Среди основных областей, где искусственный интеллект может улучшить управление водными ресурсами, — оптимизация очистных сооружений, прогнозирование спроса, повышение энергоэффективности, опережающее обнаружение проблем и усовершенствование процессов очистки сточных вод.
Как стимулировать внедрение водосберегающих технологий в сельском хозяйстве?
На этот вопрос отвечает Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по расширению механизмов стимулирования водосберегающих внедрения водосберегающих технологий в сельском хозяйстве». Оно принято 25 октября 2019 г., №ПП-4499.
Ниже приводится текст Постановления.
========================
В стране принимаются последовательные меры по кардинальному реформированию механизмов использования водных ресурсов, обеспечению их рационального и эффективного использования, поддержке и стимулированию внедрения водосберегающих технологий в отраслях экономики, а также улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель.
Принимаемые меры, а также механизмы государственной поддержки только в 2019 году позволили обеспечить внедрение водосберегающих технологий орошения дополнительно на 33,2 тыс. гектарах, что составило 44 процента от общей площади земель, на которых применяются подобные технологии.
Однако общая площадь применения водосберегающих технологий орошения составляет всего 75 тыс. гектаров, или 1,7 процента от общей площади орошаемых земель, что обуславливает необходимость дальнейшей активизации мер, направленных на расширение использования водосберегающих технологий в сельском хозяйстве и обеспечение эффективности использования водных ресурсов.
В целях дальнейшего расширения механизмов стимулирования внедрения водосберегающих технологий орошения и повышения эффективности использования водных ресурсов в сельском хозяйстве, а также улучшения плодородности сельскохозяйственных земель:
- Принять к сведению, что в соответствии с:
а) Указом Президента Республики Узбекистан от 17 июня 2019 года № УП-5742 «О мерах по эффективному использованию земельных и водных ресурсов в сельском хозяйстве» утверждены прогнозные показатели внедрения водосберегающих технологий на 253 381 гектаре посевной площади в течение 2019 — 2022 годов;
б) постановлениями Президента Республики Узбекистан:
от 27 декабря 2018 года № ПП-4087 «О неотложных мерах по созданию благоприятных условий для широкого использования технологии капельного орошения при производстве хлопка-сырца» производителям хлопка-сырца предоставляются субсидии на внедрение технологий капельного орошения в размере 8 млн сумов за один гектар посевной площади хлопка-сырца;
от 5 февраля 2019 года № ПП-4161 «Об организации деятельности Агентства по развитию виноградарства и виноделия при Министерстве сельского хозяйства Республики Узбекистан» для создания новых плантаций винограда предоставляются субсидии на внедрение технологии капельного орошения в размере 8 млн сумов за один гектар посевной площади винограда;
от 20 марта 2019 года № ПП-4246 «О мерах по дальнейшему развитию садоводства и тепличного хозяйства в Республике Узбекистан» для создания новых садов и тепличных хозяйств предоставляются субсидии на внедрение водосберегающих технологий орошения в размере не более 6 млн сумов за один гектар посевной площади.
Министерству водного хозяйства, Министерству сельского хозяйства Республики Узбекистан, Совету фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана, Совету Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятам областей обеспечить эффективное исполнение утвержденных прогнозных показателей по внедрению в 2020 году водосберегающих технологий орошения на 43 825 гектарах, в том числе на посевных площадях:
хлопчатника — на 24 859 гектарах;
плодовых культур — на 11 498 гектарах;
виноградников — на 4 987 гектарах;
других культур — на 2 481 гектаре.
- Установить с 1 января 2020 года следующий порядок государственной поддержки внедрения водосберегающих технологий орошения:
сельскохозяйственным производителям предоставляются субсидии на покрытие части расходов по внедрению водосберегающих технологий орошения, а также части процентных расходов по банковским кредитам, выделяемым на их закуп и строительство, согласно приложению № 1;
на импортные контракты, заключаемые сельскохозяйственными производителями в рамках работ по внедрению водосберегающих технологий орошения, не распространяются требования по проведению обязательной экспертизы и регистрации импортных контрактов, заключаемых получателями бюджетных средств.
