Статью, опубликованную в газете «Правда Востока» 15.3.1994 г., я закончила пожеланием: геоэкологические исследования надо продолжать и расширять. «Это задача не только одной экспедиции. Она — государственная. Чтоб не росли на нашей земле желто-бурые пятна». Актуально.
ИНТЕРЕСНО ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ И НЕРАВНОДУШНЫХ
Проект Положения о журналистской экологической сети Центральной Азии был подготовлен Общественным советом Межгосударственной комиссии по устойчивому развитию ЦА и представлен на ее ноябрьском заседании 2007 года в Бишкеке. Решения по документу принято не было. Вопрос отложен. Может быть, и правильно. Проект нуждается в доработке. В любом случае он представляет интерес и побуждает поразмышлять.
Проект
ПОЛОЖЕНИЕ о журналистской экологической сети Центральной Азии
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1
Журналистская экологическая сеть Центральной Азии – это добровольное сетевое сообщество представителей средств массовой информации и независимых журналистов ЦА, объединившихся для совместного освещения вопросов сохранения окружающей среды и продвижения идеи устойчивого развития.
Статья 2
Журналистскую экологическую сеть образуют представители средств массовой информации и независимые журналисты стран ЦА, работающие по экологической тематике.
Взаимодействие между членами сети осуществляется при помощи информационно-коммуникационных технологий, а также посредством форумов, встреч, консультаций, семинаров и т.п.
Журналистская экологическая сеть строит свою деятельность в соответствии с положениями Орхусской конвенции, других международных документов и требованиями национального законодательства.
Сеть формирует открытую платформу, которую представляют информационно-коммуникационные технологии и которая позволяет расширять возможности для передачи информации внутри сети, проводить дискуссии в режиме он- и оф-лайн, обмениваться лучшим опытом и ноу-хау в достижении устойчивого развития в ЦА на местном, страновом, региональном и глобальном уровнях.
Журналистская экологическая сеть активно взаимодействует с другими сетями и организациями, выполняющими аналогичную миссию в ЦА, а также в других регионах.
Порядок деятельности сети определяется настоящим Положением.
2. ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАДАЧИ ЖУРНАЛИСТСКОЙ СЕТИ
Статья 3
Основной целью деятельности журналистской экологической сети является объединение усилий журналистов в информировании общества о состоянии природной среды и реализации стратегий, программ и планов по охране окружающей среды и устойчивому развитию в ЦА.
Статья 4
Задачами сети являются:
— повышение осведомленности общественности о состоянии окружающей среды в ЦА и формирование в обществе устойчивого интереса к охране окружающей среды;
— привлечение внимания журналистов и СМИ к вопросам охраны окружающей среды;
— распространение информации о лучших практиках природоохранной деятельности, самых эффективных и успешных способах реализации экологических инициатив и инициатив устойчивого развития;
— содействие участию представителей гражданского общества в процессе принятия решений по вопросам окружающей среды;
— информационная поддержка в развитии межсекторального взаимодействия и сотрудничества между государственными органами и организациями гражданского общества в решении экологических проблем на национальном, региональном и международном уровнях;
— информационное сопровождение осуществления национальных и региональных проектов, направленных на интегрированное управление природными ресурсами и обеспечение охраны окружающей среды;
— содействие в участии гражданского общества в выполнении национальных и региональных планов действий по охране окружающей среды, а также в реализации стратегий устойчивого развития в ЦА;
— использование потенциала современных инфо-коммуникационных технологий для общения между представителями гражданского общества и лицами, участвующими в выработке экологической политики;
— привлечение внимания гражданского общества к вопросам реализации экологической политики и стратегии устойчивого развития;
— содействие повышению эффективности использования информационных ресурсов природоохранных организаций, региональных и национальных экологических сетей для обмена экологической информацией;
— помощь в профессиональном росте журналистов;
— укрепление контактов между журналистами на национальном и региональном уровнях, а также между природоохранными ведомствами, экологами и журналистами;
— информационное обеспечение общественного мониторинга реализации программ и планов по устойчивому развитию.
3. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ СЕТИ
Статья 5
Высшим органом журналистской сети является Региональная встреча участников сети, которая проводится не реже одного раза в два года.
Региональная встреча журналистской сети собирается для выработки консолидированной позиции представителей СМИ и независимых журналистов ЦА по вопросам освещения вопросов сохранения окружающей среды и продвижения идеи устойчивого развития.
