Воспользуемся возможностью восхититься и порадоваться, что деревья в городе еще остались и есть совершенно чудесные улицы. Эти кадры сделаны на ходу. Ради фото — минутная остановка. Хороша осень. Такой бы осень всю зиму! И ведь такая в Ташкенте бывает. А потом — весна.
Размышления архитектора накануне Года архитектуры и градостроительства стран СНГ
Какими проектами и объектами удивит Узбекистан? Ответить на этот вопрос мы попросили главного архитектора проектов в АО «Ташгипрогор» Александра КАШИРИНА.
— Главы государств-участников СНГ на встрече в сентябре 2019 года подписали Заявление с рядом важных решений. Одно из них – объявить 2021 год Годом архитектуры и градостроительства в Содружестве независимых государств. Планируется проведение международных конкурсов, форумов, отраслевых выставок.
Инициатива Года архитектуры и градостроительства исходила от Туркменистана, и это объяснимо. Ашхабаду есть чем удивлять – многие его современные архитектурные объекты стали мировыми рекордсменами, внесены в Книгу рекордов Гиннеса. Столица Казахстана Нур-Султан тоже поражает своей архитектурой. Каждый город по своему хорош и заметен.
У Ташкента нет необходимости соревноваться с этими столицами. Городу с историей в две с половиной тысячи лет очарование придают зеленые улицы и дворы, комфортная типовая жилая застройка, смешение архитектурных стилей. Здесь намешаны разные исторические эпохи: это старый город со своей самобытностью и культурой (к сожалению, исчезает), это и более поздние постройки царского периода (районы Сквера и Ташми), это и советский период до и после землетрясения 1966 года.
Облик Ташкента второй половины XX века создавали такие маститые архитекторы как М.Булатов, Л.Караш, А.Архангельский, В.Березин, С.Сутягин, В.Муратов, Ю.Мирошниченко, Ю.Халдеев, Р.Хайрутдинов, В.Спивак и многие другие. К мнению талантливых архитекторов, чьи объекты украшали город, прислушивались, их ценили как профессионалов своего дела.
Арыки с проточной водой тоже являлись частью облика Ташкента и учитывались проектировщиками и градостроителями при создании ландшафтного дизайна. Из арыков освежались земля и зелень — «легкие» города.
Многое в городе исчезло безвозвратно. Водные каналы перекрываются, арыки замусорены, и в целом вся ирригационная система в плачевном состоянии. Многие постройки подверглись реконструкции или снесены.
Сейчас архитектор, к сожалению, решает мало. Пренебрежение мнением профессионалов – причина появления безликой архитектуры, неграмотных решений ландшафта и дизайна.
Да, город растет, меняется, это закон времени. Но меняется уж как-то совсем не по правилам, в противоречии с градостроительными нормами. Причины вижу в отсутствии Генерального плана города, отсутствии градостроительного надзора. Прекратили свое существование Союз архитекторов Узбекистана, Градостроительный совет. Очевидны недоработки Главного управления архитектуры и строительства города.
Наблюдаются массовые застройки внутри жилых кварталов, строительство на территории парков. Происходит это с грубейшим нарушением нормативов.
Нормативы установлены исходя из климатических особенностей Узбекистана. Над ними работали архитекторы, строители, медики, ученые из разных сфер. Пренебрежение нормативами приводит к резкому ухудшению жизненного пространства. Из-за застройки «окна в окна» в квартирах нет естественного проветривания, обязательного солнечного освещения (инсоляции). В жилых массивах исчезают дворы, площадь которых просчитывалась с учетом целого ряда параметров. С «уплотнением» жилых массивов перегружаются существующие коммуникации, транспортные связи.
В полной мере горожане еще не прочувствовали всех последствий «уплотнения». Многие объекты еще возводятся, они на начальной стадии или завершающей стадии строительства. Продолжение «уплотнения» приведет к тому, что столица уже в ближайшем будущем начнет задыхаться. Нарушение инфраструктуры тоже даст о себе знать.
Новое строительство должно вестись с учетом существующего положения, с учетом истории Ташкента, без ухудшения среды обитания. Альтернатива «уплотнению» и «точечной застройке» — обустройство прилегающих территорий, где можно создавать современные комплексы со своей инфраструктурой.
Есть старая узбекская пословица: «Чумчук суйсаям кассоб суйсин» — «Даже воробья должен разделывать мясник». Она применима к любой сфере деятельности. Не нами придумано: врачи врачуют, писатели пишут книги, музыканты занимаются музыкой, а архитекторы проектируют и создают красивую архитектуру.
Как будет выглядеть Узбекистан в Год архитектуры и градостроительства? Мне кажется, что дело не в отдельных объектах, которыми мы сможем похвалиться в международном сообществе, а в необходимости реального внимания к уровню архитектуры и градостроительства.