Министерству финансов Республики Узбекистан начиная с 2020 года при формировании параметров Государственного бюджета Республики Узбекистан предусматривать необходимые средства для финансирования мероприятий, указанных в абзаце втором настоящего пункта, в соответствии с утвержденными прогнозными показателями.
- Возложить на рабочие группы по содействию внедрению водосберегающих технологий орошения, созданные в соответствии с постановлениемПрезидента Республики Узбекистан от 27 декабря 2018 года № ПП-4087 «О неотложных мерах по созданию благоприятных условий для широкого использования технологии капельного орошения при производстве хлопка-сырца», дополнительные задачи по осуществлению деятельности в области внедрения всех видов водосберегающих технологий орошения при производстве сельскохозяйственных культур.
- Определить, что:
а) приоритетными для обеспечения внедрения водосберегающих технологий орошения являются посевные площади, на которые подача воды осуществляется с помощью насосных станций и насосных агрегатов, в том числе из оросительных скважин и скважин вертикального дренажа;
б) с 1 января 2020 года отменяется порядок оказания за счет Государственного бюджета Республики Узбекистан финансовой поддержки сельскохозяйственным предприятиям, выращивающим хлопок-сырец для государственных нужд на низкоурожайных землях;
в) с 1 января 2022 года:
порядок покрытия за счет субсидий из Государственного бюджета Республики Узбекистан стоимости электроэнергии, потребляемой насосными агрегатами и оросительными скважинами для производства хлопка-сырца и зерновых колосовых, распространяется исключительно на сельскохозяйственных производителей, внедривших водосберегающие технологии орошения;
использование сельскохозяйственными производителями оросительных скважин и скважин вертикального дренажа организаций водного хозяйства для орошения сельскохозяйственных культур допускается при условии применения водосберегающих технологий орошения.
- Кабинету Министров Республики Узбекистан до 20 ноября 2019 года обеспечить разработку и утверждение адресной программы внедрения водосберегающих технологий орошения на 2020 год в разрезе видов сельскохозяйственных культур и водосберегающих систем орошения с указанием регионов и площадей посева.
- Министерству финансов совместно с Министерством водного хозяйства и Министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан в десятидневный срок разработать и внести в Кабинет Министров порядок возмещения части затрат сельскохозяйственных производителей на внедрение водосберегающих технологий орошения в соответствии с настоящим постановлением.
- Министерству экономики и промышленности совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли, Министерством водного хозяйства Республики Узбекистан, Ассоциацией «Узэлтехсаноат» и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок:
изучить имеющийся потенциал по расширению взаимной кооперации между отраслями промышленности в сфере производства комплектующих и запасных частей водосберегающих систем орошения;
сформировать конкретный перечень комплектующих и запасных частей водосберегающих систем орошения, подлежащих локализации, с учетом имеющихся сырьевых ресурсов;
внести в Кабинет Министров программу мер по локализации и расширению мощностей производства водосберегающих систем орошения и их комплектующих на 2020 — 2022 годы.
- Министерству иностранных дел Республики Узбекистан совместно с посольствами Республики Узбекистан в Государстве Израиль, Китайской Народной Республике, Республике Корея, Турецкой Республике и другими дипломатическими представительствами страны за рубежом обеспечить:
содействие органам государственного и хозяйственного управления в расширении внедрения водосберегающих технологий орошения, а также привлечении иностранных инвесторов для организации производства водосберегающих систем орошения и их комплектующих в регионах страны;
до 1 июня 2020 года ежемесячное внесение в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров информации о принимаемых мерах в рамках реализации настоящего пункта.
- Министерству энергетики совместно с Министерством водного хозяйства Республики Узбекистан до 1 января 2021 года обеспечить внедрение на насосных станциях водного хозяйства приборов учета, совместимых с Автоматизированной системой контроля и учета электрической энергии.
