Более 90 лет на скальных выступах левого борта ледника Федченко на высоте 4169 метров стоит гидрометеорологическая станция имени академика Горбунова, открытая 7 августа 1933 года. Об истории создания самой высокогорной станции СССР рассказывают журналисты Asia-Plus.
ОХРАНА ПРИРОДЫ В СИСТЕМЕ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Мониторинг за сверхнормативными сбросами загрязняющих веществ в коммунальные канализационные сети городов и других населенных пунктов возлагается на водопроводно-канализационные предприятия; компенсационные выплаты взимаются органами Гокомприродыпо представлению специальных лабораторий водопроводно-канализационных предприятий; средства, взимаемые за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в коммунальные канализационные сети городов и других населенных пунктов, распределяются следующим образом: 50 процентов — в фонды охраны природы, 50 процентов — в республиканский бюджет. www.lex.uzПОСТАНОВЛЕНИЕ
КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
(Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2010 г., № 5, ст. 40)
[Извлечение]В целях дальнейшего совершенствования экономического механизма природопользования, оздоровления природной среды, улучшения работы и финансового состояния водопроводно-канализационных предприятий Кабинет Министров постановляет:
1. Принять предложение Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы, Министерства экономики, Министерства финансов Республики Узбекистан, Узбекского агентства «Узкоммунхизмат» об определении юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, осуществляющих сброс производственных сточных вод в коммунальные канализационные сети городов и других населенных пунктов, плательщиками компенсационных выплат за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан в части сверхнормативных сбросов загрязняющих веществ (далее — компенсационные выплаты).
2. Определить, что расчеты компенсационных выплат водопроводно-канализационных предприятий за сброс загрязняющих веществ производятся за вычетом сумм выплат, начисленных их абонентам за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в коммунальные канализационные сети.
3. Установить, что:
мониторинг за сверхнормативными сбросами загрязняющих веществ в коммунальные канализационные сети городов и других населенных пунктов возлагается на водопроводно-канализационные предприятия;
компенсационные выплаты взимаются органами Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы по представлению специальных лабораторий водопроводно-канализационных предприятий и исчисляются плательщиками компенсационных выплат в установленном порядке;
средства, взимаемые за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в коммунальные канализационные сети городов и других населенных пунктов, распределяются следующим образом:
50 процентов — в фонды охраны природы для использования в соответствии с Положением о фондах охраны природы, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 24 мая 1993 г. № 246;
50 процентов — в республиканский бюджет.
4. Утвердить Правила приема производственных сточных вод и порядок начисления компенсационных выплат за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в коммунальные канализационные сети городов и других населенных пунктов Республики Узбекистан согласно приложению № 1.
6. Водопроводно-канализационным предприятиям, обеспечивающим эксплуатацию коммунальных канализационных сетей городов и других населенных пунктов и очистных сооружений, в месячный срок составить и согласовать с территориальными органами Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы перечень юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, осуществляющих сброс производственных сточных вод в коммунальные канализационные сети городов и других населенных пунктов, а также предусмотреть регулярную корректировку данного перечня.
7. Внести дополнения и изменение в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан согласно приложению № 3.
8. Узбекскому агентству «Узкоммунхизмат» и другим заинтересованным министерствам и ведомствам в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Б.А. Ходжаева.
Премьер-министр Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
г. Ташкент,
3 февраля 2010 г.,
№ 11
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Кабинета Министров от 3 февраля 2010 года № 11
ПРАВИЛА
приема производственных сточных вод и порядок начисления компенсационных выплат за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в коммунальные канализационные сети городов и других населенных пунктов Республики Узбекистан
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают единые правила приема производственных сточных вод и порядок начисления компенсационных выплат за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в коммунальные канализационные сети городов и других населенных пунктов Республики Узбекистан.
2. Настоящие Правила применяются:
при выдаче технических условий на сброс абонентами производственных сточных вод в систему коммунальной канализации городов и других населенных пунктов;
при разработке проектов коммунально-экологических нормативов для действующих, проектируемых и реконструируемых предприятий;
территориальными органами Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы (далее — Госкомприроды) при взыскании с абонентов компенсационных выплат за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в коммунальные канализационные сети;
при приеме и очистке производственных сточных вод, сбрасываемых в систему канализации городов и других населенных пунктов.