* * *
От редакции. Не только архитекторам, но и горожанам хочется, чтобы Генеральный план был, наконец, разработан. Хаотичная застройка, копирование чужих проектов лишают столицу Узбекистана, да и другие города самобытности, той, что дорога жителям и привлекательна для туристов.
Фото Наталии ШУЛЕПИНОЙ
Источник — nuz.uz
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
5 комментариев на «“Размышления архитектора накануне Года архитектуры и градостроительства стран СНГ”»
Добавить комментарий
Еще статьи из Фото
Канал Анхор в Ташкенте — одно из главных его украшений. Конечно, это не главная его функция. Он несет воды из реки Чирчик для поливов сельхозугодий. А еще дарит людям свежий воздух, снимает стресс, смягчает летнюю жару. Деревья вдоль канала создают природный микроклимат. Смотрим несколько осенних фото.
Прогулку в ботанический сад Ташкента предварим строками из стихотворения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга:
«Люблю я последние дни сентября. Скрипичным оркестром охваченный город. Люблю эту свежесть и ясность погоды. Природа спокойно уходит в себя».
Доклад выпущен КБО ООН и ФАО по случаю Международного дня сельских женщин, отмечаемого 15 октября, и озаглавлен «Решения, выдвигаемые женщинами для обеспечения устойчивости к засухе».
Воскресным утром мы отправились на учет из Ташкента к Туябугузскому водохранилищу (Ташморю). Точно также в этот день 6 октября отправились на учеты наблюдать за птицами и их считать бёдвочеры в разных регионах Узбекистана и в трех десятках стран Европы и Азии.
Наш четырехдневный маршрут включал и горы, и долы. В маршруте обозначены проектные сады. Они и есть цель. Посаженные два года назад саженцы прижились? Первый сад — в буферной зоне Кызылсуйского участка заповедника, в кишлаке Калтакул.
Из Балыккуля мы планировали уехать на автобусе в Нанай. Но автобус отменен. И на такси нас туда тоже никто не довезет. Проезд закрыт. Вернемся в Чартак. Оттуда до Наная есть другой маршрут. Путешествие из Ташкента по Наманганской области продолжается.
Мы путешествуем не на личном авто и не автостопом. В путь отправляемся с куйлюкского «пятака». Куйлюк-базар находится на краю Ташкента, отъезжать удобно. Немного поторговались c частником из-за цены и в путь. Первый отрезок пути — до городка Чартак в Наманганской области.
В Алматы состоялась конференция по экологическому образованию. Сейчас о маршруте в горы — прекрасном дополнении к конференции по экологической тематике.
Городок Янгибазар находится километрах в тридцати от Бухары. Янгибазар — центр Пешкунского района, и он с водопроводом. А вот многие кишлаки района без него. Потому и включены в проект.
отличная статья, вот и наш зеленый двор, с деревьями и детской площадкой приглянулся таким застройщикам и ответственным лицам хокимията. на территории четырех многоэтажек, где дети играют, бегают, где дышат свежим воздухом, не только наши жильцы, но люди с соседних улиц собираются строить многоэтажки. А о том как все и чем будут дышать, как это отразиться на здоровье наших детей, застройщик и чиновники не думают. А эта зеленая зона была создана в 1940 -1960 годах, мы так же сажаем сами молодые деревья. Однако практика подрезки сгубила много старых деревьев. Пытаемся спасти свой лесок, свой островок радости. Ведь открывая окно мы можем слышать пение птиц и шум листвы.
То, к чему уповают сегодня ташкентцы, обсуждая будущее столицы, новый Генеральный план реконструкции, по сути ничего не даст и жизнь нашу лучше не сделает.
Во-первых, потому, что изготавливается он иностранной компанией (Benoy), проектировщики которой никогда в Ташкенте не жили, с нами их ничего не связывает, и Ташкент для них просто картинка и чертёж, не более того. У этих авторов совсем иные представления о наших ценностях, нашем восприятии города как вместилища разнообразных функций, и всех сопутствующих смыслов, что в итоге делает их – ими, а нас – нами.
Во-вторых, Генеральный план этот, в строгом смысле генеральным назвать, сложно, потому что делается он без Технико-Экономического Обоснования (ТЭО), капитального исследования, которое всегда предшествовало и служило обоснованием для разработки ГП. В подготовке этого исследования были ответственными все госорганы, министерства и ведомства, закладывая, таким образом в будущий ГП свои масштабы и перспективы развития столичного народно-хозяйственного комплекса.
Картинку Генерального плана Benoy изготовит технически грамотно и ЭФФЕКТНО, как и следует быть любому товару, чтобы его, не вникая глубоко в смысл и содержание с радостью купили, и этим приобретением гордились как образцом самых передовых идей от самых именитых зарубежных разработчиков. Насколько он окажется полезным, хотя бы в части территориальных и структурных изменеий городского плана — вопрос открытый. Замечу только, что до сей поры ни один утверждённый ГП Ташкента, не служил гарантией от валюнтаристких вмешательств даже в советское время.
