Международная группа учёных создала первые глобальные карты почвы с высоким разрешением. В исследовании объединены более 150 000 наблюдений за почвой для определения содержания органического углерода, pH, плотности и других характеристик.
Переговоры в Женеве – еще один этап в подготовке международного договора по пластику
В Женеве в штаб-квартире отделения Программы ООН по окружающей среде завершился очередной раунд переговоров по юридически обязательному договору по борьбе с загрязнением пластиком (4-14 августа 2025 г.). Переговоры завершились без достижения соглашения. Сессия была отложена с планами возобновить работу когда-то позднее.
Страны так и не смогли прийти к консенсусу, должен ли договор сократить рост производства пластика и ввести глобальные, юридически обязательные меры контроля над токсичными химическими веществами, используемыми для производства пластика и товаров из него. Пока не удалось согласовать необходимость обеспечения прозрачности и прослеживаемости информации о химическом составе пластика.
По словам Ингер Андерсен, исполнительного директора Программы ООН по окружающей среде, процесс обсуждения предполагаемого договора по пластику не остановится, но пока слишком рано говорить, сколько времени потребуется для заключения договора.
Переговоры в женевском отделении штаб-квартире ООН должны были стать последним раундом и привести к принятию первого юридически обязательного договора о загрязнении пластиком, в том числе в морской среде. Но, как и на встрече в Южной Корее в прошлом году, они завершились без подписания договора.
Луис Ваяс Вальдивиесо, председатель переговорного комитета, подготовил и представил в Женеве два проекта текста договора (13 и 15 августа), основанные на мнениях, высказанных странами. Представители 184 стран не согласились использовать ни один из них в качестве основы для переговоров.
Долгий марафон
Представители Норвегии, Австралии, Тувалу и ряда других стран заявили, что глубоко разочарованы тем, что покидают Женеву без договора. Мадагаскар заявил, что мир «ожидает от нас действий, а не отчетов».
Делегация Китая заявила, что борьба с загрязнением пластиком — это долгий марафон, и что эта временная неудача является новой отправной точкой для достижения консенсуса. Она призвала страны работать вместе, чтобы подарить будущим поколениям голубую планету без загрязнения пластиком.
Многие развивающиеся страны подчеркивали, что планировали принять на этой встрече юридически обязательный документ, направленный на прекращение загрязнения пластиком. Этот договор должен, прежде всего, защищать окружающую среду от растущего ущерба, наносимого пластиком на протяжении всего его жизненного цикла, полностью признавать особые обстоятельства развивающихся государств и обеспечить предсказуемую, адекватную и доступную финансовую и техническую поддержку для его осуществления. Тем самым он также будет защищать здоровье и благополучие нынешнего и будущих поколений. Страны выразили разочарованность прогрессом, достигнутым за последние 10 дней, и убеждены, что срочность этой работы нельзя переоценить и мандат Экологической Ассамблеи ООН 5.4 должен быть выполнен.
Загрязнение пластиком — это не отдаленная угроза. Это повседневная проблема, которая затрагивает нашу окружающую среду, средства к существованию, продовольственную безопасность и здоровье народов.
Однако, несмотря на вызовы, большинство развивающихся стран, по-прежнему твердо привержены этому процессу и будут продолжать конструктивное взаимодействие и сотрудничество со всеми сторонами, чтобы окончательный документ отражал научные данные, принципы справедливости и особые условия развивающихся стран и малых островных государств. В частности, делегация Перу отметила, что пакет мер, который получил бы поддержку подавляющего большинства, не так далек, как может показаться. При наличии доброй воли и политической решимости, делегация Перу уверена, что достичь этой цели в ближайшем будущем возможно.
Возможности для продолжения дискуссии
Самым большим вопросом переговоров было то, должен ли договор устанавливать ограничения на производство нового пластика или сосредоточиться на таких вещах, как улучшение дизайна, переработка и повторное использование. Мощные нефте- и газодобывающие страны и пластмассовая промышленность выступают против ограничения производства. Они хотят, чтобы договор был сосредоточен на улучшении управления отходами и повторном использовании.
Саудовская Аравия заявила, что представленные в Женеве новые проекты текста договора не являются сбалансированными. В них затронут вопрос производства пластика, который Саудовская Аравия считает выходящим за рамки договора.
Последний проект, опубликованный 15 августа 2025г., не включал ограничения на производство пластика, но признавал, что нынешние уровни производства и потребления являются «неустойчивыми» и требуют глобальных действий. Была добавлена новая формулировка, гласящая, что эти уровни превышают нынешние возможности по управлению отходами и, по прогнозам, «требуют скоординированных глобальных мер для прекращения и обратного развития таких тенденций».
