В Самаркандской и Андижанской областях началось строительство заводов по выработке электроэнергии из отходов. Об этом широко проинформировали СМИ Узбекистана со ссылкой на информацию Минэкологии. Риск- сжигание пластиковых отходов в печах.
По каким видам деятельности в Узбекистане проводится экологическая экспертиза?
Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дальнейшем совершенствовании механизма оценки воздействия на окружающую среду» за № 541 было подписано премьер-министром А.Ариповым 7.9.2020 года. Опубликовано на сайте Министерства юстиции на узбекском языке lex.uz.
В Постановлении ставится задача создать систему электронного документооборота при проведении государственной экологической экспертизы. Также Кабинет Министров постановил «одобрить предложения о внедрении проведения общественных слушаний для обсуждения непрерывного негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения намечаемых, планируемых или осуществляемых видов деятельности, имеющих высокий и средний риск воздействия, согласно требованиям Закона Республики Узбекистан «Об общественном контроле». Также утвержден перечень видов деятельности, по которым проводится государственная экологическая экспертиза. Имеющие высокий риск воздействия на окружающую среду отнесены к I категории, средний риск — ко II категории, низкий риск — к III категории, локальное воздействие — к IV категории.
Итак, напоминаем, что оригинал Постановления от 7 сентября 2020 года № 541 следует смотреть по ссылке lex.uz. Вниманию читателей мы предлагаем перевод Приложения 1 «Перечень видов деятельности, по которым осуществляется государственная экологическая экспертиза».
Виды деятельности, относящиеся к I категории воздействия на окружающую среду (высокий риск) (*)
- Автомагистрали, метро, железные дороги, скоростные шоссе, мосты и грузовые терминалы республиканского и международного значения.
- Аэропорты.
- Атомные станции, сооружения с ядерными реакторами, сооружения переработки или утилизации отходов атомной промышленности и других радиоактивных отходов.
- Базы нефти и нефтепродуктов I и II категорий по объёму хранения.
- Водоводы республиканского и межобластного значения.
- Водохранилища и плотины.
- Горно-обогатительные фабрики.
- Полигоны бытовых отходов (для городов и других населённых пунктов с численностью населения более 200 тыс. чел.).
- Гидроэлектростанции мощностью более 30 МВт.
- Месторождения руды и химического сырья, работы по рекультивации при разработке месторождений.
- Работы по расчистке русел рек и саев от скопившихся нерудных материалов и их добыче.
- Поиск, разведка и добыча топливных ресурсов (нефть, газ, уголь и др.) и обустройство скважин.
- Заводы черной и цветной металлургии.
- Кожевенно-дубильные предприятия.
- Канализационные очистные сооружения производительностью более 280 тыс. куб. м/сут.
- Линии электропередач республиканского и межгосударственного значения.
- Машиностроительная промышленность (авиастроительная, вагоностроительная, автомобильная, тракторостроительная, моторостроительная и др.).
- Полигоны складирования или сжигания токсичных отходов, шламо- и шлаконакопители.
- Нефте- и газопроводы республиканского значения, а также нефте- и газоперерабатывающие предприятия.
- Подземные газохранилища.
- Полигоны подземного выщелачивания, а также предприятия, использующие технологию кучного выщелачивания.
- Предприятия по переработке и сжиганию отходов I и II классов опасности.
- Предприятия по производству аккумуляторов и их элементов, гальванических батарей.
- Предприятия по производству асбеста и асбестосодержащих изделий.
- Предприятия по производству взрывчатых веществ.
- Предприятия по производству оборудования или устройств, содержащих токсичные вещества, регулируемые международными соглашениями.
- Предприятия, за исключением предприятий медицинской системы, по производству, использованию и хранению радиоактивных веществ (изотопов).
- Предприятия по производству стекла, содержащего токсичные примеси, а также токсичных химических веществ и соединений I и II классов опасности.
- Предприятия по производству табачных изделий.
- Предприятия по производству цемента.
- Склады ядохимикатов республиканского значения.
- Тепловые, фото- и ветровые электростанции и другие энергетические установки для сжигания тепловой мощностью 300 МВт или более.
