«Загрязнение воздуха и воды, эрозия почвы, опустынивание, а также бесконтрольное использование ископаемого топлива ведут к увеличению природных катастроф и серьёзному ущербу окружающей среде и здоровью населения», — отметил Президент страны.
КОГДА ПЛОТИНЫ В ВОЗРАСТЕ, А ПОЙМЫ ЗАСТРОЕНЫ…
Предупредить наводнения призваны системы гидротехнических сооружений. При этом важна безопасность самих этих сооружений. В 1999 году при правительстве была создана Государственная инспекция по контролю и надзору за техническим состоянием и безопасностью работы крупных и особо важных водохозяйственных объектов. Обеспечение безопасности требует решения многих задач, постоянного внимания заинтересованных министерств и ведомств.
\»Правда Востока\», 24.09.2002г.Во многих странах мира 2002 год запомнился водными стихиями, нанесшими огромный ущерб экономикам, приведшими к многочисленным человеческим жертвам. Случилось это там, где имеются самые современные системы мониторинга и регулирования водных потоков, в частности, в Германии и Чехии. Почему здесь не сработали гидротехнические сооружения? Справятся ли с регулированием стихии аналогичные гидросооружения в Центральной Азии и в Узбекистане? Насколько велики наши риски? Слово — отечественным специалистам.
Водные явления 2002 года в странах Европы, по имеющимся данным, находились в пределах одного процента обеспеченности стока.
Вероятность их повторения — один раз в сто лет. Между тем при проектировании в качестве возможных вероятных расходов принимаются исключительно высокие, вероятность которых раз в тысячу лет. Делается это для того, чтобы гарантировать безопасность в поймах рек. Но стихия продемонстрировала, что при проектировании учитывались одни условия, а по прошествии лет оказались другие. Они и вызвали катастрофичность и продолжительность наводнений.
Один из факторов — заторы на гидротехнических сооружениях. Это привело к переливам воды через берегозащитные сооружения русел рек или их разрушениям. Должны были бы погасить катастрофические паводки поймы рек и прилегающие террасы, прежде защищавшие населенные пункты от воздействия водной стихии. Но их застроили. Такая ситуация сложилась на Влтаве в Чехии, на Дунае, пересекающем границы восьми государств, в России и Китае, также пострадавших от паводков.
Проблемы безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений, катастрофических паводков актуальны и для Узбекистана. Здесь протекают многочисленные реки, саи, расположены естественные и искусственные озера. Они были и остаются источниками селей и наводнений. Свежо в памяти 5 июля 1998 года, когда сель на малой реке Шахимардан унес жизни людей и нанес большой ущерб хозяйству Ферганской области.
Предупредить наводнения призваны системы гидротехнических сооружений. Но при этом крайне важна безопасность самих этих сооружений. Указом Президента И.А.Каримова от 24 марта 1999 года при правительстве была создана Государственная инспекция по контролю и надзору за техническим состоянием и безопасностью работы крупных и особо важных водохозяйственных объектов (Госводхознадзор). Кабинет Министров утвердил перечень крупных и особо важных водохозяйственных объектов республики, а 20 августа 1999 года был принят Закон Республики Узбекистан «О безопасности гидротехнических сооружений». В законе определены полномочия Госводхознадзора и обязанности эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Что находится в поле их зрения? На реке Сырдарье с площадью бассейна в 444 тысячи квадратных километов, длиной в 2137 километров, пересекающей территорию Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Казахстана, создан крупный каскад водохранилищ общим объемом 35 кубокилометров и полезным – 27 кубокилометров.
Большая роль в трансформации паводка отводилась Токтогульскому, Кайраккумскому, Чардаринскому водохранилищам и Айдар-Арнасайской озерной системе. Но заиление водохранилищ и деградация русла реки снижают способность системы эффективно противостоять наводнениям. Если принять во внимание продолжающиеся нарушения регламента эксплуатации Нарын-Сырдарьинского каскада водохранилищ и ледовые явления в нижнем течении Сырдарьи в осенне-зимний период, то и впредь не избежать наводнений. При нынешней рассогласованности порядка использования крупных водохранилищ наводнения могут стать и катастрофическими.
Река Амударья с площадью бассейна 309 тысяч квадратных километров и длиной 1415 километров пересекает границы Таджикистана, Афганистана, Узбекистана и Туркменистана. Определенную опасность для бассейна представляет крупное горное завальное озеро Сарез емкостью 18 кубокилометров. Регулирует сток Амударьи на Вахше Нурекское водохранилище, в русле Амударьи — Туямуюнское.
Интерес, с точки зрения безопасной эксплуатации, представляют также функционирующие в республике 55 водохранилищ различного масштаба, четыре крупных каскада насосных станций и три десятка гидравлических электростанций. Возраст самых молодых сооружений составляет более 30 лет, запасы прочности сооружений исчерпываются. Так, Асакинский гидроузел и Саларская ГЭС построены в 1926 году, Раватходжинский гидроузел — в 1929 году, Большой Ферганский канал построен методом народного хашара в 1939 году, канал Даргом реконструировался последний раз в 1930 году, Каттакурганское водохранилище построено в 1941 году. Эксплуатируемые крупные насосные станции Бухарской и Кашкадарьинской областей уже исчерпали сроки службы.