Цель договора была пересмотрена и теперь гласит, что соглашение будет основано на комплексном подходе, учитывающем весь жизненный цикл пластмасс. В нем говорится о сокращении производства пластмассовых изделий, содержащих «химические вещества, представляющие угрозу для здоровья человека или окружающей среды», а также о сокращении производства одноразовых или короткосрочных пластмассовых изделий.
Кроме того, в этом проекте договора подчеркивается, что любая Сторона может представить Конференции Сторон предложение о введении мер в соответствии с Конвенцией в отношении одного или нескольких пластиковых изделий, то есть производство таких изделий может быть ограничено или прекращено. Предложение должно содержать информацию о:
(a) использовании, выбросах и утечках, переработке и утилизации одного или нескольких пластиковых изделий;
(b) рисках, которые пластиковый товар или товары, либо химические вещества, вызывающие озабоченность, содержащиеся в пластиковых товарах, создают для экосистем и здоровья человека;
(c) меры контроля, осуществляемые Стороной в отношении пластикового товара или товаров;
(d) наличие экономически и социально осуществимых заменителей и альтернатив пластиковому товару или товарам;
Конечно, данный текст нельзя назвать идеальным и полностью отражающим требования приехавших на переговоры стран и наблюдателей. Однако он открывает возможности для продолжения дискуссий.
Важность голосования
Для того чтобы любое предложение было включено в договор, все страны должны прийти к согласию. Индия, Саудовская Аравия, Иран, Кувейт, Вьетнам и другие страны заявили, что консенсус имеет жизненно важное значение для эффективности договора. Однако некоторые страны хотят изменить процесс, чтобы при необходимости решения могли приниматься путем голосования.
Голосование позволит гарантировать, что договор по пластику не окажется бессмысленно топчущимся на месте соглашением, не способным принимать значимые решения. Пример негативных последствий консенсуса – Роттердамская конвенция о предварительно обоснованном согласии в отношении торговли особо опасными пестицидами и промышленными химикатами. Необходимость достижения консенсуса по каждому вопросу Конвенции привела к значительному снижению эффективности договора и фактически свела на нет усилия стран по включению новых веществ в список Конвенции.
Выводы
Ежегодно в мире производится более 400 миллионов тонн нового пластика, и этот показатель может вырасти примерно на 70% к 2040 году, если не будут приняты соответствующие меры. Около 100 стран хотят ограничить производство. Многие заявили, что также необходимо решить проблему токсичных химических веществ, используемых для производства пластика, и обеспечить прозрачность и прослеживаемость информации о присутствии таких веществ в пластике.
По мнению представителей научного сообщества, участвовавших в переговорах, для того чтобы положить конец загрязнению окружающей среды и защитить здоровье людей, необходимо решать проблему всего жизненного цикла пластмасс: от добычи сырья до производства. Также необходимо ограничить использование некоторых химических веществ, чтобы сделать пластмассы более безопасными и экологически устойчивыми.
Экологи, сборщики мусора, лидеры коренных народов и многие руководители предприятий приехали на переговоры, чтобы высказать свое мнение. Некоторые использовали креативные тактики, но уехали разочарованными. Тем не менее большинство уверено в необходимости продолжить обсуждение и бороться за договор, который действительно защитит людей и планету.
Ольга СПЕРАНСКАЯ
![]() Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Экориски
Будем ждать реакцию государства на наш тревожный звоночек по браконьерству на Ангренском плато. Сезон охоты на сурков Мензбира перед их залеганием в спячку в самом разгаре.
Постановление Кабинета Министров РУз «О мерах по реализации крупного инвестиционного проекта по строительству всесезонного курортного комплекса «Sea Breeze Uzbekistan» повергло в шок миллионы.
Статью, опубликованную в газете «Правда Востока» 15.3.1994 г., я закончила пожеланием: геоэкологические исследования надо продолжать и расширять. «Это задача не только одной экспедиции. Она — государственная. Чтоб не росли на нашей земле желто-бурые пятна». Актуально.
Более 90 лет на скальных выступах левого борта ледника Федченко на высоте 4169 метров стоит гидрометеорологическая станция имени академика Горбунова, открытая 7 августа 1933 года. Об истории создания самой высокогорной станции СССР рассказывают журналисты Asia-Plus.
В Самаркандской и Андижанской областях началось строительство заводов по выработке электроэнергии из отходов. Об этом широко проинформировали СМИ Узбекистана со ссылкой на информацию Минэкологии. Риск- сжигание пластиковых отходов в печах.
Ключевые выводы исследования, опубликованного в медицинском журнале The Lancet: производство пластмасс приводит к выбросу загрязняющих веществ, которые ежегодно становятся причиной 158 000 преждевременных смертей и экономического ущерба в размере 2 млрд долларов.
