Существующая Оценка воздействия на окружающую и социальную среду (ОВОСС) является неполной, основана на устаревших данных и концепциях десятилетней давности и неадекватно отражает ключевые риски проекта Рогунской ГЭС.
«Расстрельная» должность? Освободилось место начальника Ташкентского городского управления Госкомэкологии
Освободилось место начальника Ташкентского городского управления Госкомэкологии. Кого назначат?
Согласно Положению о Государственном комитете Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды (утверждено Кабинетом Министров 15.1.2019г) назначает на должность и освобождает от должности начальников управлений по экологии и охране окружающей среды областей и города Ташкента председатель Госкомэкологии по согласованию с хокимом соответствующей области и города Ташкента.
То, что необходимо согласование с хокимом, не в пользу экологов. «Согласование» снижает их авторитет и подчеркивает зависимость. Задачи, решаемые управленцами-хозяйственниками и экологами, как правило, диаметрально противоположные. Если без согласования хокима никуда, на какую самостоятельность и решительность в выполнении поставленных правительством задач можно рассчитывать?
Возникает вопрос и о компетенции назначаемого должностного лица. В Положении об этом сказано так: «Укомплектование центрального аппарата и подведомственных подразделений высококвалифицированными специалистами, обладающими необходимыми теоретическими и практическими знаниями, способными на высоком профессиональном уровне обеспечить реализацию возложенных на комитет задач и функций».
Министерская чехарда в течение ряда лет привела в Госкомэкологии к быстрой сменяемости команд. Одна команда сменяет другую, не успевая набраться теоретических и практических знаний.
Кто оценивает работу? При создании Государственного природоохранного ведомства оно было ответственно перед депутатами Олий Мажлиса. Перед ними и отчитывалось. Самостоятельности и независимости от хозяйственников было побольше. В Положении о Госкомэкологии 2019 года прописано, что руководители Госкомэкологии систематически отчитываются перед Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Процитируем документ: «Первый заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан осуществляет постоянный мониторинг деятельности руководителей Госкомэкологии по эффективному выполнению возложенных на них задач, дает объективную оценку эффективности деятельности Госкомэкологии. По итогам мониторинга и оценки особо отличившиеся руководители, должностные лица и работники Госкомэкологии поощряются либо привлекаются к ответственности за допущенные серьезные недостатки, вплоть до освобождения от занимаемой должности».
За какие недостатки были освобождены от занимаемых должностей предыдущие команды управленцев, не сообщалось. Что сумели, что нет? По своей воле ушел или освобожден, не обеспечив реализацию возложенных на городское управление задач и функций уже бывший руководитель городских экологов, также неизвестно. Просто факт.
Ниже см. параграф 3 из главы 3 Положения о Госкомитете о задачах и функциях территориальных подразделений Госкомэкологии в республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте. Задач столько, что и опытному экологу непросто. Когда сажают на должность человека из другой системы, справится архисложно. Конечно, по итогам мониторинга и отчета страшных кар не будет. Пожурят, освободят от должности и отпустят на все четыре стороны, возможно, с карьерным ростом.
Наталия ШУЛЕПИНА
======================================
Итак, основные задачи и функции территориальных подразделений Госкомэкологии:
1) эффективное выполнение задач и функций, возложенных на территориальные подразделения Госкомэкологии;
2) взаимодействие с секторами по комплексному социально-экономическому развитию, возглавляемыми, соответственно, председателем Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, хокимами областей и города Ташкента, районов (городов), руководителями территориальных органов прокуратуры, внутренних дел и государственной налоговой службы (далее — секторы по комплексному социально-экономическому развитию);
3) реализация мероприятий по осуществлению государственного управления в сфере экологии, охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов;
4) реализация мер по обеспечению благоприятного экологического состояния окружающей среды, охраны экологических систем, природных комплексов и отдельных объектов, оздоровления экологической обстановки;
5) осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства в области обращения с отходами, действенной системы сбора, транспортировки, утилизации, переработки и захоронения бытовых отходов при тесном взаимодействии с органами государственной власти на местах и органами самоуправления граждан;
6) осуществление государственного экологического контроля за соблюдением законодательства в области охраны и использования земель, недр, вод, лесов, охраняемых природных территорий, животного и растительного мира, охраны атмосферного воздуха;