3. В настоящих Правилах используются следующие основные термины и понятия:
водопроводно-канализационные предприятия — юридические лица, обеспечивающие питьевой водой, а также осуществляющие прием производственных сточных вод с последующей их очисткой;
абонент — юридические и физические лица, осуществляющие сброс производственных сточных вод в коммунальные канализационные сети;
субабоненты — юридические и физические лица, осуществляющие сброс производственных сточных вод в канализационные сети абонента;
производственные сточные воды — все виды производственных сточных вод, образуемые в процессе производственной деятельности юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, при производстве ими какой-либо продукции или услуг;
бытовые сточные воды — все виды сточных вод, образуемые в процессе жизнедеятельности людей (приготовление пищи, туалет, прачечная);
масса сверхнормативных сбросов — масса всех загрязняющих веществ в составе производственных сточных вод, превышающая предельно допустимые концентрации (ПДК);
аварийный сброс — непреднамеренный сброс загрязняющих веществ в канализационные сети, а также в окружающую среду в результате неполадок или аварий на технических и технологических узлах канализационно-очистных сооружений;
залповый сброс — поступление производственных сточных вод в канализационные сети от абонента за определенный короткий промежуток времени (час, сутки) с превышением среднего объема и качественного показателя постоянного сброса;
лимит предельно допустимого сброса (ПДС) в канализационные сети — масса вещества в производственных сточных водах, максимально допустимая к отведению в установленном режиме в данном пункте и в единицу времени с целью обеспечения нормативов качества воды в контрольном пункте. ПДС устанавливается с учетом ПДК веществ в местах водопользования, ассимилирующей способности водного объекта, и оптимального распределения массы сбрасываемых веществ между абонентами, сбрасывающими сточные воды;
коммунально-экологический норматив (КЭН) — документ, регламентирующий показатели ПДС для абонентов и субабонентов.
4. Настоящие Правила направлены на обеспечение:
охраны поверхностных вод от загрязнения производственными и бытовыми сточными водами;
эффективной работы очистных сооружений и безопасности их эксплуатации за счет правильной организации приема производственных сточных вод в сеть коммунальной канализации городов и других населенных пунктов.
5. Водопроводно-канализационные предприятия, в ведении которых находятся сооружения по очистке производственных сточных вод городов и других населенных пунктов, утверждают коммунально-экологические нормативы на сброс производственных сточных вод в канализационные сети с учетом ПДК загрязняющих веществ для абонентов, занимающихся предпринимательской деятельностью и осуществляющих сброс производственных сточных вод в коммунальные канализационные сети городов и других населенных пунктов, в соответствии с санитарными правилами и нормами, а также по согласованию с территориальными органами Госкомприроды.
Срок действия коммунально-экологического норматива устанавливается на 5 лет и действителен на период сохранения водного баланса, а также количественного и качественного состава сбрасываемых производственных сточных вод.
II. Условия приема производственных сточных вод в коммунальную канализационную сеть городов и других населенных пунктов
6. В системы коммунальной канализации городов и других населенных пунктов принимаются производственные сточные воды, которые при очистке на локальных очистных сооружениях абонентов доведены до требований коммунально-экологических нормативов и не вызывают нарушения в работе канализационных сетей и очистных сооружений.
7. Не допускается сброс в систему коммунальной канализации городов и других населенных пунктов без предварительной очистки на локальных очистных сооружениях абонентов, включая:
производственные сточные воды абонентов, содержащие вещества, которые способны засорить трубы, колодцы, решетки или отлагаться на стенках труб, колодцев, решеток (окалина, известь, песок, гипс, металлические стружки, останки животных и другие отходы органического происхождения), строительный и бытовой мусор, а также другие производственные и хозяйственные отходы; не регламентированные коммунально-экологическими нормативами условно чистые стоки, сточные воды, содержащие красители, поверхностный сток с территории промышленных площадок (дождевые, талые, поливомоечные воды и др.) и дренажных вод от снижения уровня грунтовых вод производственных площадок и территорий (при общесплавной или полураздельной системе канализации);
вещества, оказывающие разрушающее действие на материалы труб и технологические коммуникации канализационно-очистных сооружений, вредные вещества в концентрациях, препятствующих биологической очистке производственных сточных вод, опасные бактериальные загрязняющие вещества, нерастворимые производные нефтепродуктов, биологические трудноокисляемые органические и поверхностно-активные (ПАВ), а также минеральные вещества;
сброс производственных сточных вод, расход и состав которых может привести к превышению допустимого установленными нормами объема и количества загрязняющих веществ, поступающих в водный объект, производственные сточные воды, имеющие температуру свыше 40°С, рН ниже 6,5 или выше 9, уровень химической потребности кислорода (ХПК) выше биологической потребности кислорода (БПК5) более чем в 2,5 раза или БПКполный более чем в 1,5 раза — не превышая 500мг/л, взвешенные и всплывающие вещества в концентрациях, превышающих 500 мг/литр, вещества, для которых не установлены лимиты ПДС в канализационные сети;
кислоты, горячие примеси, токсичные и растворенные газообразные вещества, в частности, растворители (бензин, диэтиловый эфир, дихлорметан, бензол и др.), красители, способные образовывать в канализационных сетях и сооружениях очистки токсичные газы (сероводород, сероуглерод, окись углерода, цианистоводородная кислота, пары легколетучих ароматических углеводородов и др.) и другие взрывоопасные и пожароопасные, токсичные смеси, концентрированные маточные и кубовые растворы, а также сточные воды, содержащие радиоактивные вещества.
