Старожилы стараются восстановить и сохранить в памяти, чем замечателен тот или иной уголок старого Ташкента. Дискуссия по этому поводу в социальных сетях подвигла меня всмотреться в пару-тройку семейных черно-белых фото.
ЭКОАСПЕКТЫ «ДЖЕНЕРАЛ МОТОРС» В ТАШКЕНТЕ
Ташкентские журналисты познакомились с экологическими аспектами производства СП «Дженерал моторс Powertrain Uzbekistan» в ходе медиатура, организованного Госкомитетом Республики Узбекистан по охране природы.
Здесь делают моторы для легковушек
Совместное предприятие американской компании «Дженерал моторс» и акционерной компании «Узавтосаноат» вступило в строй в 2011 году. Его мощность – 250 тысяч моторов в год, но пока еще на полную мощность оно не вышло. 52 процента акций принадлежат американскому партнеру, 48 процентов – узбекскому. Работают на предприятии 800 человек в две смены по 12 часов. Они выпускают двигатели объемом 1,2 и 1,5 литра для автомобилей марки Шевролет и Ласетти.
Как на любом производстве такого рода, имеются экологические риски. Чтобы их минимизировать, выполняются требования узбекского законодательства в сфере охраны окружающей среды. Это касается разрешительной документации, оценки воздействия, процесса самооценки, контроля. Соблюдаются и экологические требования «Дженерал моторс», идентичные для всех предприятий этой компании. Поэтому внедряется система экологического менеджмента, идет подготовка к получению сертификата ISO 14000. Головное предприятие для ташкентцев расположено в Корее, оттуда и приезжают с проверками. Как заведено для всех заводов GM, раз в три года проводится аудит из Детройта – штаб-квартиры компании. Первый в Ташкенте уже состоялся. Без претензий.
Вода в обороте
На заводе принята программа по охране водных ресурсов и водосбережению. В основном, используется вода из двух подземных скважин. Емкость, в которой вода накапливается и отстаивается, скрыта зеленой горкой. Две скважины работают на производство, а третья скважина подает воду на полив. Полив – дело серьезное, ведь общая площадь зеленых насаждений, включая газоны и деревья, составляет 7,4 га. Деревьев посажено на территории завода четыре тысячи.
Мы идем по территории. Лужайки между производственными корпусами, а чуть дальше, на пригорке, подрастает сад.
Это нравится. А удивляют трубы. Они «висят» вдоль корпусов, между корпусами. Нам объясняют про систему оборотного водоснабжения. По одним трубам вода поступает в цеха, по другим возвращается на станцию водоочистки. Отсюда 96 процентов очищенных стоков возвращаются в производственный цикл. Ну, а те грязные выжимки, которые сбрасываются в канализацию, также перед сбросом очищаются. Здесь даже «ливневку» чистят. Осадки собирают, очищают и только потом сбрасывают.
О тонкостях процесса рассказывает инженер-химик станции водоочистки производственных стоков Сергей Соловей: «Сточные воды после промывки двигателей очень грязные. Есть стоки щелочные, маслосодержащие, от помывки котлов… Все они поступают в накопительные резервуары. Оттуда направляются сперва в песколовку, а потом в нефтеловушку. Используем физико-химическую очистку и разные реактивы для каждого вида загрязнения».
Основной метод очистки — флотация. Коагулянт – сульфат алюминия. Биологическое загрязнение снижается на цеолитовых фильтрах.
После того, как стоки пройдут через финишную систему обратного осмоса с мелкими мембранами, удерживающими соли, из очистных сооружений выходит практически дистиллированная вода. Инженер открыл кран на финише, наполнил стакан и продемонстрировал: «Вода прозрачна, можно пить».
Качество воды проверяется в лаборатории. Но это еще не конец процесса. Соли выпариваются, шлам обезвоживается, сухой остаток утилизируется. А дистилят годится для помывки автомобилей. В итоге лишь один процент от использованной в производстве воды уходит в городскую канализацию.
Завод работает круглосуточно, в том же режиме трудится и станция водоочистки, очищая в час 6,5 кубов сточных вод. Все линии дублированы, есть резервные. Для аварийного розлива под полом имеется приямок. Примет, сколько надо. После чего насос вернет пролитое в процесс.
Мы, журналисты, обошли «танки», синие емкости, проверили красные краники. И даже забрались по лестнице к верхнему сообщающемуся сосуду – бассейну с плавающей грязью, чтобы не сомневаться: из грязных стоков получается прозрачная вода.
Менеджер по охране окружающей среды завода Фарида Нафикова в этой водной части экскурсии использовала слово «уникальные»: «Сооружения по очистке сточных вод уникальны не только в Узбекистане, но и на многих других предприятиях «Дженерал моторс». Оборудование из Италии, США. Технология очистки сточных вод позволяет на выходе с очистных сооружений получить воду по качеству соответствующую питьевой». Пробовать воду мы все равно не стали, поверили на слово экологам завода и Госкомприроды, аккредитовавшей лабораторию и периодически выполняющей контрольные замеры.
Как уменьшить грязный «след»?
«Куда деваете отходы?» Когда с этим вопросом мы обратились к сотрудникам предприятия, нас привели на склад. На складе отходов посторонних не ждали. Рабочие были заняты своим делом. А дело их – идентификация и раздельное складирование. На складе у каждого отхода свое место. Самих отходов немного. От общего объема всего полутора процентам положено на свалку. Остальные перерабатываются.
Мог бы быть отходом формовочный песок, используемый для производства стержневых форм. Но после литья песок разбивается, прожигается и снова отправляется в производство. В литейном цехе повторно используется 95 процентов формовочного песка. Уловленная пыль – еще пять процентов от использованного песка – используется для строительных работ внешними компаниями.
