ЛЕТНЯЯ ЭКОШКОЛА НА ЧАРВАКЕ, 2014 — 2

Летняя экошкола.ЛЕТНЯЯ ЭКОШКОЛА НА ЧАРВАКЕ, 2014 - 2Летняя экошкола на Чарваке сплотила ребят и взрослых. Главная идея — бережное отношение к окружающей среде. \»Земля у нас одна!\»ЛЕТНЯЯ ЭКОШКОЛА НА ЧАРВАКЕ, 2014 - 2Летняя экошкола на Чарваке сплотила ребят и взрослых, ее участников из Ташкента. Главная идея — бережное отношение к окружающей среде. \»Земля у нас одна!\» Начало см Экошкола

В летней экошколе на Чарваке в День чистой планеты и мне есть, что рассказать. В Узбекистане я была на предприятиях по переработке шин и по переработке пластиковых бутылок. А в Германию ездила в составе парламентской делегации для ознакомления с экологической политикой этой страны. Было это в конце девяностых. Тогда мы посетили и мусороперерабатывающий завод. Там осмотрели полигоны, где не просто захоранивают отходы, не подлежащие переработке. На этих полигонах получают биогаз, которым отапливается соседний жилой массив.

В Японии была совсем недавно и недолго – участвовала в журналистском семинаре по водным ресурсам, но удалось прикоснуться к быту японцев по части мусора. В жилом доме видела комнату на первом этаже, где жители складывают мусор. Бытовые отходы жильцы фасуют в разноцветные пластиковые пакеты. Пакеты одного цвета вывозятся в определенный день недели. Есть скоропортящиеся отходы, как быть с ними? Удивительно было слышать, что пищевые отходы хранят в домашних холодильниках, чтобы не пахли, ожидая очереди на вывоз. Могут ли жители не сортировать, ведь никто не видит, что в пакете? Не могут. «Мы – японцы», — отвечали на этот вопрос с гордостью. То же и в Германии, где мусор сортируют в четыре ведерка. Надоедает. Но есть порядок, и что не сделаешь ради чистой планеты и будущих поколений!

ЛЕТНЯЯ ЭКОШКОЛА НА ЧАРВАКЕ, 2014 - 2
ЛЕТНЯЯ ЭКОШКОЛА НА ЧАРВАКЕ, 2014 - 2В экошколе в День чистой планеты говорят не столько о порядке, сколько о непорядке. «Какие виды загрязнения вы знаете?» — спросила педагог-химик. Ребята перечислили: «Радиоактивное, химическое, шумовое, электромагнитное. Пыль, автомобильные выхлопы, горящие свалки загрязняют атмосферный воздух. Коллекторные воды с полей и плохо очищенные промышленные и бытовые стоки загрязняют реки и подземные воды». Еще шла речь про бактериологическое загрязнение и полиэтилен, который в природе не разлагается.

«Какие бытовые отходы легче всего утилизировать?» Ответили, что бумагу. Больше половины узбекских тетрадей из вторсырья. «И все же мусор часто поджигают». В экошколе тоже подожгли… для эксперимента. Преподаватель химии поджигала, а мальчишки и девчонки, окружив, смотрели, как горят и пахнут лекарственные конвалюты, конфетные этикетки, пластмасса… Теперь легко ответить на вопрос, почему нельзя сжигать мусор. «Опасно для окружающей среды, пожароопасно, газы вредны для здоровья. Мусор — это ресурс, который лежит не на своем месте».

ЛЕТНЯЯ ЭКОШКОЛА НА ЧАРВАКЕ, 2014 - 2ЛЕТНЯЯ ЭКОШКОЛА НА ЧАРВАКЕ, 2014 - 2
ЛЕТНЯЯ ЭКОШКОЛА НА ЧАРВАКЕ, 2014 - 2Можно утилизировать энерго- сберегающие лампы с парами ртути?»- еще вопрос ребятам.

Пока они думают, я вспоминаю, что эту проблему в Узбекистане начали решать еще в восьмидесятые-девяностые годы. Тогда не было энергосберегающих ламп, но были люминесцентные, также содержащие ртуть. Предприятиям не выдавали новые лампы, пока не сдадут вышедшие из строя. Извлечение ртути из ламп называется демеркуризацией.

Когда к ртутным лампам на рынке открылся свободный доступ, собирать и сдавать люминесцентные лампы перестали, и из соображений экономии тоже, ведь за переработку надо платить. Проще бросить в мусорный контейнер. В общем мусоре токсичная ртуть загрязняет почвы и подземные воды. Почему бы не сортировать мусор, отделяя ртутные лампы от овощных очисток, как в Японии? Когда в Узбекистане дети сызмальства станут приобщаться к экологическому образованию, когда люди поймут, что это нужно им самим, придем к этому.

ЛЕТНЯЯ ЭКОШКОЛА НА ЧАРВАКЕ, 2014 - 2В День Чистой планеты участники экошколы приобщаются к решению практических задач. Командам на выбор предложено несколько объектов для подготовки концепций минимизации и утилизации отходов. Выбрали и задумались: какие отходы в Школе, Торговом комплексе, Медицинском госпитале?

В госпитале – шприцы, бинты… Если операция с ампутацией, то и части тела. Их куда? В одном из медучреждений столицу их закапывали на берегу канала – этот факт выявил Ташкентский городской комитет по охране природы. Вспомнив эпизод, я попросила авторов концепции по Медицинскому госпиталю оценить такой способ «утилизации». Они подрастерялись: «Закапывать дешевле, чем сжигать в специальной печи». Типичный подход, когда рулит экономика. Потому и допускаются серьезные экологические просчеты.