- Фармацевтические заводы и фабрики (за исключением предприятий по расфасовке готовых лекарственных средств).
- Химические комплексы и заводы.
Виды деятельности, относящиеся ко II категории воздействия на окружающую среду (средний риск) (**)
- Автомобильные дороги и мосты Республики Каракалпакстан, города Ташкента и областного значения.
- Аэродромы.
- Водозаборы подземных вод межобластного значения.
- Городские полигоны бытовых отходов (для населенных пунктов с численностью от 100 до 200 тыс. человек).
- Депо железнодорожные.
- Поиск, разведка, добыча и переработка общераспространенных полезных ископаемых.
- Канализационные очистные сооружения мощностью от 50 до 280 тыс. куб. м/сутки.
- Комплексы по производству пищевой продукции, включая масложировую отрасль и биодобавки.
- Предприятия по производству резиновых сырья, продукции и изделий.
- Линии электропередач Республики Каракалпакстан, города Ташкента и областного значения.
- Магистральные каналы, реки пропускной способностью свыше 50 куб. м/с и коллекторы с проектно-расчетным расходом свыше 20 куб. м/с.
- Нефте- и газопроводы Республики Каракалпакстан, города Ташкента и областного значения.
- Дамбы.
- Предприятия по производству и розливу алкогольных напитков.
- Предприятия по окраске и лакированию кож.
- Предприятия по химической пропитке тканей и бумаги лаками объемом более 300 т/год, включая производство рубероида, а также производство токсичных химических веществ и соединений III — V классов опасности.
- Предприятия по переработке и сжиганию отходов III класса опасности.
- Предприятия стройиндустрии, за исключением производств асбеста и цемента.
- Предприятия по производству бумаги и картона.
- Предприятия по производству древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит.
- Предприятия по производству оптоволокна.
- Предприятия по производству косметических препаратов.
- Склады угольной золы.
- Прядильные и ткацкие фабрики при наличии красильных и отбеленных производств.
- Птицеводческие фабрики, включая выращивание, переработку и убой птицы.
- Радиотехническая и электронная промышленность.
- Склады ядохимикатов Республики Каракалпакстан, города Ташкента, областного значения, включая удобрения и работы по рекультивации полигонов токсичных отходов.
- Сейсморазведка нефте- и газовых месторождений, за исключением сейсмо- и электроразведки.
- Тепловые электростанции и другие энергетические установки для сжигания тепловой мощностью от 100 до 300 МВт.
- Предприятия по переработке хлопка.
- Предприятия по производству красителей, включая лакокрасочные материалы.
- Центральные лаборатории, использующие биологические, радиоактивные, горючие и взрывоопасные вещества, за исключением оборудования.
- Геофизические и геологические исследования, в том числе сейсмо- и электроразведка.
Виды деятельности, относящиеся к III категории воздействия на окружающую среду (низкий риск) (***)
- Автомобильные дороги и мосты районного и городского значения, за исключением города Ташкента.
- Автопарки.
- Автозаправочные и газозаправочные станции.
- Базы нефти и нефтепродуктов III категории по объёму хранения.
- Биогазовые установки, предприятия, использующие биотехнологии, включая переработку коконов.
- Водозаборы подземных вод Республики Каракалпакстан, областей, г. Ташкента и районного значения, а также бурение водозаборных скважин.
- Водоводы Республики Каракалпакстан, областей, г. Ташкента и районного значения.
- Линии электропередач районного и городского значения, за исключением города Ташкента.
- Газопроводы районного и городского значения, за исключением города Ташкента.
- Гидроэлектростанции мощностью 30 МВт и менее.
- Предприятия по переработке нерудных полезных ископаемых, за ислючением месторождений полезных ископаемых.
- Животноводческие комплексы.
- Железные дороги ведомственного значения.
- Звероводческие хозяйства и питомники (норка, андатра, шиншилла и другие).
- Канализационные очистные сооружения производительностью менее 50 тыс. куб. м/сутки.
- Предприятия по производству ковров.
- Предприятия по производству и розливу безалкогольных напитков.