Региональная встреча участников сети проходит на ротационной основе в странах ЦА.
Решения на встречах журналистской сети принимаются простым большинством голосов участников встречи.
Журналистская экологическая сеть может пригласить участвовать в Региональной встрече представителей международных организаций и гражданского общества стран ЦА.
Во время проведения Региональной встречи региональный координатор журналистской сети при МКУР и координаторы сети в странах ЦА отчитываются о проделанной работе по планам работы сети.
Ответственность за подготовку Региональной встречи возлагается на регионального координатора сети.
Вопрос о количественном составе приглашенных на Региональную встречу решают региональный координатор журналистской сети при МКУР и координаторы сети в странах ЦА.
Внеочередная Региональная встреча ОС может быть созвана по инициативе регионального координатора журналистской сети при МКУР и страновых координаторов сети при поддержке данного предложения не менее одной трети членов сети.
В промежутках между региональными встречами сети, его члены обсуждают текущие вопросы и принимают решения, используя электронную почту.
Статья 6
Исполнительными лицами журналистской сети при МКУР являются региональный координатор журналистской сети при МКУР и страновые координаторы сети.
Региональный координатор сети избираются на Региональной встрече из числа участников сети открытым голосованием сроком на два года.
Страновые координаторы сети избираются участниками национальных журналистских экологических сетей в странах ЦА.
Статья 7
Региональный координатор сети:
осуществляет взаимодействие участников журналистской сети и информационный обмен сети с международными и национальными организациями;
представляет журналистскую сеть во взаимоотношениях, органами государственной власти, международными организациями и общественными объединениями;
информирует общественность о рассмотренных журналистской сетью вопросах и принятых решениях;
координирует подготовку документов к Региональным встречам, а также проектов, направленных на развитие сети;
информирует членов сети и представителей гражданского общества ЦА о решениях, принятых на региональных встречах;
ведет документацию сети и несет ответственность за ее сохранность.
Страновой координатор сети:
организует деятельность журналистской экологической сети в стране и информационный обмен сети с международными и национальными организациями;
представляет журналистскую экологическую сеть страны во взаимоотношениях с органами государственной власти, международными организациями и общественными объединениями;
координирует подготовку встреч участников национальной экологической сети и проектов по развитию сети;
координирует подготовку участия журналистов страны к Региональным встречам сети;
информирует членов национальной журналистской экологической сети и представителей гражданского общества страны о решениях Региональной встречи журналистской сети.
4. ПОРЯДОК РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ СЕТИ
Статья 12
Реорганизация и прекращение деятельности журналистской экологической сети осуществляется в соответствии с настоящим Положением на основании решения Региональной встречи участников сети.
Статья 13
Настоящее Положение вступает в силу со дня его утверждения на Региональной встрече журналистской сети.
Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся по решению Региональной встречи сети.
2007г.
Фото Наталии ШУЛЕПИНОЙ
sreda.uz, 12.7.2011г.
![]() Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Репортер.uz
Труба кирпичного завода — заметный ориентир. Проезжая по Бухарскому району, минуем его, а там уж и до узла распределения воды «Зарафшон» рукой подать. Чем примечателен объект? Ему без малого сто лет, веден в эксплуатацию в 1927 году. Будет реконструирован и модернизирован.
В Бухару едем для изучения проблем питьевого водоснабжения. Из Ташкента мы прилетаем рано утром. Перед посадкой разглядываем теплицы, трубы теплоцентрали, дороги…
Сделка по продаже береговых участков Чарвакского водохранилища поставила «на уши», пожалуй, весь Ташкент. Официально — не продажа, а развитие международного туризма. На словах: никакого строительства до заключения экологической экспертизы. По факту: иное.
Мы пройдем вдоль небольшого участка Аму-Бухарского канала: от моста на трассе между Бухарой и Караулбазаром вверх по течению параллельно ограждению питомника «Джейран».
Мы снова в Бухаре. Чем-то удивимся, над чем-то улыбнемся, чему-то даже ужаснемся. И, наконец, восхитимся.
Мутное утро такое — с воздухом, пропитанным дымом, гарью, пылью. В воздушном коктейле непонятно, какого ингредиента больше. Над Ташкентом воздушные массы непробиваемы и непродуваемы.
Далеко не все фотографии, которые сделаны в журналистских командировках, удается включить в репортажи. Время от времени я открываю в компьютере ту или иную папку из поездок, рассматриваю фото, вглядываюсь в лица.
