Железная дорога, которая прокладывается по Зарафшанскому национальному природному парку, покончит с беспечностью диких животных. Окажутся под колесами поездов и ежи, и крупные животные.
Застройщики претендуют на землю железной дороги и ее депо, а хокимы идут им навстречу
У вагоноремонтного депо в Ташкенте застройщики отобрали полосу отвода железной дороги в полгектара земли. У забора собрались сотрудники вагонного депо, депутаты, члены Экологической партии, журналисты. На наших глазах и происходил отъем. Железный забор, огораживающий депо, демонтирован. «Своя земля» впритык к колее огорожена профнастилом для застройки.
Объективности ради скажем, что эта не первая удачная попытка. Рядом уже построен магазин. Сейчас разгорелся спор между железнодорожниками и застройщиками из-за полосы отвода, на которой железнодорожники вырастили свыше двухсот сосен и других можжевеловых. Длина полосы – 185 метров, ширина – 25 метров.
Оба застройщика утверждают, что им разрешено здесь строиться. Одному – «ВМВ Trade Group» – землю выделил в пользование хоким города под строительство офисного здания, другому – «Apple Trade Group» – выделил землю хоким района под строительство молодежного центра.
У кого права? Прав у хокима Яккасарайского района города выделять землю под застройку по Закону «О земле» нет. Статья 5 Закона определяет компетенции органов государственной власти в области регулирования земельных отношений. Более детально прописывает компетенции по регулированию земельных отношений Закон РУз «О государственной власти на местах» (ст.10). И в нем хоким городского района правами распоряжаться землей не наделен.
Такое право законодательно закреплено за хокимом города. Хоким города действительно (цитируем статью 10 Закона РУз «О государственной власти на местах») «вправе предоставлять земли во владение, пользование и в аренду предприятиям, учреждениям, организациям, дехканским хозяйствам, гражданам, прекращать права владения и пользования землей этими субъектами, а также осуществлять изъятие земель с последующим утверждением принятых решений соответствующим Кенгашем народных депутатов». Статья 24 о полномочиях Кенгаша народных депутатов (см.комментарий к ней Минюста) подчеркивает, что в соответствии со статьей 10 Закона решения хокима по предоставлению земли во владение, пользование должны быть утверждены соответствующим Советом народных депутатов. Из чего ясно: хоким города – не царь. Кенгаш по статусу выше. Еще выше по статусу Премьер-министр, который вправе отменить решение Кенгаша, и Президент.
Ни в одном из документов, с которыми нас, журналистов, познакомили сотрудники депо, не было ссылок на утверждение решений об отводе земли в непосредственной близости от железнодорожного полотна Кенгашем народных депутатов Ташкента.
С волнением сотрудники депо говорили о том, что про решения хокимов о предоставлении в пользование застройщикам прилегающего к депо участка узнали спустя месяцы. Все нормативно-правовые акты местной администрации должны быть опубликованы. Но в вопросах земельных отводов нет прозрачности.
Процедура согласований и разрешений структур, обязанных изучить вопрос, до того как подпишет решение хоким города, происходила удаленно. На участке никто из их представителей не появлялся. А то бы заметили, что участок не бесхозный, огорожен трехметровым забором, за которым зеленая зона шириной в 25 метров и железнодорожные пути. И вывеска соответствующая на входе.
Можно только гадать, как разрешали экологи строительство офисного здания захотевшего здесь строиться застройщика фактически на территории Филиала по технической, технологической подготовке и ремонту пассажирских вагонов АО «Узжелдорпасс» – ВЧД-2. ВЧД – принятое на всем пространстве стран СНГ краткое обозначение вагонных депо.
Вагонных депо в Узбекистане несколько, а в Ташкенте это единственное. Объект второй категории воздействия на окружающую среду согласно утвержденному Кабинетом Министров Положению «О государственной экологической экспертизе». По Закону «Об экологической экспертизе» (ст.11) объектами экологической экспертизы являются материалы выбора земельных участков под все виды строительства. А статья 13 подчеркивает: «Проведение государственной экологической экспертизы объектов, указанных в статье 11 настоящего Закона, является обязательным».