8. При отсутствии специальной системы канализации для приема производственных сточных вод, содержащих радиоактивные вещества, прием их в систему коммунальной канализации города или другого населенного пункта, осуществляется в соответствии с нормами радиоактивной безопасности и санитарными правилами работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений.
9. В системе коммунальной канализации городов и других населенных пунктов не допускается соединение производственных сточных вод, взаимодействие которых может привести к образованию эмульсий, ядовитых или взрывоопасных газов, а также большого количества нерастворимых веществ (например, производственных сточных вод, содержащих соли кальция или магния и щелочных растворов; соду и кислую воду; сульфид натрия и воды с чрезмерным содержанием щелочи, хлора и фенолов).
10. При расчете лимита предельно допустимого сброса загрязняющих веществ в производственных сточных водах, принимаемых в систему канализации городов и других населенных пунктов, водопроводно-канализационные предприятия должны учитывать:
допустимое содержание веществ органического происхождения, находящихся во взвешенном, коллоидном и растворенном состоянии, выраженном в обобщенном показателе БПК5, БПКполное, которые должны определяться расчетным путем. При этом БПК производственных сточных вод не должна превышать максимальную расчетную БПК, принятую при проектировании этих сооружений;
допустимые концентрации загрязняющих веществ, удаляемых на очистных сооружениях населенных пунктов, должны определяться с учетом условий сброса очищенных производственных сточных вод в водный объект, установленных в разрешении на специальное водопользование или в лимитах предельно допустимого сброса для данного водного объекта, соответствующего вида водопользования в зависимости от эффективности удаления загрязняющих веществ из производственных сточных вод на очистных сооружениях населенных пунктов, соотношения объемов городских и производственных сточных вод, поступающих в системы канализации населенных пунктов;
нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сбросах производственных сточных вод в коммунальные канализационные сети согласно приложениям №№ 1 и 2 к настоящим Правилам;
допустимые концентрации веществ, не утилизируемых и не нейтрализуемых на очистных сооружениях населенного пункта, определяемые исходя из лимита ПДС в канализацию для данного объекта, с учетом разбавления из рассчитанного соотношения объемов бытовых и производственных сточных вод.
11. Сброс производственных сточных вод в системы коммунальной канализации городов и других населенных пунктов должен осуществляться самостоятельными выпусками с обязательным устройством контрольного колодца, размещаемого за пределами территории абонента. Указанные выпуски промышленных, транспортных, строительных и других предприятий должны быть оборудованы приспособлениями (мостиками, автоматическими пробоотборниками, расходомерами, а также в случае необходимости, пломбируемыми автоматическими запорными устройствами) для постоянного контроля за расходом и качеством производственных сточных вод по каждому выпуску.
12. В случаях, когда количество и состав производственных и бытовых сточных вод изменяется в течение суток, у абонентов должны устанавливаться специальные емкости — усреднители, обеспечивающие равномерный в течение суток сброс производственных сточных вод в канализацию.
13. Технологическая эффективность городских очистных сооружений определяется сопоставлением проектных показателей степени очистки производственных сточных вод с фактическими. При отсутствии проектных данных, а также при отклонении расхода и состава поступающих на очистку производственных сточных вод от проектных параметров предприятия водопроводно-канализационного хозяйства определяют расчетные значения нормативных показателей работы очистных сооружений.
14. Показатели работы очистных сооружений определяются на основании анализа представленных (среднесуточных) проб производственных сточных вод. Графики отбора проб согласовываются с территориальными органами Госкомприроды и санитарно-эпидемиологическими станциями Министерства здравоохранения Республики Узбекистан.