- Предприятия по производству сырцового кирпича, шлакоблоков, тротуарной плитки и пеноблоков.
- Предприятия по обработке кожи, за исключением дубления и окраски.
- Магистральные каналы пропускной способностью менее 50 куб. м/с воды и коллекторы с проектно-расчетным расходом менее 20 куб. м/с воды.
- Предприятия по переработке мясной продукции и бойни.
- Предприятия по производству мебели, в том числе цеха.
- Предприятия по производству муки.
- Склады нефтепродуктов предприятий и организаций.
- Полигоны бытовых отходов для населенных пунктов с численностью населения менее 100 тыс. человек.
- Предприятия по переработке шерсти, в том числе цеха.
- Предприятия по переработке и(или) сжиганию отходов IV и V классов опасности.
- Предприятия по переработке хлопкового волокна.
- Предприятия по переработке молока, в том числе цеха.
- Предприятия по химической пропитке тканей и бумаги лаками объемом производства менее 300 т/год.
- Предприятия по производству отделочных материалов, используемых в строительстве, включая производство извести, гипса, шпаклевки и мела, за исключением керамических плит и санитарно-технических средств.
- Предприятия по производству резинотехнических изделий.
- Предприятия по производству обуви.
- Предприятия по производству комбикормов.
- Предприятия, в том числе цеха, по производству твёрдого и жидкого мыла.
- Предприятия, в том числе цеха, по производству салфеток, туалетной бумаги, подгузников и гигиенических средств.
- Предприятия, в том числе цеха, по производству полимерных изделий и синтетических материалов, включая моющие и чистящие вещества.
- Предприятия, в том числе цеха, по производству изделий из стекла, не содержащего токсичных веществ.
- Предприятия, в том числе цеха, по производству фарфоровых изделий.
- Прядильные и ткацкие фабрики без красильных и отбельных цехов.
- Предприятия, в том числе цеха, по расфасовке готовых лекарственных средств, а также пищевых продуктов (чая, соли, сахара и др.).
- Предприятия по производству угля и угольных брикетов и склады их хранения.
- Реконструкция и мелиоративное улучшение орошаемых земель.
- Предприятия по ремонту и сборке двигателей и машин, а также их окраске, за исключением предприятий, имеющих оборудование для литья и плавки металла).
- Водоемы для разведения рыбы площадью свыше 30 га, включая комплекс переработки.
- Рынки и торговые центры на более чем 150 торговых мест.
- Предприятия, в том числе цеха, по сборке, ремонту электрооборудования и металлообработке.
- Селехранилища.
- Склады ядохимикатов районного значения, включая удобрения, работы по рекультивации полигонов токсичных отходов.
- Специальные объекты правоохранительных органов.
- Типографии.
- Тепловые, фото- и ветровые электростанции и другие энергетические установки для сжигания мощностью менее 100 МВт.
- Трамвайно-троллейбусные парки.
- Хлораторные.
- Химчистки и прачечные, в том числе цеха.
- Холодильные установки емкостью более 50 тонн.
- Цеха по производству карбида кальция.
- Центральные лаборатории по исследованию химических веществ и продуктов.
- Охотничьи и рыболовные хозяйства.
- Деятельность по акклиматизации и скрещиванию диких животных.
- Предприятия, в том числе цеха, по производству инертных газов.
Виды деятельности, относящиеся к IV категории воздействия на окружающую среду (локальный риск) (****)
- Автосервисные пункты и мойки автомобилей.
- Ваточесальные цеха.
- Охотничьи и рыболовные хозяйства.
- Ковровые цеха.
- Мукомольные мельницы.
- Цеха по обработке камня.
- Объекты рекреационного и жилищно-гражданского назначения.
- Предприятия и цеха по переработке и консервированию сельхозпродукции.
- Площадки для складирования твердых бытовых отходов.
- Теплицы и парники с отопительной системой на природном газе, угле и других видах топлива, за исключением личных подсобных хозяйств.
- Фермы крупного рогатого скота, коневодческие, овцеводческие, свиноводческие и кролиководческие.