Как чувствуют себя памирские ледники и амударьинские тугаи в эпоху активного вмешательства человека в природу? На эти вопросы предстоит ответить исследователям из стран, откуда сток, и стран, где он «рассеивается». Здесь: про Памир и «Тигровую балку».
В столице открылась Международная выставка экологических технологий Eco Expo Central Asia 2025. Смотрим фоторепортаж.
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Рихард Эшенбах
Река превратилась в клоаку, куда сливают отходы. Рядом живу с этим местом. Как стемнеет, поднимается вонь от сливаемых в реку нечистот. Немного дальше по течению стоит завод стройматериалов, от которого стоит грохот и пыль на всю округу, а гравий к нему добывают там же в пойме реки. Там же на берегу мусорный полигон. Это только то, что мне видно с противоположной стороны реки
Бухара и Бухарский район: что нового в водоснабжении?
Наталья Вишневская
Наталия, спасибо Вам за интересный, познавательный материал. Читала с интересом, мне это знакомо. Совсем недавно мы были в Бухаре в рамках проекта Всемирного банка по реконструкции теплоснабжения и повышения энергоэффективности многоквартирных домов, проводили пресс- конференцию. Надеюсь и верю, что проект по улучшению водоснабжения достигнет положительных результатов, бухарцы этого достойны. Каждый проект, который приходит в страну, ставит перед собой глобальные задачи и широкомасштабное информирование граждан просто необходимо. Люди должны понимать, какие преобразования их коснутся, и работать в едином тандеме со всеми участниками проекта, как с исполнителями, так и с благополучателями.
Двойные стандарты, неприемлемые для Чарвакского водохранилища и окрестностей
Guljakhon Amanova
Краткий правовой анализ ключевых моментов Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан №490 от 2 августа 2025 года по проекту Sea Breeze Uzbekistan (https://lex.uz/ru/pdfs/7661949#): Проект #SeaBreezeUzbekistan 1. Отсутствие экологических гарантий Ключевая проблема: Постановление №490 утверждает реализацию крупного инвестиционного проекта — туристско-рекреационного комплекса стоимостью $1,5 млрд на территории более 2 000 гектаров (пункты 1 и 4) — без упоминания оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), природоохранных обязательств или ссылки на экологические законы. Само принятие такого подзаконного акта противоречит основному закону - Конституции РУз, ст. 49, устанавливающей, что: «Государство создает условия для осуществления общественного контроля в области градостроительной деятельности в целях обеспечения экологических прав граждан и недопущения вредного воздействия на окружающую среду.» Игнорирование национальных и международных стандартов: Не взят во внимание Закон Республики Узбекистан «Об экологической экспертизе», который хотя и вступит в силу 25.08.2025 г, но был принят уже в феврале этого года; Не указано обязательство по проведению ОВОС, несмотря на потенциальное значительное влияние на природу и климат, и продолжающиеся требования активистов провести такую полномасштабную экспертизу. Несоответствие #международным правовым обязательствам #Узбекистана: ✅ Принцип 17 #Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (1992 г.), который стал частью обычного международного права (customary international law): Обязывает проводить оценку воздействия на окружающую среду для проектов с потенциальным серьёзным экологическим воздействием. ✅ Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (#Орхусская конвенция,1998 г.) (ратифицирована Узбекистаном в марте 2025 г, вступила в силу - в июне 2025 https://lex.uz/ru/docs/7424711): Гарантирует право граждан на доступ к экологической информации и участие в принятии решений, затрагивающих окружающую среду (https://unece.org/DAM/env/pp/documents/cep43r.pdf). ✅ Замечание общего порядка №36 (2019 г.) Комитета ООН по правам человека к статье 6 Международного пакта о гражданских и политических правах: Признаёт обязанность государств защищать #право на #жизнь от экологической деградации (пункты 26 и 62). А ведь в соответствии со ст. 15 Конституции: Международные договоры Республики Узбекистан наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы Республики Узбекистан. Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора Республики Узбекистан. 