Диалоги проводятся с целью собрать все заинтересованные стороны по каждому речному бассейну для обсуждения совместных действий по рекам. Вот и в этот раз встретились водники из Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Казахстана, Узбекистана.
Как стимулировать внедрение водосберегающих технологий в сельском хозяйстве?
На этот вопрос отвечает Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по расширению механизмов стимулирования водосберегающих внедрения водосберегающих технологий в сельском хозяйстве». Оно принято 25 октября 2019 г., №ПП-4499.

Ниже приводится текст Постановления.
========================
В стране принимаются последовательные меры по кардинальному реформированию механизмов использования водных ресурсов, обеспечению их рационального и эффективного использования, поддержке и стимулированию внедрения водосберегающих технологий в отраслях экономики, а также улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель.
Принимаемые меры, а также механизмы государственной поддержки только в 2019 году позволили обеспечить внедрение водосберегающих технологий орошения дополнительно на 33,2 тыс. гектарах, что составило 44 процента от общей площади земель, на которых применяются подобные технологии.
Однако общая площадь применения водосберегающих технологий орошения составляет всего 75 тыс. гектаров, или 1,7 процента от общей площади орошаемых земель, что обуславливает необходимость дальнейшей активизации мер, направленных на расширение использования водосберегающих технологий в сельском хозяйстве и обеспечение эффективности использования водных ресурсов.
В целях дальнейшего расширения механизмов стимулирования внедрения водосберегающих технологий орошения и повышения эффективности использования водных ресурсов в сельском хозяйстве, а также улучшения плодородности сельскохозяйственных земель:
- Принять к сведению, что в соответствии с:
а) Указом Президента Республики Узбекистан от 17 июня 2019 года № УП-5742 «О мерах по эффективному использованию земельных и водных ресурсов в сельском хозяйстве» утверждены прогнозные показатели внедрения водосберегающих технологий на 253 381 гектаре посевной площади в течение 2019 — 2022 годов;
б) постановлениями Президента Республики Узбекистан:
от 27 декабря 2018 года № ПП-4087 «О неотложных мерах по созданию благоприятных условий для широкого использования технологии капельного орошения при производстве хлопка-сырца» производителям хлопка-сырца предоставляются субсидии на внедрение технологий капельного орошения в размере 8 млн сумов за один гектар посевной площади хлопка-сырца;
от 5 февраля 2019 года № ПП-4161 «Об организации деятельности Агентства по развитию виноградарства и виноделия при Министерстве сельского хозяйства Республики Узбекистан» для создания новых плантаций винограда предоставляются субсидии на внедрение технологии капельного орошения в размере 8 млн сумов за один гектар посевной площади винограда;
от 20 марта 2019 года № ПП-4246 «О мерах по дальнейшему развитию садоводства и тепличного хозяйства в Республике Узбекистан» для создания новых садов и тепличных хозяйств предоставляются субсидии на внедрение водосберегающих технологий орошения в размере не более 6 млн сумов за один гектар посевной площади.
Министерству водного хозяйства, Министерству сельского хозяйства Республики Узбекистан, Совету фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана, Совету Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятам областей обеспечить эффективное исполнение утвержденных прогнозных показателей по внедрению в 2020 году водосберегающих технологий орошения на 43 825 гектарах, в том числе на посевных площадях:
хлопчатника — на 24 859 гектарах;
плодовых культур — на 11 498 гектарах;
виноградников — на 4 987 гектарах;
других культур — на 2 481 гектаре.

- Установить с 1 января 2020 года следующий порядок государственной поддержки внедрения водосберегающих технологий орошения:
сельскохозяйственным производителям предоставляются субсидии на покрытие части расходов по внедрению водосберегающих технологий орошения, а также части процентных расходов по банковским кредитам, выделяемым на их закуп и строительство, согласно приложению № 1;
на импортные контракты, заключаемые сельскохозяйственными производителями в рамках работ по внедрению водосберегающих технологий орошения, не распространяются требования по проведению обязательной экспертизы и регистрации импортных контрактов, заключаемых получателями бюджетных средств.