Выполняется проект по повторному использованию алюминиевой стружки.
Пока отход-стружка отправляется на Вторцветмет. А концу 2014 года начнет действовать оборудование по вторичному ее использованию.
До конца этого года планируется завершить проект по отходам. Завод получил и печь, и разрешение на сжигание бытовых отходов с минимальным воздействием. Защищать воздух от вторичного загрязнения будут водяные фильтры.
Мокрые фильтры сейчас используются в системе регенерации песка. Они позволяют уловить 99 процентов паров щелочей и масел.
Цель – сокращение выбросов и сбросов, нулевой показатель размещения отходов на свалках.
«Точно так, как налажено управление водными ресурсами, отходами, точно так же налажено управление химикатами», — говорят нам. Заходим в цех химикатов, чтобы убедиться.
Руководит цехом Санджар Агзамов. Здесь есть спецхимикаты для водоочистки, ассортимент масел для обслуживания станков. «Возможны проливы. Что делать в этом случае?» И в этом цехе есть приямок под полом. А чтобы избежать серьезных проблем, контролируется перемещение химикатов от получения на складе до места использования. Ведется оценка риска воздействия, на каждый химикат разработаны инструкции по безопасности. А для членов команды по чрезвычайным ситуациям проводятся тренинги и учения.
Что в цехах?
На предприятии два основных цеха: литейный, где отливается головка цилиндра, и сборочный, где собирается двигатель. Направляемся в литейный.
«Изготовление форм из песка – один из основных подготовительных процессов», — об этом говорит сопровождающий нас по цеху молодой инженер Александр Ратушин.
Песок смешивается со смолой. Смола наверху в специальном бункере. Формовка проходит в специальной стержневой машине. Еще один из этапов — заливка алюминия. Казалось бы, горячее производство. Но не жарко, все по стандартам – и вытяжка, и вентиляция. Не жарко и на участке термообработки, где происходит закалка головки блока цилиндров. В день их производится около семисот. Спрашиваем, как проверяют качество. «Контроль после каждого участка в автоматическом режиме».
В сборочном цехе такая же идеальная чистота, как и в литейном. Лента конвейера движется в режиме нон-стоп. На ленте и отливки из соседнего литейного цеха, и привезенные корпуса и коленчатые валы. В обед остановка на сорок минут, когда все смена в 120 человек отдыхает. И снова безостановочное движение.
Очевидно, такой режим сложновато выдерживать. Кого и как принимают на работу? В основном, молодежь приходит из колледжа. А начинается все с подачи резюме. Затем парни и девушки проходят несколько собеседований.
Рассматривая готовую продукцию, интересуемся про спрос. «Не пришло ли время перейти на экологичные газовые двигатели и двигатели для электромобилей?» Отвечают, что это — в перспективе. А пока требуются бензиновые. Главный заказчик – автомобильный завод в Асаке. Двигатели из Ташкента поставляются и за рубеж — в Корею, Индию, Россию.
Наталия ШУЛЕПИНА
sreda.uz
11.6.2014г.
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
0 комментариев на «“ЭКОАСПЕКТЫ «ДЖЕНЕРАЛ МОТОРС» В ТАШКЕНТЕ”»
Добавить комментарий
Еще статьи из Репортер.uz
Мой путь в журналистику начался в Узбекском обществе дружбы и культурной связи с зарубежными странами — УзОДКСе. Поразительно, но именно там. Занесло совершенно неожиданным образом.
В Ташкенте состоялись консультации по проекту Рогунской ГЭС. Инициированы группой Всемирного банка по вопросам окружающей среды и социальной сферы. Цель — обсудить и оценить экологическое и социальное воздействие.
Канал Анхор в Ташкенте — одно из главных его украшений. Конечно, это не главная его функция. Он несет воды из реки Чирчик для поливов сельхозугодий. А еще дарит людям свежий воздух, снимает стресс, смягчает летнюю жару. Деревья вдоль канала создают природный микроклимат. Смотрим несколько осенних фото.
В Кашкадарьинской области, подъезжая к городу Яккабаг, мы увидели вдоль дороги сооружения на ножках. Проехав пару километров, решили рассмотреть. Для чего они?
Отъехав от Гиссаракского водохранилища, наблюдаем, как в природные ландшафты вгрызается техника. Минуем карьер и стройплощадку с трубами, кажущимися с дороги игрушечными. Дальше — больше.
Воскресным утром мы отправились на учет из Ташкента к Туябугузскому водохранилищу (Ташморю). Точно также в этот день 6 октября отправились на учеты наблюдать за птицами и их считать бёдвочеры в разных регионах Узбекистана и в трех десятках стран Европы и Азии.
Наш четырехдневный маршрут включал и горы, и долы. В маршруте обозначены проектные сады. Они и есть цель. Посаженные два года назад саженцы прижились? Первый сад — в буферной зоне Кызылсуйского участка заповедника, в кишлаке Калтакул.
Из Балыккуля мы планировали уехать на автобусе в Нанай. Но автобус отменен. И на такси нас туда тоже никто не довезет. Проезд закрыт. Вернемся в Чартак. Оттуда до Наная есть другой маршрут. Путешествие из Ташкента по Наманганской области продолжается.
Мы путешествуем не на личном авто и не автостопом. В путь отправляемся с куйлюкского «пятака». Куйлюк-базар находится на краю Ташкента, отъезжать удобно. Немного поторговались c частником из-за цены и в путь. Первый отрезок пути — до городка Чартак в Наманганской области.
Галина: Такое ощущение, что это не цех завода,по изготовлению моторов, а мед учреждение. Такая чистота!
Очень хорошо что на этом производстве не загрязняется окружающая среда (или в малой степени). Это и им самим выгодно использовать песок и воду повторно.