хвостом – они прилетают в Ташкент на зиму. В Ботаническом саду перед отлетом подкрепляются ягодами и семенами.
Когда увидели в полете черного грифа, мои спутники расценили это как сенсацию. Обитает в мегаполисе! Он летал высоко над Садом, но мы были «вооружены» подзорными трубами и фотоаппаратами с зумом. С нами, любителями, за птицами в Ташкентском ботаническом саду наблюдал орнитолог Нодир, который подтвердил: «Точно, черный гриф!».
Из хищников мы наблюдали и канюка восточного. Он — любитель грызунов, впрочем, и до пернатых охоч. Из чего заключили, что не так уж безопасна птичья жизнь в этом райском уголке. По весне он и есть рай, так нам показалось. Деревья оживают, листья пробиваются, крупные красные и желтые тюльпаны то тут, то там краснеют и желтеют на полянах.
Розовые кусты магнолии тоже отвлекали от бедвочинга. Ну как не сфотографировать роскошное цветение?! А птицы тем временем продолжали петь. Многих из них опытные бедвочеры определяли по голосу. Отрывисто кричал дятел белокрылый: «Тик, тик». Пиликали пеночки-теньковки. Порой раздавался странный голос «кых» — будто ударили по ржавой железке. Очевидно, фазан.
С горки мы наблюдали плескавшегося в пруду пеликана, но его в список, понятное дело, не включили, так как он находился на территории зоопарка. Рассчитывали увидеть водоплавающих и в Саду, но его озера пока без воды.
Добрались мы и до бетонного забора, отделяющего Сад от Салара. Там шелестели заросли камыша и темнело естественное озерко, по-видимому, образовавшееся из просачивающихся вод канала. Если бы мы в камышах залегли, то, пожалуй, фотоохота на водоплавающих получилась. Но ее оставили на следующий раз.
Маршруты наших четырех групп сошлись у оранжереи. Здесь сфотографировались на память и сравнили записи в тетрадках. Во всех отмечены зяблик, чиж и фазан, а еще бухарская синица. Кому-то удалось засечь и славку-мельничка, желтогрудого князька — крошечную птичку лазорево-жёлтой окраски. Полная информация о весеннем бедвочинге в Ташкенте будет направлена в международную базу данных. Попадет в нее и увиденный нами черный гриф.
\»Отрытый урок\» для взрослых по наблюдению за птицами — это и новые знания, и общее дело, и просто удовольствие от общения с природой. Опытные бедвочеры пообещали такие уроки продолжить.
Наталия ШУЛЕПИНА
sreda.uz, 30.3.2013г
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
0 комментариев на «“ЧЁРНЫЙ ГРИФ НАД МЕГАПОЛИСОМ”»
Добавить комментарий
Еще статьи из Биоресурсы
На COP29 в Азербайджане участники обсуждают необходимость инвестиций и инновационных решений в области управления водными ресурсами, чтобы обеспечить справедливый доступ к воде и повысить устойчивость к изменению климата.
В сборнике — воспоминания коллег, учеников и соратников Виктора Абрамовича Духовного.
В Кашкадарьинской области, подъезжая к городу Яккабаг, мы увидели вдоль дороги сооружения на ножках. Проехав пару километров, решили рассмотреть. Для чего они?
Экскаваторы и бульдозеры пробили ее на горном склоне над рекой Мачитасгонсай длиной в четыре с половиной километра, и останавливаться не собираются. По факту — это очередная агрессия бизнеса на охраняемой природной территории.
Институт макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ) Республики Узбекистан исследовал связь должного хранения овощей и фруктов и сокращения потерь плодоовощной продукции.
Отъехав от Гиссаракского водохранилища, наблюдаем, как в природные ландшафты вгрызается техника. Минуем карьер и стройплощадку с трубами, кажущимися с дороги игрушечными. Дальше — больше.
Прогулку в ботанический сад Ташкента предварим строками из стихотворения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга:
«Люблю я последние дни сентября. Скрипичным оркестром охваченный город. Люблю эту свежесть и ясность погоды. Природа спокойно уходит в себя».
Ташкентский зоопарк был открыт 24 октября 1924 года. Накануне его столетия в Ташкентском доме фотографии представлена выставка «История в объективе».
Экопартия предлагает законодательно закрепить механизмы проведения общественных обсуждений строительства зданий и многоквартирных домов в городах в обязательном порядке.
любопытное мероприятие, тоже приняла бы участие, придется на фейсбуке регистрироваться