2. Риски принудительных выселений и отсутствие гарантий жилищных прав Проблемные положения Постановления №490: ⚠️ П. 6(а): требует прекращения прав землепользования и регистрации участков как «свободных» для передачи инвестору; ⚠️ Последнее предложение п. 6: обязывает инвестора перечислить $5 млн в бюджет Ташкентской области для компенсации, но без гарантии, что пострадавшие получат её напрямую и в полном объёме, и что компенсация будет адекватной; ⚠️ П. 8(а): классифицирует проект как «социально значимый», создавая основания для возможного принудительного изъятия земли под видом общественного интереса. Несоответствие международным стандартам жилищных прав: ✅ Статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП): Закрепляет право каждого на достаточный уровень жизни, включая право на жильё. ✅ Замечание общего порядка №7 (1997 г.) Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам к статье 11 МПЭСКП: п. 13 — выселения недопустимы без адекватного уведомления, консультаций и правовых гарантий; п. 15 — выселения не должны приводить к бездомности или уязвимости. ✅ Основные принципы и руководящие положения по выселениям, связанным с развитием (Приложение к Докладу Специального докладчика ООН по вопросу о праве на жилище, документ A/HRC/4/18, 2007 г.): Требуют проведения #предварительных оценок последствий, раскрытия информации, индивидуальных компенсаций и правовых механизмов защиты. 3. Выводы и рекомендации ‼️ Постановление №490 позволяет реализовать крупный инвестиционный проект в обход базовых норм по защите прав человека и окружающей среды: Не требует экологической экспертизы и оценки воздействия; Не гарантирует справедливую, прямую компенсацию пострадавшим; Не предусматривает механизмов обжалования и правовой защиты; Использует термин «социально значимый» для оправдания коммерческого проекта. ⚠️ Это может привести к нарушениям международных обязательств Узбекистана в рамках МПЭСКП, МПГПП, Орхусской конвенции и Принципа 17 Декларации Рио, который стал частью обычного международного права (customary international law). Рекомендуемые неотложные меры: ⛔ Приостановить реализацию Постановления №490 до: Проведения независимой экологической экспертизы и оценки воздействия на жилищные права. Внести поправки в Постановление: Включить обязательность соблюдения Закона об экологической экспертизе (2025); Гарантировать индивидуальные компенсации и правовую помощь пострадавшим; Обеспечить прозрачные общественные консультации до отчуждения земель. ⚖️ Обеспечить судебный контроль за процедурами выселения и компенсации: Гарантировать пострадавшим доступ к эффективным средствам правовой защиты. ✊ Уважение к #ПравамЧеловека и #защите #окружающей среды должно стать основой любого инвестиционного проекта — даже самого амбициозного. unece.org
Двойные стандарты, неприемлемые для Чарвакского водохранилища и окрестностей
Galina Fimasobak
Чарвак - это не про собственность, не про деньги, Чарвак - это про единственный источник питьевой воды. Хотя не все так думают. Бизнесмены считают что все имеет свою цену, и все можно купить. Например, можно купить чью-то почку или сердце. В данном случае- это наши почки и наше сердце. Потому что речь о том, что мы будем пить, с какими примесями. А деньги получит кто-то другой. Не стоит уповать на очистные сооружения. На Байкале много лет работал целлюлозный комбинат, но его закрыли в 2013 году. Потому что он загадил озеро. Хотя там были очистные сооружения. Заметьте, сколько в том регионе источников пресной воды. И все равно вынуждены были закрыть комбинат! А у нас единственная речушка Чирчик и единственное водохранилище, которое ставится сейчас под угрозу!
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Gulsara Shermatova
Опять есть ТРЕБОВАНИЯ, а выполнения не будет по Чарваку тоже. Минэкологии нужно разогнать, зарплату за годы невыполнения обязательств заставить вернуть в бюджет. Это Министерство не охраняет даже стратегически важные объекты! Надо же оправдывать строительство пляжей на водохранилище- единственном источнике питьевой воды!
Полувековой юбилей Зарафшанского национального природного парка с непростой историей
Однолько Ангелина
Будем надеяться, что на охраняемой территории не будет допущено строительство никаких гостевых домиков и гостиниц. И огромная благодарность сотрудникам заповедной зоны и общественности Самарканда за труд и бдительность.
В Узбекистане — чилля. Установилась жара плюс 40-42 градуса. В пустынных регионах градусы выше
вован1
Побольше бы таких качественных репортажей
ГИССАРСКАЯ БАЛЛАДА
Каримов Р
И ещё самое главное. Среди красот этих гор в отдаленных кишлаках живут люди, не испорченные благами цивилизации. Очень простые и гостеприимные люди
Яллама — озеро в песчаном карьере
admin
Несколько групп в фэйсбуке организуют выезды на Ялламу.
Яллама — озеро в песчаном карьере
Анна
Как попасть на это прекрасное озеро? Спасибо