Думаю, что и теперь властям не нужен даже самый концептуальный (т.е. с наименьшей детализацией) ГП, чтобы на всякий случай, ни в чём себя не ограничивать, направляя реконструктивные мероприятия каждый раз в ту сторону, которую обуславливает не утверждённый документ, а конъюнктура текущего момента, изменчивость конкретной экономической ситуации, наконец просто чьим-то желанием делать не так, а эдак.
Проблема нашей сегодняшней архитектуры не столько в отсутствии действующего Генерального плана, сколько в полной потере своей национальной архитектурной школы, в нежелании развивать своё и желании покупать чужое. Сегодня нашего архитектора замещают кто угодно — и Турки, и Корейцы, и Австрийцы со своими более продвинутыми технологиями, привнося в нашу жизнь где-то очень эффектные, но чужеродные прототипы, никак не связанные с нашей особенностью и идентичностью. Даже при внешней стилизованности и декорированности под восток таких объектов — это не архитектура Узбекистана.
В ближайшее десятилетие ситуацию изменить будет невозможно, потому что наши ВУЗы в Ташкенте и Самарканде выпускают не архитекторов, а в лучшем случае дизайнеров, «творчество» которых целиком и полностью заточено на подражательстве и копировании зарубежных образцов. А что ещё остаётся? Действительных педагогов, кандидатов и докторов наук нет, за исключением тех 3-5 человек, которые успели защититься в советское время. Учебно-методические пособия, курсовые и дипломные проекты – все родом из 60-х годов прошлого века. Специально оборудованных лабораторных классов, для учебного и экспериментального проектирование тоже нет, как и развитого депозитария (учебного инфоцентра). Степень компьютеризации учебного процесса, в зачаточном состоянии и ближе к нулю.
Об отсутствии других архитектурных органов, обуславливающих стагнацию профессии, таких как Союз Архитекторов, Градостроительный и Конкурсный совет говорить не буду. Это уже сказано в статье. Пока не будет разработана серьёзная государственная программа возрождения национальной архитектурной школы, реформирования архитектурного образования, административных и общественных органов занимающихся сферой строительства и проектирования, преодоления нашего профессионального кризиса ожидать не стоит.
Современная архитектура – это не картинка, не художество и не отвлечённое формоискательство, а красивая инженерия, вытекающая из учёта очень многих и совсем не изящных наук и умений. Это и математика, и строительная физика с расчётами прочности и долговечности строений в сейсмически опасном регионе, транспортными нагрузками и санитарно-экологическими нормативами по комфорту проживания в жарком и засушливом климате, демографического прогнозирования, сбережения и адаптации памятников истории и культуры не только для полноценного восприятия городской среды, но и экономии средств для исключения необоснованных трат при новом строительстве.
Когда-то у нас была своя плеяда архитекторов, свои научно-исследовательские и проектные институты в стенах которых были разработаны объекты, ставшие визитной карточкой Ташкента. Это и маленькое, всеми любимое кафе «Голубые купола» (арх.В.Муратов), и гостиница «Ташкент» (арх.И.А.Мерпорт), и дворец «Туркестан» (арх.Ю.А.Халдеев), Панорамный кинотеатр (арх.С.М.Сутягин) и многие – многие другие, что говорит о том что мы когда-то могли и сможем это сделать сейчас – поднять качество нашей архитектуры на уровень национальной идентичности и подлинного своеобразия, не заимствуя и не подражая тем страновым образцам, которые пришли к своему профессиональному триумфу самостоятельно и без нас.
Cпасибо за комментарий. Сделан полный расклад по ситуации, очень важное дополнение к статье.
Я допустил опечатку. Вместо гост. «Ташкент» имелась ввиду гост. «Узбекистан», рук. Авторского коллектива был Илья Аронович Мерпорт, кроме этого здания спроектировавший старое здание ташкентского аэропорта в 50-е годы. Два года назад его снесли.
» и многие – многие другие, что говорит о том что мы когда-то могли и сможем это сделать сейчас – поднять качество нашей архитектуры на уровень национальной идентичности»
До слёз обидно за оптимистов! Правда! Людям свойственно жить надеждой. Удивительно, как в условиях депрессивной застройки люди ещё во что-то верят.
Хон атлас, резьба по ганчу, инкрустация, керамика и проч…. где это? Где?!!!! Включите радио- гармонический ряд напоминает всё, кроме национальных напевов.
В европейских странах, в реставрируемых зданиях законом запрещено ставить любые оконные рамы, кроме деревянных, выполненных лицензированными столярными мастерскими. А у нас? Одна кирха, новодел польского костёла, бывший Дом пионеров и театр Навои? Театра, которого,уже успела коснуться рука «талантливого» реконструктра?
Недавно я уже советал: Забудь! Это уже не твои горы. Или найди себе горы в другом месте.
А здесь — пригласи «Стрелку» и будет тебе счастье за полтора миллиона.