Одна из целей Конференции Сторон Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием (КС-16 КБО ООН): привлечь внимание к глобальному кризису деградации земельных ресурсов и противостоянию этому процессу. Тема: «Наша земля, наше будущее».
Приоритеты сохранения биоразнообразия в Центральной Азии и значимые экосистемы
Командой экспертов проекта «WECOOP» подготовлен «Аналитический обзор приоритетов сохранения биоразнообразия и значимых экосистем Центральной Азии». Он доступен на русском и английском языках в «Библиотеке WECOOP» в разделе «Биологическое разнообразие Центральной Азии».
С полным стостраничным текстом можно ознакомиться по ссылке . На SREDA.UZ мы предлагаем читателям ознакомиться с предваряющим обзор «Резюме для лиц, принимающих решения».
Несколько слов о проекте. В 2009 году при ведущей роли Италии была учреждена Платформа сотрудничества ЕС– Центральная Азия в сфере охраны окружающей среды и водных ресурсов, как основа для сотрудничества между ЕС и странами Центральной Азии в области охраны окружающей среды, водных ресурсов и изменения климата.
ЕС возобновил проект «Европейский Союз – Центральная Азия: сотрудничество в области водных ресурсов, окружающей среды и изменения климата» (WECOOP) в октябре 2019 года. Началась третья фаза проекта.
В мае 2020 года в ЕС был принят амбициозный комплексный план по борьбе с сокращением биоразнообразия – Стратегия по сохранению биоразнообразия до 2030 года. Стратегия направлена на устранение основных факторов сокращения биоразнообразия. В сентябре 2020 года на Саммите ООН по биоразнообразию представители 84 государств из всех регионов и ЕС приняли Обязательство лидеров в поддержку природы и поставили цель – «объединив усилия, обратить вспять процесс утраты биологического разнообразия до 2030 года в целях устойчивого развития».
Исходя из Стратегия по сохранению биоразнообразия до 2030 года команда WECOOP подготовила «Аналитический обзор приоритетов сохранения биоразнообразия и значимых экосистем Центральной Азии».
Резюме для лиц, принимающих решения
Сохранение всех видов природных экосистем, лесов, генетических ресурсов и видового разнообразия имеет жизненно важное значение для стран Центральной Азии. Ключевым условием сохранения биологического разнообразия является in-situ сохранение экосистем и естественных местообитаний, поддержание и восстановление жизнеспособных популяций видов в их естественных условиях.
Страны Центральной Азии накопили уникальный опыт сохранения биоразнообразия и прошли долгий путь с момента обретения независимости в построении административно-правовой системы управления сохранением биоразнообразия. Но традиционный подход к сохранению отдельных видов животных и растений, практиковавшийся длительное время, привел к сокращению их разнообразия. В то же время он продемонстрировал необходимость экосистемного подхода к сохранению всего комплекса живых существ вместе со средой их обитания. Такой подход требует разработки новой политики, стратегий,
программ и проектов.
Для разработки этой новой политики важно признать недавние выводы региональных ученых о том, что деградация биоразнообразия влияет не только на возможности региона для устойчивого экономического развития, но и на его шансы на достижение устойчивого к изменению климата развития. Поэтому включение целей сохранения биоразнообразия в национальные и региональные программы развития и программы по смягчению последствий изменения климата является ключевым условием их успешной реализации.
Анализ также выявил значительные расхождения в классификации различных экосистем Центральной Азии, в терминологии биоразнообразия, терминологии устойчивого или устойчивого к изменению климата развития, а также в данных о различных экосистемах ЦА. Эта ситуация требует переосмысления, дальнейшего анализа и унификации концепций, методов и инструментов количественной и качественной оценки экосистем, а также адекватной национализации Целей устойчивого развития по биоразнообразию.
“Многочисленные институциональные факторы способствуют неэффективному управлению природными ресурсами во всем регионе:”
• Экосистемы необходимо классифицировать не только на основании их эколого-биологических характеристик, но и как объект управления.
• Страны ЦА обладают недостаточным институциональным потенциалом для надлежащего управления биоразнообразием, а соответствующие приоритеты еще не были должным образом интегрированы в планирование экономического развития или деятельность частного сектора.
• Существуют структурные несоответствия, если не конкурирующие приоритеты, между центральными и местными властями. Агентства, отвечающие за сельское хозяйство, нефть и газ, полезные ископаемые и водные ресурсы, иногда конкурируют друг с другом и обладают большей властью, чем агентства по охране окружающей среды.
• Отсутствие целей и сроков планирования в документах по разработке политики делает невозможным отслеживание прогресса в достижении как целей сохранения биоразнообразия, так и целей развития.
• Принципы надлежащего управления ОЭСР не признаются национальными системами управления природными ресурсами.
Присоединение и ратификация международно-правовых документов в области развития и охраны окружающей среды является важным элементом выполнения странами ЦА своих обязательств перед международным сообществом. Но страны ЦА в значительной степени не выполняют взятые на себя обязательства по международным природоохранным соглашениям, обязательства стран, взятые по тем или иным соглашениям, часто неадекватно оформляются и реализуются на национальном и региональном уровнях.
