Река Чирчик, протекающая по крайнему югу Ташкента, сейчас мало похожа на когда-то мощную водную артерию. Между тем законодательно река защищена специальным Постановлением Кабинета Министров РУз № 471 от 29.10.2003 года.
Как стимулировать внедрение водосберегающих технологий в сельском хозяйстве?
На этот вопрос отвечает Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по расширению механизмов стимулирования водосберегающих внедрения водосберегающих технологий в сельском хозяйстве». Оно принято 25 октября 2019 г., №ПП-4499.
Ниже приводится текст Постановления.
========================
В стране принимаются последовательные меры по кардинальному реформированию механизмов использования водных ресурсов, обеспечению их рационального и эффективного использования, поддержке и стимулированию внедрения водосберегающих технологий в отраслях экономики, а также улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель.
Принимаемые меры, а также механизмы государственной поддержки только в 2019 году позволили обеспечить внедрение водосберегающих технологий орошения дополнительно на 33,2 тыс. гектарах, что составило 44 процента от общей площади земель, на которых применяются подобные технологии.
Однако общая площадь применения водосберегающих технологий орошения составляет всего 75 тыс. гектаров, или 1,7 процента от общей площади орошаемых земель, что обуславливает необходимость дальнейшей активизации мер, направленных на расширение использования водосберегающих технологий в сельском хозяйстве и обеспечение эффективности использования водных ресурсов.
В целях дальнейшего расширения механизмов стимулирования внедрения водосберегающих технологий орошения и повышения эффективности использования водных ресурсов в сельском хозяйстве, а также улучшения плодородности сельскохозяйственных земель:
- Принять к сведению, что в соответствии с:
а) Указом Президента Республики Узбекистан от 17 июня 2019 года № УП-5742 «О мерах по эффективному использованию земельных и водных ресурсов в сельском хозяйстве» утверждены прогнозные показатели внедрения водосберегающих технологий на 253 381 гектаре посевной площади в течение 2019 — 2022 годов;
б) постановлениями Президента Республики Узбекистан:
от 27 декабря 2018 года № ПП-4087 «О неотложных мерах по созданию благоприятных условий для широкого использования технологии капельного орошения при производстве хлопка-сырца» производителям хлопка-сырца предоставляются субсидии на внедрение технологий капельного орошения в размере 8 млн сумов за один гектар посевной площади хлопка-сырца;
от 5 февраля 2019 года № ПП-4161 «Об организации деятельности Агентства по развитию виноградарства и виноделия при Министерстве сельского хозяйства Республики Узбекистан» для создания новых плантаций винограда предоставляются субсидии на внедрение технологии капельного орошения в размере 8 млн сумов за один гектар посевной площади винограда;
от 20 марта 2019 года № ПП-4246 «О мерах по дальнейшему развитию садоводства и тепличного хозяйства в Республике Узбекистан» для создания новых садов и тепличных хозяйств предоставляются субсидии на внедрение водосберегающих технологий орошения в размере не более 6 млн сумов за один гектар посевной площади.
Министерству водного хозяйства, Министерству сельского хозяйства Республики Узбекистан, Совету фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана, Совету Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятам областей обеспечить эффективное исполнение утвержденных прогнозных показателей по внедрению в 2020 году водосберегающих технологий орошения на 43 825 гектарах, в том числе на посевных площадях:
хлопчатника — на 24 859 гектарах;
плодовых культур — на 11 498 гектарах;
виноградников — на 4 987 гектарах;
других культур — на 2 481 гектаре.
- Установить с 1 января 2020 года следующий порядок государственной поддержки внедрения водосберегающих технологий орошения:
сельскохозяйственным производителям предоставляются субсидии на покрытие части расходов по внедрению водосберегающих технологий орошения, а также части процентных расходов по банковским кредитам, выделяемым на их закуп и строительство, согласно приложению № 1;
на импортные контракты, заключаемые сельскохозяйственными производителями в рамках работ по внедрению водосберегающих технологий орошения, не распространяются требования по проведению обязательной экспертизы и регистрации импортных контрактов, заключаемых получателями бюджетных средств.
