Старожилы стараются восстановить и сохранить в памяти, чем замечателен тот или иной уголок старого Ташкента. Дискуссия по этому поводу в социальных сетях подвигла меня всмотреться в пару-тройку семейных черно-белых фото.
Повезло «пофестивалить» в Бухаре
Мы с коллегами поехали в Бухару по делам. К нашей радости заодно попали и на финал Фестиваля золотошвейного и ювелирного искусства. Фестиваль — вечером. А утром — встреча в здании Бухарского областного хокимията. О ней в рассказе о празднике, чтобы не загружать читателя, ни слова. Для фоторепортажа важно, что удалось рассмотреть Бухару с двенадцатого этажа. Такая она сверху, с куполами и крышами, будто припорошенная пылью веков.
После работы мы решили прогуляться к Ляби-хаузу — одной из площадей Бухары. Для местных жителей и туристов — она самая центральная. Потому что находится в старом городе, потому что вокруг хауза (водоема) Нодир-Беги давным-давно сложился архитектурный ансамбль из медресе Кукельдаш, медресе Диван-Беги и ханаки Диван-Беги. Все они включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Еще бы — построены в XVI — XVII веках. Мы вышли к каналу Шахруд, и тут поняли , что к Ляби-хаузу спешит едва ли не весь город. В средние века вокруг хауза кипела оживленная торговля. А сейчас что?
Идем со всеми вдоль канала. Каменной кладкой он облагорожен сравнительно недавно. В средние века по каналу Шахруд из реки Зеравшан в хаузы, а их в городе насчитывались десятки, подавалась питьевая вода. Потом, с появлением водопровода, их осушили. И Ляби-хауз тоже. На дне водоема в середине прошлого века была устроена спортивная арена. На ней играли в волейбол, боролись курашисты, а вокруг толпились болельщики, наблюдая за баталиями. Наверняка, на игры и борьбу народ шел так же активно, как и нынче. Хауз восстановили в те же пятидесятые, когда поблизости случился пожар, а воды в канале для тушения не хватило. Мы уже поняли, что идем не болеть, не тушить пожар, а фестивалить.
У Ляби-хауза — самое начало. Говорят, что национальные узбекские танцы – это дух Востока. «Их нужно вкусить, как плов, и насладиться». Плов — само собой часть любого праздника. А вот танец завораживает. Гулим, лазги, бурдам, добоз, машал танцуют веками. Кисти рук все время в движении: они то напряжены, то расслаблены. Даже от рук глаз не оторвать.
Когда раньше приходилось слышать про бухарские фестивали, казалось, что их устраивают для иностранных туристов. Вовсе нет. Для горожан. А иностранным туристам, чьи путевки совпали с праздником, просто крупно повезло.
Что известно про бухарские танцы? Для бухарских постановок, в отличие от ферганских и хорезмских, не существует специальных женских и мужских партий. Зато есть разделения по уровню мастерства и цели постановок. Базм-Оро – лирический танец.
Джура-базм призван рассмешить публику и создать хорошее настроение. Марокчи объединяют профессионалов и любителей: танцуют их все вместе на общенародных торжествах, вне зависимости от умений и социальной принадлежности. Мы не такие уж знатоки танца. Под древним куполом отличить джура-базм от марокчи не удается. Но настроение уже отличное. Заводят и ритмы дойры. А людской поток несет нас дальше.
Наверное, здесь танцуют Базм-Оро. Про танец известно, что исполняют его в самых шикарных нарядах. Эти — куда уж шикарнее, они — золотошвейные!
Рядом танцует молодежь. Праздник же, ритмы зажигательные, не удержаться, на месте не устоять.
Вторая обязательная «причуда» праздника: если не станцевать, то поселфиться. Весело общаемся. «Where are you from?» Местным женщинам любопытно узнать географию приехавших на фестиваль гостей. Не хочется их разочаровывать, не из-за кордона. Немного извиняясь, признаюсь: «Из Ташкента». Кажется, они еще больше этому рады: «Давайте сфотографируемся».
Такой легкой атмосферы специально не создашь. Она рождается из вечернего воздуха, из улыбок, сказочной архитектуры и общего настроя.
Бухара была и есть торговый город. Продавцы торгуют самым разным товаром. И в немалой степени тоже создают улыбчивое настроение. Хотите — вам ответят по-английски, хотите — по — итальянски или французски. Назовут цену, пошутят, поторгуются, немного уступят, и все счастливы.