Министерству финансов Республики Узбекистан начиная с 2020 года при формировании параметров Государственного бюджета Республики Узбекистан предусматривать необходимые средства для финансирования мероприятий, указанных в абзаце втором настоящего пункта, в соответствии с утвержденными прогнозными показателями.
- Возложить на рабочие группы по содействию внедрению водосберегающих технологий орошения, созданные в соответствии с постановлениемПрезидента Республики Узбекистан от 27 декабря 2018 года № ПП-4087 «О неотложных мерах по созданию благоприятных условий для широкого использования технологии капельного орошения при производстве хлопка-сырца», дополнительные задачи по осуществлению деятельности в области внедрения всех видов водосберегающих технологий орошения при производстве сельскохозяйственных культур.
- Определить, что:
а) приоритетными для обеспечения внедрения водосберегающих технологий орошения являются посевные площади, на которые подача воды осуществляется с помощью насосных станций и насосных агрегатов, в том числе из оросительных скважин и скважин вертикального дренажа;
б) с 1 января 2020 года отменяется порядок оказания за счет Государственного бюджета Республики Узбекистан финансовой поддержки сельскохозяйственным предприятиям, выращивающим хлопок-сырец для государственных нужд на низкоурожайных землях;
в) с 1 января 2022 года:
порядок покрытия за счет субсидий из Государственного бюджета Республики Узбекистан стоимости электроэнергии, потребляемой насосными агрегатами и оросительными скважинами для производства хлопка-сырца и зерновых колосовых, распространяется исключительно на сельскохозяйственных производителей, внедривших водосберегающие технологии орошения;
использование сельскохозяйственными производителями оросительных скважин и скважин вертикального дренажа организаций водного хозяйства для орошения сельскохозяйственных культур допускается при условии применения водосберегающих технологий орошения.
- Кабинету Министров Республики Узбекистан до 20 ноября 2019 года обеспечить разработку и утверждение адресной программы внедрения водосберегающих технологий орошения на 2020 год в разрезе видов сельскохозяйственных культур и водосберегающих систем орошения с указанием регионов и площадей посева.
- Министерству финансов совместно с Министерством водного хозяйства и Министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан в десятидневный срок разработать и внести в Кабинет Министров порядок возмещения части затрат сельскохозяйственных производителей на внедрение водосберегающих технологий орошения в соответствии с настоящим постановлением.
- Министерству экономики и промышленности совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли, Министерством водного хозяйства Республики Узбекистан, Ассоциацией «Узэлтехсаноат» и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок:
изучить имеющийся потенциал по расширению взаимной кооперации между отраслями промышленности в сфере производства комплектующих и запасных частей водосберегающих систем орошения;
сформировать конкретный перечень комплектующих и запасных частей водосберегающих систем орошения, подлежащих локализации, с учетом имеющихся сырьевых ресурсов;
внести в Кабинет Министров программу мер по локализации и расширению мощностей производства водосберегающих систем орошения и их комплектующих на 2020 — 2022 годы.
- Министерству иностранных дел Республики Узбекистан совместно с посольствами Республики Узбекистан в Государстве Израиль, Китайской Народной Республике, Республике Корея, Турецкой Республике и другими дипломатическими представительствами страны за рубежом обеспечить:
содействие органам государственного и хозяйственного управления в расширении внедрения водосберегающих технологий орошения, а также привлечении иностранных инвесторов для организации производства водосберегающих систем орошения и их комплектующих в регионах страны;
до 1 июня 2020 года ежемесячное внесение в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров информации о принимаемых мерах в рамках реализации настоящего пункта.
- Министерству энергетики совместно с Министерством водного хозяйства Республики Узбекистан до 1 января 2021 года обеспечить внедрение на насосных станциях водного хозяйства приборов учета, совместимых с Автоматизированной системой контроля и учета электрической энергии.
