Рассматриваются вопросы номинации Сурханского и Койтендагского государственных природных заповедников в качестве единого трансграничного объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
Приоритеты сохранения биоразнообразия в Центральной Азии и значимые экосистемы
Командой экспертов проекта «WECOOP» подготовлен «Аналитический обзор приоритетов сохранения биоразнообразия и значимых экосистем Центральной Азии». Он доступен на русском и английском языках в «Библиотеке WECOOP» в разделе «Биологическое разнообразие Центральной Азии».
С полным стостраничным текстом можно ознакомиться по ссылке . На SREDA.UZ мы предлагаем читателям ознакомиться с предваряющим обзор «Резюме для лиц, принимающих решения».
Несколько слов о проекте. В 2009 году при ведущей роли Италии была учреждена Платформа сотрудничества ЕС– Центральная Азия в сфере охраны окружающей среды и водных ресурсов, как основа для сотрудничества между ЕС и странами Центральной Азии в области охраны окружающей среды, водных ресурсов и изменения климата.
ЕС возобновил проект «Европейский Союз – Центральная Азия: сотрудничество в области водных ресурсов, окружающей среды и изменения климата» (WECOOP) в октябре 2019 года. Началась третья фаза проекта.
В мае 2020 года в ЕС был принят амбициозный комплексный план по борьбе с сокращением биоразнообразия – Стратегия по сохранению биоразнообразия до 2030 года. Стратегия направлена на устранение основных факторов сокращения биоразнообразия. В сентябре 2020 года на Саммите ООН по биоразнообразию представители 84 государств из всех регионов и ЕС приняли Обязательство лидеров в поддержку природы и поставили цель – «объединив усилия, обратить вспять процесс утраты биологического разнообразия до 2030 года в целях устойчивого развития».
Исходя из Стратегия по сохранению биоразнообразия до 2030 года команда WECOOP подготовила «Аналитический обзор приоритетов сохранения биоразнообразия и значимых экосистем Центральной Азии».
Резюме для лиц, принимающих решения
Сохранение всех видов природных экосистем, лесов, генетических ресурсов и видового разнообразия имеет жизненно важное значение для стран Центральной Азии. Ключевым условием сохранения биологического разнообразия является in-situ сохранение экосистем и естественных местообитаний, поддержание и восстановление жизнеспособных популяций видов в их естественных условиях.
Страны Центральной Азии накопили уникальный опыт сохранения биоразнообразия и прошли долгий путь с момента обретения независимости в построении административно-правовой системы управления сохранением биоразнообразия. Но традиционный подход к сохранению отдельных видов животных и растений, практиковавшийся длительное время, привел к сокращению их разнообразия. В то же время он продемонстрировал необходимость экосистемного подхода к сохранению всего комплекса живых существ вместе со средой их обитания. Такой подход требует разработки новой политики, стратегий,
программ и проектов.
Для разработки этой новой политики важно признать недавние выводы региональных ученых о том, что деградация биоразнообразия влияет не только на возможности региона для устойчивого экономического развития, но и на его шансы на достижение устойчивого к изменению климата развития. Поэтому включение целей сохранения биоразнообразия в национальные и региональные программы развития и программы по смягчению последствий изменения климата является ключевым условием их успешной реализации.
Анализ также выявил значительные расхождения в классификации различных экосистем Центральной Азии, в терминологии биоразнообразия, терминологии устойчивого или устойчивого к изменению климата развития, а также в данных о различных экосистемах ЦА. Эта ситуация требует переосмысления, дальнейшего анализа и унификации концепций, методов и инструментов количественной и качественной оценки экосистем, а также адекватной национализации Целей устойчивого развития по биоразнообразию.
“Многочисленные институциональные факторы способствуют неэффективному управлению природными ресурсами во всем регионе:”
• Экосистемы необходимо классифицировать не только на основании их эколого-биологических характеристик, но и как объект управления.
• Страны ЦА обладают недостаточным институциональным потенциалом для надлежащего управления биоразнообразием, а соответствующие приоритеты еще не были должным образом интегрированы в планирование экономического развития или деятельность частного сектора.