Река Чирчик, протекающая по крайнему югу Ташкента, сейчас мало похожа на когда-то мощную водную артерию. Между тем законодательно река защищена специальным Постановлением Кабинета Министров РУз № 471 от 29.10.2003 года.
Водный кодекс РУз регулирует отношения в области рационального использования и охраны вод, водных объектов, водохозяйственных объектов и земель водного фонда. Дата вступления Водного кодекса в силу — 31.10.2025г.
В Бухару едем для изучения проблем питьевого водоснабжения. Из Ташкента мы прилетаем рано утром. Перед посадкой разглядываем теплицы, трубы теплоцентрали, дороги…
Двойные стандарты для Чарвака и окрестностей в пику действующим законам
Aliya Vildanova
Власть, которая должна быть гарантом законности, сама вопиюще нарушает и не соблюдает законы страны, со всеми вытекающими: коррупция, воровство, обман и т.д.
Двойные стандарты для Чарвака и окрестностей в пику действующим законам
Абдукодир Джалилов
На фото видно, что канализационная труба рядом чистой водой - это есть очень грубое нарушение технологии укладки труб. Нет никакой гарантии, что не смешивались разные структуры воды. Значит, народ правильно против стройке N490.
Роща болотных кипарисов в Ташкенте
вован1
А мы там недавно сняли красивое чтение стиха "Осень на дороге" от Даниэллы Фуэго
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Рихард Эшенбах
Река превратилась в клоаку, куда сливают отходы. Рядом живу с этим местом. Как стемнеет, поднимается вонь от сливаемых в реку нечистот. Немного дальше по течению стоит завод стройматериалов, от которого стоит грохот и пыль на всю округу, а гравий к нему добывают там же в пойме реки. Там же на берегу мусорный полигон. Это только то, что мне видно с противоположной стороны реки
Бухара и Бухарский район: что нового в водоснабжении?
Наталья Вишневская
Наталия, спасибо Вам за интересный, познавательный материал. Читала с интересом, мне это знакомо. Совсем недавно мы были в Бухаре в рамках проекта Всемирного банка по реконструкции теплоснабжения и повышения энергоэффективности многоквартирных домов, проводили пресс- конференцию. Надеюсь и верю, что проект по улучшению водоснабжения достигнет положительных результатов, бухарцы этого достойны. Каждый проект, который приходит в страну, ставит перед собой глобальные задачи и широкомасштабное информирование граждан просто необходимо. Люди должны понимать, какие преобразования их коснутся, и работать в едином тандеме со всеми участниками проекта, как с исполнителями, так и с благополучателями.
Двойные стандарты, неприемлемые для Чарвакского водохранилища и окрестностей
Guljakhon Amanova
Краткий правовой анализ ключевых моментов Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан №490 от 2 августа 2025 года по проекту Sea Breeze Uzbekistan (https://lex.uz/ru/pdfs/7661949#): Проект #SeaBreezeUzbekistan 1. Отсутствие экологических гарантий Ключевая проблема: Постановление №490 утверждает реализацию крупного инвестиционного проекта — туристско-рекреационного комплекса стоимостью $1,5 млрд на территории более 2 000 гектаров (пункты 1 и 4) — без упоминания оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), природоохранных обязательств или ссылки на экологические законы. Само принятие такого подзаконного акта противоречит основному закону - Конституции РУз, ст. 49, устанавливающей, что: «Государство создает условия для осуществления общественного контроля в области градостроительной деятельности в целях обеспечения экологических прав граждан и недопущения вредного воздействия на окружающую среду.» Игнорирование национальных и международных стандартов: Не взят во внимание Закон Республики Узбекистан «Об экологической экспертизе», который хотя и вступит в силу 25.08.2025 г, но был принят уже в феврале этого года; Не указано обязательство по проведению ОВОС, несмотря на потенциальное значительное влияние на природу и климат, и продолжающиеся требования активистов провести такую полномасштабную экспертизу. Несоответствие #международным правовым обязательствам #Узбекистана: ✅ Принцип 17 #Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (1992 г.), который стал частью обычного международного права (customary international law): Обязывает проводить оценку воздействия на окружающую среду для проектов с потенциальным серьёзным экологическим воздействием. ✅ Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (#Орхусская конвенция,1998 г.) (ратифицирована Узбекистаном в марте 2025 г, вступила в силу - в июне 2025 https://lex.uz/ru/docs/7424711): Гарантирует право граждан на доступ к экологической информации и участие в принятии решений, затрагивающих окружающую среду (https://unece.org/DAM/env/pp/documents/cep43r.pdf). ✅ Замечание общего порядка №36 (2019 г.) Комитета ООН по правам человека к статье 6 Международного пакта о гражданских и политических правах: Признаёт обязанность государств защищать #право на #жизнь от экологической деградации (пункты 26 и 62). А ведь в соответствии со ст. 15 Конституции: Международные договоры Республики Узбекистан наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы Республики Узбекистан. Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора Республики Узбекистан. 2. Риски принудительных выселений и отсутствие гарантий жилищных прав Проблемные положения Постановления №490: ⚠️ П. 6(а): требует прекращения прав землепользования и регистрации участков как «свободных» для передачи инвестору; ⚠️ Последнее предложение п. 6: обязывает инвестора перечислить $5 млн в бюджет Ташкентской области для компенсации, но без гарантии, что пострадавшие получат её напрямую и в полном объёме, и что компенсация будет адекватной; ⚠️ П. 8(а): классифицирует проект как «социально значимый», создавая основания для возможного принудительного изъятия земли под видом общественного интереса. Несоответствие международным стандартам жилищных прав: ✅ Статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП): Закрепляет право каждого на достаточный уровень жизни, включая право на жильё. ✅ Замечание общего порядка №7 (1997 г.) Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам к статье 11 МПЭСКП: п. 13 — выселения недопустимы без адекватного уведомления, консультаций и правовых гарантий; п. 15 — выселения не должны приводить к бездомности или уязвимости. ✅ Основные принципы и руководящие положения по выселениям, связанным с развитием (Приложение к Докладу Специального докладчика ООН по вопросу о праве на жилище, документ A/HRC/4/18, 2007 г.): Требуют проведения #предварительных оценок последствий, раскрытия информации, индивидуальных компенсаций и правовых механизмов защиты. 3. Выводы и рекомендации ‼️ Постановление №490 позволяет реализовать крупный инвестиционный проект в обход базовых норм по защите прав человека и окружающей среды: Не требует экологической экспертизы и оценки воздействия; Не гарантирует справедливую, прямую компенсацию пострадавшим; Не предусматривает механизмов обжалования и правовой защиты; Использует термин «социально значимый» для оправдания коммерческого проекта. ⚠️ Это может привести к нарушениям международных обязательств Узбекистана в рамках МПЭСКП, МПГПП, Орхусской конвенции и Принципа 17 Декларации Рио, который стал частью обычного международного права (customary international law). Рекомендуемые неотложные меры: ⛔ Приостановить реализацию Постановления №490 до: Проведения независимой экологической экспертизы и оценки воздействия на жилищные права. Внести поправки в Постановление: Включить обязательность соблюдения Закона об экологической экспертизе (2025); Гарантировать индивидуальные компенсации и правовую помощь пострадавшим; Обеспечить прозрачные общественные консультации до отчуждения земель. ⚖️ Обеспечить судебный контроль за процедурами выселения и компенсации: Гарантировать пострадавшим доступ к эффективным средствам правовой защиты. ✊ Уважение к #ПравамЧеловека и #защите #окружающей среды должно стать основой любого инвестиционного проекта — даже самого амбициозного. unece.org
Двойные стандарты, неприемлемые для Чарвакского водохранилища и окрестностей
Galina Fimasobak
Чарвак - это не про собственность, не про деньги, Чарвак - это про единственный источник питьевой воды. Хотя не все так думают. Бизнесмены считают что все имеет свою цену, и все можно купить. Например, можно купить чью-то почку или сердце. В данном случае- это наши почки и наше сердце. Потому что речь о том, что мы будем пить, с какими примесями. А деньги получит кто-то другой. Не стоит уповать на очистные сооружения. На Байкале много лет работал целлюлозный комбинат, но его закрыли в 2013 году. Потому что он загадил озеро. Хотя там были очистные сооружения. Заметьте, сколько в том регионе источников пресной воды. И все равно вынуждены были закрыть комбинат! А у нас единственная речушка Чирчик и единственное водохранилище, которое ставится сейчас под угрозу!
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Gulsara Shermatova
Опять есть ТРЕБОВАНИЯ, а выполнения не будет по Чарваку тоже. Минэкологии нужно разогнать, зарплату за годы невыполнения обязательств заставить вернуть в бюджет. Это Министерство не охраняет даже стратегически важные объекты! Надо же оправдывать строительство пляжей на водохранилище- единственном источнике питьевой воды!
Полувековой юбилей Зарафшанского национального природного парка с непростой историей
Однолько Ангелина
Будем надеяться, что на охраняемой территории не будет допущено строительство никаких гостевых домиков и гостиниц. И огромная благодарность сотрудникам заповедной зоны и общественности Самарканда за труд и бдительность.
В Узбекистане — чилля. Установилась жара плюс 40-42 градуса. В пустынных регионах градусы выше
вован1
Побольше бы таких качественных репортажей