7) координация деятельности органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, физических и юридических лиц в области экологии и охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов в соответствующих регионах;
8) ведение государственного кадастра и мониторинга в сфере экологии и охраны окружающей среды, а также государственного учета питомников по разведению и содержанию диких животных, дикорастущих растений, зоологических и ботанических коллекций;
9) реализация мер по экологическому воспитанию, пропаганде и просвещению, а также переподготовке и повышению квалификации специалистов в сфере экологии и охраны окружающей среды;
10) обеспечение профилактики правонарушений в сфере охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обращения с отходами;
11) обеспечение тесного взаимодействия с общественностью и институтами гражданского общества в вопросах экологии и охраны окружающей среды, прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Территориальные подразделения Госкомэкологии в соответствии с возложенными на них основными задачами осуществляют следующие функции:
1) осуществляют государственное управление на местах в сфере охраны, воспроизводства и рационального использования животного и растительного мира, охраны и рационального использования атмосферного воздуха, недр, а также в сфере обращения с отходами;
2) разрабатывают и согласовывают проекты нормативно-правовых актов органов государственной власти на местах по вопросам, входящим в компетенцию территориального органа Госкомэкологии или оказывающим негативное влияние на окружающую среду;
3) согласовывают программы мероприятий по экологии, охране окружающей среды и проведению научно-исследовательских работ по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
4) вносят предложения в органы государственной власти на местах об образовании новых охраняемых природных территорий, присвоении им наименований и их переименовании;
5) обеспечивают население информацией о состоянии окружающей среды и принимаемых мерах по ее оздоровлению на местах;
6) реализуют мероприятия по эффективной организации системы сбора, сортировки, хранения, транспортировки, утилизации, переработки, захоронения и реализации отходов;
7) координируют деятельность специализированных организаций санитарной очистки по вопросам эксплуатации мусоросборочных пунктов, своевременного вывоза отходов, управления полигонами, утилизации, переработки, захоронения и реализации отходов во взаимодействии с органами государственной власти на местах;
8) взаимодействуют с органами исполнительной власти на местах, органами самоуправления граждан в части разработки и реализации мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок на местах;
9) проводят мониторинг источников загрязнения почвогрунтов в районах складирования отходов;
10) участвуют в разработке и реализации государственных программ по профилактике правонарушений в сфере охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обращения с отходами на местах.
11) Территориальные подразделения Госкомэкологии осуществляют государственный экологический контроль за исполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, в том числе:
установленных экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, образования и размещения отходов, а также согласованных мероприятий по снижению этих выбросов, сбросов и отходов до установленных нормативов;
требований экологической безопасности при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий и иных объектов;
по охране окружающей среды от загрязнения, засорения и истощения, комплексного использования природных ресурсов, в том числе при геологическом изучении недр, добыче полезных ископаемых, проведении взрывных работ, размещении и эксплуатации хвостохранилищ, терриконов, отвалов и свалок;
по охране окружающей среды при транспортировке, хранении и применении средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений, других химических веществ и препаратов;
правил разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых;
правил охоты и рыболовства, охраны рыбных запасов, их использования и воспроизводства, стимулирования рыболовства;
правил эксплуатации водоохранных объектов, водохозяйственных систем, водохранилищ и других гидротехнических сооружений;
по осуществлению разработки и реализации программ и планов действий по охране окружающей среды, комплексному использованию, сохранению и воспроизводству природных ресурсов;
по использованию водных ресурсов, соблюдению установленных норм, правил и режима использования, охраны поверхностных и подземных вод от загрязнения, засорения и истощения, а также в части выполнения водоохранных мероприятий в прибрежных полосах (зонах) водных объектов;
по проведению землевладельцами и землепользователями земельных участков мероприятий по охране почв;
по приведению земель, предоставленных во временное пользование, нарушенных в процессе строительства, добычи полезных ископаемых и иных воздействий, в состояние, пригодное для дальнейшего использования;
по обеспечению сохранения лесных ресурсов, ценных естественных ландшафтов, а также водоохранных, водорегулирующих, полезащитных и других защитных функций лесонасаждений.