Эти сооружения являются стратегически и жизненно важными, выход из строя хотя бы некоторых из них можеть оставить целые районы, а кое-где области республики без воды. Техническое состояние этих сооружений ухудшается из-за длительности их эксплуатации, из-за необоснованного уменьшения объема капитальных и текущих ремонтов по их содержанию, из-за низкой культуры эксплуатации, связанной с уменьшением количества высококвалифицированных специалистов, из-за техногенных и природных воздействий на них. Кроме того, в связи с обретением республикой зерновой независимости эти сооружения работают круглогодично, не имея возможности для проведения своевременного ремонта.
Вследствие старения и нарушения регламента эксплуатации у этих объектов снижается способность противостоять наводнениям, а во многих случаях они сами могут стать очагами наводнений. Обследования Госводхознадзора только насосных станций показывают, что повсеместно они эксплуатируются с отклонением от проектных параметров, ремонтно-восстановительные работы основных узлов и агрегатов производятся некачественно. Все эти факторы резко снижают возможности безопасной эксплуатации насосных станций.
Отсутствие обязательных санитарных попусков по реке приводят к деградации русла, резко снижают пропускную способность крупных гидроузлов. Наглядным примером является Тахиаташский гидроузел в Каракалпакстане — любой катастрофический паводок для его безопасной эксплуатации представляет большую опасность.
Для водной стихии незначительная на первый взгляд причина может привести к довольно серьезным катастрофическим последствиям. К примеру, в Чехии при паводке сорвавшееся с якоря некрупное судно образовало затор перед гидротехническим сооружением, катастрофы удалось избежать лишь после взрыва и затопления судна. Поэтому очень важно научное обоснование любого мероприятия в водохозяйственном секторе экономики государств, если эти мероприятия оказывают влияние на режим использования воды. Вода не только большое благо, но и угроза.
В условиях Узбекистана немаловажное значение для борьбы против водной стихии приобретают сохранение и укрепление механической прочности конструкций гидротехнических сооружений. Известно, что большинство сооружений возведено из бетона и железа. Железобетонные конструкции были призваны обеспечить прочность сооружений. Но бетон с течением времени повышает свою прочность, а железо стареет вследствие усталости. Из-за возникновения противоречий в работоспособности бетона и арматуры общая прочность сооружений снижается. Этот вопрос требует глубоких исследований, ибо такой процесс может стать причиной разрушения гидротехнических сооружений.
В большинстве водо- и селехранилищ построены земляные и каменно-набросные плотины. Не всегда грунт-тело-плотина и грунт-основание по своим физико-химико-механическим свойствам совместимы друг с другом. При совместимости тела плотины с основанием условия их безопасной эксплуатации соблюдаются. Однако наблюдается и несовместимость грунта-тела и грунта-основания. Тогда увеличивается фильтрация воды из-под плотины, что приводит к неустойчивости плотины, ухудшаются и другие условия безопасности эксплуатации водохранилищ. Этот аспект также требует особого внимания при обследовании гидротехнических сооружений.
Силами диагностического центра Госводхознадзора обследовано состояние 38 водохранилищ из 52 поднадзорных Госинспекции, 20 насосных станций из 24, 23 гидроузла из 35, 25 магистральных каналов из 40. Разработаны кадастры на 74 гидротехнические сооружения из 207.
Анализ материалов обследования показывает, что в последние годы наблюдается опасная тенденция увеличения выявленных дефектов и повреждений, требующих принятия неотложных мер по их устранению в достаточно короткий период, а на некоторых сооружениях незамедлительно. Реальные проблемы обеспечения безопасности гидротехнических сооружений требуют решения многих задач как текущих, так и долговременных, постоянного внимания всех заинтересованных министерств и ведомств.
Председатель Госводхознадзора Т.КАМОЛОВ.
Старший специалист Госводхознадзора. Т.ТУРСУНОВ
\»Правда Востока\», 24.09.2002г.
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Вода
На COP29 в Азербайджане участники обсуждают необходимость инвестиций и инновационных решений в области управления водными ресурсами, чтобы обеспечить справедливый доступ к воде и повысить устойчивость к изменению климата.
По зуму участвовали в консультациях в Ташкенте представители ряда международных общественных организаций. По итогам они сформулировали свое понимание ситуации.
В Ташкенте состоялись консультации по проекту Рогунской ГЭС. Инициированы группой Всемирного банка по вопросам окружающей среды и социальной сферы. Цель — обсудить и оценить экологическое и социальное воздействие.
Канал Анхор в Ташкенте — одно из главных его украшений. Конечно, это не главная его функция. Он несет воды из реки Чирчик для поливов сельхозугодий. А еще дарит людям свежий воздух, снимает стресс, смягчает летнюю жару. Деревья вдоль канала создают природный микроклимат. Смотрим несколько осенних фото.
