• {T_LINK}
Главная страница
Вода
Земля
Воздух
Биоразнообразие
Климат
Опустынивание
Экориски
Экотуризм
Масс-медиа
Образование
Здоровье
Промзона
Экоправо
Экодаты
Личности
NGO
Город и село
Зарубежье
Видео
Фотогалерея
Партнёры
Авторы
Конкурсы
Обратная связь
 
Подписка
 
Подписка на обновления сайта
по эл. почте
Гостевой вход
Логин
Пароль
 
Мы на FB

Комментарии
, в новости:
30 лет в экожурналистике Узбекистана
, в новости:
Дровишки в Ботаническом саду
, в новости:
Дровишки в Ботаническом саду
, в новости:
Дровишки в Ботаническом саду
Отклики в фэйсбуке, в новости:
«Глобус Луны» Александра Файнберга
Популярное
» 30 лет в экожурналистике Узбекистана
» Чем займется Общественный совет при Госкомэкологии?
» Поднялся уровень воды в реке Чирчик
» Летняя школа для студентов и магистрантов из стран Цен ...
» Бессмертный полк в Алма-Ате. 9 мая 2017 года
» Отчитались участницы первого Технологического конкурса ...
» Узбекистан ожидают серьезные изменения в системе водног ...
» Как боролись с цензурой
» Заявки в Зеленый климатический фонд
» Разведчики месторождений урана в Средней Азии
{*setlinks_block*}
Поиск
 
Карта посещений
Locations of visitors to this page
Облако тегов

Требуется для просмотра Flash Player 9 или выше.

Показать все теги
Кнопка сайта


Погода
Календарь
«    Май 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Архив новостей
Май 2017 (10)
Апрель 2017 (16)
Март 2017 (12)
Февраль 2017 (17)
Январь 2017 (23)
Декабрь 2016 (5)

Рейтинг

 
 

 
ТРИ ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ УРОКА ВОДНОГО СОГЛАШЕНИЯ 1992г.
   
 
ТРИ ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ УРОКА ВОДНОГО СОГЛАШЕНИЯ 1992г.Мы продолжаем знакомить читателей SREDA.UZ с материалами международной конференции «Водному сотрудничеству стран Центральной Азии – 20 лет: опыт прошлого и задачи будущего», прошедшей в Алматы 20-21 сентября 2012г. В тезисах доклада правоведа Ю.РЫСБЕКОВА оцениваются уроки 20-летнего сотрудничества с точки зрения права.

18 февраля 1992 г. пять государств Центральной Азии заключили Соглашение, которым были созданы Межгосударственная Координационная водохозяйственная комиссия (МКВК) Центральной Азии и ее исполнительные органы – бассейновые водохозяйственные объединения (БВО) «Сырдарья» и «Амударья», ответственные за управление трансграничными водными ресурсами в бассейнах одноименных рек. Соглашение 1992 г. позволило сохранить «статус-кво» в межреспубликанских водных отношениях, закрепить совместное управление трансграничными водными ресурсами в бассейне Аральского моря в организационном и международно-правовом контексте, заложило основы развития сотрудничества в водном секторе в условиях независимого развития стран региона.

ТРИ ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ УРОКА ВОДНОГО СОГЛАШЕНИЯ 1992г.Урок I: быть профессионалом и иметь волю договориться.
Предпосылкой к заключению Соглашения 1992г. является принятие Заявление руководителей водохозяйственных органов республик Средней Азии и Казахстана (Ташкент, 12 октября 1991 г.). Такие положения Заявления, как «взаимосвязь интересов всех республик», исключение односторонних и «объединение и совместная координация действий» и др., созвучны принципам современного международного водного права. "Мы, … как профессионалы…" - так начинается Заявление.

Профессионализм и дальновидность первых лиц водохозяйственных органов четырех республик Средней Азии и Казахстана позволили им проявить важнейшую для судеб региона политическую инициативу и реализовать ее в невероятно сжатые сроки. 130 дней разделяют эти два события - принятие Заявления (12.10.1991 г.) и подписание Соглашения «О сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников» в Алма-Ате (18.02.1992 г.).

В этом контексте, история развития международного водного права не знает аналогов – такого короткого срока от намерения сотрудничать до заключения международного договора. Так, для заключения договора по реке Инд (Индия-Пакистан, при посредничестве Международного Банка реконструкции и развития) потребовалось около 10 лет, договора по реке Ганг (Бангладеш-Индия) – 30 лет, договора по реке Иордан (Израиль-Иордания) – 40 лет.