Министерству финансов Республики Узбекистан начиная с 2020 года при формировании параметров Государственного бюджета Республики Узбекистан предусматривать необходимые средства для финансирования мероприятий, указанных в абзаце втором настоящего пункта, в соответствии с утвержденными прогнозными показателями.
- Возложить на рабочие группы по содействию внедрению водосберегающих технологий орошения, созданные в соответствии с постановлениемПрезидента Республики Узбекистан от 27 декабря 2018 года № ПП-4087 «О неотложных мерах по созданию благоприятных условий для широкого использования технологии капельного орошения при производстве хлопка-сырца», дополнительные задачи по осуществлению деятельности в области внедрения всех видов водосберегающих технологий орошения при производстве сельскохозяйственных культур.
- Определить, что:
а) приоритетными для обеспечения внедрения водосберегающих технологий орошения являются посевные площади, на которые подача воды осуществляется с помощью насосных станций и насосных агрегатов, в том числе из оросительных скважин и скважин вертикального дренажа;
б) с 1 января 2020 года отменяется порядок оказания за счет Государственного бюджета Республики Узбекистан финансовой поддержки сельскохозяйственным предприятиям, выращивающим хлопок-сырец для государственных нужд на низкоурожайных землях;
в) с 1 января 2022 года:
порядок покрытия за счет субсидий из Государственного бюджета Республики Узбекистан стоимости электроэнергии, потребляемой насосными агрегатами и оросительными скважинами для производства хлопка-сырца и зерновых колосовых, распространяется исключительно на сельскохозяйственных производителей, внедривших водосберегающие технологии орошения;
использование сельскохозяйственными производителями оросительных скважин и скважин вертикального дренажа организаций водного хозяйства для орошения сельскохозяйственных культур допускается при условии применения водосберегающих технологий орошения.
- Кабинету Министров Республики Узбекистан до 20 ноября 2019 года обеспечить разработку и утверждение адресной программы внедрения водосберегающих технологий орошения на 2020 год в разрезе видов сельскохозяйственных культур и водосберегающих систем орошения с указанием регионов и площадей посева.
- Министерству финансов совместно с Министерством водного хозяйства и Министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан в десятидневный срок разработать и внести в Кабинет Министров порядок возмещения части затрат сельскохозяйственных производителей на внедрение водосберегающих технологий орошения в соответствии с настоящим постановлением.
- Министерству экономики и промышленности совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли, Министерством водного хозяйства Республики Узбекистан, Ассоциацией «Узэлтехсаноат» и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок:
изучить имеющийся потенциал по расширению взаимной кооперации между отраслями промышленности в сфере производства комплектующих и запасных частей водосберегающих систем орошения;
сформировать конкретный перечень комплектующих и запасных частей водосберегающих систем орошения, подлежащих локализации, с учетом имеющихся сырьевых ресурсов;
внести в Кабинет Министров программу мер по локализации и расширению мощностей производства водосберегающих систем орошения и их комплектующих на 2020 — 2022 годы.
- Министерству иностранных дел Республики Узбекистан совместно с посольствами Республики Узбекистан в Государстве Израиль, Китайской Народной Республике, Республике Корея, Турецкой Республике и другими дипломатическими представительствами страны за рубежом обеспечить:
содействие органам государственного и хозяйственного управления в расширении внедрения водосберегающих технологий орошения, а также привлечении иностранных инвесторов для организации производства водосберегающих систем орошения и их комплектующих в регионах страны;
до 1 июня 2020 года ежемесячное внесение в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров информации о принимаемых мерах в рамках реализации настоящего пункта.
- Министерству энергетики совместно с Министерством водного хозяйства Республики Узбекистан до 1 января 2021 года обеспечить внедрение на насосных станциях водного хозяйства приборов учета, совместимых с Автоматизированной системой контроля и учета электрической энергии.