12) Территориальные подразделения Госкомэкологии осуществляют государственный экологический контроль за:
деятельностью органов исполнительной власти на местах, специализированных организаций санитарной очистки в городах и районах, государственных унитарных предприятий Тоза худуд», «Махсустранс» и государственного предприятия «Chiqindilarni qayta yuklash va utilizasiya qilish», а также юридических и физических лиц по соблюдению законодательства в области обращения с отходами;
состоянием экосистем, естественного генофонда, биологического равновесия, а также источников загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв, растительного мира (в том числе лесов), животного мира, их среды обитания и водных биологических объектов на местах;
созданием в установленном порядке мусоросборочных пунктов, своевременным вывозом отходов, недопущением образования несанкционированных свалок, управлением полигонами, утилизацией, переработкой, захоронением и реализацией отходов;
13) Территориальные подразделения Госкомэкологии оказывают содействие органам самоуправления граждан и негосударственным некоммерческим организациям в осуществлении общественного экологического контроля;
14) взимают компенсационные выплаты за загрязнение окружающей среды и размещение отходов на соответствующей территории в порядке, установленном законодательством;
15) проводят государственную экологическую экспертизу, в том числе проектов схем размещения и развития производительных сил; материалов выбора земельных участков под конкретные виды строительства; предпроектной и проектной документации; проектов технических регламентов, экологических нормативов, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, связанную с использованием природных ресурсов; документации по созданию новых видов техники, технологий, материалов, веществ, продукции; действующих предприятий и других объектов, оказывающих негативное влияние на состояние окружающей среды и здоровье граждан; материалов по комплексному обследованию территорий в целях последующего придания им статуса охраняемых природных территорий, зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия; всех видов градостроительной документации; объектов со специальным правовым режимом;
16) выдают в установленном порядке и ведут учет:
разрешений на импорт и экспорт продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, в пределах своих полномочий;
заключений государственной экологической экспертизы;
заключений на рубку деревьев и кустарников вне государственного лесного фонда;
17) ведут учет:
документов разрешительного характера в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
свидетельства о постановке на государственный учет зоологических коллекций;
18) осуществляют деятельность в сфере технического регулирования в части обязательных требований к безопасности продукции, работ и услуг при использовании природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения и других вредных воздействий;
19) совместно с органами исполнительной власти на местах, иными организациями формируют и ведут единую территориальную базу данных о состоянии окружающей среды, имеющихся загрязнениях и иных вредных воздействиях, использовании природных ресурсов;
20) осуществляют государственный учет питомников по разведению и содержанию диких животных, дикорастущих растений, а также зоологических и ботанических коллекций на местах;
21) координируют деятельность территориальных органов государственного и хозяйственного управления, а также иных организаций, ведущих государственный учет объектов животного и растительного мира и учет объемов их использования;
22) осуществляют совместно с территориальными органами Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, а также другими органами государственного и хозяйственного управления, иными организациями учет источников загрязнения и их вредных воздействий (кроме физических) на окружающую среду;
23) осуществляют контроль за ведением природопользователями (специальное природопользование) учета использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ, отходов и иных вредных воздействий (кроме физических) на окружающую среду на местах, а также совместно с территориальными органами Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике соблюдением достоверности государственной статистической отчетности по экологии, охране окружающей среды и использованию природных ресурсов;
24) ведут кадастры объектов животного мира, объектов растительного мира, охраняемых природных территорий, мест захоронения и утилизации отходов;
25) осуществляют государственный мониторинг окружающей природной среды на местах;
26) участвуют в развитии и совершенствовании системы государственного мониторинга окружающей среды;
27) ведут региональную базу данных мониторинга окружающей среды;
28) разрабатывают и реализуют территориальные программы мониторинга окружающей среды;
29) осуществляют профилактику правонарушений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обращения с отходами, в том числе выявление, устранение причин совершения этих правонарушений и условий, им способствующих;
30) ведут учет лиц, совершивших правонарушения в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обращения с отходами на местах, осуществляют анализ этих данных;
31) взаимодействуют с другими органами государственной власти на местах и организациями, непосредственно осуществляющими и участвующими в профилактике правонарушений;
32) ведут работу по пропаганде знаний в сфере экологии и охраны окружающей среды, в том числе экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия;
33) реализуют совместно с органами самоуправления граждан и негосударственными некоммерческими организациями, с привлечением средств массовой информации мероприятия по повышению осведомленности населения в вопросах охраны окружающей среды и устойчивого развития;
34) реализуют меры по налаживанию эффективных механизмов диалога с населением в сфере экологии и охраны окружающей среды;
35) рассматривают обращения физических и юридических лиц по вопросам, отнесенным к своим полномочиям;
36) оказывают содействие в деятельности субъектов предпринимательства, направленной на создание благоприятных условий для здоровья людей, сохранения экологического равновесия, рационального пользования природными ресурсами, в интересах эффективного и устойчивого социально-экономического развития региона;
37) оказывают физическим и юридическим лицам информационное и консультативное содействие в порядке, установленном законодательством;
38) организуют разработку и реализацию природоохранных программ и мероприятий с привлечением широкой общественности, субъектов предпринимательства;
39) информируют местное население, субъектов предпринимательства, институты гражданского общества о ходе реализации важнейших задач в сфере экологии и охраны окружающей среды.