• Существуют структурные несоответствия, если не конкурирующие приоритеты, между центральными и местными властями. Агентства, отвечающие за сельское хозяйство, нефть и газ, полезные ископаемые и водные ресурсы, иногда конкурируют друг с другом и обладают большей властью, чем агентства по охране окружающей среды.
• Отсутствие целей и сроков планирования в документах по разработке политики делает невозможным отслеживание прогресса в достижении как целей сохранения биоразнообразия, так и целей развития.
• Принципы надлежащего управления ОЭСР не признаются национальными системами управления природными ресурсами.
Присоединение и ратификация международно-правовых документов в области развития и охраны окружающей среды является важным элементом выполнения странами ЦА своих обязательств перед международным сообществом. Но страны ЦА в значительной степени не выполняют взятые на себя обязательства по международным природоохранным соглашениям, обязательства стран, взятые по тем или иным соглашениям, часто неадекватно оформляются и реализуются на национальном и региональном уровнях.
Наш анализ показал, что все страны ЦА сталкиваются со схожими вызовами и вынуждены решать одни и те же проблемы. На основании результатов анализа рекомендуется принять следующие меры политики:
• В связи с повышением осведомленности о роли изменения климата необходимо обновить термины «устойчивое развитие», «климатоустойчивое развитие», «устойчивое и эффективное управление природопользованием» на национальном уровне;
• Привести национальные цели в области биоразнообразия в соответствие с ЦУР15 ООН и с только что принятой на Конференции сторон (КС27) Конвенции ООН по биоразнообразию Куньминско-Монреальской рамочной программой в области биоразнообразия;
• Гармонизировать национальную терминологию по биоразнообразию в регионе с глоссариями Многосторонних природоохранных конвенций;
• Установить задачи и временные рамки для всех национальных целей в области биоразнообразия;
• Разработать механизм оценки экономической ценности биоразнообразия и экосистемных услуг;
• Расширить участие местных сообществ и заинтересованной общественности в природоохранной деятельности, расширить возможности общественных движений и групп;
• Завершить разработку эффективной системы управления на основе принципов надлежащего управления ОЭСР, включающей регулирование межведомственного взаимодействия и эффективную систему мониторинга;
• Повысить потенциал персонала государственных органов, отвечающих за управление биоразнообразием.
И наконец, предпосылкой для успешного достижения Целей в области биоразнообразия в Центральной Азии является официальное признание принципов надлежащего управления ОЭСР:
• Результативность – определение четких общих целей и достижение совместно согласованных целей и сроков;
• Эффективность – максимизация выгод от устойчивого управления биоразнообразием с наименьшими затратами для общества;
• Доверие и участие — укрепление общественного доверия и обеспечение участия заинтересованных сторон посредством демократической легитимности и справедливости для общества в целом.