15. Расчетные значения специфических показателей качества очищенных производственных сточных вод, обусловленных сбросом в канализацию производственных сточных вод, определяются с учетом их концентрации и эффективности удаления на очистных сооружениях.
III. Порядок выдачи технических условий на сброс производственных сточных вод
www.lex.uz16. Основанием для выдачи технических условий на сброс производственных сточных вод в системы коммунальной канализации городов и других населенных пунктов является:
для вновь построенных и реконструируемых абонентов — согласованная с водопроводно-канализационными предприятиями проектная документация;
для действующих абонентов — коммунально-экологический норматив на сброс в канализацию, утвержденный в установленном порядке (приложение № 3 к настоящим Правилам);
схема локальных очистных сооружений, схема внутриплощадочной сети канализации, с нанесением выпуска в системы коммунальной канализации городов и других населенных пунктов и указанием их номеров, нормативами качественного состава сбрасываемых производственных сточных вод и их расходов, том числе субабонентов;
результаты анализа производственных сточных вод до и после локальных очистных сооружений на выпусках в канализацию города или другого населенного пункта по среднему и максимальному показателю количества загрязняющих веществ.
17. Рассмотрение и выдача технических условий производится бесплатно в 3-дневный срок после поступления обращения.
18. Подключение канализационных сетей к системе канализации городов и других населенных пунктов новых абонентов, а также вновь вводимых мощностей существующих предприятий разрешается только после ввода в эксплуатацию локальных очистных сооружений, обеспечивающих очистку производственных сточных вод до степени, допустимой для приема их на очистные сооружения канализации городов и населенных пунктов.
19. Согласование проектной документации на строительство и реконструкцию предприятий производится водопроводно-канализационными предприятиями при представлении на рассмотрение от заказчика, либо от генерального проектировщика заявки и проектной документации, включающей разделы «Водоснабжение и канализация» и «Заявление о воздействии на окружающую среду».
20. На основании технических условий на сброс производственных сточных вод в системы коммунальной канализации городов и других населенных пунктов, между водопроводно-канализационными предприятиями и абонентом заключается двухсторонний договор на водопотребление и отведение производственных сточных вод.
IV. Порядок контроля за сбросом производственных сточных вод
21. Абонент обязан осуществлять постоянный внутренний контроль за объемом и качественным составом производственных сточных вод, сбрасываемых в систему канализации города или другого населенного пункта, а также за состоянием внутриплощадочных канализационных сетей предприятий.
22. Контроль осуществляется путем отбора проб и проведения анализа производственных сточных вод на входе и на выходе локальных очистных сооружений, в контрольных колодцах непосредственно перед выпуском в канализацию города или другого населенного пункта. В процессе контроля так же производятся измерения объема сбрасываемых производственных сточных вод в контрольных колодцах и в наиболее ответственных точках сети производственной канализации.
23. Абоненты обязаны ежемесячно предоставлять предприятиям водопроводно-канализационного хозяйства отчетные сведения об объемах, качественном и количественном составе производственных сточных вод и о режиме их сброса в системы коммунальной канализации городов и других населенных пунктов. Сроки представления отчетных данных и форма отчетности определяются двухсторонним договором между абонентом и предприятием водопроводно-канализационного хозяйства. Абонент несет ответственность за достоверность представляемых отчетных данных.
24. Водопроводно-канализационные предприятия совместно с территориальными органами Госкомприроды осуществляют необходимый контроль за соответствием сброса производственных сточных вод утвержденным, для абонента, коммунально-экологическим нормативом.
25. Обо всех случаях ухудшения качества очистки производственных сточных вод, залповых сбросах, проведения аварийно-восстановительных работ абоненты должны немедленно информировать водопроводно-канализационные предприятия, а также территориальные органы Госкомприроды.
26. Абоненты, осуществляющие сброс производственных сточных вод в системы коммунальной канализации городов и других населенных пунктов, обязаны обеспечить водопроводно-канализационным предприятиям возможность проведения в любое время суток контроля за сбросом производственных сточных вод, включая представление необходимых данных по качественному и количественному составу сбрасываемых производственных сточных вод, выделив приборы и устройства, а также работников эксплуатационного персонала для отбора проб.
27. Мониторинг за сбросом производственных сточных вод осуществляют специализированные лаборатории водопроводно-канализационных предприятий.