Наш анализ показал, что все страны ЦА сталкиваются со схожими вызовами и вынуждены решать одни и те же проблемы. На основании результатов анализа рекомендуется принять следующие меры политики:
• В связи с повышением осведомленности о роли изменения климата необходимо обновить термины «устойчивое развитие», «климатоустойчивое развитие», «устойчивое и эффективное управление природопользованием» на национальном уровне;
• Привести национальные цели в области биоразнообразия в соответствие с ЦУР15 ООН и с только что принятой на Конференции сторон (КС27) Конвенции ООН по биоразнообразию Куньминско-Монреальской рамочной программой в области биоразнообразия;
• Гармонизировать национальную терминологию по биоразнообразию в регионе с глоссариями Многосторонних природоохранных конвенций;
• Установить задачи и временные рамки для всех национальных целей в области биоразнообразия;
• Разработать механизм оценки экономической ценности биоразнообразия и экосистемных услуг;
• Расширить участие местных сообществ и заинтересованной общественности в природоохранной деятельности, расширить возможности общественных движений и групп;
• Завершить разработку эффективной системы управления на основе принципов надлежащего управления ОЭСР, включающей регулирование межведомственного взаимодействия и эффективную систему мониторинга;
• Повысить потенциал персонала государственных органов, отвечающих за управление биоразнообразием.
И наконец, предпосылкой для успешного достижения Целей в области биоразнообразия в Центральной Азии является официальное признание принципов надлежащего управления ОЭСР:
• Результативность – определение четких общих целей и достижение совместно согласованных целей и сроков;
• Эффективность – максимизация выгод от устойчивого управления биоразнообразием с наименьшими затратами для общества;
• Доверие и участие — укрепление общественного доверия и обеспечение участия заинтересованных сторон посредством демократической легитимности и справедливости для общества в целом.
Для сведения читателей приводим также оглавление «Аналитического обзора приоритетов сохранения биоразнообразия и значимых экосистем Центральной Азии»:
Глава 1. Центральная Азия – регион, важный для сохранения биоразнообразия
1.1. Разнообразие экосистем
1.1.1. Степные экосистемы
1.1.2. Горные экосистемы
1.1.3. Пустынные экосистемы
1.1.4. Лесные экосистемы
1.1.5. Луговые экосистемы
1.1.6. Водно-болотные угодья и дельты рек
1.1.7. Морские экосистемы
1.1.8. Антропогенные экосистемы
1.2. Тренды и вызовы
1.3. Проблемы деградации экосистем региона
1.4. Выводы и рекомендации
Глава 2. Международные инструменты для сохранения биоразнообразия Центральной Азии
2.1. Конвенция о сохранении биоразнообразия
2.2. Конвенция СИТЕС
2.3. Рамсарская конвенция
2.4. Боннская конвенция
2.5. Конвенция ЮНЕСКО
2.6. Цели устойчивого развития ООН по биоразнообразию
2.7. Выводы и рекомендации
Глава 3. Стратегии и нормативные инструменты сохранения биоразнообразия стран Центральной
Азии
3.1. Некоторые термины, используемые странами ЦА
3.1.1. Устойчивое развитие – Устойчивое управление и эффективное использование природных комплексов – экосистема
3.1.2. ООПТ/Система ООПТ
3.1.3. Красная книга
3.1.4. Лес/Лесовосстановление/Лесоразведение
3.1.5. Международный опыт
3.2. Элементы управления
3.3. Стратегические направления сохранения биологического разнообразия
3.3.1. ООПТ
3.3.2. Укрепление правовой базы и надлежащего управления для восстановления природы
3.3.3. Возрождение естественной природы на земле сельскохозяйственного назначения
3.3.4. Решение проблемы изъятия земель и восстановление почвенных экосистем
3.3.5. Увеличение количества лесов и улучшение их состояния и жизнестойкости
3.3.6. Восстановление пресноводных экосистем
3.3.7. Озеленение городских и пригородных территорий
3.3.8. Снижение загрязнения
3.3.9. Решение проблемы инвазивных чужеродных видов
3.3.10. Система управления
3.3.11. Совершенствование знаний, образования и навыков
3.4. Выводы и рекомендации
Глава 4. Политика в сфере достижения ЦУР15 по биоразнообразию
4.1. Охрана важных объектов биоразнообразия (ЦУР15.1)
4.2. Устойчивое управление лесами (ЦУР15.2)
4.3. Сохранение мигрирующих видов (ЦУР15.6)
4.4. Инвазивные виды (ЦУР15.8)
4.5. Биоразнообразие и человеческое здоровье
4.6. Генетические ресурсы (ЦУР15.6)
4.7. Экосистемные услуги
4.8. Интеграция управления экосистемами и биоразнообразием в государственное планирование (ЦУР15.9)
4.9. Куньминско-Монреальская рамочная программа в области биоразнообразия
4.10. Выводы и рекомендации
Список литературы
=================================
SREDA.UZ
На сайте sreda.uz фото Наталии Шулепиной
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Биоресурсы
Национальный парк Каламари – крупнейший и самый крутой нацпарк Синьзяня. Огромная пустынная территория состоит из протяженных холмистых равнин с выходами пестроцветных останцов. И они фантастически красивы! Каламари – это рай для копытных.
