Мой путь в журналистику начался в Узбекском обществе дружбы и культурной связи с зарубежными странами — УзОДКСе. Поразительно, но именно там. Занесло совершенно неожиданным образом.
ПОЧЕМУ КАБМИН НЕ ОТВЕЧАЕТ?
В июне 2013 года, накануне Дня работников печати и средств массовой информации, ташкентские журналисты-ветераны обратились с письмом в правительство Узбекистана. В письме выражали надежду на пересмотр постановления, приравнявшего пенсионеров, получающих гонорары, к работающим. Прошел один месяц, второй, заканчивается пятый. В ответ молчок.
Кто попал в переплет?
«Мой коллега попал переплет», — так писала я в мае 2013 года на sreda.uz (переплет) после того, как коллега-журналист получил уведомление из внебюджетного Пенсионного фонда о необходимости выплатить в этот фонд из пенсии около трех миллионов сумов. Основание — он признан работающим, поскольку публиковал время от времени заметки в средствах массовой информации и получал гонорары.
«Пенсионерам, получающим гонорары, пенсия выплачивается в порядке, установленном для работающих пенсионеров (50 процентов)» — так ему объяснили в Пенсионном фонде и сослались на Постановление Кабинета Министров «Об утверждении нормативно-правовых актов, направленных на дальнейшее совершенствовании порядка назначений и выплаты государственных пенсий», принятого 8 сентября 2011г.
В общем, переплачивали с сентября 2011 года, а спохватились только сейчас. Исходя из преклонного возраста журналиста (ему идет восемьдесят первый год), учитывая, что полученные им гонорары — копеечные и никак не соотносятся с изымаемой суммой, ветерану пошли навстречу и вычитают не половину пенсии за месяц, а по тридцать процентов.
Если бы он один попал в переплет. Только по Яккасарайскому району Ташкента таких оказалось триста человек.
Какая их реакция? Изумление, оторопь. За что наказали? 80-летний пенсионер воспринял все философски, мол, не такое видали. Затянем потуже пояса…
Но многие другие стали искать аргументы убедить чиновников, что происходящее не есть хорошо. Начались походы в Национальный комитет по правам человека, в Олий Мажлис к Омбудсману, к депутатам, в профессиональные союзы, в Минюст, в прокуратуру, во внебюджетный Пенсионный фонд…
Из ряда организаций и ведомств ответы прислали, написанные, как под копирку, со ссылкой на правительственное постановление. Тогда и было составлено письмо журналистами в Кабинет Министров. Первый раз за ответом они пошли в Исполнительный аппарат Кабмина через месяц, когда, согласно Закону «Об обращениях граждан», ожидали получить ответ. Ответственный товарищ встретил приветливо. Сказал, что вопрос сложный и надо подождать. Некоторые журналисты отнеслись философски: потерпим. Но те, кто продолжали ходить по инстанциям, утверждали, что вопрос будет пересмотрен, когда казна пополнится из «переплаченных» денег.
Вычеты начались в апреле. У кого вычиталось по миллиону, уже долг закрыли, кому насчитали два миллиона – через несколько месяцев рассчитаются.
Все эти месяцы мы с коллегами находимся на связи. Они звонят, рассказывают о всех перипетиях общения в инстанциях. А на днях они отправились повторно за ответом в Исполнительный аппарат Кабинета Министров. Как ни сложен вопрос, а ответить-то положено. Закон «Об обращениях граждан» никто не отменял. Я тоже пошла из интереса: «Есть ответ?». Нет ответа.
Без журналистики не мыслят жизни
Вот текст письма на имя главы правительства:
«Мы, журналисты, творческие работники, вышедшие на пенсию, не работающие в штате, вынуждены обратиться к Вам в связи со сложной ситуацией, в которой оказались.
Выйдя на пенсию, время от времени мы продолжаем сотрудничать с редакциями газет и журналов как внештатные авторы.
В апреле-мае 2013 года районные подразделения внебюджетного Пенсионного фонда известили пенсионеров-журналистов о переплате пенсий и необходимости вернуть в Пенсионный фонд переплаты. На наши вопросы, как образовались эти «переплаты», нам разъяснили, что «В случае получения дохода (гонорара, вознаграждения и др.) лицом, занятым творческой деятельностью, после назначения ему пенсии, за месяц получения дохода пенсия выплачивается в порядке, установленном для работающих пенсионеров». Так гласит пункт 166 Приложения № 1 к Постановлению Кабинета Министров «Об утверждении нормативно-правовых актов, направленных на дальнейшее совершенствовании порядка назначений и выплаты государственный пенсий», принятого 8 сентября 2011г. (№ 252).