- Цеха по изготовлению и ремонту мебели.
- Холодильные установки и склады вместимостью менее 50 тонн, мастерские по закачке озоноразрушающих веществ и веществ, продуцирующих парниковые газы.
- Прокладка оптоволоконных и других кабелей, установка антенн мобильной связи.
- Рынки и торговые центры, имеющие менее 50 торговых мест.
Примечания
- Категории проектов А, B, C международных финансовых организаций (* — категория А, ** — категория В, *** — категория С, **** — категория С+)
- Виды деятельности, не вошедшие в перечень, подлежат государственной экологической экспертизе, при этом принадлежность к категории воздействия на окружающую среду определяется экспертным советом при Госкомэкологии на основе представленных материалов или по итогам изучения на месте.
- Если представленные одним заказчиком материалы оценки воздействия на окружающую среду для государственной экологической экспертизы являются комплексными и состоят из нескольких объектов различной категории воздействия на окружающую среду, расположенных на одной промышленной площадке, их воздействие на окружающую среду определяется по одному из них, соответствующему высшей категории.
На SREDA.UZ фото Наталии ШУЛЕПИНОЙ
![]() Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Экориски
Ключевые выводы исследования, опубликованного в медицинском журнале The Lancet: производство пластмасс приводит к выбросу загрязняющих веществ, которые ежегодно становятся причиной 158 000 преждевременных смертей и экономического ущерба в размере 2 млрд долларов.
Река Чирчик, протекающая по крайнему югу Ташкента, сейчас мало похожа на когда-то мощную водную артерию. Между тем законодательно река защищена специальным Постановлением Кабинета Министров РУз № 471 от 29.10.2003 года.
Водный кодекс РУз регулирует отношения в области рационального использования и охраны вод, водных объектов, водохозяйственных объектов и земель водного фонда. Дата вступления Водного кодекса в силу — 31.10.2025г.
В Бухару едем для изучения проблем питьевого водоснабжения. Из Ташкента мы прилетаем рано утром. Перед посадкой разглядываем теплицы, трубы теплоцентрали, дороги…
Сделка по продаже береговых участков Чарвакского водохранилища поставила «на уши», пожалуй, весь Ташкент. Официально — не продажа, а развитие международного туризма. На словах: никакого строительства до заключения экологической экспертизы. По факту: иное.
Благодаря усилиям экологов удалось, как минимум, отсрочить разрушение уникального объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Западный Тянь-Шань». В ходе напряженного обсуждения на 47-й сессии Комитета Всемирного наследия в Париже было принято компромиссное решение, дающее надежду… Оно и про Узбекистан.
Предлагаемая читателям информация из международных источников не имеет прямого отношения к Узбекистану и региону Центральной Азии. Но заставляет задуматься, не слишком ли беспечно чиновники распоряжаются источниками питьевого водоснабжения. Как аукнется?
Данные бассейновых водохозяйственных объединений «Амударья» и «Сырдарья» проанализированы в НИЦ МКВК и обобщены. Для оперативного оповещения опубликованы в еженедельном бюллетене.
Завершается подготовка международного договора по пластику. Но у проекта есть пробелы, внимание на которые обращает гражданское общество.
Бухара и Бухарский район: что нового в водоснабжении?
Наталья Вишневская
Наталия, спасибо Вам за интересный, познавательный материал. Читала с интересом, мне это знакомо. Совсем недавно мы были в Бухаре в рамках проекта Всемирного банка по реконструкции теплоснабжения и повышения энергоэффективности многоквартирных домов, проводили пресс- конференцию. Надеюсь и верю, что проект по улучшению водоснабжения достигнет положительных результатов, бухарцы этого достойны. Каждый проект, который приходит в страну, ставит перед собой глобальные задачи и широкомасштабное информирование граждан просто необходимо. Люди должны понимать, какие преобразования их коснутся, и работать в едином тандеме со всеми участниками проекта, как с исполнителями, так и с благополучателями.