Территориальные подразделения Госкомэкологии в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте осуществляют и другие функции в соответствии с законодательством и поручениями руководства комитета в рамках законодательства.
sreda.uz
![]() Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Вода
Эта норма рассмотрена на заседании Комитета Сената Олий Мажлиса по аграрным, водохозяйственным вопросам и экологии в рамках обсуждения Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».
Среди основных областей, где искусственный интеллект может улучшить управление водными ресурсами, — оптимизация очистных сооружений, прогнозирование спроса, повышение энергоэффективности, опережающее обнаружение проблем и усовершенствование процессов очистки сточных вод.
Инспекционный совет Всемирного банка опубликовал официальный запрос на проведение расследования проектов, связанных со строительством Рогунской ГЭС в Таджикистане. В фокусе: критически важные вопросы о соответствии социально-экологическим стандартам ВБ.
Мелиоративная экспедиция при Аму-Бухарском бассейновом управлении ирригационных систем внедрила новую мелиоративную информационную систему.
С точки зрения применения искусственного интеллекта в Центральной Азии, основными направлениями могут стать мониторинг объемов и качества воды, оптимизация ее распределения, а также создание систем раннего оповещения о чрезвычайных ситуациях.
С 19 по 21 июня 2025 года столица Узбекистана станет центром зеленых инноваций: в выставочном комплексе Central Asian Expo пройдет Международная выставка экологических технологий.
Проект направлен на продвижение «зеленой» повестки в Узбекистане через государственно-частный диалог и устойчивое управление водными ресурсами. Ключевыми исполнителями являются два ННО: «SUVCHI»и «UAFMA».
На конкурс принимаются социально значимые проекты негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества. Прием заявок: с 1 мая по 30 мая 2025 года. Период реализации проекта: с 1 июля по 30 декабря 2025 года.
Летим в Шарм-эль-Шейх. Утро понедельника. Утром в субботу еще никаких конкретных планов. В голове вертелись какие-то мечтания о том, чтобы когда-нибудь поплавать в Красном море… Когда-нибудь, но не через день же!
Существующая Оценка воздействия на окружающую и социальную среду (ОВОСС) является неполной, основана на устаревших данных и концепциях десятилетней давности и неадекватно отражает ключевые риски проекта Рогунской ГЭС.
Эта норма рассмотрена на заседании Комитета Сената Олий Мажлиса по аграрным, водохозяйственным вопросам и экологии в рамках обсуждения Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».
Среди основных областей, где искусственный интеллект может улучшить управление водными ресурсами, — оптимизация очистных сооружений, прогнозирование спроса, повышение энергоэффективности, опережающее обнаружение проблем и усовершенствование процессов очистки сточных вод.
Инспекционный совет Всемирного банка опубликовал официальный запрос на проведение расследования проектов, связанных со строительством Рогунской ГЭС в Таджикистане. В фокусе: критически важные вопросы о соответствии социально-экологическим стандартам ВБ.
Мелиоративная экспедиция при Аму-Бухарском бассейновом управлении ирригационных систем внедрила новую мелиоративную информационную систему.
С точки зрения применения искусственного интеллекта в Центральной Азии, основными направлениями могут стать мониторинг объемов и качества воды, оптимизация ее распределения, а также создание систем раннего оповещения о чрезвычайных ситуациях.
С 19 по 21 июня 2025 года столица Узбекистана станет центром зеленых инноваций: в выставочном комплексе Central Asian Expo пройдет Международная выставка экологических технологий.
Проект направлен на продвижение «зеленой» повестки в Узбекистане через государственно-частный диалог и устойчивое управление водными ресурсами. Ключевыми исполнителями являются два ННО: «SUVCHI»и «UAFMA».
На конкурс принимаются социально значимые проекты негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества. Прием заявок: с 1 мая по 30 мая 2025 года. Период реализации проекта: с 1 июля по 30 декабря 2025 года.
Летим в Шарм-эль-Шейх. Утро понедельника. Утром в субботу еще никаких конкретных планов. В голове вертелись какие-то мечтания о том, чтобы когда-нибудь поплавать в Красном море… Когда-нибудь, но не через день же!
На улице Ульяновской в Ташкенте
Очень тёплые фотографии.
Законодатели рассмотрели включение в законодательство Узбекистана нормы об отмене права на землю
Ангелина Борисовна Однолько
То есть земля станет настолько дорогой и невыгодной; что люди перестанут заниматься с/х? Или в итоге это приведет к росту цен на с/х продукты?