Для сведения читателей приводим также оглавление «Аналитического обзора приоритетов сохранения биоразнообразия и значимых экосистем Центральной Азии»:
Глава 1. Центральная Азия – регион, важный для сохранения биоразнообразия
1.1. Разнообразие экосистем
1.1.1. Степные экосистемы
1.1.2. Горные экосистемы
1.1.3. Пустынные экосистемы
1.1.4. Лесные экосистемы
1.1.5. Луговые экосистемы
1.1.6. Водно-болотные угодья и дельты рек
1.1.7. Морские экосистемы
1.1.8. Антропогенные экосистемы
1.2. Тренды и вызовы
1.3. Проблемы деградации экосистем региона
1.4. Выводы и рекомендации
Глава 2. Международные инструменты для сохранения биоразнообразия Центральной Азии
2.1. Конвенция о сохранении биоразнообразия
2.2. Конвенция СИТЕС
2.3. Рамсарская конвенция
2.4. Боннская конвенция
2.5. Конвенция ЮНЕСКО
2.6. Цели устойчивого развития ООН по биоразнообразию
2.7. Выводы и рекомендации
Глава 3. Стратегии и нормативные инструменты сохранения биоразнообразия стран Центральной
Азии
3.1. Некоторые термины, используемые странами ЦА
3.1.1. Устойчивое развитие – Устойчивое управление и эффективное использование природных комплексов – экосистема
3.1.2. ООПТ/Система ООПТ
3.1.3. Красная книга
3.1.4. Лес/Лесовосстановление/Лесоразведение
3.1.5. Международный опыт
3.2. Элементы управления
3.3. Стратегические направления сохранения биологического разнообразия
3.3.1. ООПТ
3.3.2. Укрепление правовой базы и надлежащего управления для восстановления природы
3.3.3. Возрождение естественной природы на земле сельскохозяйственного назначения
3.3.4. Решение проблемы изъятия земель и восстановление почвенных экосистем
3.3.5. Увеличение количества лесов и улучшение их состояния и жизнестойкости
3.3.6. Восстановление пресноводных экосистем
3.3.7. Озеленение городских и пригородных территорий
3.3.8. Снижение загрязнения
3.3.9. Решение проблемы инвазивных чужеродных видов
3.3.10. Система управления
3.3.11. Совершенствование знаний, образования и навыков
3.4. Выводы и рекомендации
Глава 4. Политика в сфере достижения ЦУР15 по биоразнообразию
4.1. Охрана важных объектов биоразнообразия (ЦУР15.1)
4.2. Устойчивое управление лесами (ЦУР15.2)
4.3. Сохранение мигрирующих видов (ЦУР15.6)
4.4. Инвазивные виды (ЦУР15.8)
4.5. Биоразнообразие и человеческое здоровье
4.6. Генетические ресурсы (ЦУР15.6)
4.7. Экосистемные услуги
4.8. Интеграция управления экосистемами и биоразнообразием в государственное планирование (ЦУР15.9)
4.9. Куньминско-Монреальская рамочная программа в области биоразнообразия
4.10. Выводы и рекомендации
Список литературы
=================================
SREDA.UZ
На сайте sreda.uz фото Наталии Шулепиной
![]() Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Биоресурсы
Благодаря усилиям экологов удалось, как минимум, отсрочить разрушение уникального объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Западный Тянь-Шань». В ходе напряженного обсуждения на 47-й сессии Комитета Всемирного наследия в Париже было принято компромиссное решение, дающее надежду… Оно и про Узбекистан.
Мы пройдем вдоль небольшого участка Аму-Бухарского канала: от моста на трассе между Бухарой и Караулбазаром вверх по течению параллельно ограждению питомника «Джейран».
Нужно увидеть в плато Устюрт памятник природы, а не просто огромный кусок своей территории, где много нефти и ветров.
Мнение экспертов ЮНЕСКО и МСОП: даже небольшие водохранилища создают застойные зоны с меняющейся температурой и низким уровнем кислорода, что губительно для речной фауны. Любые предложения по изменению границ наследия с целью «вывода» земель под строительство ГЭС недопустимы.
Проект анонсируется как имеющий большой потенциал для создания новых рабочих мест, стимулирования местного производства и активизации экономической деятельности в районах размещения малых ГЭС. ВБ выделит Узбекистану льготный кредит в 150 миллионов долларов.
Как чувствуют себя памирские ледники и амударьинские тугаи в эпоху активного вмешательства человека в природу? На эти вопросы предстоит ответить исследователям из стран, откуда сток, и стран, где он «рассеивается». Здесь: про Памир и «Тигровую балку».
О них рассказывает и их показывает на замечательных фото ученый-зоолог Наталья Мармазинская.
Специалисты оперативно проводят мониторинг и зачищают территории. Химическая обработка проведена на площади 507 181 га.
Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой отметили 17 июня. ООН провела его под девизом «Восстановление земель. Новые перспективы». Прилагаем к тексту фото Наталии Шулепиной из Байсунского района Сурхандарьинской области Узбекистана.
