Конечная точка маршрута — Междуреченское водохранилище. Сюда мы отправляемся из Нукуса.
Сколько опасных пестицидов используют в Узбекистане и еще четырех странах ВЕКЦА?
Об этом стало известно по итогам проекта Международной сети по ликвидации загрязнителей. Изучали ситуацию по использованию опасных пестицидов не только узбекистанцы. В своих странах ситуацию оценивали неправительственные организации Армении, Казахстана, России, Украины. Техническую поддержку оказало «Эко-Согласие» — координационный центр IPEN в странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА).
Все страны – члены Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях (Стокгольм, 22 мая 2001 г.).
Комплексное исследование по вопросам производства и использования в странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии — первое такого рода, проведенное при поддержке Международной сети по ликвидации загрязнителей (IPEN). Почему необходимо сокращать применение особо опасных пестицидов (ООП)? Они способны навсегда подорвать здоровье человека и повлиять на будущие поколения. Последствия отравления варьируются от легких симптомов до серьезных нарушений, которые могут привести к хронической инвалидности и даже смерти.
Выявлена общая тенденция: во всех пяти странах отмечен рост использования особо опасных химических средств защиты растений.
Армения. Более 60 процентов пестицидов, разрешенных законодательством Армении, принадлежат к особо опасным. Тот факт, что треть разрешенных в Армении ООП принадлежит к канцерогенам или возможным канцерогенам в соответствии с классификацией ВОЗ и Международного агентства по исследованию рака, вызывает тревогу, особенно на фоне роста раковых заболеваний в Армении и связанной с ним смертности. Основная часть импортируемых пестицидов поступает из Китая и Индии, при этом наблюдается ежегодное увеличение объемов импортируемых препаратов.
Казахстан. Из пестицидов, зарегистрированных и официально используемых, многие содержат один или несколько активных ингредиентов из списка особо опасных пестицидов. Анализ активных ингредиентов показал, что по состоянию на март 2019 года в Казахстане используется 74 активных ингредиента, относящихся к ООП. Из них 25 активных ингредиентов запрещены в других странах, но используются в Казахстане. Из 1021 торговых наименований пестицидов, зарегистрированных в Казахстане, 386 (38 процентов от общего количества зарегистрированных препаратов) содержат одно или несколько активных веществ, которые представляют собой особо опасные пестициды, включенные в список PAN.
Российская Федерация. В Государственном каталоге пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации на начало 2020 года, зарегистрировано 652 единицы препаративных форм пестицидов (индивидуальных и смешанных по действующему веществу). Это значительно больше, чем разрешалось использовать в предыдущие годы. 106 пестицидов (по активным ингредиентам) включены в список особо опасных пестицидов в соответствии с критериями Сети действий против пестицидов (PAN). Из них 38 ООП не были зарегистрированы или запрещены в разных странах.
Узбекистан. Разрешено использование 59 особо опасных пестицидов. Из них 34 запрещены в различных странах, но продолжают использоваться в Узбекистане. Отметим, что Узбекистан присоединился к Стокгольмской конвенции в мае 2019 года. Конкретные шаги будут отражены планах выполнения обязательств. Такие планы разрабатывает каждое государство-участник в течение двух лет после вступления для него в силу Стокгольмской конвенции. Направляет планы Конференции Сторон – органу, специально учрежденному этим международным договором.
Украина. В Государственном реестре пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на 31.12.2019г., 3966 препаративных форм пестицидов и агрохимикатов. Из них 1125 форм содержат от одного до трех активных ингредиентов особо опасных пестицидов. Это означает, что около трети пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению в Украине, являются особо опасными пестицидами. Общее количество активных ингредиентов ООП в препаративных формах пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению в Украине, составило 83 активных ингредиента, 41 из которых уже запрещены в других странах, но продолжают использоваться в Украине.