- Министерству водного хозяйства Республики Узбекистан:
а) совместно с Министерством сельского хозяйства и Министерством инновационного развития с привлечением ученых и экспертов в сфере сельского и водного хозяйства провести всестороннее изучение и анализ эффективности внедрения водосберегающих технологий орошения в 2019 году и на основе их результатов:
до 15 декабря 2019 года внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров информацию о результатах внедрения водосберегающих технологий орошения и мерах по дальнейшему повышению эффективности работ в данном направлении;
до 1 февраля 2020 года разработать и утвердить методические рекомендации по внедрению и использованию водосберегающих технологий орошения, а также критерии оценки эффективности их использования в зависимости от специфики регионов, орошаемых полей и видов сельскохозяйственных культур и их сортов;
б) при разработке проекта Концепции развития водного хозяйства в 2020 — 2030 годах предусмотреть:
основные направления и приоритетные территории внедрения водосберегающих технологий орошения на 2021 — 2025 годы, а также целевые ориентиры до 2030 года;
поэтапное повышение эффективности использования водных ресурсов и оптимизацию управления насосными станциями с учетом размеров площадей, на которых внедрены водосберегающие технологии орошения;
переход к порядку финансирования мероприятий по внедрению водосберегающих технологий орошения за счет привлечения грантов и долгосрочных льготных кредитов международных финансовых институтов и стран-доноров с внедрением механизмов погашения части расходов из Государственного бюджета Республики Узбекистан;
поэтапную передачу эксплуатации отдельных водохозяйственных объектов крупным сельскохозяйственным производителям, в том числе сельскохозяйственным кластерам;
в) совместно с Министерством сельского хозяйства, Министерством высшего и среднего специального образования, Советом фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана до 1 января 2020 года разработать план-график и программу обучения, предусматривающие проведение краткосрочных выездных курсов обучения сельскохозяйственных производителей по внедрению, эксплуатации и техническому обслуживанию водосберегающих систем орошения;
г) совместно с Министерством сельского хозяйства и Министерством финансов до 1 февраля 2020 года на основе анализа состояния и результатов реализации настоящего постановления внести в Кабинет Министров предложения об увеличении прогнозных показателей по внедрению водосберегающих технологий орошения сельскохозяйственных культур, а также источниках финансирования данных мероприятий;
д) совместно с Министерством экономики и промышленности, Министерством сельского хозяйства до 1 июля 2021 года разработать и внести в Кабинет Министров порядок использования сельскохозяйственными производителями оросительных скважин и скважин вертикального дренажа организаций водного хозяйства для орошения сельскохозяйственных культур с учетом введения требования по обязательному применению водосберегающих технологий орошения.
- Внести изменения и дополнения в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан согласноприложению № 2.
- Министерству водного хозяйства совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
- Рекомендовать Национальной телерадиокомпании Узбекистана и Национальному информационному агентству Узбекистана организовать в средствах массовой информации широкое освещение сути и задач настоящего постановления, а также процесса и результатов внедрения водосберегающих технологий орошения на местах.
- Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова и советника Президента Республики Узбекистан Р.А. Гулямова.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 25 октября 2019 года № ПП-4499
СУБСИДИИ
на покрытие части расходов по внедрению водосберегающих технологий орошения, а также части процентных расходов по банковским кредитам, выделяемым на их закуп и строительство
- Водосберегающие технологии орошения, при внедрении которых предоставляются субсидии:
а) капельное орошение — способ орошения сельскохозяйственных культур, при котором вода подается в прикорневую зону растений малыми порциями (капельно);
б) дождевальное орошение — способ орошения сельскохозяйственных культур, при котором вода подается способом дождевания, максимально имитирующим естественный природный дождевой полив, над поверхностью почвы и растениями, в частности:
система широкозахватного дождевального орошения (далее — система широкозахватного орошения) — система дождевального орошения, при которой вода подается с помощью самоходных широкозахватных агрегатов с круговым или фронтальным движением;
система «спринклер» — система дождевального орошения, при которой вода подается с помощью стационарных короткоструйных опрыскивателей;
в) дискретный способ орошения с лазерной планировкой земель (далее — дискретное орошение) — способ орошения сельскохозяйственных культур, при котором вода подается по гибким поливным трубопроводам сериями импульсов, перемежающихся паузами, с предварительным выравниванием земли автоматизированными планировочными агрегатами с лазерной установкой.
- Размеры субсидий:
- Размер субсидии на покрытие части расходов по внедрению водосберегающих технологий орошения определяется путем произведения ее базовой расчетной величины и коэффициента в зависимости от вида сельскохозяйственной культуры и балла бонитета земли в соответствии с настоящим разделом.