Как согласовывали санврачи из городского центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, тоже вызывает сомнения. Полоса отвода железной дороги для депо составляет 23 метра от крайнего рельса. Уточним, откуда цифра. В стране действует КМК 2.10.10.97 (бывш.СаНПиН) «Нормы отвода земель для железных дорог». В 2013 году Государственный научно-проектный институт по землеустройству «Уздаверлойиха» провел инвентаризацию и межхозяйственное землеустройство полосы отвода на станциях и перегонах в пределах Ташкента. Расчеты проводятся по нормативам, указанным в КМК, с привязкой к местности. В результате выполненных работ было определено, что здесь полоса отвода составляет 23 метра.
Еще сто метров составляет санитарно-защитная зона. Так в соответствии с действующими Градостроительными нормами и правилами – ШНК 2.07.01.03. Читаем пункт 126 этого нормативного документа: «Жилую застройку необходимо отделять от железной дороги санитарно-защитной зоной шириной в 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути».
В действующих Санитарных правилах и нормах планировки и застройки населенных мест Узбекистана — СанПиН РУз № 0339-16 – в пункте 43 указана минимальная площадь озеленения санитарно-защитной зоны в зависимости от ширины зоны: до 300 м — 60%. А в пункте 49 говорится, что делать, чтобы предотвратить и минимизировать неблагоприятное влияние сооружений железнодорожного транспорта (шум, вибрация, загрязнение атмосферного воздуха). Ни шум не замерили санврачи, ни вибрацию, ни вопросами обязательного озеленения не озаботились.
Аналогичные вопросы можно задавать и другим структурам, давшим свое заключение по выделяемому участку. То, что никто не был на месте событий, выяснилось в суде, куда приглашались представители ведомств. Но и суд не счел нужным провести выездное заседание. Среди сосен у депо состав суда прочувствовал бы и шум, и вибрацию, и загрязнение атмосферного воздуха. По меньшей мере сотня вагонов проходит здесь за день. В депо не только ремонтируют вагоны. Здесь готовят поезда, отправляющиеся в южном направлении с Южного вокзала Ташкента. Они стучат на стыках дополнительно к тем ста вагонам, что стучат и лязгают.
Железный забор был демонтирован в присутствии судебного исполнителя застройщиком ООО «ВМВ Trade Group». Судебный исполнитель представил постановление Административного суда Чиланзарского района Ташкента: апелляцию депо по поводу предыдущих судебных решений отклонить, бюро исполнения Мирабадского района провести исполнительные действия.
Железнодорожники не могут не подчиниться суду. Но очевидно, что эта судебная инстанция не последний бастион. Депо — стратегический объект. Его безопасность – государственной важности.
Большие сомнения вызывает законность решения хокима Ташкента от 21 декабря 2018 года. Изложено оно так: В целях исполнения протокола выездного заседания Кабинета Министров за № 01-05/121-1 от 28 июля 2018 года, посвященного вопросам строительства и благоустройства в Ташкенте, рассмотрев обращение ООО «ВМВ Trade Group», постановляю выделить 0,2 га для строительства офисного здания на постоянное пользование в Яккасарайском районе по улице Кичик халка йулли.
Протокол выездного заседания Кабинета Министров не опубликован. Законодательным актом не является. Куда важнее и авторитетнее апрельское 2018 года Постановление Президента страны «О мерах по кардинальному совершенствованию порядка предоставления земельных участков в постоянное пользование для осуществления предпринимательской и градостроительной деятельности».
В нем сказано: «Процедуры предоставления земельных участков остаются непрозрачными и забюрократизированными, что препятствует эффективному использованию земель для развития предпринимательства и создания современного архитектурного облика территорий. В частности, не налажен на должном уровне конкурсный порядок предоставления земельных участков, о чем свидетельствуют многочисленные обращения в Виртуальную приемную Президента Республики Узбекистан, связанные с нарушениями при предоставлении земельных участков или их необоснованным изъятием».
Пункт 1 Постановления: «Установить с 1 июля 2018 года порядок, в соответствии с которым: предоставление юридическим и физическим лицам земельных участков в постоянное пользование для осуществления предпринимательской и градостроительной деятельности производится посредством электронного аукциона через единую электронную торговую площадку «Е-IJRO AUKSION».
В решении хокима про аукцион ни слова. ООО попросило землю и получило. По поводу одобрения или неодобрения Кенгашем этого решения вагонное депо сделает запрос.
В заключение несколько вопросов от редакции. Их немало накопилось. И не только в связи с решениями двух хокимов – Ташкента и Яккасарайского района столицы — о предоставлении застройщикам полосы отвода вагонного депо. В редакцию постоянно поступают протесты населения то против одного решения о выделении застройщикам городской земли, являющейся по Конституции Узбекистана общенациональным богатством (статья 55), то против другого. Отдаются предпринимателям дворы типовой жилой застройки, где ничего строить нельзя согласно Градостроительным нормам и правилам. Более всего страдают городские скверы, что во дворах и отдельно расположенные, с ними местные органы власти не церемонятся.