28. При обнаружении в составе городских вод высокой концентрации загрязняющих веществ, нарушающих технологический регламент работы очистных сооружений, вызванных сбросом производственных сточных вод, водопроводно-канализационное предприятие обязано немедленно информировать об этом территориальные органы Госкомприроды, Министерства здравоохранения Республики Узбекистан. Одновременно водопроводно-канализационные предприятия проводят поиск источника высокого загрязнения.
V. Порядок начисления компенсационных выплат за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации городов и других населенных пунктов
29. Порядок начисления компенсационных выплат за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ определяется в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 1 мая 2003 г. № 199 «О совершенствовании системы платежей за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан» с учетом особенностей, предусмотренных настоящим разделом.
30. Ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, специализированные лаборатории водопроводно-канализационных предприятий направляют в территориальные органы Госкомприроды информацию о несоблюдении абонентами правил приема производственных сточных вод в коммунальную канализационную сеть, в соответствии с приложением № 4 к настоящим Правилам.
31. Территориальные органы Госкомприроды, по представлениям водопроводно-канализационных предприятий осуществляют начисление и взыскание с абонентов выплат за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в коммунальные канализационные сети в соответствии с законодательством и настоящими Правилами.
32. По итогам отчетного периода водопроводно-канализационные предприятия согласовывают расчеты компенсационных выплат за сброс загрязняющих веществ в открытые водоемы или на рельеф местности с территориальными органами Госкомприроды и производят их оплату, за вычетом суммы платежей выплат, начисленных их абонентам за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в коммунальные канализационные сети.
33. Специализированные инспекции аналитического контроля (далее — СИАК) территориальных органов Госкомприроды в порядке координации и оказания методической помощи водопроводно-канализационным предприятиям, вправе осуществлять мониторинг качества очистки производственных сточных вод абонентов перед их сбросом в коммунальные канализационные сети. Данный мониторинг проводится с периодичностью не чаще одного раза в месяц без специального согласования с территориальными комиссиями Республиканского Совета по координации деятельности контролирующих органов.
34. Решение, в случаях возникновения разногласий между водопроводно-канализационными предприятиями и их абонентами по достоверности результатов выполненных лабораторных анализов, определяющих качественный состав производственных сточных вод, принимает СИАК территориальных органов Госкомприроды.
35. В случае несанкционированного сброса ливневых вод в систему коммунальной канализации городов и других населенных пунктов к абоненту применяется трехкратный коэффициент к действующим тарифам за сброс производственных сточных вод. Расчет производится по площади организации согласно кадастру и метеорологическим данным.
36. При расчете компенсационной платы за сброс производственных сточных вод в коммунальные канализационные сети для абонентов, сбрасывающих в коммунальные канализационные сети, загрязняющие вещества сверх допустимой концентрации, предусмотренной в приложении № 1 к настоящим Правилам, применяются начисленные компенсационные выплаты с повышающим коэффициентом 2,0, а предусмотренные в приложении № 2 к настоящим Правилам — с повышающим коэффициентом — 5,0.
VI. Ответственность за нарушения настоящих Правил
37. Абоненты несут ответственность за нарушения, последствиями которых является сброс недостаточно очищенных производственных сточных вод в водные объекты, а также за аварии или несчастные случаи, возникшие на сооружениях очистки производственных сточных вод, за сброс реагентов и других веществ и материалов, используемых в технологическом процессе абонента и не регламентируемых настоящими Правилами.
Ответственность абонента за соблюдение требований настоящих Правил определяется в соответствии с законодательством.
38. Абоненты должны обеспечить принятие мер, предупреждающих нарушение требований, установленных в коммунально-экологических нормативах на сброс производственных сточных вод в систему канализации городов или населенных пунктов. При возникновении таких нарушений абонент обязан немедленно прекратить сброс загрязненных производственных сточных вод в систему канализации города и другого населенного пункта.
39. Подключение нового абонента к действующей системе канализации города и населенного пункта без согласования с водопроводно-канализационным предприятием запрещается.
40. При выявлении нарушений со стороны абонента водопроводно-канализационного предприятия составляет акт и уведомляет территориальные органы Госкомприроды о выявленном нарушении.
41. Территориальные органы Госкомприроды выдают абоненту предписание об устранении нарушений с указанием суммы компенсационных выплат.
В случае уклонения от исполнения или ненадлежащего исполнения выданного предписания материалы передаются в суд.
