Диалоги проводятся с целью собрать все заинтересованные стороны по каждому речному бассейну для обсуждения совместных действий по рекам. Вот и в этот раз встретились водники из Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Казахстана, Узбекистана.
В САМОМ РАЗГАРЕ
Десятилетие действий «Вода для жизни»
О начале международного Десятилетия действий ООН объявила в 2005-м. Пройдена как раз половина срока. Насколько успешными были действия «Вода — для жизни» в Узбекистане и в регионе? В предлагаемом читателям обзоре мы представим некоторые из них.
«Новый век», 15.4.2010г.Десятилетие действий «Вода для жизни»
О начале международного Десятилетия действий ООН объявила в 2005-м. Пройдена как раз половина срока. Насколько успешными были действия «Вода — для жизни» в Узбекистане и в регионе? В предлагаемом читателям обзоре мы представим некоторые из них.
Ферганский эксперимент
Суть его в том, чтобы перейти от административного принципа управления водными ресурсами к гидрографическому. Административный всем известен. Пересекает вода границу области — и тут уже ею распоряжаются областные власти, а на уровне района — районные. У этого принципа есть свои плюсы при стабильном бюджетном финансировании, а минусы — большие потери воды, нерациональное использование.
Когда говорят про гидрографический принцип, это значит, что речь идет об управлении ресурсами в пределах границ водного бассейна. В нем вода проливается дождями, фильтруется в грунты, над землей и под землей пересекает границы районов, областей, стран, в общем, живет по своим законам, и надо с этим считаться. Не считались — и получили в ответ опустынивание, деградацию земель, снижение урожаев.
Работа над ошибками в мировом масштабе началась в 1992 году с принятием ООН «Повестки дня на 21 век». Целая глава в «Повестке» посвящена интегрированному управлению водными ресурсами или ИУВР. В Декларации тысячелетия в 2000 году ООН провозгласила цель к 2015 году прекратить экологически неустойчивую эксплуатацию водных ресурсов. Через два года в Йоханнесбурге на Всемирной встрече на высшем уровне вновь говорили о них же: «Надо стремиться к развитию систем комплексного управления водными ресурсами».
Когда ООН провозгласила начало Десятилетия действий «Вода — для жизни», в Ферганской долине на трех пилотных каналах трех сопредельных стран уже выполнялся проект «Интегрированное управление водными ресурсами в Ферганской долине». Финансами с 2001 года и по сей день поддерживает Швейцарское Агентство. Концепцию предложил Международный институт управления водными ресурсами, точнее, его ташкентский офис. Партнером проекта стал Научно-информационный центр Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии, специалисты которого также участвовали в разработке концепции и проекта.
Ну а дальше участники проекта двигались к цели. На первой его фазе анализировали проблемы, изучали опыт, методики, готовили документы. Затем министры водного хозяйства Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана одобрили концепцию интегрированного управления, и началась вторая фаза работ. На бегущих из Сырдарьи каналах – кыргызском Араван-Акбуринском, таджикском Гулякандоз и узбекистанском Южно-Ферганском — взамен многих структур создается по управлению.
Среди \»подвешенных\» к каналам хозяйств эксперты выбирают по десять на страну. Здесь проводится паспортизация полей, чтобы фермеры знали резервы отдачи земли и воды, а еще им помогают создать ассоциации водопользователей. АВП пригодятся для контроля управленцев и решения внутренних проблем. А для контроля водных ресурсов устанавливаются автоматизированные системы СКАДА на каналах и приборы учета внутри ассоциаций.
В чем убедились фермеры-участники проекта? Надо эффективно управлять водой на внутрихозяйственном уровне. На их полях продуктивность воды выросла от 55 до 95 процентов. При этом водопотребление сократилось на треть.
В 2005 году число пилотных хозяйств удваивается. Им в помощь организуются консультативные службы. Сюда едут за опытом тысячи дехкан. Что привлекает? Справедливое вододеление.
Опыт следовало распространять, что и делалось. За три года третьей фазы проекта укреплены вертикальные связи в управлении водой. В этом участвовали неформальные группы пользователей от каналов третьего порядка, ассоциации водопользователей от каналов второго порядка и структуры магистральных каналов. Так состоялся переход от административного управления водой на пилотных каналах и подкомандных площадях к распределению воды на основе требований фермеров и АВП.
В 2010 году заканчивается четвертая фаза «ИУВР-Фергана». Не только завершаются все работы на трех пилотных каналах, устраняются выявленные недостатки. Автоматизировано управление Южно-Ферганским каналом, АВП оснащены водомерными приборами и компьютерами. Идет подготовка к внедрению интегрированного управления в других районах региона и на бассейновом уровне.