Вызовите свидетелей, проверьте доказательства и судите
admin
Как журналисту, мне много раз приходилось бывать на судебных процессах. Разных. Был даже процесс, когда судили инженера и дали срок за то, что компания, в которой он работал, предложила своим клиентам Скайп. Тогда это было внове. Насчитали в суде огромный ущерб государству, ведь благодаря интернету люди стали меньше пользоваться междугородней телефонной связью. Руководитель компании успел выехать из Узбекистана, а на инженера, как только он по повестке пришел в прокуратуру, надели наручники. Суд его приговорил к тюремному заключению. Поэтому возникает вопрос об ответственности следствия и судей. Как известно, Скайп и Вотсап очень быстро вытеснили междугородную телефонию. Мне этот случай запомнился. Обвинения сотрудникам Госбиоконтроля в нанесенном ущерба государству из того же ряда. Четырех с половиной миллиардов сумов ущерба, оказывается, не было. Восемь лет понадобилась, чтобы суд сделал такое заключение. Еще ряд обвинений не снят. Подождем. А вот с этой колоссальной сумой как быть? Кто-то же ее насчитал!
Вызовите свидетелей, проверьте доказательства и судите
Алия
100 % заказная проверка, организованная бывшим председателем Госкомприроды Абдусаматовым, падким до огромных барышей. И к слову сказать, впоследствии снятым с должности председателя и севшим за решетку за взятку. Я работала в комитете в пору его "правления". Наше управление тоже прошло через жернова этой заказухи. И тоже было шито все белыми нитками и высосано из пальца. Лично знаю и Григорьянца, и его бухгалтера Татьяну, в курсе всего того безобразия, что творили с Госбиоконтролем. А вся беда Госбиоконтроля лишь в том, что через его счета проходили большие деньги. Конечно же, целью проверки и ее неоправданно раздутой масштабностью было очернить и убрать с должности Григорьянца, а на его место посадить "своего" и грести лопатой себе в карман бюджетные средства. Очень хочется надеяться, что в конце концов в этом деле будет поставлена точка с благополучным концом - снятием всех выдуманных обвинений. К слову сказать, со всех других сотрудников различных управлений Госкомитета все обвинения сняты в результате их многолетних хождений по судам. Отдельное спасибо автору публикации за проделанную титаническую работу. Будем надеяться, что правосудие наконец-то свершится.
НА ТЕКТОНИЧЕСКИХ ПЛИТАХ
Лия
Здравствуйте. Очень познавательная и интересная статья. Большое спасибо Г. ПЕРЕВОЗЧИКОВУ и АТОСУ за прекрасные комментарии. Такие статьи с примерами необходимо преподавать в школах в современном Узбекистане. Хотела почитать, на какой плите находится Узбекистан, и через сколько лет будет очередной сдвиг с соседней плитой, а столько интересного узнала. СПАСИБО!!!
Вызовите свидетелей, проверьте доказательства и судите
Бахтиёр
Добротный материал. Все, в общем, понятно. Сюда бы еще небольшой комментарий грамотного юриста.
Вызовите свидетелей, проверьте доказательства и судите
Ирина
Материал очень серьезный и глубокий. Какие-то моменты перечитывала несколько раз. От основной линии несколько уводит экскурс в создание структуры. Но в этом есть необходимость. В целом - очень серьезный материал. Разобраться в этом, - огромный труд. Кому-то Григорьянц перешёл дорогу. Очень горько и обидно, что такой человек, в честности которого не усомнишься ни на секунду, попал в жернова нашего "правосудия'.
Вызовите свидетелей, проверьте доказательства и судите
Эколог
Автор, все что вы описали в статье, трудно несведущему человеку понять, к чему привела ситуация, связанная с расформированием системы охраны природы во времена Госбиоконтроля. Очень обидно и досадно, что не вступились и не поддержали в то время Госбиоконтроль лица, которые могли бы справедливо доказать и показать действительную ситуацию, связанную с деятельностью Госбиоконтроля! Александр Аркадьевич Григорьянц всегда и при всех обстоятельствах был и есть человек принципиальный ко всему, что связанно с нарушением природоохранного законодательства и глубоко порядочный как личность, с которым было комфортно и интересно работать. Очень ценю и уважаю его, побольше бы таких руководителей! Спасибо Вам, за принципиальность и открытость Ваших публикаций! Хорошо бы восстановить справедливость и затронутую честь!!!
Вызовите свидетелей, проверьте доказательства и судите
Sergei
Обычное дело, нужны не специалисты высочайшего уровня, а люди с несколько иными жизненными принципами. Как ответил один мой знакомый (мошенник и вор, занимающий высокое положение) на мое замечание, что надо принимать на работу специалистов, «Это совсем не обязательно - главное чтобы человек был "хороший".
Вызовите свидетелей, проверьте доказательства и судите
Джамиля
Ужас!!!