42. Водопроводно-канализационные предприятия имеют право предъявлять претензии и иски в установленном порядке к абонентам о возмещении ущерба, нанесенного системам коммунальной канализации, сооружениям, а также за нарушения технологического регламента очистки производственных сточных вод.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Правилам приема производственных сточных вод и порядок начисления компенсационных выплат за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации городов и других населенных пунктов Республики Узбекистан
НОРМАТИВЫ
предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в сбросах производственных сточных вод в коммунальные канализационные сети
№ Вещества Концентрация (мг/л)
1. Анилин 2,57
2. Ацетальдигид 8,58
3. Ацетон 17,16
4. Барий 0,44
5. Бензойная кислота 5,43
6. Глицерин 38,6
7. Жиры растительные и животные 5,0
8. Капролактам 10,73
9. Ксилол 1,0
10. Краски серосодержащие 10,7
11. Молибден 1,0
12. Метазин 12,9
13. Метанол 1,0
14. Метилстирол 0,1
15. Полиакриламид 2,0
16. Резорцин 0,18
17. Сероуглерод 5,0
18. СПАВ анионные 20,0
19. Стирол 0,56
20. Сульфиды 1,0
21. Сурьма 0,2
22. Тиомочевина 0,13
23. Титан 0,1
24. Толуол 2,8
25. Трикрезилфосфат 0,03
26. рН 6,5 — 8,5
27. Взвешенные частицы 500
28. Сухой остаток 2000
29. Общий азот 30,0
30. Азот аммонийный 2,5
31. Азот нитритный 3,3
32. Азот нитратный 45,0
33. Ион аммония 2,5
34. Хлориды 350
35. Фосфаты 2,5
36. Фтор-ион 1,5
37. ХПК 500
38. БПК20 15 — 30
39. БПК5 11,3 — 22,6
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к Правилам приема производственных сточных вод и порядок начисления компенсационных выплат за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации городов и других населенных пунктов Республики Узбекистан
ПЕРЕЧЕНЬ
особо токсичных загрязняющих веществ
№ Вещества Концентрация (мг/л)
1. Алюминий 0,75
2. Ванадий пятивалентный 0,1
3. Висмут 15,0
4. Железо (ион Fe++) 5,0
5. Железо сернокислое закисное 0,5
6. Кадмий 0,1
7. Кобальт 0,1
8. Марганец 30,0
9. Медь 1,0
10. Мышьяк 0,1
11. Нефть и нефтепродукты 1,0
12. Никель 0,5
13. Олово 20,0
14. Ртуть 0,001
15. Свинец 0,1
16. Селен 0,01
17. Стронций 18,0
18. Фенол 0,05
19. Формальдегид 0,6
20. Хром трехвалентный 0,5
21. Хром шестивалентный 0,1
22. Цианиды 0,64
23. Цинк 1,0
Полный набор документов см. на www.lex.uz
![]() Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Вода
Река Чирчик, протекающая по крайнему югу Ташкента, сейчас мало похожа на когда-то мощную водную артерию. Между тем законодательно река защищена специальным Постановлением Кабинета Министров РУз № 471 от 29.10.2003 года.
Водный кодекс РУз регулирует отношения в области рационального использования и охраны вод, водных объектов, водохозяйственных объектов и земель водного фонда. Дата вступления Водного кодекса в силу — 31.10.2025г.
Полвека назад — 1 августа 1975 года — вдоль правого берега реки Зарафшан близ Самарканда был основан Зарафшанский заповедник протяженностью 47 километров.
Эта наградой Международная комиссия по ирригации и дренажу отмечает ирригационные сооружения возрастом более ста лет, которые еще находятся в эксплуатации и представляют собой исключительный пример устойчивой эксплуатации и управления.
В Бухару едем для изучения проблем питьевого водоснабжения. Из Ташкента мы прилетаем рано утром. Перед посадкой разглядываем теплицы, трубы теплоцентрали, дороги…
Сделка по продаже береговых участков Чарвакского водохранилища поставила «на уши», пожалуй, весь Ташкент. Официально — не продажа, а развитие международного туризма. На словах: никакого строительства до заключения экологической экспертизы. По факту: иное.
Благодаря усилиям экологов удалось, как минимум, отсрочить разрушение уникального объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Западный Тянь-Шань». В ходе напряженного обсуждения на 47-й сессии Комитета Всемирного наследия в Париже было принято компромиссное решение, дающее надежду… Оно и про Узбекистан.