В сборнике — воспоминания коллег, учеников и соратников Виктора Абрамовича Духовного.
Экскаваторы и бульдозеры пробили ее на горном склоне над рекой Мачитасгонсай длиной в четыре с половиной километра, и останавливаться не собираются. По факту — это очередная агрессия бизнеса на охраняемой природной территории.
Отъехав от Гиссаракского водохранилища, наблюдаем, как в природные ландшафты вгрызается техника. Минуем карьер и стройплощадку с трубами, кажущимися с дороги игрушечными. Дальше — больше.
Отчет по результатам миссии ЮНЕСКО и МСОП на объект Всемирного природного наследия «Западный Тянь-Шань» будет рассматриваться в следующем году, на очередной сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, которая состоится в Софии (Болгария).
Цель проекта — укрепление сотрудничества между ведомствами Узбекистана для обеспечения безопасности водных ресурсов и хранилищ опасных отходов, снижения риска бедствий, а также укрепление управления и наращивание потенциала в области водоснабжения и санитарии.
Ноябрьские сюжеты в Ташкенте. Фото на ходу
Ангелина Борисовна Однолько
Наталья! Вы -прекрасный фотограф. Но давно убедилась, что фотография - не документ. Взять метр вправо -налево - и будет совершенно другой вид.
Ташкентцы хотят знать причины загрязнения воздуха и поименно загрязнителей
Бобоева Д
Хочется верить, что Фуркат Махмудходжаев-единственный человек в хокимияте, который хоть что-то но делает, выполнит это обещание. Верим, потому что надежда умирает последней, что будут не только следить, но и стараться улучшить качество воздуха в Ташкенте.
Растерзание природы близ Гиссарского заповедника
Однолько Ангелина
Какая грандиозная работа автора! Сколько дорог пройдено. Сколько документов изучено. Сколько проведено переговоров. Если трудно нам, привыкшим к чтению сложных текстов, осознать грандиозность строительства, масштаб денежных вложений, ущерб природно-охранной зоне, то каково местным жителям? Они не знают каким бумагам верить, как отстаивать свои интересы. На примере нового лыжного курорта Амирсай мы видим проблемы такого строительства: непродуманная канализация, отсутствие пешеходных прогулочных троп, отсутствие озеленения территории. Для лыжных трасс перерыты горы, и это совершенно не украшает летний пейзаж. А лето у нас все-таки большую часть года. Не повториться ли все это в Гиссаре?
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
admin
Ваш вопрос не по адресу.
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
Дима
Кто продаёт артемию ищу поставщика
Исполнилось 85 лет со дня рождения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга
Ангелина Борисовна Однолько
Спасибо за подборку. Поистине! Большое видится на расстоянии
Полив деревьев на яккабагской трассе и перспективы паспортизации деревьев в Узбекистане
Ангелина Борисовна Однолько
Недавно путешествовала из Ташкента через перевал в Ферганские долину. Таких сооружений для полива вдоль трассы много. Но и засохших посадок тоже не мало. Видно, что для отчета все сделано. Но ежедневного надзора нет. Остается только удивляться, сколько труда пропадает зря. Что касается мониторинга деревьев в Ташкенте, то не определено или по крайней мере не обнародовано участие махалинских комитетов в этом процессе. Странная ситуация: землю распределяет Хокимият, а махалинским комитетам остается разводить руками, обнаружив на месте деревьев новое сооружение, которое по документам числится туалетом, а на деле оказывается коммерческим объектом. С каждым годом асвальта возле наших домов становиться больше , газонов и деревьев меньше. Большинство чиновников живет в своих домах за городом и ситуацию не ощущают.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Анвар Ходжаниязов
Этот человек который стоит за этой дорогой имеет высоких покровителей. Без них никто на такое не отважется.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Ангелина Борисовна Однолько
Давно уже не выезжаю отдыхать на Чаткал. Везде стройки. Грохочит тяжелая техника. Пыль столбом. Давно не приходилось вдохнуть тот воздух, который хочется кушать. Сейчас даже на водопад туристов возят на газиках. Все впечатление стирается. В нашем народе нет никакого почтительного отношения к природе. Только потребление. А что делать жителям Бричмулы, Наная и др поселков. Или уехать или громить природу
Какова цена реки Угам?
admin
Комментарии из соцсетей: ***** Это просто кошмар, от которого хочется спрятаться. Что мы можем сделать? Написать коллективное письмо? Поехать на эту стройку? Я могу только беспрерывно рассказывать об этом моим ученикам. Хорошо бы дать уроки экологии в школах Хумсана. Люди ничего не знают о том, что творится у них под ноcом. =========== Иcпаганят красивейшие места. И саму реку убьют, а ведь оттуда идет питьевая вода для Ташкента. =========== Реку Угам жалко. И на казахской территории, и на узбекской. Такие чудные места. Мы были просто в шоке, когда увидели, как раздербанили русло. И, конечно, речь идет о цене вопроса. При минимальных для энергосистемы выработках электроэнергии происходит уничтожение природы. 20 млн долл «закопают» для этого.