Двойные стандарты, неприемлемые для Чарвакского водохранилища и окрестностей
Guljakhon Amanova
Краткий правовой анализ ключевых моментов Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан №490 от 2 августа 2025 года по проекту Sea Breeze Uzbekistan (https://lex.uz/ru/pdfs/7661949#): Проект #SeaBreezeUzbekistan 1. Отсутствие экологических гарантий Ключевая проблема: Постановление №490 утверждает реализацию крупного инвестиционного проекта — туристско-рекреационного комплекса стоимостью $1,5 млрд на территории более 2 000 гектаров (пункты 1 и 4) — без упоминания оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), природоохранных обязательств или ссылки на экологические законы. Само принятие такого подзаконного акта противоречит основному закону - Конституции РУз, ст. 49, устанавливающей, что: «Государство создает условия для осуществления общественного контроля в области градостроительной деятельности в целях обеспечения экологических прав граждан и недопущения вредного воздействия на окружающую среду.» Игнорирование национальных и международных стандартов: Не взят во внимание Закон Республики Узбекистан «Об экологической экспертизе», который хотя и вступит в силу 25.08.2025 г, но был принят уже в феврале этого года; Не указано обязательство по проведению ОВОС, несмотря на потенциальное значительное влияние на природу и климат, и продолжающиеся требования активистов провести такую полномасштабную экспертизу. Несоответствие #международным правовым обязательствам #Узбекистана: ✅ Принцип 17 #Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (1992 г.), который стал частью обычного международного права (customary international law): Обязывает проводить оценку воздействия на окружающую среду для проектов с потенциальным серьёзным экологическим воздействием. ✅ Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (#Орхусская конвенция,1998 г.) (ратифицирована Узбекистаном в марте 2025 г, вступила в силу - в июне 2025 https://lex.uz/ru/docs/7424711): Гарантирует право граждан на доступ к экологической информации и участие в принятии решений, затрагивающих окружающую среду (https://unece.org/DAM/env/pp/documents/cep43r.pdf). ✅ Замечание общего порядка №36 (2019 г.) Комитета ООН по правам человека к статье 6 Международного пакта о гражданских и политических правах: Признаёт обязанность государств защищать #право на #жизнь от экологической деградации (пункты 26 и 62). А ведь в соответствии со ст. 15 Конституции: Международные договоры Республики Узбекистан наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы Республики Узбекистан. Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора Республики Узбекистан. 2. Риски принудительных выселений и отсутствие гарантий жилищных прав Проблемные положения Постановления №490: ⚠️ П. 6(а): требует прекращения прав землепользования и регистрации участков как «свободных» для передачи инвестору; ⚠️ Последнее предложение п. 6: обязывает инвестора перечислить $5 млн в бюджет Ташкентской области для компенсации, но без гарантии, что пострадавшие получат её напрямую и в полном объёме, и что компенсация будет адекватной; ⚠️ П. 8(а): классифицирует проект как «социально значимый», создавая основания для возможного принудительного изъятия земли под видом общественного интереса. Несоответствие международным стандартам жилищных прав: ✅ Статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП): Закрепляет право каждого на достаточный уровень жизни, включая право на жильё. ✅ Замечание общего порядка №7 (1997 г.) Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам к статье 11 МПЭСКП: п. 13 — выселения недопустимы без адекватного уведомления, консультаций и правовых гарантий; п. 15 — выселения не должны приводить к бездомности или уязвимости. ✅ Основные принципы и руководящие положения по выселениям, связанным с развитием (Приложение к Докладу Специального докладчика ООН по вопросу о праве на жилище, документ A/HRC/4/18, 2007 г.): Требуют проведения #предварительных оценок последствий, раскрытия информации, индивидуальных компенсаций и правовых механизмов защиты. 