- Министерству водного хозяйства Республики Узбекистан:
а) совместно с Министерством сельского хозяйства и Министерством инновационного развития с привлечением ученых и экспертов в сфере сельского и водного хозяйства провести всестороннее изучение и анализ эффективности внедрения водосберегающих технологий орошения в 2019 году и на основе их результатов:
до 15 декабря 2019 года внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров информацию о результатах внедрения водосберегающих технологий орошения и мерах по дальнейшему повышению эффективности работ в данном направлении;
до 1 февраля 2020 года разработать и утвердить методические рекомендации по внедрению и использованию водосберегающих технологий орошения, а также критерии оценки эффективности их использования в зависимости от специфики регионов, орошаемых полей и видов сельскохозяйственных культур и их сортов;
б) при разработке проекта Концепции развития водного хозяйства в 2020 — 2030 годах предусмотреть:
основные направления и приоритетные территории внедрения водосберегающих технологий орошения на 2021 — 2025 годы, а также целевые ориентиры до 2030 года;
поэтапное повышение эффективности использования водных ресурсов и оптимизацию управления насосными станциями с учетом размеров площадей, на которых внедрены водосберегающие технологии орошения;
переход к порядку финансирования мероприятий по внедрению водосберегающих технологий орошения за счет привлечения грантов и долгосрочных льготных кредитов международных финансовых институтов и стран-доноров с внедрением механизмов погашения части расходов из Государственного бюджета Республики Узбекистан;
поэтапную передачу эксплуатации отдельных водохозяйственных объектов крупным сельскохозяйственным производителям, в том числе сельскохозяйственным кластерам;
в) совместно с Министерством сельского хозяйства, Министерством высшего и среднего специального образования, Советом фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана до 1 января 2020 года разработать план-график и программу обучения, предусматривающие проведение краткосрочных выездных курсов обучения сельскохозяйственных производителей по внедрению, эксплуатации и техническому обслуживанию водосберегающих систем орошения;
г) совместно с Министерством сельского хозяйства и Министерством финансов до 1 февраля 2020 года на основе анализа состояния и результатов реализации настоящего постановления внести в Кабинет Министров предложения об увеличении прогнозных показателей по внедрению водосберегающих технологий орошения сельскохозяйственных культур, а также источниках финансирования данных мероприятий;
д) совместно с Министерством экономики и промышленности, Министерством сельского хозяйства до 1 июля 2021 года разработать и внести в Кабинет Министров порядок использования сельскохозяйственными производителями оросительных скважин и скважин вертикального дренажа организаций водного хозяйства для орошения сельскохозяйственных культур с учетом введения требования по обязательному применению водосберегающих технологий орошения.
- Внести изменения и дополнения в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан согласноприложению № 2.
- Министерству водного хозяйства совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
- Рекомендовать Национальной телерадиокомпании Узбекистана и Национальному информационному агентству Узбекистана организовать в средствах массовой информации широкое освещение сути и задач настоящего постановления, а также процесса и результатов внедрения водосберегающих технологий орошения на местах.
- Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова и советника Президента Республики Узбекистан Р.А. Гулямова.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 25 октября 2019 года № ПП-4499
СУБСИДИИ
на покрытие части расходов по внедрению водосберегающих технологий орошения, а также части процентных расходов по банковским кредитам, выделяемым на их закуп и строительство
- Водосберегающие технологии орошения, при внедрении которых предоставляются субсидии:
а) капельное орошение — способ орошения сельскохозяйственных культур, при котором вода подается в прикорневую зону растений малыми порциями (капельно);
б) дождевальное орошение — способ орошения сельскохозяйственных культур, при котором вода подается способом дождевания, максимально имитирующим естественный природный дождевой полив, над поверхностью почвы и растениями, в частности:
система широкозахватного дождевального орошения (далее — система широкозахватного орошения) — система дождевального орошения, при которой вода подается с помощью самоходных широкозахватных агрегатов с круговым или фронтальным движением;
система «спринклер» — система дождевального орошения, при которой вода подается с помощью стационарных короткоструйных опрыскивателей;
в) дискретный способ орошения с лазерной планировкой земель (далее — дискретное орошение) — способ орошения сельскохозяйственных культур, при котором вода подается по гибким поливным трубопроводам сериями импульсов, перемежающихся паузами, с предварительным выравниванием земли автоматизированными планировочными агрегатами с лазерной установкой.