Каково отношение к новому принципу управления водными ресурсами государства? В Узбекистане, как в других странах, к нему было самое пристальное внимание. Более того, в 2003 году правительство приняло постановление \»О совершенствовании организации управления сельским хозяйством\», и в нем обозначило порядок перехода от административно-территориального к бассейновому принципу управления ирригационными системами по всей стране.
На базе прежних структур, а их было за двести, создаются десять бассейновых управлений ирригационных систем и управление систем магистральных каналов по Ферганской долине с объединенным диспетчерским центром. Расписано, какие регионы за ними закреплены, какие задачи решать новым структурам, чтобы интегрированное управление заработало.
В декабре 2009 года приняты поправки и изменения к Закону «О воде и водопользовании». Как оценивают их сами водники, это новый, дополнительный закон о воде. В нем прописаны принципы интегрированного управления для республики. В нем определена роль АВП, определен их статус — это негосударственная некоммерческая организация, да и само понятие стало более емким. Отныне это Ассоциация водопотребителей. Законодательная поддержка поможет их созданию и развитию по всему Узбекистану.
Есть нерешенные пока проблемы. Не выработан пока финансовый механизм устойчивости Ассоциаций, им еще предстоит научиться бизнес-планированию. Очевидно, что нужны советы водопользователей, которые бы объединяли все структуры, с участием хокимиятов и финансовых структур. Десятилетие действий «Вода — для жизни» продолжается.
Чему научил прошлый сезон?
Итоги вододеления за период вегетации 2009 года подвела Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия.
МКВК создана в 1992 году в рамках подписанного пятью министрами водного хозяйства Центральной Азии «Соглашения о сотрудничестве в сфере совместного управления использования и охраны водных ресурсов межгосударственных источников». Затем эту договоренность подтвердили главы государств в 1993 году в «Соглашении о совместных действиях по решению проблемы Аральского моря и Приаралья, экологическому оздоровлению и обеспечению социально-экономического развития Аральского региона». В 1999-м пять стран региона конкретизировали статус Международного фонда спасения Арала и его организаций, одной из которых и является Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия. Собирается она четыре раза в год, участвуют министры водного хозяйства или их первые заместители. МКВК решает все основные вопросы по управлению и развитию водных ресурсов в бассейнах трансграничных Амударьи и Сырдарьи.
Очевидно, что для принятия тех или иных решений, нужно иметь информацию. Она собирается гидрометами пяти стран, обобщается Научно-информационным центром МКВК (он все эти годы дислоцировался в Ташкенте), а затем обсуждается высокой комиссией.
А теперь о выводах, к которым она пришла, обсуждая итоги прошлого сезона. Прогноз водности в бассейне Амударьи значительно разошелся с той водой, что пришла реально. Ожидалась ниже нормы, в пределах 60-80 процентов. Так и было в апреле. Бассейновое водохозяйственное объединение «Амударья» готовилось к управлению водными ресурсами в условиях жесткого маловодья. Но по итогам вегетации 2009 года водность по бассейну Амударьи оказалась почти в норме.
Отлично! Но просчеты в прогнозировании сказываются на решении многих аспектов управления водой. Как отмечали участники заседания МКВК, по Амударьинскому бассейну последние годы подготовка прогнозов крайне осложнена. В последнее время в БВО «Амударья» перестала поступать информация по Нурекскому гидроузлу. «Важно наладить обмен недостающей гидрологической информацией!»
Несмотря на неточность прогноза, упущения при планировании режима работы Нурекского и Тюямуюнского водохранилищ, все же при поддержке государств бассейна удалось на удовлетворительном уровне завершить вегетацию 2009 года. К зиме объемы воды и в Нурекском и Туямуюнском были значительно больше, чем годом раньше.
Ну а теперь несколько слов о фактическом использовании воды. Всего по бассейну Амударьи лимит водозаборов использован на 85 процентов и составил 33,9 млрд.м3. Кыргызстан использовал установленный лимит водозаборов на 2,2 процента — 9 млн.м3, Таджикистан на 79,5 процента – 5,3 млрд.м3, Туркменистан использовал лимит водозаборов на 85,1процента, а по факту 13,1 млрд.м3, Узбекистан использовала лимит водозаборов на 91,4 процента, фактически использовано 14,6 млрд.м3. План подачи воды в Приаралье и Арал за вегетацию выполнен на 126,3 процента — подано 2,6 млрд.м3.
В бассейне Сырдарьи
Как прошла вегетация в бассейне Сырдарьи? И здесь, согласно прогнозам гидрометслужб прогнозировалась вода в реке на уровне 73 процентов от нормы. Ожидаемые водные ресурсы в вегетационный период оценивались в объеме 31,9 млрд.м3, что на 4,1млрд.м3 меньше, чем в маловодном 2000 году из-за низких запасов воды в водохранилищах. Сезон обещал быть крайне напряженным.
