Только что закончены репортажи из экспедиции от верховий до низовий Амударьи. Много фотографий не вошли в репортажи. Покажем вдогонку еще Амударью и пустыню Кызылкум.
Приоритеты сохранения биоразнообразия в Центральной Азии и значимые экосистемы
Командой экспертов проекта «WECOOP» подготовлен «Аналитический обзор приоритетов сохранения биоразнообразия и значимых экосистем Центральной Азии». Он доступен на русском и английском языках в «Библиотеке WECOOP» в разделе «Биологическое разнообразие Центральной Азии».

С полным стостраничным текстом можно ознакомиться по ссылке . На SREDA.UZ мы предлагаем читателям ознакомиться с предваряющим обзор «Резюме для лиц, принимающих решения».
Несколько слов о проекте. В 2009 году при ведущей роли Италии была учреждена Платформа сотрудничества ЕС– Центральная Азия в сфере охраны окружающей среды и водных ресурсов, как основа для сотрудничества между ЕС и странами Центральной Азии в области охраны окружающей среды, водных ресурсов и изменения климата.
ЕС возобновил проект «Европейский Союз – Центральная Азия: сотрудничество в области водных ресурсов, окружающей среды и изменения климата» (WECOOP) в октябре 2019 года. Началась третья фаза проекта.
В мае 2020 года в ЕС был принят амбициозный комплексный план по борьбе с сокращением биоразнообразия – Стратегия по сохранению биоразнообразия до 2030 года. Стратегия направлена на устранение основных факторов сокращения биоразнообразия. В сентябре 2020 года на Саммите ООН по биоразнообразию представители 84 государств из всех регионов и ЕС приняли Обязательство лидеров в поддержку природы и поставили цель – «объединив усилия, обратить вспять процесс утраты биологического разнообразия до 2030 года в целях устойчивого развития».
Исходя из Стратегия по сохранению биоразнообразия до 2030 года команда WECOOP подготовила «Аналитический обзор приоритетов сохранения биоразнообразия и значимых экосистем Центральной Азии».

Резюме для лиц, принимающих решения
Сохранение всех видов природных экосистем, лесов, генетических ресурсов и видового разнообразия имеет жизненно важное значение для стран Центральной Азии. Ключевым условием сохранения биологического разнообразия является in-situ сохранение экосистем и естественных местообитаний, поддержание и восстановление жизнеспособных популяций видов в их естественных условиях.
Страны Центральной Азии накопили уникальный опыт сохранения биоразнообразия и прошли долгий путь с момента обретения независимости в построении административно-правовой системы управления сохранением биоразнообразия. Но традиционный подход к сохранению отдельных видов животных и растений, практиковавшийся длительное время, привел к сокращению их разнообразия. В то же время он продемонстрировал необходимость экосистемного подхода к сохранению всего комплекса живых существ вместе со средой их обитания. Такой подход требует разработки новой политики, стратегий,
 программ и проектов.
Для разработки этой новой политики важно признать недавние выводы региональных ученых о том, что деградация биоразнообразия влияет не только на возможности региона для устойчивого экономического развития, но и на его шансы на достижение устойчивого к изменению климата развития. Поэтому включение целей сохранения биоразнообразия в национальные и региональные программы развития и программы по смягчению последствий изменения климата является ключевым условием их успешной реализации.
Анализ также выявил значительные расхождения в классификации различных экосистем Центральной Азии, в терминологии биоразнообразия, терминологии устойчивого или устойчивого к изменению климата развития, а также в данных о различных экосистемах ЦА. Эта ситуация требует переосмысления, дальнейшего анализа и унификации концепций, методов и инструментов количественной и качественной оценки экосистем, а также адекватной национализации Целей устойчивого развития по биоразнообразию.