Подготовлены рекомендации по сокращению и ликвидации особо опасных пестицидов в регионе Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии. Информация о безопасной замене ООП, в том числе об использовании экосистемного подхода и традиционных знаний в сельском хозяйстве, будет стимулировать инициативы по отказу от использования пестицидов.
Что взамен? Стороны Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, например, запретили эндосульфан, один из ООП, заменив его безопасными альтернативами и экосистемным подходом в борьбе с сельскохозяйственными вредителями. Другим примером являются инициативы многих стран, направленные на прекращение использования глифосфата, который потенциально может оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье.
Как узнает население и правительства об альтернативах? Сборах данных и информированием могут и должны заняться региональные координационные центры Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях. Одна из задач государств — переход к более безопасным альтернативам.
По этой ссылке находится обзор по Узбекистану: IPEN — обзор, Узбекистан
Все обзоры размещены на сайте по адресу: https://ipen.org/site/production-and-use-HHPs-EECCA.
Подготовила Наталия ШУЛЕПИНА
Использованы материалы «Эко-согласия»
На SREDA.UZ рисуют дети Ташкента.
![]() Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Вода
Сокращение пищевых отходов и разумное использование океанов могут восстановить половину деградированных земель к 2050 году. Учёные предлагают комплекс мер, чтобы остановить разрушение почв и улучшить экологию планеты.
По Узбекистану экспедиция начата на Аму-Бухарском канале. На втором ее этапе мы пересечем Кызылкумы, заедем в Нижне-Амударьинский государственный биосферный резерват, взойдем на Чылпык.
Cоздаваемая система мониторинга засухи станет важным региональным инструментом для предупреждения экологических потерь, повышения продовольственной безопасности и устойчивого использования природных ресурсов.
Железная дорога, которая прокладывается по Зарафшанскому национальному природному парку, покончит с беспечностью диких животных. Окажутся под колесами поездов и ежи, и крупные животные.
Принято решение о создании Регионального центра ООН по целям в области устойчивого развития для Центральной Азии и Афганистана.
Первый маршрут исследователей — Таджикистан, поездка в заповедник «Тигровая балка». Вторая экспедиция — по Узбекистану: от Бухары до низовий. В этом репортаже проедем от питомника «Джейран» вдоль Аму-Бухарского канала.
Использование очищенных сточных вод в сельском хозяйстве может привести к непреднамеренному попаданию микропластика в почву, создавая невидимую, но растущую проблему загрязнения.
Постановление Кабинета Министров РУз «О мерах по реализации крупного инвестиционного проекта по строительству всесезонного курортного комплекса «Sea Breeze Uzbekistan» повергло в шок миллионы.
Более 90 лет на скальных выступах левого борта ледника Федченко на высоте 4169 метров стоит гидрометеорологическая станция имени академика Горбунова, открытая 7 августа 1933 года. Об истории создания самой высокогорной станции СССР рассказывают журналисты Asia-Plus.
Ежи не будут ползать по жд-расписанию в Зарафшанском национальном природном парке
вован1
для прохода животных - под насыпью должны быть проложены широкие трубы. Как делается во всех цивилизованных странах
Роща болотных кипарисов в Ташкенте
вован1
фоток с озера Сукко (Анапа) здесь в статье кстати нет.
Ежи не будут ползать по жд-расписанию в Зарафшанском национальном природном парке
Зайнутдинова Неля
Не знаю, как ещё надо писать, к кому обращаться, чтоб дошло до руководителей всех уровней! А что для этой новой ж/д других возможностей прокладки нет или не рассматривались? Или сначала строим, потом соображаем? Перечислены все законы и постановления, которые нарушаются. Они что о них не знают или как всегда выгода на первом месте? Природа такаая хрупкая. Её уничтожить ради экономии средств на нынешнем этапе ничего не стоит.
Двойные стандарты для Чарвака и окрестностей в пику действующим законам
Aliya Vildanova
Власть, которая должна быть гарантом законности, сама вопиюще нарушает и не соблюдает законы страны, со всеми вытекающими: коррупция, воровство, обман и т.д.