- Базовые расчетные величины субсидий устанавливаются за каждый гектар посевной площади в размере:
8 млн сумов — для систем капельного орошения;
4 млн сумов — для систем дождевального орошения;
1 млн сумов — для дискретного орошения.
- Коэффициенты в зависимости от видов сельскохозяйственных культур и баллов бонитета земель, а также размер субсидии на покрытие части процентных расходов по банковским кредитам, выделяемым на закуп и строительство водосберегающих систем орошения.
============================
От SREDA.UZ: далее следует таблица: виды орошения, коэффициенты из расчета баллов бонитета земель; покрытие части процентных расходов по банковским кредитам за счет средств Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности.
Источник — http://lex.uz/ru/docs/4568386
Фото Наталии ШУЛЕПИНОЙ
![]() Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Вода
Инспекционный совет Всемирного банка опубликовал официальный запрос на проведение расследования проектов, связанных со строительством Рогунской ГЭС в Таджикистане. В фокусе: критически важные вопросы о соответствии социально-экологическим стандартам ВБ.
Мелиоративная экспедиция при Аму-Бухарском бассейновом управлении ирригационных систем внедрила новую мелиоративную информационную систему.
В регионе на подходе новый проект в рамках инициативы Швейцарии «Blue Peace Central Asia». Запуск нового межстранового проекта намечен на май 2025 года. Предварила его рабочая встреча в Ташкенте с участием делегаций из стран региона.
За последние 40 лет большинство озер в мире изменили свой цвет. Ученые проанализировала 32 миллиона спутниковых снимков более чем 67 тысяч озер и обнаружили значительные изменения.
Партнерство намерено усилить региональное сотрудничество в области устойчивого водопользования, охраны биоразнообразия и адаптации к изменению климата; мобилизовать инвестиции в экологическую инфраструктуру.
Теперь добиваться достоверных ответов из госструктур можно опираясь не только на Конституцию страны и природоохранное законодательство, но и на Орхусскую конвенцию. Можно даже через суд.
«Тепловой насос заменит все, что связано с углем. Он обеспечит бесперебойную генерацию тепла и холода», — таково мнение экспертов. Тепловой насос — альтернативный возобновляемый источник энергии. За ним будущее.
Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций единогласно приняла резолюцию о создании Регионального центра ООН по Целям Устойчивого Развития для стран Центральной Азии и Афганистана.
По сообщениям СМИ, Узбекистан зимой 2024-2025 гг. пропускает по Сырдарье на территорию Казахстана воды выше среднего. Поедем, посмотрим, пофотографируем.
Вызовите свидетелей, проверьте доказательства и судите
admin
Как журналисту, мне много раз приходилось бывать на судебных процессах. Разных. Был даже процесс, когда судили инженера и дали срок за то, что компания, в которой он работал, предложила своим клиентам Скайп. Тогда это было внове. Насчитали в суде огромный ущерб государству, ведь благодаря интернету люди стали меньше пользоваться междугородней телефонной связью. Руководитель компании успел выехать из Узбекистана, а на инженера, как только он по повестке пришел в прокуратуру, надели наручники. Суд его приговорил к тюремному заключению. Поэтому возникает вопрос об ответственности следствия и судей. Как известно, Скайп и Вотсап очень быстро вытеснили междугородную телефонию. Мне этот случай запомнился. Обвинения сотрудникам Госбиоконтроля в нанесенном ущерба государству из того же ряда. Четырех с половиной миллиардов сумов ущерба, оказывается, не было. Восемь лет понадобилась, чтобы суд сделал такое заключение. Еще ряд обвинений не снят. Подождем. А вот с этой колоссальной сумой как быть? Кто-то же ее насчитал!