Броуновское движение: кто вперед, кто назад. Зазывают кафешки и ресторанчики. Впереди — торговые купола, а рядом с ними зажигательные танцы.
«Танцуют все!» Видео надо снять на память. Весело, зажигательно.
Под куполом чего только нет, глаза разбегаются. А вот и золотошвейный халат на прилавке. Иностранный турист готов купить, а продавец — уступить. Но как не поторговаться, прежде чем ударить по рукам.
Попали в сказку. А ведь это еще только середина пути. Как там в сказке? «Налево пойдешь, направо пойдешь…» Лучше прямо.
Еще одна танцевальная и поющая площадка.
Торговые ряды и справа, и слева. Кто-то тормозит у прилавков. А основная масса гуляющих держит курс по прямой. Там — уникальный архитектурный комплекс, который называется Пои-Калян, и главный символ Бухары — минарет Калян.
Вот ансамбль во главе с минаретом. Бухарцам красота нравится, а приезжие теряют дар речи. Минарет Калян — самая высокая башня в старой Бухаре, ростом в 46,5 метра. Однажды, очень давно, в один из первых приездов в этот древний город, мне удалось подняться наверх. Сейчас не пускают. У подножия обычно есть развлечение для туристов: трон, золотошвейный халат и платное фото. Прикольно, конечно. Но подняться на минарет — запомнить на всю жизнь. Не 12-й этаж хокимията, он гораздо выше. А под тобой — древняя Бухара. И сам минарет Калян (большой) — древний, 1127 года постройки.
А теперь начинаются ряды торговых палаток, специально установленных для фестиваля.
Первая примерка.
На следующий день мы окажемся на этой же площади и ее не узнаем. Она будет залита солнечным светом, прокалена жарой и пустая, с редкими прохожими.
Крепость Арк — одна из древнейших построек города. Первый фундамент был заложен еще в IV–III веках до нашей эры. То, что мы видим, из иной эпохи, поближе к нашей. Крепость не раз полностью разрушалась и восстанавливалась. Являлась резиденцией местных правителей. У подножия крепости продолжаются гуляния.
А теперь путь назад тем же маршрутом.
Все подустали, даже автор фото и текста. Идешь, глазеешь, фотографируешь, запоминаешь.
Столько красивых лиц. Вот и эта задумчивая девушка — лицо Бухары.
Подсветка сказочная. Иначе не скажешь.
И вот, наконец, мы снова у Ляби-хауза. Трудно представить, чтобы в центре этой картины, там, где вода, играли в волейбол или борцы вели схватку. Было. Сейчас иначе. Еда, приятная музыка. В общем, народ отдыхает. А завтра — обычный день.
Перед отъездом мы прошлись тем же путем, только чуть подальше, до базара.
У минарета Калян — почти никого, спешат местные жители по своим делам и по пальцам пересчитать туристов.
И у Арка почти никого, кроме прохожих.
Для тех, кто живет в Бухаре, город — не архитектурный памятник, а жизненное пространство. «Вам нужны специи? Пожалуйста!»
Базар. Сейчас подъедет автобус с туристами. Мыло и крышки для консервирования им вряд ли понадобятся. Эти товары — для своих. Однако восточный базар — обязательный пункт в программе. Это продолжение сказок Шахерезады и об этом потом будут рассказывать: «И чего только на базаре нет…» Все есть.
Лепешки в Бухаре особые. Вот что стоит обязательно привезти в Ташкент.
Еще один вид на Бухару с двенадцатого этажа. На новую.
============================
Наталия ШУЛЕПИНА
sreda.uz
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Репортер.uz
Мой путь в журналистику начался в Узбекском обществе дружбы и культурной связи с зарубежными странами — УзОДКСе. Поразительно, но именно там. Занесло совершенно неожиданным образом.
В Ташкенте состоялись консультации по проекту Рогунской ГЭС. Инициированы группой Всемирного банка по вопросам окружающей среды и социальной сферы. Цель — обсудить и оценить экологическое и социальное воздействие.
Канал Анхор в Ташкенте — одно из главных его украшений. Конечно, это не главная его функция. Он несет воды из реки Чирчик для поливов сельхозугодий. А еще дарит людям свежий воздух, снимает стресс, смягчает летнюю жару. Деревья вдоль канала создают природный микроклимат. Смотрим несколько осенних фото.