ТРИ ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ УРОКА ВОДНОГО СОГЛАШЕНИЯ 1992г.Урок II: для развития важно помнить минусы
Не удалось реализовать в полной мере ряд норм Соглашения между Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Узбекистан, Республикой Таджикистан и Туркменистаном «О сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников» (Алма-Ата, 18 февраля 1992 г.).

Так, в статье 2 Соглашения сказано: Стороны «обязуются обеспечить строгое соблюдение согласованного порядка и установленных правил использования и охраны водных ресурсов», а в статье 3 говорится об обязательстве Сторон «не допускать на своей территории действий, затрагивающих интересы других сторон и способных нанести им ущерб…» . Между тем, согласованный МКВК порядок использования трансграничных водных ресурсов в бассейне Аральского моря не всегда соблюдается и, как известно, имеют место действия на территории одной Стороны, затрагивающие интересы других Сторон и наносящие ущерб.

Исполнительные органы МКВК (БВО «Амударья» и БВО «Сырдарья») за 20 лет не стали «межведомственными контрольными органами», хотя это прописано в 8 и 9 статьях Соглашения.

ТРИ ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ УРОКА ВОДНОГО СОГЛАШЕНИЯ 1992г.Статья 10 Соглашения указывает на обязанность МКВК и БВО обеспечивать «неукоснительное соблюдение режима попусков и лимита водопотребления», а статья 11 – на обязательность решений МКВК для Сторон по установленным лимитам межгосударственных водозаборов. Однако в ряде случаев, особенно, в маловодные годы, МКВК и его исполнительные органы не могут обеспечить согласованные режимы попусков и лимитов воды.

Соглашением (статья 9) было предусмотрено содержание БВО «за счет отчислений водохозяйственных органов республик на условиях паритета и долевого участия». Но фактически БВО «Амударья» содержится за счет госбюджета Узбекистана и Туркменистана, БВО «Сырдарья» - Узбекистана и Казахстана. Основное бремя по содержанию двух бассейновых водохозяйственных объединений несет Узбекистан.

Также Соглашением (статья 12) было предусмотрено в течение 1992 года «разработать механизм экономической и иной ответственности за нарушение установленного режима и лимитов использования вод» . Прошло 20 лет, но этот крайне важный международно-правовой механизм не разработан.

ТРИ ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ УРОКА ВОДНОГО СОГЛАШЕНИЯ 1992г.Урок III: определенность никогда не мешает

Становление любого института управления связано с его институционализацией. Так, Соглашением «О статусе Международного Фонда спасения Арала и его организаций» (Ашхабад, 9 апреля 1999 г ) определено, что организации МФСА «являются юридическими лицами, …и правомочны: заключать контракты…; быть истцами и ответчиками в суде…» (ст. 2). Но за 20 лет МКВК не стало лицом юридическим, не имеет руководителя и почтового адреса. Соглашением 1992 года предусмотрено лишь председательствование представителей государства на заседаниях МКВК. С этих и ряда других позиций деятельность Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии Центральной Азии требует дальнейшей институционализации, начало которой положено Соглашением 1992 г.

Источник - http://www.icwc-aral.uz/20years/files/papers_ru.pdf

На SREDA.UZ использованы фото Наталии ШУЛЕПИНОЙ. На фото - в Приаралье.



Написать в Facebook
 
Вернуться назад | Вода, Экоправо, Зарубежье | Главная | Наверх 3 октября 2012 Напечатать
 
 
Подписка на обновления сайта по эл. почте
 
 
 
Другие новости по теме:

  • 70-е заседание МКВК состоялось в Ташкенте
  • ВОДНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ СТРАН ЦА - 20 ЛЕТ
  • ВОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В НИЗОВЬЯХ АМУ- И СЫРДАРЬИ
  • МФСА: ОБ ОПЫТЕ ВОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ЦА
  • ТРЕТЬЯ ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ В БАССЕЙНЕ АРАЛА


  •  
    Добавление комментария



       
    2009-2013 © Sreda.Uz
    Блог НАТАЛИИ ШУЛЕПИНОЙ
     
    При цитировании и/или копировании любых материалов сайта - активная ссылка обязательна.