В Самаркандской и Андижанской областях началось строительство заводов по выработке электроэнергии из отходов. Об этом широко проинформировали СМИ Узбекистана со ссылкой на информацию Минэкологии. Риск- сжигание пластиковых отходов в печах.
Узбекистан прекратит сжигание попутного газа
Узбекистан поддержал программу, которая предусматривает реализацию инициативы «Покончить с практикой факельного сжигания газа к 2030 году», предложенную ООН и Всемирным банком.
Главы крупнейших нефтяных компаний и высокопоставленные государственные должностные лица из ряда нефтедобывающих стран провели встречу, в ходе которой впервые приняли на себя обязательство не позднее 2030 года покончить с практикой факельного сжигания газа на нефтепромыслах. Об этом сообщила пресс-служба Всемирного банка.
С инициативой «Покончить с практикой факельного сжигания газа к 2030 году», о поддержке которой заявили 9 стран, 10 нефтяных компаний и 6 учреждений, работающих в области развития, выступили генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и президент Группы Всемирного банка Джим Ён Ким.
Страны и компании, представители которых выступили в поддержку инициативы, сжигают, в общей сложности, более 40% попутного газа в мире.
Инициативу, в частности, поддержали правительства Норвегии, Камеруна, России, Казахстана, Габона, Узбекистана, Конго, Анголы и Франции, компании ТОТАЛ, «Статойл», «Эни», Национальная нефтегазовая компания Камеруна (SNH), Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР), «Петроамазонас ЭП» (Эквадор), «Роял Датч Шелл», Национальная нефтяная компания Конго (SNPC), Кувейтская нефтяная компания, и BG-Group. К ним присоединились Всемирный банк, Инициатива ООН «Устойчивая энергетика для всех» (SE4All), ЕБРР, Африканский банк развития и АБР.
На тысячах нефтепромыслов по всему миру каждый год бесполезно сгорает в «факелах» около 140 миллиардов кубометров природного газа, добываемого вместе с нефтью. В результате в атмосферу выбрасывается более 300 миллионов тонн CO2, что эквивалентно выбросам примерно от 77 миллионов автомобилей. Если бы весь этот попутный газ использовался для выработки электроэнергии, то таким образом можно было бы произвести больше электричества (750 миллиардов кВтч), чем потребляет сегодня весь африканский континент. Однако сегодня газ сжигается в факелах по ряду причин технического, нормативного и экономического характера или потому, что его использование не рассматривается как задача особой важности.
По данным ВБ, большие объемы сжигания газа на факельных установках являются серьезной проблемой для Узбекистана. В 2011 году убытки Узбекистана от сжигания газа составили, по подсчетам банка, 500 млн долларов США или 3% ВВП.
Выступая в поддержку новой инициативы, правительства, нефтяные компании и учреждения, работающие в области развития, признают, что практика факельного сжигания газа является неустойчивой с точки зрения использования ресурсов и охраны окружающей среды, и принимают на себя обязательство совместно работать над тем, чтобы покончить с ней как можно скорее, но не позднее 2030 года. Они будут ежегодно обнародовать отчеты о состоянии дел с факельным сжиганием газа и о ходе работы по достижению поставленных целей. Помимо этого, практика факельного сжигания газа не будет применяться на новых нефтепромыслах. Правительства будут обеспечивать деловую среду, благоприятствующую инвестициям и становлению реально работающих энергетических рынков.
Нефтяные компании и правительства нефтедобывающих стран, которые пока не поддержали инициативу, проводят комплексное изучение ситуации с факельным сжиганием газа у себя. Многие из них, как ожидается, присоединятся к инициативе в ближайшие месяцы.
Источник — «Газета.uz»
http://www.gazeta.uz/2015/04/20/gas/
В продолжение темы в том же Интернет-СМИ:
«Узбекнефтегаз» потушит все факелы
В Узбекистане ежегодно в факелах сжигается более 1,5 миллиарда кубометров попутного нефтяного газа.
Растущий спрос на продукцию газохимической отрасли стимулирует Узбекистан сокращать долю сжигаемого попутного нефтяного газа (ПНГ) в нефтяных месторождениях и наращивать объемы его переработки.
Узбекистан поддержал программу, которая предусматривает реализацию инициативы «Покончить с практикой факельного сжигания газа к 2030 году», предложенную ООН и Всемирным банком.