- Размеры субсидий:
- Размер субсидии на покрытие части расходов по внедрению водосберегающих технологий орошения определяется путем произведения ее базовой расчетной величины и коэффициента в зависимости от вида сельскохозяйственной культуры и балла бонитета земли в соответствии с настоящим разделом.
- Базовые расчетные величины субсидий устанавливаются за каждый гектар посевной площади в размере:
8 млн сумов — для систем капельного орошения;
4 млн сумов — для систем дождевального орошения;
1 млн сумов — для дискретного орошения.
- Коэффициенты в зависимости от видов сельскохозяйственных культур и баллов бонитета земель, а также размер субсидии на покрытие части процентных расходов по банковским кредитам, выделяемым на закуп и строительство водосберегающих систем орошения.
============================
От SREDA.UZ: далее следует таблица: виды орошения, коэффициенты из расчета баллов бонитета земель; покрытие части процентных расходов по банковским кредитам за счет средств Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности.
Источник — http://lex.uz/ru/docs/4568386
Фото Наталии ШУЛЕПИНОЙ
![]() Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Вода
Водный кодекс РУз регулирует отношения в области рационального использования и охраны вод, водных объектов, водохозяйственных объектов и земель водного фонда. Дата вступления Водного кодекса в силу — 31.10.2025г.
Полвека назад — 1 августа 1975 года — вдоль правого берега реки Зарафшан близ Самарканда был основан Зарафшанский заповедник протяженностью 47 километров.
Эта наградой Международная комиссия по ирригации и дренажу отмечает ирригационные сооружения возрастом более ста лет, которые еще находятся в эксплуатации и представляют собой исключительный пример устойчивой эксплуатации и управления.
В Бухару едем для изучения проблем питьевого водоснабжения. Из Ташкента мы прилетаем рано утром. Перед посадкой разглядываем теплицы, трубы теплоцентрали, дороги…
Сделка по продаже береговых участков Чарвакского водохранилища поставила «на уши», пожалуй, весь Ташкент. Официально — не продажа, а развитие международного туризма. На словах: никакого строительства до заключения экологической экспертизы. По факту: иное.
Благодаря усилиям экологов удалось, как минимум, отсрочить разрушение уникального объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Западный Тянь-Шань». В ходе напряженного обсуждения на 47-й сессии Комитета Всемирного наследия в Париже было принято компромиссное решение, дающее надежду… Оно и про Узбекистан.
Предлагаемая читателям информация из международных источников не имеет прямого отношения к Узбекистану и региону Центральной Азии. Но заставляет задуматься, не слишком ли беспечно чиновники распоряжаются источниками питьевого водоснабжения. Как аукнется?
Данные бассейновых водохозяйственных объединений «Амударья» и «Сырдарья» проанализированы в НИЦ МКВК и обобщены. Для оперативного оповещения опубликованы в еженедельном бюллетене.
Мы пройдем вдоль небольшого участка Аму-Бухарского канала: от моста на трассе между Бухарой и Караулбазаром вверх по течению параллельно ограждению питомника «Джейран».
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Рихард Эшенбах
Река превратилась в клоаку, куда сливают отходы. Рядом живу с этим местом. Как стемнеет, поднимается вонь от сливаемых в реку нечистот. Немного дальше по течению стоит завод стройматериалов, от которого стоит грохот и пыль на всю округу, а гравий к нему добывают там же в пойме реки. Там же на берегу мусорный полигон. Это только то, что мне видно с противоположной стороны реки
Бухара и Бухарский район: что нового в водоснабжении?