Вызовите свидетелей, проверьте доказательства и судите
Алия
100 % заказная проверка, организованная бывшим председателем Госкомприроды Абдусаматовым, падким до огромных барышей. И к слову сказать, впоследствии снятым с должности председателя и севшим за решетку за взятку. Я работала в комитете в пору его "правления". Наше управление тоже прошло через жернова этой заказухи. И тоже было шито все белыми нитками и высосано из пальца. Лично знаю и Григорьянца, и его бухгалтера Татьяну, в курсе всего того безобразия, что творили с Госбиоконтролем. А вся беда Госбиоконтроля лишь в том, что через его счета проходили большие деньги. Конечно же, целью проверки и ее неоправданно раздутой масштабностью было очернить и убрать с должности Григорьянца, а на его место посадить "своего" и грести лопатой себе в карман бюджетные средства. Очень хочется надеяться, что в конце концов в этом деле будет поставлена точка с благополучным концом - снятием всех выдуманных обвинений. К слову сказать, со всех других сотрудников различных управлений Госкомитета все обвинения сняты в результате их многолетних хождений по судам. Отдельное спасибо автору публикации за проделанную титаническую работу. Будем надеяться, что правосудие наконец-то свершится.
НА ТЕКТОНИЧЕСКИХ ПЛИТАХ
Лия
Здравствуйте. Очень познавательная и интересная статья. Большое спасибо Г. ПЕРЕВОЗЧИКОВУ и АТОСУ за прекрасные комментарии. Такие статьи с примерами необходимо преподавать в школах в современном Узбекистане. Хотела почитать, на какой плите находится Узбекистан, и через сколько лет будет очередной сдвиг с соседней плитой, а столько интересного узнала. СПАСИБО!!!
Вызовите свидетелей, проверьте доказательства и судите
Бахтиёр
Добротный материал. Все, в общем, понятно. Сюда бы еще небольшой комментарий грамотного юриста.
Вызовите свидетелей, проверьте доказательства и судите
Ирина
Материал очень серьезный и глубокий. Какие-то моменты перечитывала несколько раз. От основной линии несколько уводит экскурс в создание структуры. Но в этом есть необходимость. В целом - очень серьезный материал. Разобраться в этом, - огромный труд. Кому-то Григорьянц перешёл дорогу. Очень горько и обидно, что такой человек, в честности которого не усомнишься ни на секунду, попал в жернова нашего "правосудия'.
Вызовите свидетелей, проверьте доказательства и судите
Эколог
Автор, все что вы описали в статье, трудно несведущему человеку понять, к чему привела ситуация, связанная с расформированием системы охраны природы во времена Госбиоконтроля. Очень обидно и досадно, что не вступились и не поддержали в то время Госбиоконтроль лица, которые могли бы справедливо доказать и показать действительную ситуацию, связанную с деятельностью Госбиоконтроля! Александр Аркадьевич Григорьянц всегда и при всех обстоятельствах был и есть человек принципиальный ко всему, что связанно с нарушением природоохранного законодательства и глубоко порядочный как личность, с которым было комфортно и интересно работать. Очень ценю и уважаю его, побольше бы таких руководителей! Спасибо Вам, за принципиальность и открытость Ваших публикаций! Хорошо бы восстановить справедливость и затронутую честь!!!
Вызовите свидетелей, проверьте доказательства и судите
Sergei
Обычное дело, нужны не специалисты высочайшего уровня, а люди с несколько иными жизненными принципами. Как ответил один мой знакомый (мошенник и вор, занимающий высокое положение) на мое замечание, что надо принимать на работу специалистов, «Это совсем не обязательно - главное чтобы человек был "хороший".
Вызовите свидетелей, проверьте доказательства и судите
Джамиля
Ужас!!!
Вызовите свидетелей, проверьте доказательства и судите
Наталия
Хотелось при новом председателе Абдусаматове прибрать к рукам спецсчет Госбиоконтроля. Большой человек дал команду фас. Этой истории больше десяти лет. Абдусаматов - председатель Госкомприроды, назначенный из Министерства внешнеэкономических связей в декабре 2013 года. Не эколог. Вот он то и поставил цель поменять систему и взять спецсчет Госбиоконтроля под свое управление. Это и случилось. Проверки-следствие-суд... Очень любил деньги. Все, что можно в Госкомприроде развалить, развалил. В 2017 году президент назначил его хокимом Юнусабадского района Ташкента. Вскоре был задержан при получении взятки. Об этом в интернете можно почитать.
Вызовите свидетелей, проверьте доказательства и судите
Radion
Может, хотят построить элитные коттеджные поселки в заповедниках?