По оценкам ВБ, Узбекистан входит в число мировых лидеров по сжиганию попутного газа в расчете на душу населения. Согласно данным компании «Узбекнефтегаз», при объемах добычи газа на уровне 60 миллиардов кубометров ежегодно в факелах сжигается более 1,5 миллиарда кубометров.
За последние четыре года объем сжигаемого ПНГ удалось сократить на 3,5 миллиарда кубометров за счет строительства дожимных компрессорных станций и систем сбора ПНГ.
Последнее десятилетие показало, что потребность в продуктах полимеризации подстегивает нефтехимические предприятия полнее использовать продукты переработки ПНГ. За счет новых проектов утилизации отрасль намерена до конца 2015 года довести уровень утилизации ПНГ до 95% против 40% в настоящее время.
Однако доведение переработки ПНГ сопряжено с рядом трудностей. Все силы «Узбекнефтегаза» уходили на увеличение экспортных поставок газа, а химические предприятия думали о наращивании объемов выпуска своей продукции, что снижало потребность газо- и нефтехимии в продуктах переработки попутного газа. В результате единая технологическая цепочка между газоперерабатывающими заводами и химпроизводствами полностью нарушилась, и для ее восстановления нужны большие средства.
По мнению аналитиков, появление совместных с химиками проектов в области переработки попутного газа не будет пустой тратой сил и денег. Объем продаж полимерной продукции, полученной при переработке попутных газов, в 4,1 раза превышает выручку от реализации исходного сырья.
Еще выше — в 5,3 раза — эффективность от продажи изделий из пластиков, полученных из этих полимеров. Бесперебойное снабжение столь выгодным сырьем позволит газохимическим предприятиям наращивать реализацию продукции высоких переделов. А значит, они будут успешнее конкурировать как на внутреннем, так и на внешнем рынках, где спрос на продукцию только растет.
Источник — «Газета.uz»
http://www.gazeta.uz/2015/04/22/gas/
справка: попутный нефтяной газ (ПНГ) — смесь различных газообразных углеводородов, растворенных в нефти; они выделяются в процессе добычи и перегонки (это так называемые попутные газы, главным образом состоят из пропана и изомеров бутана). К нефтяным газам также относят газы крекинга нефти, состоящие из предельных и непредельных (метана, этилена) углеводородов. Нефтяные газы применяют как топливо и для получения различных химических веществ. Из нефтяных газов путем химической переработки получают пропилен, бутилены, бутадиен и др., которые используют в производстве пластмасс и каучуков.
![]() Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Воздух
Грязный воздух стал тихим убийцей в Центральной Азии. Каждый год более 65 000 человек умирают преждевременно из-за заболеваний, вызванных мелкими частицами PM2.5. Об этом говорится в новом докладе Всемирного банка «Управление качеством воздуха в Центральной Азии».
На днях ездила по работе в Бухару и область. Как всегда, поездка была познавательна, о чем еще напишу. Удивительное мы, пассажиры, наблюдали уже в полете над Кызылкумами. Утренние тени рельефно подчеркивали меняющийся ландшафт пустыни. Там, где река и каналы, там поселения. Где нет, там сушь. И среди нее — факел черного дыма.
На 69-м заседании Совета Глобального экологического фонда (ГЭФ), прошедшем в Вашингтоне, принято решение провести 8-ю Ассамблею ГЭФ и 71-е заседание Совета ГЭФ в 2026 году в Самарканде.
Подождем комментарии Узгидромета. Вопросы: какие зафиксированы концентрации загрязняющих веществ во время пыльной бури, откуда она прилетела, что за причины и что делать, чтобы не было повторов.
С 19 по 21 июня 2025 года столица Узбекистана станет центром зеленых инноваций: в выставочном комплексе Central Asian Expo пройдет Международная выставка экологических технологий.
«Наращивание потенциала для снижения выбросов метана в Центральной Азии» — так называется новый проект Регионального экологического центра Центральной Азии. Сроки реализации проекта: февраль 2025 года — март 2027 года.
Доклад Всемирного банка предлагает оценку качества воздуха в столице Узбекистана, а также представляет рекомендации по развитию механизма управления качеством воздуха в стране.
На встрече в хокимияте столицы обсуждена дорожная ситуация. Можно ли с помощью платных парковок бороться с автомобильными пробками? Именно о них шла речь.