Наталья Вишневская
Наталия, спасибо Вам за интересный, познавательный материал. Читала с интересом, мне это знакомо. Совсем недавно мы были в Бухаре в рамках проекта Всемирного банка по реконструкции теплоснабжения и повышения энергоэффективности многоквартирных домов, проводили пресс- конференцию. Надеюсь и верю, что проект по улучшению водоснабжения достигнет положительных результатов, бухарцы этого достойны. Каждый проект, который приходит в страну, ставит перед собой глобальные задачи и широкомасштабное информирование граждан просто необходимо. Люди должны понимать, какие преобразования их коснутся, и работать в едином тандеме со всеми участниками проекта, как с исполнителями, так и с благополучателями.
Двойные стандарты, неприемлемые для Чарвакского водохранилища и окрестностей
Guljakhon Amanova
Краткий правовой анализ ключевых моментов Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан №490 от 2 августа 2025 года по проекту Sea Breeze Uzbekistan (https://lex.uz/ru/pdfs/7661949#): Проект #SeaBreezeUzbekistan 1. Отсутствие экологических гарантий Ключевая проблема: Постановление №490 утверждает реализацию крупного инвестиционного проекта — туристско-рекреационного комплекса стоимостью $1,5 млрд на территории более 2 000 гектаров (пункты 1 и 4) — без упоминания оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), природоохранных обязательств или ссылки на экологические законы. Само принятие такого подзаконного акта противоречит основному закону - Конституции РУз, ст. 49, устанавливающей, что: «Государство создает условия для осуществления общественного контроля в области градостроительной деятельности в целях обеспечения экологических прав граждан и недопущения вредного воздействия на окружающую среду.» Игнорирование национальных и международных стандартов: Не взят во внимание Закон Республики Узбекистан «Об экологической экспертизе», который хотя и вступит в силу 25.08.2025 г, но был принят уже в феврале этого года; Не указано обязательство по проведению ОВОС, несмотря на потенциальное значительное влияние на природу и климат, и продолжающиеся требования активистов провести такую полномасштабную экспертизу. Несоответствие #международным правовым обязательствам #Узбекистана: ✅ Принцип 17 #Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (1992 г.), который стал частью обычного международного права (customary international law): Обязывает проводить оценку воздействия на окружающую среду для проектов с потенциальным серьёзным экологическим воздействием. ✅ Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (#Орхусская конвенция,1998 г.) (ратифицирована Узбекистаном в марте 2025 г, вступила в силу - в июне 2025 https://lex.uz/ru/docs/7424711): Гарантирует право граждан на доступ к экологической информации и участие в принятии решений, затрагивающих окружающую среду (https://unece.org/DAM/env/pp/documents/cep43r.pdf). ✅ Замечание общего порядка №36 (2019 г.) Комитета ООН по правам человека к статье 6 Международного пакта о гражданских и политических правах: Признаёт обязанность государств защищать #право на #жизнь от экологической деградации (пункты 26 и 62). А ведь в соответствии со ст. 15 Конституции: Международные договоры Республики Узбекистан наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы Республики Узбекистан. Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора Республики Узбекистан. 2. Риски принудительных выселений и отсутствие гарантий жилищных прав Проблемные положения Постановления №490: ⚠️ П. 6(а): требует прекращения прав землепользования и регистрации участков как «свободных» для передачи инвестору; ⚠️ Последнее предложение п. 6: обязывает инвестора перечислить $5 млн в бюджет Ташкентской области для компенсации, но без гарантии, что пострадавшие получат её напрямую и в полном объёме, и что компенсация будет адекватной; ⚠️ П. 8(а): классифицирует проект как «социально значимый», создавая основания для возможного принудительного изъятия земли под видом общественного интереса. Несоответствие международным стандартам жилищных прав: ✅ Статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП): Закрепляет право каждого на достаточный уровень жизни, включая право на жильё. ✅ Замечание общего порядка №7 (1997 г.) Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам к статье 11 МПЭСКП: п. 13 — выселения недопустимы без адекватного уведомления, консультаций и правовых гарантий; п. 15 — выселения не должны приводить к бездомности или уязвимости. ✅ Основные принципы и руководящие положения по выселениям, связанным с развитием (Приложение к Докладу Специального докладчика ООН по вопросу о праве на жилище, документ A/HRC/4/18, 2007 г.): Требуют проведения #предварительных оценок последствий, раскрытия информации, индивидуальных компенсаций и правовых механизмов защиты. 3. Выводы и рекомендации ‼️ Постановление №490 позволяет реализовать крупный инвестиционный проект в обход базовых норм по защите прав человека и окружающей среды: Не требует экологической экспертизы и оценки воздействия; Не гарантирует справедливую, прямую компенсацию пострадавшим; Не предусматривает механизмов обжалования и правовой защиты; Использует термин «социально значимый» для оправдания коммерческого проекта. ⚠️ Это может привести к нарушениям международных обязательств Узбекистана в рамках МПЭСКП, МПГПП, Орхусской конвенции и Принципа 17 Декларации Рио, который стал частью обычного международного права (customary international law). Рекомендуемые неотложные меры: ⛔ Приостановить реализацию Постановления №490 до: Проведения независимой экологической экспертизы и оценки воздействия на жилищные права. Внести поправки в Постановление: Включить обязательность соблюдения Закона об экологической экспертизе (2025); Гарантировать индивидуальные компенсации и правовую помощь пострадавшим; Обеспечить прозрачные общественные консультации до отчуждения земель. ⚖️ Обеспечить судебный контроль за процедурами выселения и компенсации: Гарантировать пострадавшим доступ к эффективным средствам правовой защиты. ✊ Уважение к #ПравамЧеловека и #защите #окружающей среды должно стать основой любого инвестиционного проекта — даже самого амбициозного. unece.org
Двойные стандарты, неприемлемые для Чарвакского водохранилища и окрестностей
Galina Fimasobak
Чарвак - это не про собственность, не про деньги, Чарвак - это про единственный источник питьевой воды. Хотя не все так думают. Бизнесмены считают что все имеет свою цену, и все можно купить. Например, можно купить чью-то почку или сердце. В данном случае- это наши почки и наше сердце. Потому что речь о том, что мы будем пить, с какими примесями. А деньги получит кто-то другой. Не стоит уповать на очистные сооружения. На Байкале много лет работал целлюлозный комбинат, но его закрыли в 2013 году. Потому что он загадил озеро. Хотя там были очистные сооружения. Заметьте, сколько в том регионе источников пресной воды. И все равно вынуждены были закрыть комбинат! А у нас единственная речушка Чирчик и единственное водохранилище, которое ставится сейчас под угрозу!
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Gulsara Shermatova
Опять есть ТРЕБОВАНИЯ, а выполнения не будет по Чарваку тоже. Минэкологии нужно разогнать, зарплату за годы невыполнения обязательств заставить вернуть в бюджет. Это Министерство не охраняет даже стратегически важные объекты! Надо же оправдывать строительство пляжей на водохранилище- единственном источнике питьевой воды!
Полувековой юбилей Зарафшанского национального природного парка с непростой историей
Однолько Ангелина
Будем надеяться, что на охраняемой территории не будет допущено строительство никаких гостевых домиков и гостиниц. И огромная благодарность сотрудникам заповедной зоны и общественности Самарканда за труд и бдительность.
В Узбекистане — чилля. Установилась жара плюс 40-42 градуса. В пустынных регионах градусы выше
вован1
Побольше бы таких качественных репортажей
ГИССАРСКАЯ БАЛЛАДА
Каримов Р
И ещё самое главное. Среди красот этих гор в отдаленных кишлаках живут люди, не испорченные благами цивилизации. Очень простые и гостеприимные люди
Яллама — озеро в песчаном карьере
admin
Несколько групп в фэйсбуке организуют выезды на Ялламу.
Яллама — озеро в песчаном карьере
Анна
Как попасть на это прекрасное озеро? Спасибо