Обращаемся к важным государственным органам.
Вопрос к Министерству юстиции о правомерности решений хокимов районов столицы выделять землю в пользование застройщикам. Также ожидаем разъяснения Минюста о приоритетности законов РУз и Постановлений Президента страны в сравнении с протоколом выездного заседания Кабинета Министров.
Вопрос к Ташкентскому городскому управлению по экологии и охране окружающей среды в связи с проведением экологической экспертизы выделенного под застройку участка. Была-не была? Если была, почему не учла местонахождение планируемого объекта фактически на территории вагонного депо?
Вопрос к Ташкентскому городскому центру государственного санитарно-эпидемиологического надзора по соблюдению санитарно-защитной полосы и уровням шума и вибрации в согласованном месте застройки. Санврачи следуют правилам и нормам?
Вопрос к хокимияту Ташкента по поводу проведения аукциона при выделении участков земли ООО «ВМВ Trade Group» и ООО «Apple Trade Group». Если был такой, опубликуйте результаты, а также все иные решения по выделению земельных участков застройщикам. Насколько необходимы их объекты в селитебных и рекреационных зонах столицы, где люди живут и отдыхают?
Вопрос к Кенгашу хокимията Ташкента о процедуре утверждения решений хокима по выделению земельных участков. Было утверждено рассматриваемое в этой статье решение хокима города? Про решение районного хокима даже сказать нечего. Взял и решил. Точно, царь.
Вопрос к Генеральной прокуратуре страны: является ли железная дорога и ее депо стратегическими объектами? Риторический вопрос. Конечно, да. Почему суды, принимая решение в пользу застройщиков, ставят безопасность под угрозу? В порядке надзора эти решения может проверить и Конституционный суд. Редакция будет следить за развитием ситуации.
Наталия ШУЛЕПИНА
Источник — nuz.uz
![]() Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Репортер.uz
Первый маршрут исследователей — Таджикистан, поездка в заповедник «Тигровая балка». Вторая экспедиция — по Узбекистану: от Бухары до низовий. В этом репортаже проедем от питомника «Джейран» вдоль Аму-Бухарского канала.
Постановление Кабинета Министров РУз «О мерах по реализации крупного инвестиционного проекта по строительству всесезонного курортного комплекса «Sea Breeze Uzbekistan» повергло в шок миллионы.
Статью, опубликованную в газете «Правда Востока» 15.3.1994 г., я закончила пожеланием: геоэкологические исследования надо продолжать и расширять. «Это задача не только одной экспедиции. Она — государственная. Чтоб не росли на нашей земле желто-бурые пятна». Актуально.
Труба кирпичного завода — заметный ориентир. Проезжая по Бухарскому району, минуем его, а там уж и до узла распределения воды «Зарафшон» рукой подать. Чем примечателен объект? Ему без малого сто лет, веден в эксплуатацию в 1927 году. Будет реконструирован и модернизирован.
В Бухару едем для изучения проблем питьевого водоснабжения. Из Ташкента мы прилетаем рано утром. Перед посадкой разглядываем теплицы, трубы теплоцентрали, дороги…
Сделка по продаже береговых участков Чарвакского водохранилища поставила «на уши», пожалуй, весь Ташкент. Официально — не продажа, а развитие международного туризма. На словах: никакого строительства до заключения экологической экспертизы. По факту: иное.
Мы пройдем вдоль небольшого участка Аму-Бухарского канала: от моста на трассе между Бухарой и Караулбазаром вверх по течению параллельно ограждению питомника «Джейран».
Мы снова в Бухаре. Чем-то удивимся, над чем-то улыбнемся, чему-то даже ужаснемся. И, наконец, восхитимся.
Мутное утро такое — с воздухом, пропитанным дымом, гарью, пылью. В воздушном коктейле непонятно, какого ингредиента больше. Над Ташкентом воздушные массы непробиваемы и непродуваемы.
Ежи не будут ползать по жд-расписанию в Зарафшанском национальном природном парке
Зайнутдинова Неля
Не знаю, как ещё надо писать, к кому обращаться, чтоб дошло до руководителей всех уровней! А что для этой новой ж/д других возможностей прокладки нет или не рассматривались? Или сначала строим, потом соображаем? Перечислены все законы и постановления, которые нарушаются. Они что о них не знают или как всегда выгода на первом месте? Природа такаая хрупкая. Её уничтожить ради экономии средств на нынешнем этапе ничего не стоит.
