Мой путь в журналистику начался в Узбекском обществе дружбы и культурной связи с зарубежными странами — УзОДКСе. Поразительно, но именно там. Занесло совершенно неожиданным образом.
ФИЛОСОФИЯ ЮЛДУЗ
Про свою первую книгу рассказов Юлдуз Мухтарова говорит так: «Это узбекская проза на русском языке». Озаглавила ее по названию одного из рассказов — «Дастархан для актрисы». Сборник вышел из печати буквально на днях, и автор в волнении: «Что скажет читатель?»
Читаю и звоню, чтобы поздравить. Спрашиваю: «Чем занимаетесь, почиваете на лаврах? Все-таки выпустить книжку — достижение и большой труд».
Да нет, выясняется, Юлдуз за компьютером. Радуется новому чуду: ей помогли открыть персональный блог в Интернете. Конечно, там будет представлено ее творчество — не только проза, но и стихи. Но задумывала его для знатоков и любителей литературы о писателях и их произведениях. Наверное, получится не сразу. Сейчас подбирает информацию для блога, чтобы людям было интересно, чтобы откликались, комментировали, общались.
Она много читает и готова делиться о прочитанном. Недавно открыла для себя Николая Трублаини, украинского писателя, погибшего во Второй мировой. Прочла его «Глубинный путь» с приключениями и фантастикой. Может, не шедевр, но удовольствие от чтения получила. Это ли или другое произведение станет предметом первого обсуждении на блоге, пока не решила.
С чего начался для Юлдуз путь в литературу? Вообще-то ее отец Омон Мухтор — писатель. А у нее самой тяга к слову появилась лет в семь, когда сочинила первое стихотворение. Стихи печатали в газетах и даже сняли о ней документальный фильм. Девчонкой, вспоминает, писала и сказки. Но все это было коряво, по-детски. Когда пришло время решать, где продолжить обучение после школы, родители отговорили от филфака и журфака. Отец убеждал: «Потянет в журналистику, профессия научит. А фундаментальное образование необходимо».
Про философию родители понимали примерно, как она сама, не видя тогда разницы между бытовой и научной: любишь рассуждать — значит, есть склонность к философии. Сейчас Юлдуз благодарна своему образованию. Философия научила глубоко и логично мыслить, устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, ставить вопросы, отвечать. Но однажды девушка поняла, что наука — не ее, и сбежала из НИИ философии и права и аспирантуры в журналистику. Родители не хотели, чтобы уходила. Кто-то мудрый посоветовал взять академотпуск, из которого она уже в научную философию не вернулась. Ни секунды не жалеет.
В журналистской среде мы с Юлдуз Мухтаровой и познакомились. Тогда она делала свои первые шаги в еженедельнике «Даракчи». А самый первый репортерский опыт приобрела на радиоканале «Дустлик», став редактором передач. И все же ее влекло написанное слово: «Сочиняла стихи, и в декабре 2006 года вышел долгожданный сборник стихов «Странник». Что касается прозы, то и ее писала между заметками в газеты, но никому не показывала, все в стол. Свои размышления записывала в блокнот еще в детстве. И тогда были попытки писать рассказы. Но понимала: не годятся. Мама говорила мне, что я должна писать. Но когда «должна», не могу. Поняла, что это — мое призвание, только три-четыре года назад после нескольких лет работы в журналистике и нескольких «взрослых» рассказов».
Откуда сюжеты? В одном из рассказов она написала про театральную «кухню», сложные взаимоотношения. Юлдуз обожает театр, особенно, драматический. Мама по образованию — театральный режиссер, это повлияло на увлечение театром и позволило почувствовать непростую актерскую жизнь. Героями журналистских интервью Юлдуз были актриса Ольга Володина, дирижер Дильбар Абдурахманова, режиссер-постановщик Фирудин Сафаров, а еще учителя, врачи, бизнесмены… Яркие люди, с какими интересно общаться.