Двойные стандарты для Чарвака и окрестностей в пику действующим законам
Абдукодир Джалилов
На фото видно, что канализационная труба рядом чистой водой - это есть очень грубое нарушение технологии укладки труб. Нет никакой гарантии, что не смешивались разные структуры воды. Значит, народ правильно против стройке N490.
Роща болотных кипарисов в Ташкенте
вован1
А мы там недавно сняли красивое чтение стиха "Осень на дороге" от Даниэллы Фуэго
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Рихард Эшенбах
Река превратилась в клоаку, куда сливают отходы. Рядом живу с этим местом. Как стемнеет, поднимается вонь от сливаемых в реку нечистот. Немного дальше по течению стоит завод стройматериалов, от которого стоит грохот и пыль на всю округу, а гравий к нему добывают там же в пойме реки. Там же на берегу мусорный полигон. Это только то, что мне видно с противоположной стороны реки
Бухара и Бухарский район: что нового в водоснабжении?
Наталья Вишневская
Наталия, спасибо Вам за интересный, познавательный материал. Читала с интересом, мне это знакомо. Совсем недавно мы были в Бухаре в рамках проекта Всемирного банка по реконструкции теплоснабжения и повышения энергоэффективности многоквартирных домов, проводили пресс- конференцию. Надеюсь и верю, что проект по улучшению водоснабжения достигнет положительных результатов, бухарцы этого достойны. Каждый проект, который приходит в страну, ставит перед собой глобальные задачи и широкомасштабное информирование граждан просто необходимо. Люди должны понимать, какие преобразования их коснутся, и работать в едином тандеме со всеми участниками проекта, как с исполнителями, так и с благополучателями.
Двойные стандарты, неприемлемые для Чарвакского водохранилища и окрестностей
Guljakhon Amanova
Краткий правовой анализ ключевых моментов Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан №490 от 2 августа 2025 года по проекту Sea Breeze Uzbekistan (https://lex.uz/ru/pdfs/7661949#): Проект #SeaBreezeUzbekistan 1. Отсутствие экологических гарантий Ключевая проблема: Постановление №490 утверждает реализацию крупного инвестиционного проекта — туристско-рекреационного комплекса стоимостью $1,5 млрд на территории более 2 000 гектаров (пункты 1 и 4) — без упоминания оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), природоохранных обязательств или ссылки на экологические законы. Само принятие такого подзаконного акта противоречит основному закону - Конституции РУз, ст. 49, устанавливающей, что: «Государство создает условия для осуществления общественного контроля в области градостроительной деятельности в целях обеспечения экологических прав граждан и недопущения вредного воздействия на окружающую среду.» Игнорирование национальных и международных стандартов: Не взят во внимание Закон Республики Узбекистан «Об экологической экспертизе», который хотя и вступит в силу 25.08.2025 г, но был принят уже в феврале этого года; Не указано обязательство по проведению ОВОС, несмотря на потенциальное значительное влияние на природу и климат, и продолжающиеся требования активистов провести такую полномасштабную экспертизу. Несоответствие #международным правовым обязательствам #Узбекистана: ✅ Принцип 17 #Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (1992 г.), который стал частью обычного международного права (customary international law): Обязывает проводить оценку воздействия на окружающую среду для проектов с потенциальным серьёзным экологическим воздействием. ✅ Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (#Орхусская конвенция,1998 г.) (ратифицирована Узбекистаном в марте 2025 г, вступила в силу - в июне 2025 https://lex.uz/ru/docs/7424711): Гарантирует право граждан на доступ к экологической информации и участие в принятии решений, затрагивающих окружающую среду (https://unece.org/DAM/env/pp/documents/cep43r.pdf). ✅ Замечание общего порядка №36 (2019 г.) Комитета ООН по правам человека к статье 6 Международного пакта о гражданских и политических правах: Признаёт обязанность государств защищать #право на #жизнь от экологической деградации (пункты 26 и 62). А ведь в соответствии со ст. 15 Конституции: Международные договоры Республики Узбекистан наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы Республики Узбекистан. Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора Республики Узбекистан. 2. Риски принудительных выселений и отсутствие гарантий жилищных прав Проблемные положения Постановления №490: ⚠️ П. 6(а): требует прекращения прав землепользования и регистрации участков как «свободных» для передачи инвестору; ⚠️ Последнее предложение п. 6: обязывает инвестора перечислить $5 млн в бюджет Ташкентской области для компенсации, но без гарантии, что пострадавшие получат её напрямую и в полном объёме, и что компенсация будет адекватной; ⚠️ П. 8(а): классифицирует проект как «социально значимый», создавая основания для возможного принудительного изъятия земли под видом общественного интереса. Несоответствие международным стандартам жилищных прав: ✅ Статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП): Закрепляет право каждого на достаточный уровень жизни, включая право на жильё. ✅ Замечание общего порядка №7 (1997 г.) Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам к статье 11 МПЭСКП: п. 13 — выселения недопустимы без адекватного уведомления, консультаций и правовых гарантий; п. 15 — выселения не должны приводить к бездомности или уязвимости. ✅ Основные принципы и руководящие положения по выселениям, связанным с развитием (Приложение к Докладу Специального докладчика ООН по вопросу о праве на жилище, документ A/HRC/4/18, 2007 г.): Требуют проведения #предварительных оценок последствий, раскрытия информации, индивидуальных компенсаций и правовых механизмов защиты. 3. Выводы и рекомендации ‼️ Постановление №490 позволяет реализовать крупный инвестиционный проект в обход базовых норм по защите прав человека и окружающей среды: Не требует экологической экспертизы и оценки воздействия; Не гарантирует справедливую, прямую компенсацию пострадавшим; Не предусматривает механизмов обжалования и правовой защиты; Использует термин «социально значимый» для оправдания коммерческого проекта. ⚠️ Это может привести к нарушениям международных обязательств Узбекистана в рамках МПЭСКП, МПГПП, Орхусской конвенции и Принципа 17 Декларации Рио, который стал частью обычного международного права (customary international law). Рекомендуемые неотложные меры: ⛔ Приостановить реализацию Постановления №490 до: Проведения независимой экологической экспертизы и оценки воздействия на жилищные права. Внести поправки в Постановление: Включить обязательность соблюдения Закона об экологической экспертизе (2025); Гарантировать индивидуальные компенсации и правовую помощь пострадавшим; Обеспечить прозрачные общественные консультации до отчуждения земель. ⚖️ Обеспечить судебный контроль за процедурами выселения и компенсации: Гарантировать пострадавшим доступ к эффективным средствам правовой защиты. ✊ Уважение к #ПравамЧеловека и #защите #окружающей среды должно стать основой любого инвестиционного проекта — даже самого амбициозного. unece.org
Двойные стандарты, неприемлемые для Чарвакского водохранилища и окрестностей
Galina Fimasobak
Чарвак - это не про собственность, не про деньги, Чарвак - это про единственный источник питьевой воды. Хотя не все так думают. Бизнесмены считают что все имеет свою цену, и все можно купить. Например, можно купить чью-то почку или сердце. В данном случае- это наши почки и наше сердце. Потому что речь о том, что мы будем пить, с какими примесями. А деньги получит кто-то другой. Не стоит уповать на очистные сооружения. На Байкале много лет работал целлюлозный комбинат, но его закрыли в 2013 году. Потому что он загадил озеро. Хотя там были очистные сооружения. Заметьте, сколько в том регионе источников пресной воды. И все равно вынуждены были закрыть комбинат! А у нас единственная речушка Чирчик и единственное водохранилище, которое ставится сейчас под угрозу!