МКВК собралась на свое 53 заседание в Душанбе в начале июня. Ситуация к этому времени заметно разнилась от прогнозной. Осадки в апреле и мае превышали норму, и ирригационное водопотребление не только не снизилось, а, напротив, общие запасы воды в водохранилищах достигли 5,3 млрд.м3, превысив ожидаемый объем. Однако боковая приточность выше Кайраккумского водохранилища оставалась на низком уровне. Требовалась подпитка Сырдарьинского бассейна дополнительными попусками из Токтогульского водохранилища.
Но договоренностей по режиму Токтогула не было. Его среднемесячный попуск воды снизился до 180 кубометров в секунду, хотя в среднем с 1991 года выпускалось 360 кубометров. При этом оставалась низкой боковая приточность Сырдарьи. К тому же Нарынские ГЭС создавали недопустимые колебания водности на подходе к Учкурганскому гидроузлу. В створе головного водозабора Большого Ферганского канала колебания уровня воды достигали размаха от нуля до трех метров в течение 3-4 часов. Внезапные увеличения и уменьшения расхода происходили за сутки по много раз….
Шел поиск решения. И оно было найдено. Казахстан и Узбекистан договорились принять эквивалентный объем электроэнергии у Кыргызской Республики. 3 июля попуск Токтогульского водохранилища вырос до 352 кубометров в секунду. При этом прекратились колебания водности на выходе из Нарынского каскада, удалось пополнить запасы Кайраккумского водохранилища.
Были и другие проблемы в напряженный летний сезон, но их удалось разрешить. С 1 апреля по 1 октября 2009 года общий приток по бассейну Сырдарьи достиг 30,2 млрд.м3 — 102 процента от нормы. Превышение против прогноза составило 40 процентов — поступившей воды оказалось больше на 8,6 млрд.м3.
Чему научил прошлый сезон? Очевидно, пора вкладывать средства в развитие гидрометслужб, чтобы повысить точность прогнозов. Нужно повышать учет и контроль использования и распределения водных ресурсов, вовремя договариваться. На днях в Ашгабаде состоялось 55 заседание МКВК. Главный вопрос — утверждение лимитов водозаборов из стволов рек Амударья и Сырдарья в вегетационный период 2010 года, согласование прогнозного режима работы каскадов водохранилищ на реках бассейнов Амударьи и Сырдарьи. Каким он будет?
Наталия ШУЛЕПИНА
«Новый век», 15.4.2010г.
|
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Вода
Процесс присоединения к Конвенции ЕЭК ООН о трансграничном воздействии промышленных аварий не прост. Приходится решать много самых разных задач, начиная от инвентаризации опасных объектов до предотвращения загрязнения вод.
Водный кодекс Республики Узбекистан утвержден 30 июля 2025 года. Вступил в силу — 31 октября 2025 года. На сайте Министерства юстиции размещены тексты Водного кодекса на узбекском, русском и английском языках.
Чиновники обосновали отказ тем, что подавать жалобы на проект могут только жители той страны, которая получает финансирование на проект от Всемирного банка. Использована формальная причина, чтобы избежать обсуждения экологических и социальных проблем региона.
Вместе реагировать на вызовы — с такой инициативой «Команда Европы» обратилась к странам Центральноазиатского региона. Приоритетны вопросы воды, энергетики и изменения климата. При этом упор делается на усиление регионального сотрудничества.
Подписано Межправительственное соглашение о совместном управлении и рациональном использовании трансграничных водных объектов. Для реализации Соглашения будет создана Межправительственная казахстанско-узбекская комиссия.
На Конференции Сторон Протокола ЕЭК ООН по воде и здоровью в Будапеште подведены итоги за прошедший период и принят ряд важных решений по реализации в 2026-2028 годы. Репортаж из Будапешта — от SREDA.UZ.
В бассейне Арала реализуются 42 экологических проекта. Прорабатывается возможность запуска двух грантовых региональных проектов при поддержке Всемирного банка. Эти и другие вопросы обсуждены на Правлении МФСА.
Подписан Меморандум о взаимопонимании между Исполкомом МФСА и Международной комиссией по ирригации и дренажу.Представлена информация о подготовке первого Всемирного форума по водосбережению в Ташкенте.
Только что закончены репортажи из экспедиции от верховий до низовий Амударьи. Много фотографий не вошли в репортажи. Покажем вдогонку еще Амударью и пустыню Кызылкум.

Новые возможности для «зеленых» инвестиций в Узбекистане и Кыргызстане
Хуршид
Для улучшения на 100% экология и экономика нужно инвестиции.