Таким образом, даже при получении минимального гонорара в один сум пенсия пенсионеру выплачивается как работающему (пятьдесят процентов). На счетах, которые предъявлены пенсионерам-журналистам, указаны один, два, три миллиона сумов. Эти огромные деньги требуется заплатить Пенсионному фонду. Следует отметить, что журналистские гонорары, полученные за творчество с сентября 2011г. по апрель 2013г., в десятки раз меньше «переплат».
Информация повергла в шок, попытки разобраться не воспринимались. В районных подразделениях внебюджетного Пенсионного фонда без суда и следствия пенсии журналистам и другим творческим работникам, имеющим гонорары и другие разовые выплаты, были сокращены на 50 процентов, как объявили, «до полного удержания».
Очевидно, что людям нанесен серьезный моральный и материальный ущерб. Вызывает вопросы работа Пенсионного фонда, которому потребовалось полтора года, чтобы довести до сведения творческих пенсионеров информацию о приравнивании гонорара к зарплате и присвоении им статуса работающих пенсионеров.
Также вызывает вопрос: почему претензии предъявлены к пенсионерам, а не к работодателям? Этот порядок предусмотрен Постановлением Министерства финансов, МВД, Министерства обороны, МЧС, Службы национальной безопасности, Государственного таможенного комитета РУз «О внесении изменений и дополнений в положение о порядке выплаты пенсий работающим пенсионерам» от 31.8.2012г. В пункте 19 Приложения к этому постановлению говорится: «Ответственность за своевременную и правильную выплату пенсий работающим пенсионерам, а также за своевременное и достоверное представление в районные (городские) отделы Пенсионного фонда сведений о приеме на работу пенсионера (заключении гражданско-правового договора) или прекращении трудового договора с пенсионером (гражданско-правового договора) несет руководитель организации в установленном законодательством порядке».
Мы ознакомились с этими документами только сейчас, когда оказались перед перспективой ухудшения материального положения. Очевидно, с изменениями в быстро меняющемся пенсионном законодательстве редакции, с которыми мы сотрудничали, также не были знакомы.
Мы хотим обратить Ваше внимание на то, что с принятием пункта 166 пенсионеры творческих профессий фактически лишаются права на творчество. Страдают от этого не только те, кто еще имеет большой творческий потенциал. Творчество – это штучный продукт, и его не дополучает страна.
В Конституции Республики Узбекистан (ст.14) сказано: «Государство строит свою деятельность на принципах социальной справедливости и законности в интересах благосостояния человека и общества». На наш взгляд пункт 166 Приложения № 1 к Постановлению Кабинета Министров (8.9.2011г.) «Об утверждении нормативно-правовых актов, направленных на дальнейшее совершенствовании порядка назначений и выплаты государственный пенсий» не соответствует Основному закону страны, а также международным правовым нормам, касающимся условий занятости, труда и жизни творческих работников.
Вышеуказанный пункт 166 не соответствует также Постановлению Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему усилению социальной защиты одиноких престарелых, пенсионеров и инвалидов на 2011-2015 годы». Постановлением утверждена «Программа дополнительных мер по усилению социальной защиты и повышения уровня и качества жизни» вышеуказанных категорий граждан, что соответствует мировой практике не ухудшать материальное положение ветеранов.
Мы надеемся, что сложившаяся ситуация с пенсионерами, занимающимися творчеством, будет рассмотрена Кабинетом Министров Республики Узбекистан, а пункт 166 Приложения № 1 к Постановлению Кабинета Министров №252 (8.9.2011г.) будет пересмотрен с принятием соответствующего решения».
Мой восьмидесятилетний коллега продолжает писать заметки, потому что без журналистики не мыслит жизни. И, значит, долг его перед государством растет.
Наталия ШУЛЕПИНА
sreda.uz, 7.11.2013г.
фото автора из журналистских командировок по Узбекистану
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Репортер.uz
В Ташкенте состоялись консультации по проекту Рогунской ГЭС. Инициированы группой Всемирного банка по вопросам окружающей среды и социальной сферы. Цель — обсудить и оценить экологическое и социальное воздействие.
Канал Анхор в Ташкенте — одно из главных его украшений. Конечно, это не главная его функция. Он несет воды из реки Чирчик для поливов сельхозугодий. А еще дарит людям свежий воздух, снимает стресс, смягчает летнюю жару. Деревья вдоль канала создают природный микроклимат. Смотрим несколько осенних фото.
В Кашкадарьинской области, подъезжая к городу Яккабаг, мы увидели вдоль дороги сооружения на ножках. Проехав пару километров, решили рассмотреть. Для чего они?
Отъехав от Гиссаракского водохранилища, наблюдаем, как в природные ландшафты вгрызается техника. Минуем карьер и стройплощадку с трубами, кажущимися с дороги игрушечными. Дальше — больше.