- Министерству водного хозяйства Республики Узбекистан:
а) совместно с Министерством сельского хозяйства и Министерством инновационного развития с привлечением ученых и экспертов в сфере сельского и водного хозяйства провести всестороннее изучение и анализ эффективности внедрения водосберегающих технологий орошения в 2019 году и на основе их результатов:
до 15 декабря 2019 года внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров информацию о результатах внедрения водосберегающих технологий орошения и мерах по дальнейшему повышению эффективности работ в данном направлении;
до 1 февраля 2020 года разработать и утвердить методические рекомендации по внедрению и использованию водосберегающих технологий орошения, а также критерии оценки эффективности их использования в зависимости от специфики регионов, орошаемых полей и видов сельскохозяйственных культур и их сортов;
б) при разработке проекта Концепции развития водного хозяйства в 2020 — 2030 годах предусмотреть:
основные направления и приоритетные территории внедрения водосберегающих технологий орошения на 2021 — 2025 годы, а также целевые ориентиры до 2030 года;
поэтапное повышение эффективности использования водных ресурсов и оптимизацию управления насосными станциями с учетом размеров площадей, на которых внедрены водосберегающие технологии орошения;
переход к порядку финансирования мероприятий по внедрению водосберегающих технологий орошения за счет привлечения грантов и долгосрочных льготных кредитов международных финансовых институтов и стран-доноров с внедрением механизмов погашения части расходов из Государственного бюджета Республики Узбекистан;
поэтапную передачу эксплуатации отдельных водохозяйственных объектов крупным сельскохозяйственным производителям, в том числе сельскохозяйственным кластерам;
в) совместно с Министерством сельского хозяйства, Министерством высшего и среднего специального образования, Советом фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана до 1 января 2020 года разработать план-график и программу обучения, предусматривающие проведение краткосрочных выездных курсов обучения сельскохозяйственных производителей по внедрению, эксплуатации и техническому обслуживанию водосберегающих систем орошения;
г) совместно с Министерством сельского хозяйства и Министерством финансов до 1 февраля 2020 года на основе анализа состояния и результатов реализации настоящего постановления внести в Кабинет Министров предложения об увеличении прогнозных показателей по внедрению водосберегающих технологий орошения сельскохозяйственных культур, а также источниках финансирования данных мероприятий;
д) совместно с Министерством экономики и промышленности, Министерством сельского хозяйства до 1 июля 2021 года разработать и внести в Кабинет Министров порядок использования сельскохозяйственными производителями оросительных скважин и скважин вертикального дренажа организаций водного хозяйства для орошения сельскохозяйственных культур с учетом введения требования по обязательному применению водосберегающих технологий орошения.
- Внести изменения и дополнения в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан согласноприложению № 2.
- Министерству водного хозяйства совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
- Рекомендовать Национальной телерадиокомпании Узбекистана и Национальному информационному агентству Узбекистана организовать в средствах массовой информации широкое освещение сути и задач настоящего постановления, а также процесса и результатов внедрения водосберегающих технологий орошения на местах.
- Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова и советника Президента Республики Узбекистан Р.А. Гулямова.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 25 октября 2019 года № ПП-4499
СУБСИДИИ
на покрытие части расходов по внедрению водосберегающих технологий орошения, а также части процентных расходов по банковским кредитам, выделяемым на их закуп и строительство
- Водосберегающие технологии орошения, при внедрении которых предоставляются субсидии:
а) капельное орошение — способ орошения сельскохозяйственных культур, при котором вода подается в прикорневую зону растений малыми порциями (капельно);
б) дождевальное орошение — способ орошения сельскохозяйственных культур, при котором вода подается способом дождевания, максимально имитирующим естественный природный дождевой полив, над поверхностью почвы и растениями, в частности:
система широкозахватного дождевального орошения (далее — система широкозахватного орошения) — система дождевального орошения, при которой вода подается с помощью самоходных широкозахватных агрегатов с круговым или фронтальным движением;
система «спринклер» — система дождевального орошения, при которой вода подается с помощью стационарных короткоструйных опрыскивателей;
в) дискретный способ орошения с лазерной планировкой земель (далее — дискретное орошение) — способ орошения сельскохозяйственных культур, при котором вода подается по гибким поливным трубопроводам сериями импульсов, перемежающихся паузами, с предварительным выравниванием земли автоматизированными планировочными агрегатами с лазерной установкой.