Предлагаемая читателям информация из международных источников не имеет прямого отношения к Узбекистану и региону Центральной Азии. Но заставляет задуматься, не слишком ли беспечно чиновники распоряжаются источниками питьевого водоснабжения. Как аукнется?
Данные бассейновых водохозяйственных объединений «Амударья» и «Сырдарья» проанализированы в НИЦ МКВК и обобщены. Для оперативного оповещения опубликованы в еженедельном бюллетене.
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Рихард Эшенбах
Река превратилась в клоаку, куда сливают отходы. Рядом живу с этим местом. Как стемнеет, поднимается вонь от сливаемых в реку нечистот. Немного дальше по течению стоит завод стройматериалов, от которого стоит грохот и пыль на всю округу, а гравий к нему добывают там же в пойме реки. Там же на берегу мусорный полигон. Это только то, что мне видно с противоположной стороны реки
Бухара и Бухарский район: что нового в водоснабжении?
Наталья Вишневская
Наталия, спасибо Вам за интересный, познавательный материал. Читала с интересом, мне это знакомо. Совсем недавно мы были в Бухаре в рамках проекта Всемирного банка по реконструкции теплоснабжения и повышения энергоэффективности многоквартирных домов, проводили пресс- конференцию. Надеюсь и верю, что проект по улучшению водоснабжения достигнет положительных результатов, бухарцы этого достойны. Каждый проект, который приходит в страну, ставит перед собой глобальные задачи и широкомасштабное информирование граждан просто необходимо. Люди должны понимать, какие преобразования их коснутся, и работать в едином тандеме со всеми участниками проекта, как с исполнителями, так и с благополучателями.
Двойные стандарты, неприемлемые для Чарвакского водохранилища и окрестностей
Guljakhon Amanova
Краткий правовой анализ ключевых моментов Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан №490 от 2 августа 2025 года по проекту Sea Breeze Uzbekistan (https://lex.uz/ru/pdfs/7661949#): Проект #SeaBreezeUzbekistan 1. Отсутствие экологических гарантий Ключевая проблема: Постановление №490 утверждает реализацию крупного инвестиционного проекта — туристско-рекреационного комплекса стоимостью $1,5 млрд на территории более 2 000 гектаров (пункты 1 и 4) — без упоминания оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), природоохранных обязательств или ссылки на экологические законы. Само принятие такого подзаконного акта противоречит основному закону - Конституции РУз, ст. 49, устанавливающей, что: «Государство создает условия для осуществления общественного контроля в области градостроительной деятельности в целях обеспечения экологических прав граждан и недопущения вредного воздействия на окружающую среду.» Игнорирование национальных и международных стандартов: Не взят во внимание Закон Республики Узбекистан «Об экологической экспертизе», который хотя и вступит в силу 25.08.2025 г, но был принят уже в феврале этого года; Не указано обязательство по проведению ОВОС, несмотря на потенциальное значительное влияние на природу и климат, и продолжающиеся требования активистов провести такую полномасштабную экспертизу. Несоответствие #международным правовым обязательствам #Узбекистана: ✅ Принцип 17 #Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (1992 г.), который стал частью обычного международного права (customary international law): Обязывает проводить оценку воздействия на окружающую среду для проектов с потенциальным серьёзным экологическим воздействием. ✅ Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (#Орхусская конвенция,1998 г.) (ратифицирована Узбекистаном в марте 2025 г, вступила в силу - в июне 2025 https://lex.uz/ru/docs/7424711): Гарантирует право граждан на доступ к экологической информации и участие в принятии решений, затрагивающих окружающую среду (https://unece.org/DAM/env/pp/documents/cep43r.pdf). ✅ Замечание общего порядка №36 (2019 г.) Комитета ООН по правам человека к статье 6 Международного пакта о гражданских и политических правах: Признаёт обязанность государств защищать #право на #жизнь от экологической деградации (пункты 26 и 62). А ведь в соответствии со ст. 15 Конституции: Международные договоры Республики Узбекистан наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы Республики Узбекистан. Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора Республики Узбекистан. 