«Тепловой насос заменит все, что связано с углем. Он обеспечит бесперебойную генерацию тепла и холода», — таково мнение экспертов. Тепловой насос — альтернативный возобновляемый источник энергии. За ним будущее.
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Рихард Эшенбах
Река превратилась в клоаку, куда сливают отходы. Рядом живу с этим местом. Как стемнеет, поднимается вонь от сливаемых в реку нечистот. Немного дальше по течению стоит завод стройматериалов, от которого стоит грохот и пыль на всю округу, а гравий к нему добывают там же в пойме реки. Там же на берегу мусорный полигон. Это только то, что мне видно с противоположной стороны реки
Бухара и Бухарский район: что нового в водоснабжении?
Наталья Вишневская
Наталия, спасибо Вам за интересный, познавательный материал. Читала с интересом, мне это знакомо. Совсем недавно мы были в Бухаре в рамках проекта Всемирного банка по реконструкции теплоснабжения и повышения энергоэффективности многоквартирных домов, проводили пресс- конференцию. Надеюсь и верю, что проект по улучшению водоснабжения достигнет положительных результатов, бухарцы этого достойны. Каждый проект, который приходит в страну, ставит перед собой глобальные задачи и широкомасштабное информирование граждан просто необходимо. Люди должны понимать, какие преобразования их коснутся, и работать в едином тандеме со всеми участниками проекта, как с исполнителями, так и с благополучателями.
Двойные стандарты, неприемлемые для Чарвакского водохранилища и окрестностей
Guljakhon Amanova
Краткий правовой анализ ключевых моментов Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан №490 от 2 августа 2025 года по проекту Sea Breeze Uzbekistan (https://lex.uz/ru/pdfs/7661949#): Проект #SeaBreezeUzbekistan 1. Отсутствие экологических гарантий Ключевая проблема: Постановление №490 утверждает реализацию крупного инвестиционного проекта — туристско-рекреационного комплекса стоимостью $1,5 млрд на территории более 2 000 гектаров (пункты 1 и 4) — без упоминания оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), природоохранных обязательств или ссылки на экологические законы. Само принятие такого подзаконного акта противоречит основному закону - Конституции РУз, ст. 49, устанавливающей, что: «Государство создает условия для осуществления общественного контроля в области градостроительной деятельности в целях обеспечения экологических прав граждан и недопущения вредного воздействия на окружающую среду.» Игнорирование национальных и международных стандартов: Не взят во внимание Закон Республики Узбекистан «Об экологической экспертизе», который хотя и вступит в силу 25.08.2025 г, но был принят уже в феврале этого года; Не указано обязательство по проведению ОВОС, несмотря на потенциальное значительное влияние на природу и климат, и продолжающиеся требования активистов провести такую полномасштабную экспертизу. Несоответствие #международным правовым обязательствам #Узбекистана: ✅ Принцип 17 #Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (1992 г.), который стал частью обычного международного права (customary international law): Обязывает проводить оценку воздействия на окружающую среду для проектов с потенциальным серьёзным экологическим воздействием. ✅ Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (#Орхусская конвенция,1998 г.) (ратифицирована Узбекистаном в марте 2025 г, вступила в силу - в июне 2025 https://lex.uz/ru/docs/7424711): Гарантирует право граждан на доступ к экологической информации и участие в принятии решений, затрагивающих окружающую среду (https://unece.org/DAM/env/pp/documents/cep43r.pdf). ✅ Замечание общего порядка №36 (2019 г.) Комитета ООН по правам человека к статье 6 Международного пакта о гражданских и политических правах: Признаёт обязанность государств защищать #право на #жизнь от экологической деградации (пункты 26 и 62). А ведь в соответствии со ст. 15 Конституции: Международные договоры Республики Узбекистан наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы Республики Узбекистан. Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора Республики Узбекистан. 