Двойные стандарты для Чарвака и окрестностей в пику действующим законам
Aliya Vildanova
Власть, которая должна быть гарантом законности, сама вопиюще нарушает и не соблюдает законы страны, со всеми вытекающими: коррупция, воровство, обман и т.д.
Двойные стандарты для Чарвака и окрестностей в пику действующим законам
Абдукодир Джалилов
На фото видно, что канализационная труба рядом чистой водой - это есть очень грубое нарушение технологии укладки труб. Нет никакой гарантии, что не смешивались разные структуры воды. Значит, народ правильно против стройке N490.
Роща болотных кипарисов в Ташкенте
вован1
А мы там недавно сняли красивое чтение стиха "Осень на дороге" от Даниэллы Фуэго
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Рихард Эшенбах
Река превратилась в клоаку, куда сливают отходы. Рядом живу с этим местом. Как стемнеет, поднимается вонь от сливаемых в реку нечистот. Немного дальше по течению стоит завод стройматериалов, от которого стоит грохот и пыль на всю округу, а гравий к нему добывают там же в пойме реки. Там же на берегу мусорный полигон. Это только то, что мне видно с противоположной стороны реки
Бухара и Бухарский район: что нового в водоснабжении?
Наталья Вишневская
Наталия, спасибо Вам за интересный, познавательный материал. Читала с интересом, мне это знакомо. Совсем недавно мы были в Бухаре в рамках проекта Всемирного банка по реконструкции теплоснабжения и повышения энергоэффективности многоквартирных домов, проводили пресс- конференцию. Надеюсь и верю, что проект по улучшению водоснабжения достигнет положительных результатов, бухарцы этого достойны. Каждый проект, который приходит в страну, ставит перед собой глобальные задачи и широкомасштабное информирование граждан просто необходимо. Люди должны понимать, какие преобразования их коснутся, и работать в едином тандеме со всеми участниками проекта, как с исполнителями, так и с благополучателями.
Двойные стандарты, неприемлемые для Чарвакского водохранилища и окрестностей
Guljakhon Amanova
Краткий правовой анализ ключевых моментов Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан №490 от 2 августа 2025 года по проекту Sea Breeze Uzbekistan (https://lex.uz/ru/pdfs/7661949#): Проект #SeaBreezeUzbekistan 1. Отсутствие экологических гарантий Ключевая проблема: Постановление №490 утверждает реализацию крупного инвестиционного проекта — туристско-рекреационного комплекса стоимостью $1,5 млрд на территории более 2 000 гектаров (пункты 1 и 4) — без упоминания оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), природоохранных обязательств или ссылки на экологические законы. Само принятие такого подзаконного акта противоречит основному закону - Конституции РУз, ст. 49, устанавливающей, что: «Государство создает условия для осуществления общественного контроля в области градостроительной деятельности в целях обеспечения экологических прав граждан и недопущения вредного воздействия на окружающую среду.» Игнорирование национальных и международных стандартов: Не взят во внимание Закон Республики Узбекистан «Об экологической экспертизе», который хотя и вступит в силу 25.08.2025 г, но был принят уже в феврале этого года; Не указано обязательство по проведению ОВОС, несмотря на потенциальное значительное влияние на природу и климат, и продолжающиеся требования активистов провести такую полномасштабную экспертизу. Несоответствие #международным правовым обязательствам #Узбекистана: ✅ Принцип 17 #Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (1992 г.), который стал частью обычного международного права (customary international law): Обязывает проводить оценку воздействия на окружающую среду для проектов с потенциальным серьёзным экологическим воздействием. ✅ Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (#Орхусская конвенция,1998 г.) (ратифицирована Узбекистаном в марте 2025 г, вступила в силу - в июне 2025 https://lex.uz/ru/docs/7424711): Гарантирует право граждан на доступ к экологической информации и участие в принятии решений, затрагивающих окружающую среду (https://unece.org/DAM/env/pp/documents/cep43r.pdf). ✅ Замечание общего порядка №36 (2019 г.) Комитета ООН по правам человека к статье 6 Международного пакта о гражданских и политических правах: Признаёт обязанность государств защищать #право на #жизнь от экологической деградации (пункты 26 и 62). А ведь в соответствии со ст. 15 Конституции: Международные договоры Республики Узбекистан наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы Республики Узбекистан. Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора Республики Узбекистан. 2. Риски принудительных выселений и отсутствие гарантий жилищных прав Проблемные положения Постановления №490: ⚠️ П. 6(а): требует прекращения прав землепользования и регистрации участков как «свободных» для передачи инвестору; ⚠️ Последнее предложение п. 6: обязывает инвестора перечислить $5 млн в бюджет Ташкентской области для компенсации, но без гарантии, что пострадавшие получат её напрямую и в полном объёме, и что компенсация будет адекватной; ⚠️ П. 8(а): классифицирует проект как «социально значимый», создавая основания для возможного принудительного изъятия земли под видом общественного интереса. Несоответствие международным стандартам жилищных прав: ✅ Статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП): Закрепляет право каждого на достаточный уровень жизни, включая право на жильё. ✅ Замечание общего порядка №7 (1997 г.) Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам к статье 11 МПЭСКП: п. 13 — выселения недопустимы без адекватного уведомления, консультаций и правовых гарантий; п. 15 — выселения не должны приводить к бездомности или уязвимости. ✅ Основные принципы и руководящие положения по выселениям, связанным с развитием (Приложение к Докладу Специального докладчика ООН по вопросу о праве на жилище, документ A/HRC/4/18, 2007 г.): Требуют проведения #предварительных оценок последствий, раскрытия информации, индивидуальных компенсаций и правовых механизмов защиты. 3. Выводы и рекомендации ‼️ Постановление №490 позволяет реализовать крупный инвестиционный проект в обход базовых норм по защите прав человека и окружающей среды: Не требует экологической экспертизы и оценки воздействия; Не гарантирует справедливую, прямую компенсацию пострадавшим; Не предусматривает механизмов обжалования и правовой защиты; Использует термин «социально значимый» для оправдания коммерческого проекта. ⚠️ Это может привести к нарушениям международных обязательств Узбекистана в рамках МПЭСКП, МПГПП, Орхусской конвенции и Принципа 17 Декларации Рио, который стал частью обычного международного права (customary international law). Рекомендуемые неотложные меры: ⛔ Приостановить реализацию Постановления №490 до: Проведения независимой экологической экспертизы и оценки воздействия на жилищные права. Внести поправки в Постановление: Включить обязательность соблюдения Закона об экологической экспертизе (2025); Гарантировать индивидуальные компенсации и правовую помощь пострадавшим; Обеспечить прозрачные общественные консультации до отчуждения земель. ⚖️ Обеспечить судебный контроль за процедурами выселения и компенсации: Гарантировать пострадавшим доступ к эффективным средствам правовой защиты. ✊ Уважение к #ПравамЧеловека и #защите #окружающей среды должно стать основой любого инвестиционного проекта — даже самого амбициозного. unece.org
Двойные стандарты, неприемлемые для Чарвакского водохранилища и окрестностей
Galina Fimasobak
Чарвак - это не про собственность, не про деньги, Чарвак - это про единственный источник питьевой воды. Хотя не все так думают. Бизнесмены считают что все имеет свою цену, и все можно купить. Например, можно купить чью-то почку или сердце. В данном случае- это наши почки и наше сердце. Потому что речь о том, что мы будем пить, с какими примесями. А деньги получит кто-то другой. Не стоит уповать на очистные сооружения. На Байкале много лет работал целлюлозный комбинат, но его закрыли в 2013 году. Потому что он загадил озеро. Хотя там были очистные сооружения. Заметьте, сколько в том регионе источников пресной воды. И все равно вынуждены были закрыть комбинат! А у нас единственная речушка Чирчик и единственное водохранилище, которое ставится сейчас под угрозу!
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Gulsara Shermatova
Опять есть ТРЕБОВАНИЯ, а выполнения не будет по Чарваку тоже. Минэкологии нужно разогнать, зарплату за годы невыполнения обязательств заставить вернуть в бюджет. Это Министерство не охраняет даже стратегически важные объекты! Надо же оправдывать строительство пляжей на водохранилище- единственном источнике питьевой воды!
Полувековой юбилей Зарафшанского национального природного парка с непростой историей
Однолько Ангелина
Будем надеяться, что на охраняемой территории не будет допущено строительство никаких гостевых домиков и гостиниц. И огромная благодарность сотрудникам заповедной зоны и общественности Самарканда за труд и бдительность.