2. Риски принудительных выселений и отсутствие гарантий жилищных прав Проблемные положения Постановления №490: ⚠️ П. 6(а): требует прекращения прав землепользования и регистрации участков как «свободных» для передачи инвестору; ⚠️ Последнее предложение п. 6: обязывает инвестора перечислить $5 млн в бюджет Ташкентской области для компенсации, но без гарантии, что пострадавшие получат её напрямую и в полном объёме, и что компенсация будет адекватной; ⚠️ П. 8(а): классифицирует проект как «социально значимый», создавая основания для возможного принудительного изъятия земли под видом общественного интереса. Несоответствие международным стандартам жилищных прав: ✅ Статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП): Закрепляет право каждого на достаточный уровень жизни, включая право на жильё. ✅ Замечание общего порядка №7 (1997 г.) Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам к статье 11 МПЭСКП: п. 13 — выселения недопустимы без адекватного уведомления, консультаций и правовых гарантий; п. 15 — выселения не должны приводить к бездомности или уязвимости. ✅ Основные принципы и руководящие положения по выселениям, связанным с развитием (Приложение к Докладу Специального докладчика ООН по вопросу о праве на жилище, документ A/HRC/4/18, 2007 г.): Требуют проведения #предварительных оценок последствий, раскрытия информации, индивидуальных компенсаций и правовых механизмов защиты. 3. Выводы и рекомендации ‼️ Постановление №490 позволяет реализовать крупный инвестиционный проект в обход базовых норм по защите прав человека и окружающей среды: Не требует экологической экспертизы и оценки воздействия; Не гарантирует справедливую, прямую компенсацию пострадавшим; Не предусматривает механизмов обжалования и правовой защиты; Использует термин «социально значимый» для оправдания коммерческого проекта. ⚠️ Это может привести к нарушениям международных обязательств Узбекистана в рамках МПЭСКП, МПГПП, Орхусской конвенции и Принципа 17 Декларации Рио, который стал частью обычного международного права (customary international law). Рекомендуемые неотложные меры: ⛔ Приостановить реализацию Постановления №490 до: Проведения независимой экологической экспертизы и оценки воздействия на жилищные права. Внести поправки в Постановление: Включить обязательность соблюдения Закона об экологической экспертизе (2025); Гарантировать индивидуальные компенсации и правовую помощь пострадавшим; Обеспечить прозрачные общественные консультации до отчуждения земель. ⚖️ Обеспечить судебный контроль за процедурами выселения и компенсации: Гарантировать пострадавшим доступ к эффективным средствам правовой защиты. ✊ Уважение к #ПравамЧеловека и #защите #окружающей среды должно стать основой любого инвестиционного проекта — даже самого амбициозного. unece.org
Двойные стандарты, неприемлемые для Чарвакского водохранилища и окрестностей
Galina Fimasobak
Чарвак - это не про собственность, не про деньги, Чарвак - это про единственный источник питьевой воды. Хотя не все так думают. Бизнесмены считают что все имеет свою цену, и все можно купить. Например, можно купить чью-то почку или сердце. В данном случае- это наши почки и наше сердце. Потому что речь о том, что мы будем пить, с какими примесями. А деньги получит кто-то другой. Не стоит уповать на очистные сооружения. На Байкале много лет работал целлюлозный комбинат, но его закрыли в 2013 году. Потому что он загадил озеро. Хотя там были очистные сооружения. Заметьте, сколько в том регионе источников пресной воды. И все равно вынуждены были закрыть комбинат! А у нас единственная речушка Чирчик и единственное водохранилище, которое ставится сейчас под угрозу!
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Gulsara Shermatova
Опять есть ТРЕБОВАНИЯ, а выполнения не будет по Чарваку тоже. Минэкологии нужно разогнать, зарплату за годы невыполнения обязательств заставить вернуть в бюджет. Это Министерство не охраняет даже стратегически важные объекты! Надо же оправдывать строительство пляжей на водохранилище- единственном источнике питьевой воды!
Полувековой юбилей Зарафшанского национального природного парка с непростой историей
Однолько Ангелина
Будем надеяться, что на охраняемой территории не будет допущено строительство никаких гостевых домиков и гостиниц. И огромная благодарность сотрудникам заповедной зоны и общественности Самарканда за труд и бдительность.
В Узбекистане — чилля. Установилась жара плюс 40-42 градуса. В пустынных регионах градусы выше
вован1
Побольше бы таких качественных репортажей
ГИССАРСКАЯ БАЛЛАДА
Каримов Р
И ещё самое главное. Среди красот этих гор в отдаленных кишлаках живут люди, не испорченные благами цивилизации. Очень простые и гостеприимные люди
Яллама — озеро в песчаном карьере
admin
Несколько групп в фэйсбуке организуют выезды на Ялламу.
Яллама — озеро в песчаном карьере
Анна
Как попасть на это прекрасное озеро? Спасибо