ГИССАРСКАЯ БАЛЛАДА
Каримов Р
И ещё самое главное. Среди красот этих гор в отдаленных кишлаках живут люди, не испорченные благами цивилизации. Очень простые и гостеприимные люди
Яллама — озеро в песчаном карьере
admin
Несколько групп в фэйсбуке организуют выезды на Ялламу.
Яллама — озеро в песчаном карьере
Анна
Как попасть на это прекрасное озеро? Спасибо
Закройте окна мутным утром
Комментарии из Фэйсбука
Vlad Zamanov: Воздух в столице ниже плинтуса, следующая на очереди питьевая вода. Роза ветров, продуваемость, понижение температуры зелеными насаждениями- теперь это архаизмы из прошлого, стоит лишь только ностальгировать. * * * Тамара Санаева: Этот запах гари в районе ТТЗ держался до 22 часов, потом слегка повеяло свежим воздухом. Вот вам и "гуляйте на свежем воздухе". Чем мы дышим? Какие последствия вызывает этот "свежий воздух" для здоровья горожан? Наверное, многие ощутили это на себе: частые ОРВИ, бронхиты, сердечно-сосудистые проблемы и т.д. * * * Николай Хан: Мухи исчезли... Это что-ж такое в воздухе? * * * Оксана Мельник: Я думала, что я одна заметила, что мух нет. У нас дом старого образца, толстые стены и каждое лето большие мухи прятались от жары в подъезде. В этом году нет ни одной. И возле мусорки нет.
ЮНЕСКО: будущее Западного Тянь-Шаня под угрозой из-за проектов ГЭС
Комментарии из Телеграмм-канала sreda.uz:
Тимур, Проект: А экологические последствия считал кто-нибудь? * * * Наталия: Так в том-то и дело, что цену рек никто не считал. Как аукнется? * * * Валентина: Уже писали в СМИ, что и экономически, и экологически невыгодно строительство малых ГЭС. Кредиты, без сомнения, освоят... Кто будет отдавать??? * * * Ded Pihto: Малые ГЭС работают корректно на перепадах от трех метров и выше. Для выработки энергии более 300кВт перепад нужен уже 6-8 метров. Часть каналов у нас зимой перекрыто - и выработка не ведется. Срок окупаемости увеличивается. Туда же ещё и проблема, что в часть каналов вода подаётся электронасосами. И если поставить на эти каналы ГЭС, то скорость течения будет снижаться и соответственно будет расти расход энергии. Предыдущая попытка выделить 150 площадок закончилась штучным вводом в эксплуатацию. * * * Наталия: Спасибо за комментарии. Проблема понятнее. * * * Ded Pihto Всегда рад помочь.
Что может гореть в пустыне?
Комментарии из Телеграмм-канала sreda.uz:
- Z A: Это газовое месторождение по среди пустыни. Я почти рядом проезжал от этого факела. - Anna Тен: Мы такое видели около Талимаржана лет шесть назад. Нам сказали, что в газовых трубах, которые идут с места добычи, оседает мазут и что так очищают трубы газовые от него. Не знаю, это правда или нет. - Наталия Шулепина: Спасибо, теперь понятнее. Факел не виден. Вот около экоцентра Джейран, там факелы видно. Здесь просто дым. - Хасанов: Газовые трубы очищают, а мазут - в окружающую среду?! Дешево и сердито?!
Рассеивание водного стока от памирских высот до амударьинских тугаев
Спасибо, Наташа! Как всегда, отличный познавательный репортаж с фотографиями. с уважением, Муазама Бурханова
Туркменский опыт: сады и теплицы на неудобьях. Фисташка
Евгений
Хотелось бы увидеть обзорный репортаж о берегах Аму-Дарьи , фото , рассказ о поселения людей, их хоз.деятельности
Как приумножить леса в Узбекистане?
Матильда
Возле ЦУМа в парке растут колонновидные дубы и конские каштаны. Насколько они могут прижиться на склонах холмов и адыров?
Туркменский опыт: томаты и сертификаты
Ангелина
Очень познавательно! Как бы сделать такой же репортаж с такими же подробностями про теплицы в Узбекистане.