2. Риски принудительных выселений и отсутствие гарантий жилищных прав Проблемные положения Постановления №490: ⚠️ П. 6(а): требует прекращения прав землепользования и регистрации участков как «свободных» для передачи инвестору; ⚠️ Последнее предложение п. 6: обязывает инвестора перечислить $5 млн в бюджет Ташкентской области для компенсации, но без гарантии, что пострадавшие получат её напрямую и в полном объёме, и что компенсация будет адекватной; ⚠️ П. 8(а): классифицирует проект как «социально значимый», создавая основания для возможного принудительного изъятия земли под видом общественного интереса. Несоответствие международным стандартам жилищных прав: ✅ Статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП): Закрепляет право каждого на достаточный уровень жизни, включая право на жильё. ✅ Замечание общего порядка №7 (1997 г.) Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам к статье 11 МПЭСКП: п. 13 — выселения недопустимы без адекватного уведомления, консультаций и правовых гарантий; п. 15 — выселения не должны приводить к бездомности или уязвимости. ✅ Основные принципы и руководящие положения по выселениям, связанным с развитием (Приложение к Докладу Специального докладчика ООН по вопросу о праве на жилище, документ A/HRC/4/18, 2007 г.): Требуют проведения #предварительных оценок последствий, раскрытия информации, индивидуальных компенсаций и правовых механизмов защиты. 3. Выводы и рекомендации ‼️ Постановление №490 позволяет реализовать крупный инвестиционный проект в обход базовых норм по защите прав человека и окружающей среды: Не требует экологической экспертизы и оценки воздействия; Не гарантирует справедливую, прямую компенсацию пострадавшим; Не предусматривает механизмов обжалования и правовой защиты; Использует термин «социально значимый» для оправдания коммерческого проекта. ⚠️ Это может привести к нарушениям международных обязательств Узбекистана в рамках МПЭСКП, МПГПП, Орхусской конвенции и Принципа 17 Декларации Рио, который стал частью обычного международного права (customary international law). Рекомендуемые неотложные меры: ⛔ Приостановить реализацию Постановления №490 до: Проведения независимой экологической экспертизы и оценки воздействия на жилищные права. Внести поправки в Постановление: Включить обязательность соблюдения Закона об экологической экспертизе (2025); Гарантировать индивидуальные компенсации и правовую помощь пострадавшим; Обеспечить прозрачные общественные консультации до отчуждения земель. ⚖️ Обеспечить судебный контроль за процедурами выселения и компенсации: Гарантировать пострадавшим доступ к эффективным средствам правовой защиты. ✊ Уважение к #ПравамЧеловека и #защите #окружающей среды должно стать основой любого инвестиционного проекта — даже самого амбициозного. unece.org
Двойные стандарты, неприемлемые для Чарвакского водохранилища и окрестностей
Galina Fimasobak
Чарвак - это не про собственность, не про деньги, Чарвак - это про единственный источник питьевой воды. Хотя не все так думают. Бизнесмены считают что все имеет свою цену, и все можно купить. Например, можно купить чью-то почку или сердце. В данном случае- это наши почки и наше сердце. Потому что речь о том, что мы будем пить, с какими примесями. А деньги получит кто-то другой. Не стоит уповать на очистные сооружения. На Байкале много лет работал целлюлозный комбинат, но его закрыли в 2013 году. Потому что он загадил озеро. Хотя там были очистные сооружения. Заметьте, сколько в том регионе источников пресной воды. И все равно вынуждены были закрыть комбинат! А у нас единственная речушка Чирчик и единственное водохранилище, которое ставится сейчас под угрозу!
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Gulsara Shermatova
Опять есть ТРЕБОВАНИЯ, а выполнения не будет по Чарваку тоже. Минэкологии нужно разогнать, зарплату за годы невыполнения обязательств заставить вернуть в бюджет. Это Министерство не охраняет даже стратегически важные объекты! Надо же оправдывать строительство пляжей на водохранилище- единственном источнике питьевой воды!
Полувековой юбилей Зарафшанского национального природного парка с непростой историей
Однолько Ангелина
Будем надеяться, что на охраняемой территории не будет допущено строительство никаких гостевых домиков и гостиниц. И огромная благодарность сотрудникам заповедной зоны и общественности Самарканда за труд и бдительность.
В Узбекистане — чилля. Установилась жара плюс 40-42 градуса. В пустынных регионах градусы выше
вован1
Побольше бы таких качественных репортажей
ГИССАРСКАЯ БАЛЛАДА
Каримов Р
И ещё самое главное. Среди красот этих гор в отдаленных кишлаках живут люди, не испорченные благами цивилизации. Очень простые и гостеприимные люди
Яллама — озеро в песчаном карьере
admin
Несколько групп в фэйсбуке организуют выезды на Ялламу.
Яллама — озеро в песчаном карьере
Анна
Как попасть на это прекрасное озеро? Спасибо