Новая финансовая цель призвана помочь развивающимся странам защитить население и экономику от климатических катастроф и воспользоваться существенными преимуществами стремительного роста чистой энергии.
«Загрязнение воздуха и воды, эрозия почвы, опустынивание, а также бесконтрольное использование ископаемого топлива ведут к увеличению природных катастроф и серьёзному ущербу окружающей среде и здоровью населения», — отметил Президент страны.
На COP29 в Азербайджане участники обсуждают необходимость инвестиций и инновационных решений в области управления водными ресурсами, чтобы обеспечить справедливый доступ к воде и повысить устойчивость к изменению климата.
В сборнике — воспоминания коллег, учеников и соратников Виктора Абрамовича Духовного.
В Кашкадарьинской области, подъезжая к городу Яккабаг, мы увидели вдоль дороги сооружения на ножках. Проехав пару километров, решили рассмотреть. Для чего они?
Экскаваторы и бульдозеры пробили ее на горном склоне над рекой Мачитасгонсай длиной в четыре с половиной километра, и останавливаться не собираются. По факту — это очередная агрессия бизнеса на охраняемой природной территории.
Институт макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ) Республики Узбекистан исследовал связь должного хранения овощей и фруктов и сокращения потерь плодоовощной продукции.
Отъехав от Гиссаракского водохранилища, наблюдаем, как в природные ландшафты вгрызается техника. Минуем карьер и стройплощадку с трубами, кажущимися с дороги игрушечными. Дальше — больше.
На улице Ульяновской в Ташкенте
Мария
В школе №18 преподавал математику Алексей Алексеевич Каляев, Я потом училась у него в старших классах в школе № 47
УЗБЕКСКАЯ СОЛОДКА
класс
Ноябрьские сюжеты в Ташкенте. Фото на ходу
Ангелина Борисовна Однолько
Наталья! Вы -прекрасный фотограф. Но давно убедилась, что фотография - не документ. Взять метр вправо -налево - и будет совершенно другой вид.
Ташкентцы хотят знать причины загрязнения воздуха и поименно загрязнителей
Бобоева Д
Хочется верить, что Фуркат Махмудходжаев-единственный человек в хокимияте, который хоть что-то но делает, выполнит это обещание. Верим, потому что надежда умирает последней, что будут не только следить, но и стараться улучшить качество воздуха в Ташкенте.
Растерзание природы близ Гиссарского заповедника
Однолько Ангелина
Какая грандиозная работа автора! Сколько дорог пройдено. Сколько документов изучено. Сколько проведено переговоров. Если трудно нам, привыкшим к чтению сложных текстов, осознать грандиозность строительства, масштаб денежных вложений, ущерб природно-охранной зоне, то каково местным жителям? Они не знают каким бумагам верить, как отстаивать свои интересы. На примере нового лыжного курорта Амирсай мы видим проблемы такого строительства: непродуманная канализация, отсутствие пешеходных прогулочных троп, отсутствие озеленения территории. Для лыжных трасс перерыты горы, и это совершенно не украшает летний пейзаж. А лето у нас все-таки большую часть года. Не повториться ли все это в Гиссаре?
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
admin
Ваш вопрос не по адресу.
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
Дима
Кто продаёт артемию ищу поставщика
Исполнилось 85 лет со дня рождения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга
Ангелина Борисовна Однолько
Спасибо за подборку. Поистине! Большое видится на расстоянии
Полив деревьев на яккабагской трассе и перспективы паспортизации деревьев в Узбекистане
Ангелина Борисовна Однолько
Недавно путешествовала из Ташкента через перевал в Ферганские долину. Таких сооружений для полива вдоль трассы много. Но и засохших посадок тоже не мало. Видно, что для отчета все сделано. Но ежедневного надзора нет. Остается только удивляться, сколько труда пропадает зря. Что касается мониторинга деревьев в Ташкенте, то не определено или по крайней мере не обнародовано участие махалинских комитетов в этом процессе. Странная ситуация: землю распределяет Хокимият, а махалинским комитетам остается разводить руками, обнаружив на месте деревьев новое сооружение, которое по документам числится туалетом, а на деле оказывается коммерческим объектом. С каждым годом асвальта возле наших домов становиться больше , газонов и деревьев меньше. Большинство чиновников живет в своих домах за городом и ситуацию не ощущают.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Анвар Ходжаниязов
Этот человек который стоит за этой дорогой имеет высоких покровителей. Без них никто на такое не отважется.