Воскресным утром мы отправились на учет из Ташкента к Туябугузскому водохранилищу (Ташморю). Точно также в этот день 6 октября отправились на учеты наблюдать за птицами и их считать бёдвочеры в разных регионах Узбекистана и в трех десятках стран Европы и Азии.
Наш четырехдневный маршрут включал и горы, и долы. В маршруте обозначены проектные сады. Они и есть цель. Посаженные два года назад саженцы прижились? Первый сад — в буферной зоне Кызылсуйского участка заповедника, в кишлаке Калтакул.
Из Балыккуля мы планировали уехать на автобусе в Нанай. Но автобус отменен. И на такси нас туда тоже никто не довезет. Проезд закрыт. Вернемся в Чартак. Оттуда до Наная есть другой маршрут. Путешествие из Ташкента по Наманганской области продолжается.
Мы путешествуем не на личном авто и не автостопом. В путь отправляемся с куйлюкского «пятака». Куйлюк-базар находится на краю Ташкента, отъезжать удобно. Немного поторговались c частником из-за цены и в путь. Первый отрезок пути — до городка Чартак в Наманганской области.
Цену Угама или какой другой реки в Узбекистане никто не считал. Зоологи могут сказать, сколько стоит потеря одной особи краснокнижного вида. Но весь вид не имеет цены. Уничтожение видового разнообразия — явление немыслимое. Но это происходит при строительство малых ГЭС на Угаме. Каков баланс приобретений и потерь?
УЗБЕКСКАЯ СОЛОДКА
класс
Ноябрьские сюжеты в Ташкенте. Фото на ходу
Ангелина Борисовна Однолько
Наталья! Вы -прекрасный фотограф. Но давно убедилась, что фотография - не документ. Взять метр вправо -налево - и будет совершенно другой вид.
Ташкентцы хотят знать причины загрязнения воздуха и поименно загрязнителей
Бобоева Д
Хочется верить, что Фуркат Махмудходжаев-единственный человек в хокимияте, который хоть что-то но делает, выполнит это обещание. Верим, потому что надежда умирает последней, что будут не только следить, но и стараться улучшить качество воздуха в Ташкенте.
Растерзание природы близ Гиссарского заповедника
Однолько Ангелина
Какая грандиозная работа автора! Сколько дорог пройдено. Сколько документов изучено. Сколько проведено переговоров. Если трудно нам, привыкшим к чтению сложных текстов, осознать грандиозность строительства, масштаб денежных вложений, ущерб природно-охранной зоне, то каково местным жителям? Они не знают каким бумагам верить, как отстаивать свои интересы. На примере нового лыжного курорта Амирсай мы видим проблемы такого строительства: непродуманная канализация, отсутствие пешеходных прогулочных троп, отсутствие озеленения территории. Для лыжных трасс перерыты горы, и это совершенно не украшает летний пейзаж. А лето у нас все-таки большую часть года. Не повториться ли все это в Гиссаре?
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
admin
Ваш вопрос не по адресу.
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
Дима
Кто продаёт артемию ищу поставщика
Исполнилось 85 лет со дня рождения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга
Ангелина Борисовна Однолько
Спасибо за подборку. Поистине! Большое видится на расстоянии
Полив деревьев на яккабагской трассе и перспективы паспортизации деревьев в Узбекистане
Ангелина Борисовна Однолько
Недавно путешествовала из Ташкента через перевал в Ферганские долину. Таких сооружений для полива вдоль трассы много. Но и засохших посадок тоже не мало. Видно, что для отчета все сделано. Но ежедневного надзора нет. Остается только удивляться, сколько труда пропадает зря. Что касается мониторинга деревьев в Ташкенте, то не определено или по крайней мере не обнародовано участие махалинских комитетов в этом процессе. Странная ситуация: землю распределяет Хокимият, а махалинским комитетам остается разводить руками, обнаружив на месте деревьев новое сооружение, которое по документам числится туалетом, а на деле оказывается коммерческим объектом. С каждым годом асвальта возле наших домов становиться больше , газонов и деревьев меньше. Большинство чиновников живет в своих домах за городом и ситуацию не ощущают.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Анвар Ходжаниязов
Этот человек который стоит за этой дорогой имеет высоких покровителей. Без них никто на такое не отважется.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Ангелина Борисовна Однолько
Давно уже не выезжаю отдыхать на Чаткал. Везде стройки. Грохочит тяжелая техника. Пыль столбом. Давно не приходилось вдохнуть тот воздух, который хочется кушать. Сейчас даже на водопад туристов возят на газиках. Все впечатление стирается. В нашем народе нет никакого почтительного отношения к природе. Только потребление. А что делать жителям Бричмулы, Наная и др поселков. Или уехать или громить природу