Занятия журналистикой оказалась очень полезны — оттачивала перо, расширяла кругозор. Работая в небольших редакциях, осваивала разные темы. Где только ни была, куда только ни ездила. Про себя в журналистике Юлдуз Мухтарова говорит, что не халтурщица. Журналистику любит, а писательский труд любит еще больше, хотя считает титаническим, ведь над иным рассказом приходится работать месяцы, оттачивая и шлифуя.
На вопрос, как принесла рассказы в книжное издательство, отвечает: «По объявлению» — «Это как?»
Однажды прочитала в газете, что издательство «Davr-press» приглашает авторов к сотрудничеству. Показала рассказы, а ей предложили принести что-нибудь полегче, чтиво, ведь у издательства – бизнес, ему надо книги продавать. И все же выбрала свой подход: чтобы с
вопросами совести, серьезными раздумьями, с анализом психологии отношений, линиями любви и в то же время, чтобы захватывающе, остросюжетно.
Первая ее напечатанная издательством проза — это вступления к брошюрам, которые делала как составитель по заказу издательства. Но однажды пришел ее час – рукопись приняли к публикации.
Спрашиваю Юлдуз, как относится отец к ее прозе. «Он для меня самый строгий критик. Прекрасно знает русскую и мировую литературу, а сам пишет по-узбекски. Меня не правит, но говорит, где что не так, по его мнению. Книгу одобрил».
И мне понравилась. Есть и юмор в рассказах, немного. Больше ироничности, создающей особый узбекский колорит, как, к примеру, в «Тайне заколоченного дома» и «В странной истории горного кишлака». В этих и других рассказах автор показывает жизнь узбеков, психологию, быт в расчете на то, что читать станут и не узбеки. Использует много колоритных узбекских слов. В примечаниях дала перевод, считая невозможным отказаться от «отаси», «опажон», «кызым», «вай дод»…
У творческого человека обычно бывают творческие планы. Как с ними у Юлдуз? Про блог она сразу рассказала. А вот про другие перспективы… «Две пьесы лежат в столе. Буду шлифовать. Повесть пишу. Продолжаю много читать. Учусь и на хорошей литературе и на плохой. Перечитала «Всадник без головы» Майн Рида и поняла, что эта книга куда слабее, чем «Дети капитана Гранта» или «Робинзон Крузо». Но и эти книги сейчас во многом кажутся наивными. Теперь так не пишут. Литература быстро развивается».
Наталия ШУЛЕПИНА
«Новый век», № 9, 4.3.2010г.
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Репортер.uz
В Ташкенте состоялись консультации по проекту Рогунской ГЭС. Инициированы группой Всемирного банка по вопросам окружающей среды и социальной сферы. Цель — обсудить и оценить экологическое и социальное воздействие.
Канал Анхор в Ташкенте — одно из главных его украшений. Конечно, это не главная его функция. Он несет воды из реки Чирчик для поливов сельхозугодий. А еще дарит людям свежий воздух, снимает стресс, смягчает летнюю жару. Деревья вдоль канала создают природный микроклимат. Смотрим несколько осенних фото.
В Кашкадарьинской области, подъезжая к городу Яккабаг, мы увидели вдоль дороги сооружения на ножках. Проехав пару километров, решили рассмотреть. Для чего они?
Отъехав от Гиссаракского водохранилища, наблюдаем, как в природные ландшафты вгрызается техника. Минуем карьер и стройплощадку с трубами, кажущимися с дороги игрушечными. Дальше — больше.
Воскресным утром мы отправились на учет из Ташкента к Туябугузскому водохранилищу (Ташморю). Точно также в этот день 6 октября отправились на учеты наблюдать за птицами и их считать бёдвочеры в разных регионах Узбекистана и в трех десятках стран Европы и Азии.
Наш четырехдневный маршрут включал и горы, и долы. В маршруте обозначены проектные сады. Они и есть цель. Посаженные два года назад саженцы прижились? Первый сад — в буферной зоне Кызылсуйского участка заповедника, в кишлаке Калтакул.
Из Балыккуля мы планировали уехать на автобусе в Нанай. Но автобус отменен. И на такси нас туда тоже никто не довезет. Проезд закрыт. Вернемся в Чартак. Оттуда до Наная есть другой маршрут. Путешествие из Ташкента по Наманганской области продолжается.