- Размеры субсидий:
- Размер субсидии на покрытие части расходов по внедрению водосберегающих технологий орошения определяется путем произведения ее базовой расчетной величины и коэффициента в зависимости от вида сельскохозяйственной культуры и балла бонитета земли в соответствии с настоящим разделом.
- Базовые расчетные величины субсидий устанавливаются за каждый гектар посевной площади в размере:
8 млн сумов — для систем капельного орошения;
4 млн сумов — для систем дождевального орошения;
1 млн сумов — для дискретного орошения.
- Коэффициенты в зависимости от видов сельскохозяйственных культур и баллов бонитета земель, а также размер субсидии на покрытие части процентных расходов по банковским кредитам, выделяемым на закуп и строительство водосберегающих систем орошения.
============================
От SREDA.UZ: далее следует таблица: виды орошения, коэффициенты из расчета баллов бонитета земель; покрытие части процентных расходов по банковским кредитам за счет средств Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности.

Источник — http://lex.uz/ru/docs/4568386
Фото Наталии ШУЛЕПИНОЙ
|
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Вода
Процесс присоединения к Конвенции ЕЭК ООН о трансграничном воздействии промышленных аварий не прост. Приходится решать много самых разных задач, начиная от инвентаризации опасных объектов до предотвращения загрязнения вод.
Водный кодекс Республики Узбекистан утвержден 30 июля 2025 года. Вступил в силу — 31 октября 2025 года. На сайте Министерства юстиции размещены тексты Водного кодекса на узбекском, русском и английском языках.
Чиновники обосновали отказ тем, что подавать жалобы на проект могут только жители той страны, которая получает финансирование на проект от Всемирного банка. Использована формальная причина, чтобы избежать обсуждения экологических и социальных проблем региона.
Вместе реагировать на вызовы — с такой инициативой «Команда Европы» обратилась к странам Центральноазиатского региона. Приоритетны вопросы воды, энергетики и изменения климата. При этом упор делается на усиление регионального сотрудничества.
Подписано Межправительственное соглашение о совместном управлении и рациональном использовании трансграничных водных объектов. Для реализации Соглашения будет создана Межправительственная казахстанско-узбекская комиссия.
На Конференции Сторон Протокола ЕЭК ООН по воде и здоровью в Будапеште подведены итоги за прошедший период и принят ряд важных решений по реализации в 2026-2028 годы. Репортаж из Будапешта — от SREDA.UZ.
В бассейне Арала реализуются 42 экологических проекта. Прорабатывается возможность запуска двух грантовых региональных проектов при поддержке Всемирного банка. Эти и другие вопросы обсуждены на Правлении МФСА.
Подписан Меморандум о взаимопонимании между Исполкомом МФСА и Международной комиссией по ирригации и дренажу.Представлена информация о подготовке первого Всемирного форума по водосбережению в Ташкенте.
Только что закончены репортажи из экспедиции от верховий до низовий Амударьи. Много фотографий не вошли в репортажи. Покажем вдогонку еще Амударью и пустыню Кызылкум.

Совет директоров Всемирного банка отказался от расследования по Рогунской ГЭС
admin
Что-то вы слишком критичны. Это же не роман. Все понятно. По процедуре Всемирного банка рассматриваются жалобы из стран, где проект. Кто ж из таджиков будет жаловаться? А то, что страны ниже по течению будут недополучать воду в течение по меньшей мере десятка лет, пока заполнится водохранилище, банк не волнует.
Совет директоров Всемирного банка отказался от расследования по Рогунской ГЭС
Евгений
Какой канцелярско-невнятный стиль изложения .
Четыре истины для «Саммита правды»
Ангелина Борисовна Однолько
Эта публикация достойна того, чтобы её перепечатки все официальные и неофициальные СМИ. Главный вывод: все беды это результат БЕЗУДЕРЖНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ . Если бы наши деды увидели, что мы выбрасываем, не избежать нам их проклятия. Мы слишком быстро привыкли идти на базар без сумок и полотняных мешочков для круп, слишком быстро привыкли к горячей воде из крана, возненавидели любую жизнь рядом с домом, уничтожили всех , кто посмел ползать, прыгать и летать. К сожалению, мы, люди, изменимся только тогда, когда снова, как и тысячу лет назад , нам нужно будет предолевать голод, холод, жажду.