“Многочисленные институциональные факторы способствуют неэффективному управлению природными ресурсами во всем регионе:”
• Экосистемы необходимо классифицировать не только на основании их эколого-биологических характеристик, но и как объект управления.
• Страны ЦА обладают недостаточным институциональным потенциалом для надлежащего управления биоразнообразием, а соответствующие приоритеты еще не были должным образом интегрированы в планирование экономического развития или деятельность частного сектора.
• Существуют структурные несоответствия, если не конкурирующие приоритеты, между центральными и местными властями. Агентства, отвечающие за сельское хозяйство, нефть и газ, полезные ископаемые и водные ресурсы, иногда конкурируют друг с другом и обладают большей властью, чем агентства по охране окружающей среды.

• Отсутствие целей и сроков планирования в документах по разработке политики делает невозможным отслеживание прогресса в достижении как целей сохранения биоразнообразия, так и целей развития.
• Принципы надлежащего управления ОЭСР не признаются национальными системами управления природными ресурсами.
Присоединение и ратификация международно-правовых документов в области развития и охраны окружающей среды является важным элементом выполнения странами ЦА своих обязательств перед международным сообществом. Но страны ЦА в значительной степени не выполняют взятые на себя обязательства по международным природоохранным соглашениям, обязательства стран, взятые по тем или иным соглашениям, часто неадекватно оформляются и реализуются на национальном и региональном уровнях.

Наш анализ показал, что все страны ЦА сталкиваются со схожими вызовами и вынуждены решать одни и те же проблемы. На основании результатов анализа рекомендуется принять следующие меры политики:
• В связи с повышением осведомленности о роли изменения климата необходимо обновить термины «устойчивое развитие», «климатоустойчивое развитие», «устойчивое и эффективное управление природопользованием» на национальном уровне;
• Привести национальные цели в области биоразнообразия в соответствие с ЦУР15 ООН и с только что принятой на Конференции сторон (КС27) Конвенции ООН по биоразнообразию Куньминско-Монреальской рамочной программой в области биоразнообразия;
• Гармонизировать национальную терминологию по биоразнообразию в регионе с глоссариями Многосторонних природоохранных конвенций;
• Установить задачи и временные рамки для всех национальных целей в области биоразнообразия;
• Разработать механизм оценки экономической ценности биоразнообразия и экосистемных услуг;

• Расширить участие местных сообществ и заинтересованной общественности в природоохранной деятельности, расширить возможности общественных движений и групп;
• Завершить разработку эффективной системы управления на основе принципов надлежащего управления ОЭСР, включающей регулирование межведомственного взаимодействия и эффективную систему мониторинга;
• Повысить потенциал персонала государственных органов, отвечающих за управление биоразнообразием.
И наконец, предпосылкой для успешного достижения Целей в области биоразнообразия в Центральной Азии является официальное признание принципов надлежащего управления ОЭСР:
• Результативность – определение четких общих целей и достижение совместно согласованных целей и сроков;
• Эффективность – максимизация выгод от устойчивого управления биоразнообразием с наименьшими затратами для общества;
• Доверие и участие — укрепление общественного доверия и обеспечение участия заинтересованных сторон посредством демократической легитимности и справедливости для общества в целом.