Совет директоров Всемирного банка отказался от расследования по Рогунской ГЭС
admin
Что-то вы слишком критичны. Это же не роман. Все понятно. По процедуре Всемирного банка рассматриваются жалобы из стран, где проект. Кто ж из таджиков будет жаловаться? А то, что страны ниже по течению будут недополучать воду в течение по меньшей мере десятка лет, пока заполнится водохранилище, банк не волнует.
Совет директоров Всемирного банка отказался от расследования по Рогунской ГЭС
Евгений
Какой канцелярско-невнятный стиль изложения .
Четыре истины для «Саммита правды»
Ангелина Борисовна Однолько
Эта публикация достойна того, чтобы её перепечатки все официальные и неофициальные СМИ. Главный вывод: все беды это результат БЕЗУДЕРЖНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ . Если бы наши деды увидели, что мы выбрасываем, не избежать нам их проклятия. Мы слишком быстро привыкли идти на базар без сумок и полотняных мешочков для круп, слишком быстро привыкли к горячей воде из крана, возненавидели любую жизнь рядом с домом, уничтожили всех , кто посмел ползать, прыгать и летать. К сожалению, мы, люди, изменимся только тогда, когда снова, как и тысячу лет назад , нам нужно будет предолевать голод, холод, жажду.
Линия защиты по стене и крыше от тех, кто «оттуда»
Ангелина
Странно, что мы еще можем три часа отстаивать законы государства. Странно, что мы еще пишем такие статьи. Странно, что мы можем в открытую снимать должностное лицо, совершающее преступление - кувалдой сбивающее чужой замок. В детском саду в этом случае говорили: а если я к тебе приду и стану замок на дверях сбивать? Странно, что в это же самое время проходят в нашей же стране международные встречи, конференции, до мировой общественности старательно доносится мысль: Узбекистан - правовое государство.
Заточить в темницы жителей ташкентских высоток — это лихо
Ангелина
У меня дома хранится очень интересный документ: штраф за сооружение крыльца, то есть входа, в частный дом, расположенный в районе одноэтажных домов возле базара Тезиковка на бывшей улице Чапаева, в котором жила моя бабушка. Сколько живу, так и не могу догадаться, каким образом некий надзорный орган в 40-ые годы смог обнаружить это крыльцо частного дома, расположенного внутри двора за забором более 2-х метром. Ситуация изменилась на 180 градусов. Теперь мы не можем найти этот надзорный орган, чтобы его сотрудники выглянули из окна и посмотрели на высотки, видные почти из любой точки Ташкента. Живу на 4-м этаже четырехэтажного дома. Год назад мой сосед воздвиг пятый этаж. Единственно, чего я добилась, чтобы на крышу поднялся руководитель Управляющей компании. Но он по его собственному признанию не является специалистом в строительстве. Так и живу со страхом - когда моя крыша не выдержит.
ДЫМИТ АНГРЕНСКАЯ СВАЛКА
Эколог
Наталия ШУЛЕПИНА sreda.uz, 28.6.2013г Пишу - 07.11.2025 год ....то что Вы писали все также или хуже.
Слабо помыть московские высотки в Ташкенте?
Ангелина Борисовна Однолько
Специально подходила и трогала руками в жаркий летний лень стены новостроек, покрытые прозрачным пластиком, похожим издалека на стекло. Руку держать даже секунду тяжело - очень горячо. А потом мы говорим, что стало жарко. Жарко не потому, что климат меняется , а потому что безграмотные строительные решения подогревают воздух, как в печке. Все больше стекла и бетона, который греется неимоверно. Все больше требуется энергии на охлаждение и отопление воздуха внутри. А люди, принимающие решения живут в загородных домах с садом и огородом и поливом в любое время суток.
На леднике Федченко (Ванчях) международная экспедиция установила летом 2025 года три автоматические станции
Ангелина
Какая красивая и глубокая метафора: ледник - это книга, которую надо успеть прочитать!!! Такая информация не просто радует, она заставляет вновь обрести веру в человечность, в неукротимую жажду познания. Не разрушение, а созидание - вот наш девиз. Наш - людей на планете Земля!!!
Амударья для биоразнообразия. Экспедиция по Узбекистану: от Бухары до низовий (часть 3)
Ангелина
Очень емкая экспедиция, требующая широкого кругозора в освещаемой теме. Слова восхищения автору - Наталье Шулепиной. Даже в праздники Вы не позволяете себе отдыхать! Меня же, как читателя, поразило насколько сложно устроена система водопользования. И второй тезис: никакие теории не помогают, никакие технологии не спасут, если воды просто НЕТ. Известно, что есть островные государства на Земле, которые всерьез задумываются о покупке земли на материке для своих граждан в связи с угрозой затопления. Не возникнет ли такая необходимость и в Узбекистане, если проживание в бывших низовьях Амударьи и Сырдарьи станет просто невозможным.