ЛЕТНЯЯ ЭКОШКОЛА НА ЧАРВАКЕ, 2014 - 2
ЛЕТНЯЯ ЭКОШКОЛА НА ЧАРВАКЕ, 2014 - 2

ЛЕТНЯЯ ЭКОШКОЛА НА ЧАРВАКЕ, 2014 - 2Мы находимся в зоне рекреации Чарвакского водохранилища. И тут есть серьезные просчеты.

Когда планировалоь создание рекреационной зоны, проще говоря, зоны отдыха на Чарваке, проект канализации включал прокладку двух канализационных труб из чарвакской зоны до очистных сооружений в долине. Из экономии проложили одну, из экономии эту одну, в нарушение законодательства о водоохранных зонах, проложили в водоохранной зоне, а есть участок, где трубу подвесили на вантовом мосту прямо над водохранилищем. Очистные сооружения в долине, мощность которых ограничена, да и устарели они давно, расширены и реконструированы не были. Как это соотносится с принципами Чистой планетой? Плохо соотносится. Стоки – в реку Чирчик.

ЛЕТНЯЯ ЭКОШКОЛА НА ЧАРВАКЕ, 2014 - 2
ЛЕТНЯЯ ЭКОШКОЛА НА ЧАРВАКЕ, 2014 - 2
ЛЕТНЯЯ ЭКОШКОЛА НА ЧАРВАКЕ, 2014 - 2
Что важно для Чистой планеты? Чтобы строго соблюдался закон, чтобы развивалась наука, использовались современные технологии, действовал общественный контроль. Очень важно, чтобы сокращать выбросы и сбросы было выгодно.

Защита концепций по утилизации отходов продолжается. Торговый центр среди ряда предложений обсуждает посадку деревьев: «Для очистки воздуха от выхлопных газов автомашин посадим лиственные, для декора заведем хвойные». Школа продолжает тему и предлагает всю листву от школьных деревьев и отходы столовой размещать в компостных ямах и разводить в них земляных червей. Перегной и червей – на продажу для улучшения качества почвы.

ЛЕТНЯЯ ЭКОШКОЛА НА ЧАРВАКЕ, 2014 - 2ЛЕТНЯЯ ЭКОШКОЛА НА ЧАРВАКЕ, 2014 - 2ЛЕТНЯЯ ЭКОШКОЛА НА ЧАРВАКЕ, 2014 - 2

В экошколе не нашли решения шумового загрязнения, хотя и обсуждали дома-ежики, преобразующие шумовую энергию в электрическую. Не нашли решения проблемы загрязнения воды, хотя и обсудили возможности механической и биологической ее очистки. Сложные практические задачи ребята обмозгуют, когда выучатся в институтах. В экошколе – начальное экообразование. И потому много игр.

Вот и вечером игра. Три воздушных шара летят к волшебнику Гудвину, чтобы помог решить загадки (проблемы). Проблемы грузом лежат в гондолах воздушных шаров. Дует ветер, акула в море под шаром. Шар опускается все ниже. Надо сбросить проблему, предложив ее решение. «Наша проблема — вымирание диких животных. Мы на них охотились ради шкур. Развивая текстильную промышленность, скинули проблему». Горный хребет на пути. И вот уже другая команда, чтобы не врезаться, решает (скидывает) проблему утилизации отходов. Третья команда, когда на шар налетают стервятники, предлагает, как снизить загрязнение городских каналов. Какие проблемы привезли Гудвину? Самые главные. Одна из них — высыхание Аральского моря.

Что поняли, поиграв? Все, что можно решить самим, надо решить самим, не дожидаясь волшебника. Иначе до него не долететь.

ЛЕТНЯЯ ЭКОШКОЛА НА ЧАРВАКЕ, 2014 - 2ЛЕТНЯЯ ЭКОШКОЛА НА ЧАРВАКЕ, 2014 - 2«Я в ответе за…» Это лозунг четвертого дня в летней экошколе на Чарваке.

Мы в ответе за парниковый эффект? Вопросы изменения климата – сложные и сходу на них не ответить. Что в этом случае делает учитель? Самых шустрых пацанов сажает под одеяло. Одеяло – образ парникового эффекта. Кубики льда – ледники. Пацанам жарко. А тут еще свои же ребята кладут на одеяло руки, усиливая парниковый эффект. Им интересно узнать, где быстрее растает лед, у друзей под одеялом или там, где его нет. Сняли одеяло, сравнили с контрольными образцами. Нет сомнений, что парниковый эффект усиливает таяние льда и ледников.

Каждый сказал, за что он в ответе. За сохранение цветов, за чистый пляж, за экономию электроэнергии в семье, за рассказ ребятам в обычной школе про летнюю экошколу на Чарваке… За то, чтобы взрослые задумались «Я в ответ – за…?»

ЛЕТНЯЯ ЭКОШКОЛА НА ЧАРВАКЕ, 2014 - 2
ЛЕТНЯЯ ЭКОШКОЛА НА ЧАРВАКЕ, 2014 - 2
ЛЕТНЯЯ ЭКОШКОЛА НА ЧАРВАКЕ, 2014 - 2

Утро пятого дня.

Экошкола, до свидания. Домой, в Ташкент. Помня, \»Я в ответе — за…\»

Наталия ШУЛЕПИНА, фото автора
sreda.uz
11.7.2014 г.


Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram


0 комментариев на «“ЛЕТНЯЯ ЭКОШКОЛА НА ЧАРВАКЕ, 2014 — 2”»

  1. Наргиза Медведева:

    Наталья Всеволодовна, спасибо за прекрасную статью!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

 

Еще статьи из Фото

Партнеры