Для сведения читателей приводим также оглавление «Аналитического обзора приоритетов сохранения биоразнообразия и значимых экосистем Центральной Азии»:
Глава 1. Центральная Азия – регион, важный для сохранения биоразнообразия
 1.1. Разнообразие экосистем
 1.1.1. Степные экосистемы
 1.1.2. Горные экосистемы
 1.1.3. Пустынные экосистемы
 1.1.4. Лесные экосистемы
 1.1.5. Луговые экосистемы
 1.1.6. Водно-болотные угодья и дельты рек
 1.1.7. Морские экосистемы
 1.1.8. Антропогенные экосистемы
 1.2. Тренды и вызовы
 1.3. Проблемы деградации экосистем региона
 1.4. Выводы и рекомендации
Глава 2. Международные инструменты для сохранения биоразнообразия Центральной Азии
 2.1. Конвенция о сохранении биоразнообразия
 2.2. Конвенция СИТЕС
 2.3. Рамсарская конвенция
 2.4. Боннская конвенция
 2.5. Конвенция ЮНЕСКО
 2.6. Цели устойчивого развития ООН по биоразнообразию
 2.7. Выводы и рекомендации
Глава 3. Стратегии и нормативные инструменты сохранения биоразнообразия стран Центральной
  Азии
 3.1. Некоторые термины, используемые странами ЦА
 3.1.1. Устойчивое развитие – Устойчивое управление и эффективное использование природных комплексов – экосистема
 3.1.2. ООПТ/Система ООПТ
 3.1.3. Красная книга
 3.1.4. Лес/Лесовосстановление/Лесоразведение
 3.1.5. Международный опыт
 3.2. Элементы управления
 3.3. Стратегические направления сохранения биологического разнообразия
 3.3.1. ООПТ
 3.3.2. Укрепление правовой базы и надлежащего управления для восстановления природы
 3.3.3. Возрождение естественной природы на земле сельскохозяйственного назначения
 3.3.4. Решение проблемы изъятия земель и восстановление почвенных экосистем
 3.3.5. Увеличение количества лесов и улучшение их состояния и жизнестойкости
 3.3.6. Восстановление пресноводных экосистем
 3.3.7. Озеленение городских и пригородных территорий
 3.3.8. Снижение загрязнения
 3.3.9. Решение проблемы инвазивных чужеродных видов
 3.3.10. Система управления
3.3.11. Совершенствование знаний, образования и навыков
 3.4. Выводы и рекомендации
Глава 4. Политика в сфере достижения ЦУР15 по биоразнообразию
 4.1. Охрана важных объектов биоразнообразия (ЦУР15.1)
 4.2. Устойчивое управление лесами (ЦУР15.2)
 4.3. Сохранение мигрирующих видов (ЦУР15.6)
 4.4. Инвазивные виды (ЦУР15.8)
 4.5. Биоразнообразие и человеческое здоровье
 4.6. Генетические ресурсы (ЦУР15.6)
 4.7. Экосистемные услуги
 4.8. Интеграция управления экосистемами и биоразнообразием в государственное планирование (ЦУР15.9)
 4.9. Куньминско-Монреальская рамочная программа в области биоразнообразия
 4.10. Выводы и рекомендации
Список литературы
=================================
SREDA.UZ
На сайте sreda.uz фото Наталии Шулепиной
|   Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram | 
Еще статьи из Биоресурсы
Конечная точка маршрута — Междуреченское водохранилище. Сюда мы отправляемся из Нукуса.
Сокращение пищевых отходов и разумное использование океанов могут восстановить половину деградированных земель к 2050 году. Учёные предлагают комплекс мер, чтобы остановить разрушение почв и улучшить экологию планеты.
По Узбекистану экспедиция начата на Аму-Бухарском канале. На втором ее этапе мы пересечем Кызылкумы, заедем в Нижне-Амударьинский государственный биосферный резерват, взойдем на Чылпык.
Cоздаваемая система мониторинга засухи станет важным региональным инструментом для предупреждения экологических потерь, повышения продовольственной безопасности и устойчивого использования природных ресурсов.
Железная дорога, которая прокладывается по Зарафшанскому национальному природному парку, покончит с беспечностью диких животных. Окажутся под колесами поездов и ежи, и крупные животные.
Первый маршрут исследователей — Таджикистан, поездка в заповедник «Тигровая балка». Вторая экспедиция — по Узбекистану: от Бухары до низовий. В этом репортаже проедем от питомника «Джейран» вдоль Аму-Бухарского канала.
Будем ждать реакцию государства на наш тревожный звоночек по браконьерству на Ангренском плато. Сезон охоты на сурков Мензбира перед их залеганием в спячку в самом разгаре.
Полвека назад — 1 августа 1975 года — вдоль правого берега реки Зарафшан близ Самарканда был основан Зарафшанский заповедник протяженностью 47 километров.
Рассматриваются вопросы номинации Сурханского и Койтендагского государственных природных заповедников в качестве единого трансграничного объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
 