Мы путешествуем не на личном авто и не автостопом. В путь отправляемся с куйлюкского «пятака». Куйлюк-базар находится на краю Ташкента, отъезжать удобно. Немного поторговались c частником из-за цены и в путь. Первый отрезок пути — до городка Чартак в Наманганской области.
Цену Угама или какой другой реки в Узбекистане никто не считал. Зоологи могут сказать, сколько стоит потеря одной особи краснокнижного вида. Но весь вид не имеет цены. Уничтожение видового разнообразия — явление немыслимое. Но это происходит при строительство малых ГЭС на Угаме. Каков баланс приобретений и потерь?
УЗБЕКСКАЯ СОЛОДКА
класс
Ноябрьские сюжеты в Ташкенте. Фото на ходу
Ангелина Борисовна Однолько
Наталья! Вы -прекрасный фотограф. Но давно убедилась, что фотография - не документ. Взять метр вправо -налево - и будет совершенно другой вид.
Ташкентцы хотят знать причины загрязнения воздуха и поименно загрязнителей
Бобоева Д
Хочется верить, что Фуркат Махмудходжаев-единственный человек в хокимияте, который хоть что-то но делает, выполнит это обещание. Верим, потому что надежда умирает последней, что будут не только следить, но и стараться улучшить качество воздуха в Ташкенте.
Растерзание природы близ Гиссарского заповедника
Однолько Ангелина
Какая грандиозная работа автора! Сколько дорог пройдено. Сколько документов изучено. Сколько проведено переговоров. Если трудно нам, привыкшим к чтению сложных текстов, осознать грандиозность строительства, масштаб денежных вложений, ущерб природно-охранной зоне, то каково местным жителям? Они не знают каким бумагам верить, как отстаивать свои интересы. На примере нового лыжного курорта Амирсай мы видим проблемы такого строительства: непродуманная канализация, отсутствие пешеходных прогулочных троп, отсутствие озеленения территории. Для лыжных трасс перерыты горы, и это совершенно не украшает летний пейзаж. А лето у нас все-таки большую часть года. Не повториться ли все это в Гиссаре?
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
admin
Ваш вопрос не по адресу.
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
Дима
Кто продаёт артемию ищу поставщика
Исполнилось 85 лет со дня рождения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга
Ангелина Борисовна Однолько
Спасибо за подборку. Поистине! Большое видится на расстоянии
Полив деревьев на яккабагской трассе и перспективы паспортизации деревьев в Узбекистане
Ангелина Борисовна Однолько
Недавно путешествовала из Ташкента через перевал в Ферганские долину. Таких сооружений для полива вдоль трассы много. Но и засохших посадок тоже не мало. Видно, что для отчета все сделано. Но ежедневного надзора нет. Остается только удивляться, сколько труда пропадает зря. Что касается мониторинга деревьев в Ташкенте, то не определено или по крайней мере не обнародовано участие махалинских комитетов в этом процессе. Странная ситуация: землю распределяет Хокимият, а махалинским комитетам остается разводить руками, обнаружив на месте деревьев новое сооружение, которое по документам числится туалетом, а на деле оказывается коммерческим объектом. С каждым годом асвальта возле наших домов становиться больше , газонов и деревьев меньше. Большинство чиновников живет в своих домах за городом и ситуацию не ощущают.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Анвар Ходжаниязов
Этот человек который стоит за этой дорогой имеет высоких покровителей. Без них никто на такое не отважется.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Ангелина Борисовна Однолько
Давно уже не выезжаю отдыхать на Чаткал. Везде стройки. Грохочит тяжелая техника. Пыль столбом. Давно не приходилось вдохнуть тот воздух, который хочется кушать. Сейчас даже на водопад туристов возят на газиках. Все впечатление стирается. В нашем народе нет никакого почтительного отношения к природе. Только потребление. А что делать жителям Бричмулы, Наная и др поселков. Или уехать или громить природу