Линия защиты по стене и крыше от тех, кто «оттуда»
Ангелина
Странно, что мы еще можем три часа отстаивать законы государства. Странно, что мы еще пишем такие статьи. Странно, что мы можем в открытую снимать должностное лицо, совершающее преступление - кувалдой сбивающее чужой замок. В детском саду в этом случае говорили: а если я к тебе приду и стану замок на дверях сбивать? Странно, что в это же самое время проходят в нашей же стране международные встречи, конференции, до мировой общественности старательно доносится мысль: Узбекистан - правовое государство.
Заточить в темницы жителей ташкентских высоток — это лихо
Ангелина
У меня дома хранится очень интересный документ: штраф за сооружение крыльца, то есть входа, в частный дом, расположенный в районе одноэтажных домов возле базара Тезиковка на бывшей улице Чапаева, в котором жила моя бабушка. Сколько живу, так и не могу догадаться, каким образом некий надзорный орган в 40-ые годы смог обнаружить это крыльцо частного дома, расположенного внутри двора за забором более 2-х метром. Ситуация изменилась на 180 градусов. Теперь мы не можем найти этот надзорный орган, чтобы его сотрудники выглянули из окна и посмотрели на высотки, видные почти из любой точки Ташкента. Живу на 4-м этаже четырехэтажного дома. Год назад мой сосед воздвиг пятый этаж. Единственно, чего я добилась, чтобы на крышу поднялся руководитель Управляющей компании. Но он по его собственному признанию не является специалистом в строительстве. Так и живу со страхом - когда моя крыша не выдержит.
ДЫМИТ АНГРЕНСКАЯ СВАЛКА
Эколог
Наталия ШУЛЕПИНА sreda.uz, 28.6.2013г Пишу - 07.11.2025 год ....то что Вы писали все также или хуже.
Слабо помыть московские высотки в Ташкенте?
Ангелина Борисовна Однолько
Специально подходила и трогала руками в жаркий летний лень стены новостроек, покрытые прозрачным пластиком, похожим издалека на стекло. Руку держать даже секунду тяжело - очень горячо. А потом мы говорим, что стало жарко. Жарко не потому, что климат меняется , а потому что безграмотные строительные решения подогревают воздух, как в печке. Все больше стекла и бетона, который греется неимоверно. Все больше требуется энергии на охлаждение и отопление воздуха внутри. А люди, принимающие решения живут в загородных домах с садом и огородом и поливом в любое время суток.
На леднике Федченко (Ванчях) международная экспедиция установила летом 2025 года три автоматические станции
Ангелина
Какая красивая и глубокая метафора: ледник - это книга, которую надо успеть прочитать!!! Такая информация не просто радует, она заставляет вновь обрести веру в человечность, в неукротимую жажду познания. Не разрушение, а созидание - вот наш девиз. Наш - людей на планете Земля!!!
Амударья для биоразнообразия. Экспедиция по Узбекистану: от Бухары до низовий (часть 3)
Ангелина
Очень емкая экспедиция, требующая широкого кругозора в освещаемой теме. Слова восхищения автору - Наталье Шулепиной. Даже в праздники Вы не позволяете себе отдыхать! Меня же, как читателя, поразило насколько сложно устроена система водопользования. И второй тезис: никакие теории не помогают, никакие технологии не спасут, если воды просто НЕТ. Известно, что есть островные государства на Земле, которые всерьез задумываются о покупке земли на материке для своих граждан в связи с угрозой затопления. Не возникнет ли такая необходимость и в Узбекистане, если проживание в бывших низовьях Амударьи и Сырдарьи станет просто невозможным.
Ежи не будут ползать по жд-расписанию в Зарафшанском национальном природном парке
вован1
для прохода животных - под насыпью должны быть проложены широкие трубы. Как делается во всех цивилизованных странах