В Кашкадарьинской области, подъезжая к городу Яккабаг, мы увидели вдоль дороги сооружения на ножках. Проехав пару километров, решили рассмотреть. Для чего они?
Отъехав от Гиссаракского водохранилища, наблюдаем, как в природные ландшафты вгрызается техника. Минуем карьер и стройплощадку с трубами, кажущимися с дороги игрушечными. Дальше — больше.
Воскресным утром мы отправились на учет из Ташкента к Туябугузскому водохранилищу (Ташморю). Точно также в этот день 6 октября отправились на учеты наблюдать за птицами и их считать бёдвочеры в разных регионах Узбекистана и в трех десятках стран Европы и Азии.
Наш четырехдневный маршрут включал и горы, и долы. В маршруте обозначены проектные сады. Они и есть цель. Посаженные два года назад саженцы прижились? Первый сад — в буферной зоне Кызылсуйского участка заповедника, в кишлаке Калтакул.
Из Балыккуля мы планировали уехать на автобусе в Нанай. Но автобус отменен. И на такси нас туда тоже никто не довезет. Проезд закрыт. Вернемся в Чартак. Оттуда до Наная есть другой маршрут. Путешествие из Ташкента по Наманганской области продолжается.
Мы путешествуем не на личном авто и не автостопом. В путь отправляемся с куйлюкского «пятака». Куйлюк-базар находится на краю Ташкента, отъезжать удобно. Немного поторговались c частником из-за цены и в путь. Первый отрезок пути — до городка Чартак в Наманганской области.
На улице Ульяновской в Ташкенте
Мария
В школе №18 преподавал математику Алексей Алексеевич Каляев, Я потом училась у него в старших классах в школе № 47
УЗБЕКСКАЯ СОЛОДКА
класс
Ноябрьские сюжеты в Ташкенте. Фото на ходу
Ангелина Борисовна Однолько
Наталья! Вы -прекрасный фотограф. Но давно убедилась, что фотография - не документ. Взять метр вправо -налево - и будет совершенно другой вид.
Ташкентцы хотят знать причины загрязнения воздуха и поименно загрязнителей
Бобоева Д
Хочется верить, что Фуркат Махмудходжаев-единственный человек в хокимияте, который хоть что-то но делает, выполнит это обещание. Верим, потому что надежда умирает последней, что будут не только следить, но и стараться улучшить качество воздуха в Ташкенте.
Растерзание природы близ Гиссарского заповедника
Однолько Ангелина
Какая грандиозная работа автора! Сколько дорог пройдено. Сколько документов изучено. Сколько проведено переговоров. Если трудно нам, привыкшим к чтению сложных текстов, осознать грандиозность строительства, масштаб денежных вложений, ущерб природно-охранной зоне, то каково местным жителям? Они не знают каким бумагам верить, как отстаивать свои интересы. На примере нового лыжного курорта Амирсай мы видим проблемы такого строительства: непродуманная канализация, отсутствие пешеходных прогулочных троп, отсутствие озеленения территории. Для лыжных трасс перерыты горы, и это совершенно не украшает летний пейзаж. А лето у нас все-таки большую часть года. Не повториться ли все это в Гиссаре?
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
admin
Ваш вопрос не по адресу.
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
Дима
Кто продаёт артемию ищу поставщика
Исполнилось 85 лет со дня рождения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга
Ангелина Борисовна Однолько
Спасибо за подборку. Поистине! Большое видится на расстоянии
Полив деревьев на яккабагской трассе и перспективы паспортизации деревьев в Узбекистане
Ангелина Борисовна Однолько
Недавно путешествовала из Ташкента через перевал в Ферганские долину. Таких сооружений для полива вдоль трассы много. Но и засохших посадок тоже не мало. Видно, что для отчета все сделано. Но ежедневного надзора нет. Остается только удивляться, сколько труда пропадает зря. Что касается мониторинга деревьев в Ташкенте, то не определено или по крайней мере не обнародовано участие махалинских комитетов в этом процессе. Странная ситуация: землю распределяет Хокимият, а махалинским комитетам остается разводить руками, обнаружив на месте деревьев новое сооружение, которое по документам числится туалетом, а на деле оказывается коммерческим объектом. С каждым годом асвальта возле наших домов становиться больше , газонов и деревьев меньше. Большинство чиновников живет в своих домах за городом и ситуацию не ощущают.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Анвар Ходжаниязов
Этот человек который стоит за этой дорогой имеет высоких покровителей. Без них никто на такое не отважется.