                         
                                     
     
         
				 
				 
				 
				 
				 
				 
				
Слабо помыть московские высотки в Ташкенте?
Ангелина Борисовна Однолько
Специально подходила и трогала руками в жаркий летний лень стены новостроек, покрытые прозрачным пластиком, похожим издалека на стекло. Руку держать даже секунду тяжело - очень горячо. А потом мы говорим, что стало жарко. Жарко не потому, что климат меняется , а потому что безграмотные строительные решения подогревают воздух, как в печке. Все больше стекла и бетона, который греется неимоверно. Все больше требуется энергии на охлаждение и отопление воздуха внутри. А люди, принимающие решения живут в загородных домах с садом и огородом и поливом в любое время суток.
На леднике Федченко (Ванчях) международная экспедиция установила летом 2025 года три автоматические станции
Ангелина
Какая красивая и глубокая метафора: ледник - это книга, которую надо успеть прочитать!!! Такая информация не просто радует, она заставляет вновь обрести веру в человечность, в неукротимую жажду познания. Не разрушение, а созидание - вот наш девиз. Наш - людей на планете Земля!!!
Амударья для биоразнообразия. Экспедиция по Узбекистану: от Бухары до низовий (часть 3)
Ангелина
Очень емкая экспедиция, требующая широкого кругозора в освещаемой теме. Слова восхищения автору - Наталье Шулепиной. Даже в праздники Вы не позволяете себе отдыхать! Меня же, как читателя, поразило насколько сложно устроена система водопользования. И второй тезис: никакие теории не помогают, никакие технологии не спасут, если воды просто НЕТ. Известно, что есть островные государства на Земле, которые всерьез задумываются о покупке земли на материке для своих граждан в связи с угрозой затопления. Не возникнет ли такая необходимость и в Узбекистане, если проживание в бывших низовьях Амударьи и Сырдарьи станет просто невозможным.
Ежи не будут ползать по жд-расписанию в Зарафшанском национальном природном парке
вован1
для прохода животных - под насыпью должны быть проложены широкие трубы. Как делается во всех цивилизованных странах
Роща болотных кипарисов в Ташкенте
вован1
фоток с озера Сукко (Анапа) здесь в статье кстати нет.
Ежи не будут ползать по жд-расписанию в Зарафшанском национальном природном парке
Зайнутдинова Неля
Не знаю, как ещё надо писать, к кому обращаться, чтоб дошло до руководителей всех уровней! А что для этой новой ж/д других возможностей прокладки нет или не рассматривались? Или сначала строим, потом соображаем? Перечислены все законы и постановления, которые нарушаются. Они что о них не знают или как всегда выгода на первом месте? Природа такаая хрупкая. Её уничтожить ради экономии средств на нынешнем этапе ничего не стоит.
Двойные стандарты для Чарвака и окрестностей в пику действующим законам
Aliya Vildanova
Власть, которая должна быть гарантом законности, сама вопиюще нарушает и не соблюдает законы страны, со всеми вытекающими: коррупция, воровство, обман и т.д.
Двойные стандарты для Чарвака и окрестностей в пику действующим законам
Абдукодир Джалилов
На фото видно, что канализационная труба рядом чистой водой - это есть очень грубое нарушение технологии укладки труб. Нет никакой гарантии, что не смешивались разные структуры воды. Значит, народ правильно против стройке N490.
Роща болотных кипарисов в Ташкенте
вован1
А мы там недавно сняли красивое чтение стиха "Осень на дороге" от Даниэллы Фуэго
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Рихард Эшенбах
Река превратилась в клоаку, куда сливают отходы. Рядом живу с этим местом. Как стемнеет, поднимается вонь от сливаемых в реку нечистот. Немного дальше по течению стоит завод стройматериалов, от которого стоит грохот и пыль на всю округу, а гравий к нему добывают там же в пойме реки. Там же на берегу мусорный полигон. Это только то, что мне видно с противоположной стороны реки