3. Выводы и рекомендации ‼️ Постановление №490 позволяет реализовать крупный инвестиционный проект в обход базовых норм по защите прав человека и окружающей среды: Не требует экологической экспертизы и оценки воздействия; Не гарантирует справедливую, прямую компенсацию пострадавшим; Не предусматривает механизмов обжалования и правовой защиты; Использует термин «социально значимый» для оправдания коммерческого проекта. ⚠️ Это может привести к нарушениям международных обязательств Узбекистана в рамках МПЭСКП, МПГПП, Орхусской конвенции и Принципа 17 Декларации Рио, который стал частью обычного международного права (customary international law). Рекомендуемые неотложные меры: ⛔ Приостановить реализацию Постановления №490 до: Проведения независимой экологической экспертизы и оценки воздействия на жилищные права. Внести поправки в Постановление: Включить обязательность соблюдения Закона об экологической экспертизе (2025); Гарантировать индивидуальные компенсации и правовую помощь пострадавшим; Обеспечить прозрачные общественные консультации до отчуждения земель. ⚖️ Обеспечить судебный контроль за процедурами выселения и компенсации: Гарантировать пострадавшим доступ к эффективным средствам правовой защиты. ✊ Уважение к #ПравамЧеловека и #защите #окружающей среды должно стать основой любого инвестиционного проекта — даже самого амбициозного. unece.org
Двойные стандарты, неприемлемые для Чарвакского водохранилища и окрестностей
Galina Fimasobak
Чарвак - это не про собственность, не про деньги, Чарвак - это про единственный источник питьевой воды. Хотя не все так думают. Бизнесмены считают что все имеет свою цену, и все можно купить. Например, можно купить чью-то почку или сердце. В данном случае- это наши почки и наше сердце. Потому что речь о том, что мы будем пить, с какими примесями. А деньги получит кто-то другой. Не стоит уповать на очистные сооружения. На Байкале много лет работал целлюлозный комбинат, но его закрыли в 2013 году. Потому что он загадил озеро. Хотя там были очистные сооружения. Заметьте, сколько в том регионе источников пресной воды. И все равно вынуждены были закрыть комбинат! А у нас единственная речушка Чирчик и единственное водохранилище, которое ставится сейчас под угрозу!
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Gulsara Shermatova
Опять есть ТРЕБОВАНИЯ, а выполнения не будет по Чарваку тоже. Минэкологии нужно разогнать, зарплату за годы невыполнения обязательств заставить вернуть в бюджет. Это Министерство не охраняет даже стратегически важные объекты! Надо же оправдывать строительство пляжей на водохранилище- единственном источнике питьевой воды!
Полувековой юбилей Зарафшанского национального природного парка с непростой историей
Однолько Ангелина
Будем надеяться, что на охраняемой территории не будет допущено строительство никаких гостевых домиков и гостиниц. И огромная благодарность сотрудникам заповедной зоны и общественности Самарканда за труд и бдительность.
В Узбекистане — чилля. Установилась жара плюс 40-42 градуса. В пустынных регионах градусы выше
вован1
Побольше бы таких качественных репортажей
ГИССАРСКАЯ БАЛЛАДА
Каримов Р
И ещё самое главное. Среди красот этих гор в отдаленных кишлаках живут люди, не испорченные благами цивилизации. Очень простые и гостеприимные люди
Яллама — озеро в песчаном карьере
admin
Несколько групп в фэйсбуке организуют выезды на Ялламу.
Яллама — озеро в песчаном карьере
Анна
Как попасть на это прекрасное озеро? Спасибо
Закройте окна мутным утром
Комментарии из Фэйсбука
Vlad Zamanov: Воздух в столице ниже плинтуса, следующая на очереди питьевая вода. Роза ветров, продуваемость, понижение температуры зелеными насаждениями- теперь это архаизмы из прошлого, стоит лишь только ностальгировать. * * * Тамара Санаева: Этот запах гари в районе ТТЗ держался до 22 часов, потом слегка повеяло свежим воздухом. Вот вам и "гуляйте на свежем воздухе". Чем мы дышим? Какие последствия вызывает этот "свежий воздух" для здоровья горожан? Наверное, многие ощутили это на себе: частые ОРВИ, бронхиты, сердечно-сосудистые проблемы и т.д. * * * Николай Хан: Мухи исчезли... Это что-ж такое в воздухе? * * * Оксана Мельник: Я думала, что я одна заметила, что мух нет. У нас дом старого образца, толстые стены и каждое лето большие мухи прятались от жары в подъезде. В этом году нет ни одной. И возле мусорки нет.